Развитие туризма в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие туризма РБкуосач 5.doc

— 137.58 Кб (Скачать файл)

    — эффективное использование  водных систем Августовского  канала, канала Огинского, Днепро-Бугского канала с последующей разработкой трансграничных водных туристских маршрутов, соединяющих Беларусь с Польшей, Литвой, Украиной и Россией;

    — реализация совместных проектов, направленных на усиление природоохранного  потенциала в регионе Беловежской  пущи, введение в действие пешеходного  перехода для туристов на территории  Беловежской пущи.

Большое значение Беларусь придает межгосударственному  сотрудничеству в области туризма  в рамках Содружества Независимых  Государств. К сожалению, в последние  годы здесь наблюдается значительное снижение активности стран СНГ. Об этом свидетельствует тот факт, что  за период с 2002 по 2011 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета по туризму стран СНГ. Кроме того, решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только разработка конкретных мер по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.

Следует отметить, что на сегодняшний день не все статьи Соглашения о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 г., на основании которого и был  создан Совет по туризму стран  СНГ, реализованы в полной мере [2, с. 270]. Так, все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств — участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристские маршруты, недостаточно активно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристских регионов.

Принимая  во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые требуют совместного  решения на межгосударственном уровне, целесообразным было бы расширение туристского  взаимодействия в рамках СНГ по следующим  стратегически важным направлениям:

    — введение единой туристской  визы (ее несомненное удобство  в том, что, к примеру, по  комбинированному маршруту Киев—Минск—Санкт-Петербург  турист может проследовать по  одной визе, открытой в данном  случае в украинском посольстве), что будет способствовать значительной  активизации въездных туристских  потоков в страны СНГ;

    — введение единых стандартов  туристского обслуживания, единой  системы профессиональной подготовки  и повышения квалификации туристических кадров;

    — совместное формирование межрегионального  туристского рынка, реализация  Соглашения о свободной торговле  туристскими услугами на пространстве  СНГ, упрощение туристских формальностей  (в том числе пограничных, таможенных  и пр.);

    — согласование методик сбора  и обработки статистических данных  стран СНГ в области туризма;

    — расширение взаимного участия  в рекламно-информационных и научно-практических  мероприятиях: конференциях, семинарах,  симпозиумах, ярмарках, выставках;

    — формирование конкурентоспособного  туристского комплекса стран  СНГ посредством повышения эффективности  освоения туристских ресурсов, создания  интегрированного конкурентоспособного  туристского продукта, его совместное  продвижение на международном  рынке (например, участие единым  стендом Беларуси, России, Украины  на международных туристских  выставках, что усилит внимание  к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);

    — развитие транспортных и  информационных коммуникаций, распространение  современных технологий в организации  транзитного туризма;

    — заключение межправительственных  и межведомственных Соглашений  между странами СНГ о сотрудничестве  в сфере туризма;

    — формирование единой базы  данных о туристских возможностях  стран СНГ и ее последующее  использование для создания Единой  туристско-информационной сети (ЕТИС);

    — осуществление мер по обеспечению  безопасности туристов, создание  унифицированной системы их страхования;

    — осуществление комплекса мероприятий  по приоритетному развитию социально  направленных видов туризма в  рамках стран СНГ: молодежного,  детского, познавательного и др.;

    — учреждение отраслевого научно-практического  периодического издания (журнала  «Туризм в СНГ»).

Среди современных  тенденций развития мирового туристского  рынка особого внимания заслуживают  процессы регионализации. Эволюция интеграционных процессов в Европе на повестку дня  выдвинула такую форму сотрудничества, как евро регионы.

Развитие  туризма в рамках евро регионов является весьма актуальным и перспективным направлением, важным инструментом повышения международного сотрудничества. Туризм включен в число основных направлений деятельности всех евро регионов, соучредителем которых является Республика Беларусь: «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща», «Днепр» [11]. Основными преимуществами регионального объединения в области туризма являются:

— объединение  финансовых возможностей стран;

    —  развитие туристской инфраструктуры  и формирование единого туристского  пространства;

    —  эффективное освоение совместного  историко-культурного наследия;

    —  развитие межгосударственных культурных  связей;

    —  создание новых рабочих мест.

Приоритетными направлениями развития туризма  в рамках еврорегионов являются:

    —  организация трансграничных туристских  маршрутов, включающих посещение  туристских объектов пограничных  государств;

 — развитие  туристских центров, туристской  инфраструктуры и туристских  маршрутов в регионах, упрощение  процедуры выдачи виз;

    —  дальнейшее развитие инфраструктуры  в зоне пограничных переходов,  упрощение процедуры перемещения  здесь туристов;

— активизация  сотрудничества в образовательной  и культурной сферах в приграничных регионах в целях привлечения  туристов из соседних государств: фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и пр. (например, проведение Международных  фестивалей славянской кухни, дальнейшее развитие шведско-латвийско-белорусского проекта «Панорама "Двина/Даугава"» и др.).

Таким образом, межрегиональное сотрудничество имеет  хороший потенциал для активного  взаимодействия стран в сфере  туризма.

Рассматривая  вопросы международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере туризма  на различных иерархических уровнях, необходимо определить приоритетные направления  взаимодействия на уровне отдельных  ассоциаций, предприятий и организаций  индустрии туризма. Основными направлениями  активизации сотрудничества в этой области являются:

    —  расширение членства в различных  международных организациях и  ассоциациях (Всемирной туристской  организации, Международной ассоциации  воздушного транспорта и др.);

    —  сотрудничество с посольствами  и консульствами различных государств, зарубежными тур-операторами, авиакомпаниями, гостиничными цепями;

    —  участие в международных выставочных  мероприятиях как на территории  Республики Беларусь, так и за  рубежом.

К сожалению, функционирующие в настоящее  время в республике общественные организации и объединения в  сфере туризма недостаточно активно  работают в сфере налаживания  международных связей.

Необходимо  расширять международное сотрудничество белорусских общественных объединений  в сфере туризма с их зарубежными  коллегами (например, с многочисленными  российскими ассоциациями в сфере  туризма: Ассоциацией содействия туристским технологиям (АСТТ), Российской ассоциацией делового туризма (РАДТ), Российским союзом туриндустрии (РСТ), Московской ассоциацией туристских агентств (МАТА), Гильдией журналистов, пишущих о туризме (UJETRUS) и др.). Примером такого сотрудничества является деятельность белорусского общественного объединения «Агроэкотуризма», успешно реализующего в республике международные проекты по развитию сельского туризма [3].

Таким образом, предлагаемый перечень мер по активизации  деятельности Беларуси на международной  арене в сфере туризма будет  способствовать повышению ее международного авторитета, укреплению экономического потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Основные направления и механизмы задач развития отрасли туризма в Республике Беларусь: оценка рисков

 

 

3.1. Основные направления развития отрасли туризма в Республике Беларусь

 

 

Слабое развитие инфраструктуры, сферы услуг и сервисного обслуживания в местах отдыха и на туристских маршрутах затрудняют развитие туристического рынка в Республике Беларусь. Формула туристического рынка - увеличение продолжительности пребывания туриста в местах отдыха и в целом в стране, получение максимальной экономической выгоды через развитие инфраструктуры, а следствие этому расширение количества предлагаемых услуг.

Например, в Чехии есть местечко Глубоко, где  расположен замок приблизительно такого же класса, как Мирский замок. Вот  как выглядит инфраструктура вблизи замка в Чехии: 76 баров и ресторанов, фитнес-центр, теннисные корты, крытый бассейн, множество сувенирных ларьков, 6 отелей различной категории. В этом местечке проживает около 5 тыс. жителей.

Чем в  межсезонье или непогоду может заняться отдыхающий на Браславских озерах или о. Нарочь? Отсутствие сервисных услуг (2 - 3 программы ТВ среднего уровня качества трансляции) не может завлечь туристов на эти курорты. Это напрямую связано с проблемой развития инфраструктуры и создания сервиса услуг, чтобы иностранный турист мог знакомиться с культурным и природным богатством нашей страны [7, с. 12].

Анализ  составляющих пакета туристических  услуг  Республики Беларусь, показал, что:

- транспортная составляющая в Республике Беларусь проигрывает по многим параметрам, аналогичной услуге в странах Балтии, Польши и России.

Во-первых, белорусский транспорт, за редким исключением, 6 - 10 летней давности, более 70% автобусов  в стране старше 10 лет. Данная ситуация создает предпосылки к переуступке  рынка пассажирских перевозок. Из-за устаревшего автопарка туристические  организации Республики Беларусь потеряли значительную часть российских групп, отправлявшихся в Западную Европу через  Беларусь (они переориентировались  на польские и литовские рынки).

Во-вторых, до 1 января 2007 года ввоз автобусов стандарта (Евро-3) разрешался без оплаты таможенных пошлин. Несмотря на то, что эта льгота позволяла приобретать их по цене на 20 - 25% дешевле, чем раньше, воспользовались  ею только несколько организаций. А  представлена она в связи с  тем, что использование для перевозки  туристов белорусских автобусов в течение ближайших 2 - 3 лет проблематично по причине отсутствия за рубежом сервисных служб для их обслуживания и слишком высокой цены таких транспортных средств для развивающихся отечественных туристических организаций;

- питание, как в отелях, так и в придорожных кафе, однообразно, без возможности учесть запросы различных категорий туристов, в меню крайне мало блюд белорусской кухни.

- по отдельным  компонентам системы туристического  обслуживания (уровень качества услуг, соотношение цена - качество, предприятия размещения и питания, состояние производства и торговли товарами для туристов, финансирование продвижения национального туристического продукта) не достигла приемлемого в соответствии с международной практикой уровня.

Так, например, одноместный номер в гостинице  без категории в г. Пинске стоит в 3 раза дороже аналогичного номера в Польше или России и составляет 70 долл. США. Условия для размещения в большинстве районных центров не отвечают вообще никаким международным требованиям. Средства размещения - важная составляющая, которая порой является основополагающей для туриста при принятии решения о поездке. В среднем, по европейским нормам только в г. Минске из общего количества гостиниц не менее 30% должны быть гостиницами высокого класса (4 - 5 звезд). Обеспеченность гостиничным фондом в г. Минске составляет 2,5 места на 1000 жителей, что почти в три раза ниже нормативных показателей и на порядок ниже уровня крупных туристических центров Европы (около 30 мест на 1000 жителей). Многие гостиницы, рестораны, другие объекты обслуживания размещены неудобно по отношению к «фокусам» притяжения туристов.

Обеспеченность  гостиничными местами Республики Беларусь составляет по оценкам экспертов  около 38% (берется среднее количество средств размещения в европейских  странах по территории сравнимой  с территорией нашей страны).

Например, Витебская область имеет 46 объектов размещения, соседние области Латвии - 242, Смоленская область Российской Федерации - 52. По данной позиции Витебская  область проигрывает, и это характерно для всех областей в сравнении  с соседними областями других стран [7, с. 14].

Результаты  работы туристической отрасли показывают, что наблюдается тенденция развития отрасли в регионах непропорционально  туристическим ресурсам.

Основная  причина - отсутствие качественного  размещения различного уровня сервиса, в первую очередь, в районных центрах. Во исполнение мероприятий Национальной программы построена и реконструирована 31 гостиница (в Брестской области - 5, в Витебской - 6, Гомельской - 3, Гродненской - 3, Минской - 7, Могилевской - 5, г. Минск - 2), из них построено 8 новых гостиниц с количеством мест - 280, отремонтировано 7 гостиниц на 624 места, реконструировано - 16 на 994 места.

Однако, это крайне мало - обеспеченность гостиницами  для туристов в летний период по республике не превышает 35 - 40%. Например, единовременная вместимость гостиниц в Августове (Польша) с населением в 30 тыс. человек превышает 4 000 мест. Гостиницы всей Гродненской области могут вместить лишь 2181 человек на 2009 год, по сравнению с 2008 годом вместимость увеличилась на 6%. Небольшой чешский городок Глубокое с населением в 3,5 тыс. человек насчитывает 26 гостиниц различного класса. Полоцк, Несвиж и другие наиболее посещаемые объекты Республики Беларусь имеют в лучшем случае по 1 гостинице [6, с. 7].

Информация о работе Развитие туризма в Республике Беларусь