Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 19:52, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить особенности государственной политики Республики Беларусь в сфере туризма.
— эффективное использование
водных систем Августовского
канала, канала Огинского, Днепро-
— реализация совместных
Большое значение Беларусь придает межгосударственному сотрудничеству в области туризма в рамках Содружества Независимых Государств. К сожалению, в последние годы здесь наблюдается значительное снижение активности стран СНГ. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2002 по 2011 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета по туризму стран СНГ. Кроме того, решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только разработка конкретных мер по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.
Следует отметить, что на сегодняшний день не все статьи Соглашения о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 г., на основании которого и был создан Совет по туризму стран СНГ, реализованы в полной мере [2, с. 270]. Так, все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств — участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристские маршруты, недостаточно активно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристских регионов.
Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые требуют совместного решения на межгосударственном уровне, целесообразным было бы расширение туристского взаимодействия в рамках СНГ по следующим стратегически важным направлениям:
— введение единой туристской
визы (ее несомненное удобство
в том, что, к примеру, по
комбинированному маршруту
— введение единых стандартов
туристского обслуживания, единой
системы профессиональной
— совместное формирование
— согласование методик сбора
и обработки статистических
— расширение взаимного
— формирование
— развитие транспортных и
информационных коммуникаций, распространение
современных технологий в
— заключение
— формирование единой базы
данных о туристских
— осуществление мер по
— осуществление комплекса
— учреждение отраслевого
Среди современных
тенденций развития мирового туристского
рынка особого внимания заслуживают
процессы регионализации. Эволюция интеграционных
процессов в Европе на повестку дня
выдвинула такую форму
Развитие туризма в рамках евро регионов является весьма актуальным и перспективным направлением, важным инструментом повышения международного сотрудничества. Туризм включен в число основных направлений деятельности всех евро регионов, соучредителем которых является Республика Беларусь: «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща», «Днепр» [11]. Основными преимуществами регионального объединения в области туризма являются:
— объединение финансовых возможностей стран;
—
развитие туристской
—
эффективное освоение
—
развитие межгосударственных
— создание новых рабочих мест.
Приоритетными направлениями развития туризма в рамках еврорегионов являются:
—
организация трансграничных
— развитие
туристских центров,
—
дальнейшее развитие
— активизация сотрудничества в образовательной и культурной сферах в приграничных регионах в целях привлечения туристов из соседних государств: фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и пр. (например, проведение Международных фестивалей славянской кухни, дальнейшее развитие шведско-латвийско-белорусского проекта «Панорама "Двина/Даугава"» и др.).
Таким образом,
межрегиональное сотрудничество имеет
хороший потенциал для
Рассматривая
вопросы международного сотрудничества
Республики Беларусь в сфере туризма
на различных иерархических
—
расширение членства в
—
сотрудничество с посольствами
и консульствами различных
—
участие в международных
К сожалению, функционирующие в настоящее время в республике общественные организации и объединения в сфере туризма недостаточно активно работают в сфере налаживания международных связей.
Необходимо
расширять международное
Таким образом, предлагаемый перечень мер по активизации деятельности Беларуси на международной арене в сфере туризма будет способствовать повышению ее международного авторитета, укреплению экономического потенциала.
3 Основные направления и механизмы задач развития отрасли туризма в Республике Беларусь: оценка рисков
3.1. Основные направления развития отрасли туризма в Республике Беларусь
Слабое развитие инфраструктуры, сферы услуг и сервисного обслуживания в местах отдыха и на туристских маршрутах затрудняют развитие туристического рынка в Республике Беларусь. Формула туристического рынка - увеличение продолжительности пребывания туриста в местах отдыха и в целом в стране, получение максимальной экономической выгоды через развитие инфраструктуры, а следствие этому расширение количества предлагаемых услуг.
Например, в Чехии есть местечко Глубоко, где расположен замок приблизительно такого же класса, как Мирский замок. Вот как выглядит инфраструктура вблизи замка в Чехии: 76 баров и ресторанов, фитнес-центр, теннисные корты, крытый бассейн, множество сувенирных ларьков, 6 отелей различной категории. В этом местечке проживает около 5 тыс. жителей.
Чем в межсезонье или непогоду может заняться отдыхающий на Браславских озерах или о. Нарочь? Отсутствие сервисных услуг (2 - 3 программы ТВ среднего уровня качества трансляции) не может завлечь туристов на эти курорты. Это напрямую связано с проблемой развития инфраструктуры и создания сервиса услуг, чтобы иностранный турист мог знакомиться с культурным и природным богатством нашей страны [7, с. 12].
Анализ составляющих пакета туристических услуг Республики Беларусь, показал, что:
- транспортная составляющая в Республике Беларусь проигрывает по многим параметрам, аналогичной услуге в странах Балтии, Польши и России.
Во-первых,
белорусский транспорт, за редким исключением,
6 - 10 летней давности, более 70% автобусов
в стране старше 10 лет. Данная ситуация
создает предпосылки к
Во-вторых,
до 1 января 2007 года ввоз автобусов стандарта
(Евро-3) разрешался без оплаты таможенных
пошлин. Несмотря на то, что эта льгота
позволяла приобретать их по цене
на 20 - 25% дешевле, чем раньше, воспользовались
ею только несколько организаций. А
представлена она в связи с
тем, что использование для
- питание, как в отелях, так и в придорожных кафе, однообразно, без возможности учесть запросы различных категорий туристов, в меню крайне мало блюд белорусской кухни.
- по отдельным
компонентам системы
Так, например, одноместный номер в гостинице без категории в г. Пинске стоит в 3 раза дороже аналогичного номера в Польше или России и составляет 70 долл. США. Условия для размещения в большинстве районных центров не отвечают вообще никаким международным требованиям. Средства размещения - важная составляющая, которая порой является основополагающей для туриста при принятии решения о поездке. В среднем, по европейским нормам только в г. Минске из общего количества гостиниц не менее 30% должны быть гостиницами высокого класса (4 - 5 звезд). Обеспеченность гостиничным фондом в г. Минске составляет 2,5 места на 1000 жителей, что почти в три раза ниже нормативных показателей и на порядок ниже уровня крупных туристических центров Европы (около 30 мест на 1000 жителей). Многие гостиницы, рестораны, другие объекты обслуживания размещены неудобно по отношению к «фокусам» притяжения туристов.
Обеспеченность гостиничными местами Республики Беларусь составляет по оценкам экспертов около 38% (берется среднее количество средств размещения в европейских странах по территории сравнимой с территорией нашей страны).
Например, Витебская область имеет 46 объектов размещения, соседние области Латвии - 242, Смоленская область Российской Федерации - 52. По данной позиции Витебская область проигрывает, и это характерно для всех областей в сравнении с соседними областями других стран [7, с. 14].
Результаты
работы туристической отрасли
Основная причина - отсутствие качественного размещения различного уровня сервиса, в первую очередь, в районных центрах. Во исполнение мероприятий Национальной программы построена и реконструирована 31 гостиница (в Брестской области - 5, в Витебской - 6, Гомельской - 3, Гродненской - 3, Минской - 7, Могилевской - 5, г. Минск - 2), из них построено 8 новых гостиниц с количеством мест - 280, отремонтировано 7 гостиниц на 624 места, реконструировано - 16 на 994 места.
Однако, это крайне мало - обеспеченность гостиницами для туристов в летний период по республике не превышает 35 - 40%. Например, единовременная вместимость гостиниц в Августове (Польша) с населением в 30 тыс. человек превышает 4 000 мест. Гостиницы всей Гродненской области могут вместить лишь 2181 человек на 2009 год, по сравнению с 2008 годом вместимость увеличилась на 6%. Небольшой чешский городок Глубокое с населением в 3,5 тыс. человек насчитывает 26 гостиниц различного класса. Полоцк, Несвиж и другие наиболее посещаемые объекты Республики Беларусь имеют в лучшем случае по 1 гостинице [6, с. 7].