Роль руководящих кадров на предприятии туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка стратегии совершенствования роли руководящих кадров в туристской фирме.
Цель позволила сформулировать следующие задачи:
рассмотреть содержание и особенности управленческого труда в туризме;
раскрыть роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой;
проанализировать методы оценки персонала при приеме на работу;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.94 Кб (Скачать файл)

 

1. Примечание – Источник: собственная разработка

2. Примечание –  Источник: приложения Д, Е, Ж, И,К, Л

 

Для экономического анализа проводится анализ финансового состояния туристской фирмы, которое является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений фирмы и поэтому охватывает всю ее хозяйственную деятельность, предполагает использование ряда абсолютных и относительных показателей, объединенных в несколько групп, иллюстрирующих: 1) динамику состава и структуры имущества; 2) динамику структуры и состава финансовых ресурсов фирмы; 3) финансовую устойчивость компании. [38]

Важно иметь представление  о степени доходности турфирмы, прибыльности ее бизнеса. Для этого надо использовать несколько показателей рентабельности ЧУП «Гулливер-тур» (рисунок 2.2), и проанализировать  финансовую деятельность предприятия.

 

Рисунок 2.2 — Отношение рентабельности продукции и рентабельности продаж за период 2010-2012 гг.

1. Примечание — Источник: собственная разработка

2. Примечание — Источник: по данным приложений Д, Е, Ж, И,К, Л

 

Так, из диаграммы видно, что рентабельность продукции выше всего в 2011 году, так как реализация услуг в этом году выше, чем в предыдущих двух. Что касается рентабельности продаж, то существенных изменений не наблюдалось. Показатели колеблются от 4 до 6 и практически не отличаются друг от друга.

Согласно полученным данным можно сделать вывод о том, что турпредприятие имеет положительную тенденцию по увеличению рентабельности продаж туристских продуктов и эффективности работы предприятия в целом, однако рентабельность затрат за 2011 год снизилась на 0,6% в связи с ростом себестоимости.

Эффективность деятельности туристского предприятия отражается в достигнутых финансовых результатах. Важным элементом управления предприятием является оценка и анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.

Расчет финансовых коэффициентов, а также анализ финансового состояния турпредприятия позволяет анализировать показатели с целью отслеживания тенденций их изменения, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Расчет финансово-экономических показателей позволяет иметь представление о финансовом состоянии предприятий туриндустрии в конце года и при планировании этих показателей выявлять тенденции к их увеличению. [37]

Таким образом, сделав анализ некоторых данных, можно сказать, что ЧУП «Гулливер-тур» является платежеспособным и прибыльным, есть тенденции к дальнейшему развитию и увеличению прибыли.

Данные анализа показывают, что в 2010 г. увеличились показатели прибыли предприятия. Чистая прибыль в динамике увеличилась на 11,9 млн. руб. В 2011 г. прибыль от реализации ЧУП «Гулливер-тур» составила 0 млн. руб. и по отношению к 2010 г. уменьшилась на 22,7 млн. руб., также произошло изменение и остальных показателей. 

 

2.2 Оценка эффективности использования трудовых ресурсов и процессы управления

 

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации [4, с. 201].

К управленческим кадрам на предприятии ЧУП «Гулливер-тур»   относятся руководители и специалисты.

Анализ персонала организации - один из основных разделов анализа работы организации. Достаточная обеспеченность организации трудовыми ресурсами, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства. С целью анализа показателей по труду и заработной плате по ЧУП «Гулливер-тур»   необходимо изучить  данные за 2010- 2012 гг. (таблица 2.4).

Немало важным фактором является и производительность труда. Анализ показателей по труду за 2010-2012 гг. в ЧУП «Гулливер-тур» представлен в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Анализ показателей по труду за 2010-2012 гг. в ЧУП «Гулливер-тур»

Показатели

Отчёт за 2010 г.

Отчёт за 2011 г.

Отклонение 2011 к 2010 , +/-

Темп роста 2011 к 2010 гг.

Отчёт за 2012 г.

Отклонение 2012 к 2011

Темп роста 2012 к 2011

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

64

86

+72,1

134

124

+38

144

Численность работающих, чел.

7

7

0

100

7

0

100

Производительность труда, млн. руб. (стр.1/ стр.2), млн. руб./ чел.

9,1

12,3

+5,4

135

17,7

+5,4

143

Фонд оплаты труда, млн. руб.

2

2,4

+0,12

120

2,52

+0,12

105

Средняя заработная плата в месяц, млн. руб./чел.

1

1

+1,5

100

1,1

0,1

110


 

1. Примечание –  Источник: собственная разработка

2. Примечание –  Источник: приложения Д, Е, Ж, И,К, Л

 

Из таблицы видно, численность работников за последние три года не изменилась. Выручка от реализации в 2010 г. составила 64 млн. руб., а производительность труда составила 9,1 млн. руб./ чел. При увеличении выручки от реализации  за 2011 год (86 млн. руб.) увеличилась производительность труда и составила, 12,3 млн. руб./ чел. В 2012 году наблюдалась такая же тенденция. Производительность труда составила уже 17,7 млн. руб./ чел. Фонд оплаты труда увеличился на 0,5 млн. руб. в результате чего увеличилась и заработная плата.

Основные категории работников турфирмы «Гулливер-тур»: руководители (директор и заместитель директора) и специалисты (бухгалтер, специалисты по формированию и продаже туристического продукта, кассир-операционист).

Директор  - руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической  деятельностью предприятия. На него возлагаются следующие функции:

- обеспечение выполнения турфирмой всех обязательств перед поставщиками, заказчиками, кредиторами, включая учреждения банка, а также заключение  трудовых договоров (контрактов) и договоров с предприятиями.

- применение принципа  материальной заинтересованности  и ответственности  каждого работника  за порученное ему дело и  результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в  установленные сроки;

- решение вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в пределах предоставленных ему прав [36].

На специалиста по формированию и продаже туристического продукта возлагаются следующие обязанности:

- прием клиента и установление  делового контакта с ним;

- выявление потребности  клиента.

Должностные обязанности директора ЧУП «Гулливер-тур» находятся в  приложение В. Должностные обязанности менеджера в приложении Г.

Что касается бухгалтера, то на него возлагаются следующие функции:

- ведение бухгалтерского  учета и составление бухгалтерской  отчетности;

- произведение начислений  и перечислений налогов и сборов  в бюджеты разных уровней, страховых  взносов в государственные внебюджетные  социальные фонды, платежей в  банковские учреждения;

-  расчеты всех видов  выплат работникам;

- методическая помощь  сотрудникам по вопросам бухгалтерского  учета, контроля, отчетности и экономического  анализа [36].

Повысить эффективность работы персонала и культуру обслуживания посетителей помогает правильная организация рабочего места.

 

2.3 Организация труда менеджера и управление персоналом

 

Основные категории работников турфирмы ЧУП «Гулливер-тур»: руководители (начальники отделов) и специалисты (бухгалтер, специалисты по формированию и продаже туристического продукта, кассир-операционист).

Директор - руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической  деятельности предприятия. На него возлагаются следующие функции:

-обеспечение выполнения  турфирмой всех обязательств  перед поставщиками, заказчиками, кредиторами, включая учреждения банка, а также  заключение  трудовых договоров (контрактов) и договоров с предприятиями.

- применение принципа  материальной заинтересованности  и ответственности  каждого работника  за порученное ему дело и  результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в  установленные сроки;

-решение вопросов, касающихся  финансово-хозяйственной деятельности  учреждения, в пределах предоставленных  ему прав [31].

На специалиста по формированию и продаже туристического продукта возлагаются следующие обязанности:

- прием клиента и установление  делового контакта с ним;

- выявление потребности  клиента.

Что касается бухгалтера, то на него возлагаются следующие функции:

- ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности;

- произведение начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения;

-  расчеты всех видов выплат работникам;

- методическая помощь сотрудникам по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа [14, c.208].

Повысить эффективность работы персонала и культуру обслуживания посетителей помогает правильная организация рабочего места.

Офис ЧУП «Гулливер-тур»   выполнен в спокойной цветовой гамме. Стены увешаны красивыми картинами, фон которых – море. Этот фон располагает туриста к отдыху. На полках расположены сувениры, привезенные сотрудниками предприятия и туристами из различных мест отдыха. На входной двери висит колокольчик, который информирует специалиста о приходе клиента. В распоряжении работника имеется персональный компьютер, принтер, копировальный аппарат, телефон (факс), локальная компьютерная сеть и доступ в Internet.

Режим работы офиса зависит от сезона: летний период – рабочие дни с 9.00 до 19.00, суббота с 10.00 до 15.00, воскресенье - выходной; зимний период – рабочие дни с 9.30 до 18.30, суббота с 10.00 до 1.00, воскресенье – выходной.

Трудовой распорядок в ЧУП «Гулливер-тур» регулируется штатным расписанием (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Правовые основы, всех работников утверждены должностными инструкциями, трудовыми договорами и контрактами нанимателя с работниками. Все сотрудники ознакомлены с инструкцией по охране труда [15].

Необхолимо рассмотреть организацию труда начальника отдела ЧУП «Гулливер-тур»   так как эта должность на данном предприятии совмещает и должность менеджера по продажам [26].

Она осуществляется по следующим основным направлениям:

  • начальник отдела вместе с директором определяют уровень заработной платы и методы стимулирования труда;
  • начальник отдела определяет отдельные виды общей работы для каждого специалиста для достижения главной цели организации;
  • следит за техническим обеспечением труда;
  • следит за благоприятным режимом и условиями труда;
  • информирует  о нововведениях в сфере туризма;
  • в ЧУП «Гулливер-тур»  начальник отдела лично занимается формированием и продажей туристического продукта – практически все вип-клиенты обслуживаются у нее.

Благодаря образованности и большому опыту в сфере туризма – 17 лет, надо отметить, что начальник отдела очень грамотно руководит кадрами. К ней всегда можно обратиться за советом и консультацией по любому вопросу, связанному с туристической деятельностью и получить на него исчерпывающий ответ [31].

Важное место в управлении организацией отводится управлению персоналом. Особую роль в этом играет специалист по кадровой работе.  Он нанимает новых работников, оценивает работу персонала, способствует адаптации новых работников, осуществляет оформление кадровых документов, готовит приказы, распоряжения, материалы, отчеты, справки, доклады, предложения по кадровым вопросам.

В ЧУП «Гулливер-тур»  кадровой службы нет, так как предприятие не настолько велико, поэтому кадровыми вопросами занимаются начальник отдела ЧУП «Гулливер-тур».  Их кадровая работа сводится к следующему:

- определение качественной  и количественной потребности  в персонале и формирование  штатного расписания;

- разработка правил внутреннего  трудового распорядка;

- разработка должностных  инструкций персонала;

- подбор персонала.

Предварительный отбор персонала в ЧУП «Гулливер-тур»  может осуществляться в форме предварительного собеседования, анализа анкеты или беседы по телефону[8, c.150].

После окончания собеседования собранная информация анализируется и на основе этого принимается взвешенное решение. Выбранному кандидату делается предложение о найме. Прием на работу заканчивается подписанием трудового договора (контракта).

Организационная структура управления представляет собой отражение существующей на предприятии линейной системы подчиненности (подотчетности), делегирования обязанностей и ответственности.

Информация о работе Роль руководящих кадров на предприятии туризма