Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.
- неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
- отсутствие практики создания субъектами Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
- практическое отсутствие до 2002 года государственной не коммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах [2, с. 129].
Не отвечает требованиям времени система государственного управления и регулирования сферой туризма и его нормативно-правового и организационного обеспечения. Отсутствует действенный механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов. Отсутствие единой эффективной системы статистического учёта и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается.
В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристском рынке. Слабо развита система маркетинга национального туристского продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристский рейтинг Республики Беларусь, отсутствует реальное сотрудничество с зарубежными фирмами и международными туристскими организациями.
Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждается в реконструкции. Не сформирована целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы туризма.
Не определены потребности в специалистах различных уровней. Не разработан полный перечень туристских профессий и квалификационных требований к ним. А научные исследования проблем развития туризма не носят инициативный и систематический характер [3, с.211].
Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризм у статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современного конкурентоспособного туристского комплекса.
Среди множества существующих способов государственного регулирования туризма следует выделить, прежде всего, такие, как:
- создание нормативно-правовой базы туризма;
-лицензирование и стандартизация отрасли, сертификация туристского продукта;
- защита прав туристов и поддержка национальных туроператоров и турагентов;
- содействие разработке и продвижению национального туристского
продукта на внутреннем и международном туристских рынках;
- участие в процессе подготовки и переподготовки кадров для этой сферы;
- содействие развитию рыночных исследований в области туризма;
- бюджетное, кредитное, инвестиционное, налоговое и таможенное регулирование.
Свою главную цель при проведении туристской политики государство видит в формировании высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Перед каждой страной, заинтересованной в развитии въездного туризма, стоит задача повышения привлекательности национального туристского рынка для иностранных туристов.
Как и любая иная отрасль экономики, туризм не может развиваться без надлежащей нормативно-правовой базы, без координации со стороны государства. Действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере туризма, являются:
Закон Республики Беларусь «О туризме» от 25.11.1999 г. № 326-3;
указы Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 371 "О мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" и № 372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь", от 2007 г. № 667 "О порядке изъятия и выделения земельных участков" и др.
Органом государственного управления в сфере туризма в Беларуси является Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, которое осуществляет руководство туризмом согласно положению «О Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь», проводит государственную политику в области туризма, разрабатывает концепции и программы развития туризма. (рисунок ) [16,c.37]
Рисунок 1 – Схема управления туризмом
Курирование туризма в системе отрасли возложено на заместителя министра и управление туризма.
В целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, туристских предприятий и организаций Республики Беларусь по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в республике, повышения его экономической эффективности, формирования здоровой конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристских услуг 17 мая 2002 г. создан Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь [4, с.94].
С целью содействия развитию туризма в Республике Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.08.2005 г. №
927 была утверждена государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (первая Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2001 – 2005 годы была принята в августе 2005 г.).
Цель
Государственной программы –
создание благоприятных условий
для формирования эффективного конкурентоспособного
туристического рынка, способного обеспечить
широкие возможности
Задачами
Государственной программы
совершенствование
системы подготовки кадров в сфере
туризма, создание конкурентоспособных
туров и туристических
продвижение национальных туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках;
развитие объектов туристической индустрии;
повышение качества туристических и сопутствующих услуг, их реализация по конкурентным ценам.[9]
В последние годы в Республике Беларусь произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Ежегодно проводятся весенняя ярмарка туристских услуг «Отдых» в апреле и международная туристская биржа «Турбизнес» в ноябре. На 1 января 2012 г. 168 субъектов имели лицензию на осуществление туроператорской деятельности, 304 –турагентской деятельности, 805 - туроператорской и турагентской деятельности.
Качественный скачок наблюдается в деле продвижения белорусского турпродукта за границу. Туристические агентства и субъекты хозяйствования систематически представляют отечественный тур продукт на национальных и международных выставках, организуют инфотуры по Беларуси для иностранных журналистов и туроператоров [10, с.55]
Отечественному
туризму нужны иностранные
необходимо разработать четкие правили игры на туристическом рынке для всех участников. Привлечь зарубежных инвесторов можно более выгодными, чем в соседних странах условиями ведения бизнеса. В первую очередь правительство планирует сделать более доступными земельные участки под строительство, атак же подготовить пакет инвестпроектов. В стране принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав зарубежных инвесторов на территории республики.
В Беларуси создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, работа которого ориентирована на улучшение инвестиционного климата.
Создается также национальное агентство по инновациям и инвестициям. Функционируют шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности. Огромное внимание уделяется формированию конкурентоспособного и рационально функционирующего банковского сектора, пользующегося доверием населения и отвечающего потребностям реального сектора экономики. Следует отметить, что правительством усилена работа по предоставлению иностранным банкам возможности расширения масштабов их деятельности в Беларуси (сегодня в Республике Беларусь действуют 9 банков со стопроцентным иностранным капиталом).
Эти меры должны увеличить динамику въездного туризма, который сегодня серьезно уступает выездному туризму. В 2011 г. численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь составила 91587 человек, а численность туристов, выехавших за рубеж - 380349 человек. Прогнозируется следующая тенденция в динамике прибытий в Республику Беларусь: 281276 –за 2015 г. и 421914 – в 2016 г. [2, 6] .
2 Особенности туристической инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма
2.1. Особенности туристической инфраструктуры в Республике Беларусь
Туристическая деятельность является частью как экономической, так и социальной сферы.
Развитие
туристической отрасли способно
оказать экономическое влияние
на страну, в котором она развивается,
на окружающую инфраструктуру, а также
на потребительский рынок и другие
сферы предпринимательской
Наличие достаточно развитой туристической индустрии позволяет решить проблему занятости населения, так как туризм является одной из самых трудозатратных отраслей, не поддающихся в большинстве случаев механизации и автоматизации.
Например, в гостиничном бизнесе средний показатель занятости составляет в среднем 3 человека обслуживающего персонала на 10 туристов (от 2 до 5 человек, в зависимости от категории гостиницы: чем выше уровень гостиницы, тем больше трудозатраты). Это достаточно высокий показатель. В гостиницах пяти звездной категории на обслуживании 1200 человек бывает занято свыше 600 работников. Довольно трудно автоматизировать и труд экскурсоводов, гидов, инструкторов по туризму. По статистическим данным Всемирной туристской организации, каждое пятнадцатое рабочее место в мире сегодня дает туристическая отрасль [2, с.36].
Сам характер
туристической отрасли как
Определение
приоритета развития туристической
отрасли и ее государственная
поддержка в Республике Беларусь
могут содействовать увеличению
притока иностранных
Под инфраструктурой
туризма понимают комплекс сооружений,
инженерных и коммуникационных сетей,
смежных индустрии туризма
Туристическую
инфраструктуру рассматривают также
как комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающий
нормальную деятельность предприятий
туристической индустрии и
При определении инфраструктуры туризма следует придерживаться более широкого функционального подхода, который представлен в таблице 1 на основании данных [4, с. 23].
Таблица 1 - Состав инфраструктуры туризма
Инфраструктура туризма | |||
Общая |
Специфическая | ||
Производственная |
электросети, газоснабжение, водоснабжение, связь и телекоммуникации т. д. |
Созданная человеком |
Созданная природой |
Социальная |
жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, бытовое обслуживание и др. |
Основная: -транспорт, -средства размещения, -предприятия питания, -турфирмы и др. |
Природные туристические ресурсы |
Институциональная |
налоговая система, кредитная система, система страхования и др. |
Дополнительная: -объекты показа, -объекты развлечений, -спортивные сооружения и др. |
|
Экологическая |
учреждения, сооружения и объекты, предназначенные для охраны окружающей среды |
|