Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.
В Республике
Беларусь насчитывается 331 гостиница
и аналогичных средств
В соответствии с программой развития туризма на 2011 - 2015 годы особое внимание будет уделено строительству гостиниц в таких туристических центрах, как Несвиж, Полоцк, Туров, Браслав, Нарочь, Новогрудок, Кореличи с возможностью единовременного размещения не менее 3 - 4 автобусных групп туристов (150 - 200 койко-мест) как минимум двух типов размещения: молодежные хостелы и комфортабельные гостиницы (3 звезды) [6, с. 8].
Наблюдается нестабильная динамика и даже уменьшение количества санаторно-курортных, оздоровительных организаций и других специализированных средств размещения - с 318 объектов в 2000 году до 315 объектов в 2008 году [9, с. 55].
Несмотря
на то, что количество объектов придорожного
сервиса постоянно
Зарубежный опыт организации придорожного сервиса показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается только за счет создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции.
Придорожный сервис - низкорентабельный бизнес с низкими доходами. Низкая рентабельность обусловлена, в первую очередь, невысоким спросом на услуги придорожного сервиса.
Как показывает международный опыт, рентабельная работа объектов придорожного сервиса и рост доходов от их функционирования достигается при интенсивности движения на автомобильных дорогах более 8 тыс. автомобилей в сутки. В то же время интенсивность движения на белорусских автодорогах в среднем 2 - 3 тыс. автомобилей в сутки.
В программе развития туризма на 2011 - 2015 годы особое внимание обращено на создание комплексов на базе существующих АЗС на всех республиканских автомобильных дорогах, обустроив их мини-мотелями, кемпингами, гостиницами, площадками для отдыха, автостоянками, объектами торговли, пунктами питания, санитарно-гигиеническими местами, в том числе стационарными туалетами (пример: гостиничный комплекс «Веста») [6, с. 9].
Наиболее
перспективными направлениями развития
туристической отрасли
- транзитный и трансграничный туризм;
- деловой туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- спортивный туризм;
- рекреационный и оздоровительный туризм;
- агроэкотуризм;
- водный туризм.
Развитие транзитного и трансграничного туризма - основной резерв для увеличения экспорта туристических услуг в краткосрочной перспективе.
Опыт разных стран показывает, что успех их развития предрешен, если широко использовать общую историю и традиционные культурные связи, принцип добрососедства, сходство природных условий на основе международных договоров.
Хороший пример грамотного использования соседских отношений -Еврорегион «Неман», созданный на территории Литвы, Польши и Беларуси. С помощью программы TACIS идет изучение состояния региона и оценка его возможностей. Общие туристические проекты с соседними государствами выгодны и в том плане, что способствуют получению помощи международных организаций - Всемирной туристской организации, комиссий Европейского сообщества и др. Интересный проект - некогда знаменитый путь «Изваряг в греки». [10, с. 110].
Убедительным примером служит использование природного наследия у нас и наших соседей в Польше. У Беларуси и Польши есть две основные и общие достопримечательности природы: Беловежская пуща и Августовский канал.
Беловежская пуща на территории Польши занимает площадь примерно в 5 раз меньшую, чем у нас, но польская сторона принимает и обслуживает в 5 раз больше туристов на своей территории пущи, чем белорусы на принадлежащей им части заповедника (Польша приняла 300 тыс. туристов в Беловежской пуще, Беларусь - 67 тыс.) [11].
Августовский канал соединяет реки Вислу и Неман и тем самым дает возможность совершать путешествия водным путем из Западной Европы (из Германии через Польшу, Беларусь и Литву возвратиться в Балтийское море).
Столь весомые туристические активы, как Беловежская пуща, Августовский канал, Новогрудок и Мир, Брестская крепость-герой являются хорошими предпосылками для инвестиций.
Развитию
трансграничного туризма
Учитывая,
что количество граждан из других
стран, прибывающих в Беларусь с
деловыми намерениями значительно
превышает число иностранных
туристов (т.е. находящихся на территории
республики не менее 24 ч и оформленных
через туристическую фирму), целесообразно
развивать деловое направление
туристической отрасли за счет оказания
туристических и экскурсионных
услуг для участников международных
конгрессов, конференций, симпозиумов,
международных смотров научно-
Использование
богатого историко-культурного наследия
Республики Беларусь и общности истории
и культуры Республики Беларусь со
странами-соседями является основанием
для развития культурно-познавательного
туризма за счет формирования туристических
и экскурсионных маршрутов для
разных категорий населения по местам
важных исторических событий и деятельности
выдающихся исторических личностей, проживающих
на территории нашей республики; организации
ностальгических туров для
Рост
популярности здорового образа жизни,
спортивные традиции, доступность использования
имеющейся туристической
Эффективное
и рациональное использование природных
ресурсов и имеющаяся туристическая
индустрия служат основой для
развития рекреационного и оздоровительного
(медицинского) туристического направления
на базе имеющихся санаторно-курортных
и оздоровительных организаций
с расширением спектра
Высокое
качество предоставляемых медицинских
и оздоровительных услуг, сравнительно
низкая стоимость путевок способствуют
росту туристических потоков
россиян и граждан
Агроэкотуризм в Республике Беларусь является одним из перспективных направлений. Рост городского населения, процесс урбанизации приводит к концентрации населения. Жители крупных городов остро чувствуют необходимость в смене обстановки для восстановления затрат физических и духовных сил. Все это может способствовать развитию агроэкотуризма, который может увлечь, в первую очередь, вчерашних школьников и студентов, а также граждан, активно путешествующих по миру, подверженных в большей степени влиянию общеевропейскому, где экология сегодня в сознании людей очень высоко ценится. Агроэкотуризм это не только один из способов остановить процесс разрушительного воздействия на природу, но и довольно прибыльный вид бизнеса. Предпосылками его развития служат наличие в сельской местности свободного жилого фонда, либо строительство специальных агротуристических объектов - средств размещения туристов («национальные деревни», «дома охотника/рыбака», «культурные центры», «аграрные парки» и т.п.), выполняющих функцию сельских гостиниц. Для организации этого вида туризма нужны минимальные затраты, например, организовать экологические тропы, оборудовать места для фотоохоты и наблюдения за представителями дикой фауны.
В качестве универсальной модели, которая вмещает в себя все основное многообразие сельского туризма, можно рекомендовать модель, предложенную Всемирной туристской организацией (рисунок 1).
Чтобы убедиться в правильности выбранных направлений развития туристической отрасли необходимо всесторонне изучать ситуацию, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы с помощью SWOT-анализа.
Современная обстановка требует улучшения качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями стандартизации, сертификации, лицензирования туристической деятельности.
Особого
внимания требует Интернет, который
становится сегодня все более
востребованным источником информации
и, согласно статистике, является самым
популярным средством при поиске
туристических туров и
Базируясь
на положениях Генерального соглашения
по торговле услугами (ГАТС), в туристической
отрасли инновационные
1. Внедрение инноваций, связанных с развитием предприятия и туристического бизнеса в системе и структуре управления, включая реорганизацию, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий; кадровой политики (обновление и замена кадрового состава, система повышения квалификации, переподготовка и стимулирование работников); рациональной экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности, обеспечивающих устойчивость положения и развития предприятия);
2. Инновации в маркетинге, позволяющие охватывать потребности целевых потребителей или привлекать не охваченных на данный период времени клиентов;
3. Продуктовые инновации, направленные на изменение
потребительских свойств туристического продукта, его позиционирование и
дающие конкурентные преимущества.
Инновационные
технологии в туристической отрасли
направлены на создание нового или
изменение существующего
От правильного
построения и эффективной реализации
туристической политики зависят
роль и место конкретного
Потребность в разделении полномочий и обязанностей можно объяснить поставленными перед органами туристической администрации целями.
Главную
цель в развитии международного туризма
специализированное министерство видит
в формировании современного высокоэффективного
и конкурентоспособного туристического
комплекса. В то время как ведомство,
отвечающее за маркетинговую деятельность,
направляет свои усилия на создание положительного
имиджа страны на мировом рынке туризма
и повышение привлекательности
национального рынка для
3.2. Оценка рисков
Реализация программы развития туризма на 2011 - 2015 годы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести:
1.Макроэкономические
риски, связанные с
2.Финансовые
риски, связанные с
3.Техногенные
и экологические риски.
4. Геополитические
риски. На развитие сферы
5. Международные
риски. Успешное