Рынка въездного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. РОССИЯ ГОСТЕПРИИМНАЯ
§ 1. Обзор рынка въездного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§ 2. Факторы, влияющие на количество туристов,
въезжающих в Россию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
§ 1. Сдерживающие Обстоятельства для развития туризма . . . . . . . . . 17
§ 2. Оценка туристского потенциала в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
§ 3. Туристский потенциал КБР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Вложенные файлы: 1 файл

ТУРИСТСКИЙ потенциал РФ.docx

— 127.02 Кб (Скачать файл)

 

Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие  платежеспособного спроса, ограничение  возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма  могут пользоваться не более 1,5% общей  численности населения России. Поэтому  в настоящее время для обеспечения  конституционного права граждан  на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает  внутренний туризм.

 

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки – 7-8 млрд. долларов [3, стр. 9].

 

Россия в 1990 году по доле в мировом туристском потоке занимала 23-е место, в 1999 году переместилась  на 15-е место, к 2020 году, по прогнозу ВТО, будет занимать 9-е место в  мире как по въезду, так и по выезду.

 

Высокими темпами будут  развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного  обслуживания туристов, в частности  для авиационного транспорта.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 На рубеже тысячелетий  туризм превратился в глубокое  социально-экономическое и политическое  явление, в значительной мере  влияющее на мировое устройство  и политику ряда государств  и регионов мира.

 

 В сфере туризма  тесно переплетены интересы культуры  и транспорта, безопасности и  международных отношений, экологии  и занятости населения, гостиничного  бизнеса и санаторно-курортного  комплекса. Эта отрасль имеет  большое значение для государства  в целом, субъектов Федерации,  муниципальных образований, а  также отдельной личности в  частности. 

 

 Россия пока не может  похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли  в стране идет быстрыми темпами.  Отечественная туристическая индустрия  начала качественно изменяться  и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной  отрасли экономики. Изменилось  отношение к туризму со стороны  региональных властей и Правительства.  Все большее число россиян  предпочитают отдыхать в своем  отечестве.

 

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние  туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли  и сдерживается в основном отсутствием  реальных инвестиций, низким уровнем  частичного сервиса, недостаточным  количеством гостиничных мест, дефицитом  квалифицированных кадров. По самым  оптимистическим подсчетам в  российской индустрии туризма занят  лишь 1 работник из 300, что в 30раз меньше аналогичного мирового показателя.

 

Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что  в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.

 

По прогнозам в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать  значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных  городов. Таким образом, туризм, являясь  выгодной отраслью экономики, может  стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального  дохода России.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

 

 

Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и экономику  в Российской Федерации», 2006г. – 72с.

 

 

Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б., Никифирова В.И –СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.

 

 

Гуляев В.Г. Туризм: экономика  и социальное развитие. – М.: Финансы  и статистика, 2003.-304с.: ил.

 

 

Здоров А.Б. Экономика  туризма: Учебник. – М.: Финансы и  статистика, 2005. – 272 с.: ил.

 

 

Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 320 с.: ил.

 

 

Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.-416с.

 

 

777777777777777777777777777

Часть 3. Реальный экотуристский потенциал ОПТ.

 

 

 Выявление и оценка  туристского потенциала и доступных  туристских ресурсов национальных  парков- это одна из важнейших задач для организаторов туристской деятельности.

 

 Туристским потенциалом  какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных  к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел  и явлений, а также условий,  возможностей и средств, пригодных  для формирования туристского  продукта и осуществления соответсвующих туров, экскурссий, программ.

 

 Для оценки туристского  потенциала природных территорий  важно определить из каких  основных компонентов складывается  этот потенциал.Все множество этих компонетов целесообразно разделить на 2 группы:

 

- природные и культурные  ландшафты и их компоненты ( это  собственно территории и акватории  парков, а также памятники природы,  ботанические и зоологические  сады и тому подобные объекты  в окрестностях парков; также  естественноисторические, краеведческие  музеи. объекты культурного наследия, сами культурные ландшафты с их эстетическими достоинсвами, территории с особой культурно-исторической ценностью)

 

 - средства и условия организации туров (программ, экскурссий) (экотехнологичные виды транспорта, а также экотехнологичные объекты размещения туристов и экотехнологичное туристское снаряжение, экологически чистые и преимущественно местные продукты питания, квалифицированные гиды-экологи; экологическая благоприятность местности, пригодность территории для целей тура и ее доступность; допустимые рекреационные нагрузки, объемы использования водных, энергетических и иных ресурсов, сроки посещения и формы контактов с объектами наблюдений).

 

 Таков далеко не  исчерпывающий, но ориентирующий  перечень важнейших компонентов  туристского потенциала, совокупность  которых необходимо сначала охарактеризовать  в целях его выявления и  оценки. Здесь необходимо подчеркнуть,  что речь идет не о туристском  потенциале вообще, а о природно- и экологически ориентированного туризма, хотя принципиальных методических различий между ними нет, а есть различия содержательные.

 

 Оценка рекреационных  ресурсов всегда осуществляется  в нескольких аспектах или  по нескольким блокам параметров. Эти параметры различны ( и специально подбираются) для основных видов рекреационной деятельности. Обычно ресурсы рекомендуется оценивать в аспектах функциональном, гигиеническом, эстетическом, технико-экономическом и природоохранном. Эти же аспекты можно иметь в виду, оценивая туристский потенциал территории.Выявление и оценку экотуристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную:

 

-оценивая фиксированный  набор компонентов потенциала

 

- используя для расчета  итоговой оценки качественные  шкалы в их балльной форме

 

- вовлекая в сравнительную  оценку необходимое число объектов  оценки

 

- четко обозначая территориальные  рамки сравнения

 

 Задача специалистов  по организации экотуристических программ- выявление и оценка туристских ресурсов и потенциала территории, определение целевых групп и планы продвижения созданного продукта на рынок.

 

 Федеральный Закон  1995 года "Об особо охраняемых  природных территориях" предписывает  национальным паркам выполнять  2 основные функции - природоохранную  и рекреационную. В парках США,  Канады, Западной Европы, Австралии,  Южной Африки обе эти функции  сочетаются традиционно и вполне  органично. Там первые национальные  парки были созданы более 100 лет назад. Российские же парки  пока молоды, и в их деятельности  пока еще почти нет традиций. И охрана природы, и туризм  для них новы и не сопряжены  органически друг с другом. К  тому же в России охрана  природы и ее использование  прежде вообще не мыслились  как сопряженные задачи.

 

 В основе этого лежит  Российский радикализм - вещь стойкая  и нередко опасная. Поэтому  заметная ныне тенденция объявлять  экотуризм мощнейшим фактором развития всех российских регионов и спасительным средством для всей системы ООПТ- опасна.Опасна как всякое преувеличение и заблуждение, способные в данном случае породить неоправданные ожидания с последующим неизбежным разочарованием и утратой доверия к экотуризму. А ведь это замечательный по своей сути и перспективный инструмент формирования экологической культуры, содействия охране природы, пополнения местных бюджетов.

 

 Эта тенденция опасна  еще и потому, что в России  нередко экологическими называют  туры, не имеющие к экологическому  туризму никакого отношения и  даже концептуально ему враждебные , например охотничьи туры, джип-сафари, кэмел-трофи и др. Вообще, принципы, технологии и мировая практика экотуризма у нас пока известны недостаточно.Очевидно, в этой ситуации при разработке программ развития туризма в российских национальных парках важно учитывать не только мировой опыт , но и российский контекст.

 

 На общем фоне деградации  внутреннего туризма его природно-ориентированные  формы, также затронутые кризисом 90-х годов, сейчас испытывают  некоторое оживление.Отмечаются перспективные тенденции роста:

 

 число небольших специализированных  на экотуризме фирм увеличивается

 

 расширяется спектр  предложений от крупных туроператоров  по программам так называемого  "активного отдыха" как внутри  страны, так и за рубежом

 

 отчетливо проявляется  возрастающая активность туристских  предприятий и властей в регионах , в том числе в тех, где прежде придо-ориентированный туризм не имел широкого развития (например, в Поволжье) , а также там , где создаются новые природоохранно-рекреационные территории( например, национальные парки "Смоленское Поозерье", "Угра").

 

 Существующая региональная  структура экотуризма России в настоящее время формируется 5 основными группами факторов:

 

1) размещением особо охраняемых  территорий, в первую очередь  заповедников и национальных  парков, при этом национальные  парки пока еще оказываются  недостаточно значимыми объектами  вследствие их молодости и как правило плохой инфраструктурной обеспеченности

 

2) разнообразием и аттрактивностью экосистем и ландшафтов регионов, а также их экологической и биоклиматиеской благоприятностью

 

3) удаленностью от центров  расселения, чем определяется стоимость  поездки

 

4) транспортной доступностью  и инфраструктурной обеспеченностью

 

5) известностью и популярностью  регионов и маршрутов; по этим  параметрам существенно различаются  группы регионов, популярные у  "самодеятельных" туристов, и регионов, известные клиентам через рекламу  в масс-медиа.

 

 

 Оценивая и сопостовляя роль каждого из этих факторов экспертно, можно в качстве приоритетных для развития внутреннего российского экотуризма выделить, например, следующие регионы, расположив их в такой последовательности:

 

 Центрально-Европейский- Западно-Кавказский- Северо-Европейский - Поволжско-Уральский - Байкальский - Алтайский - Дальневосточный- Камчатский - Арктический

 

 

 Сегодня ни у кого  не возникает сомнений в том,  что реальный экотуристский потенциал ОПТ в России огромен. И первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры туризма в Российской Федерации должны быть сосредоточены на регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу.

 

 Так, например, Поволжье  является одним из наиболее  перспективных регионов как для внутреннего, так и для въездного туризма. К этому следует добавить широкие возможности для охоты и рыбалки, а также развития экологического туризма в южных районах Поволжья. А регион озера Байкал всегда привлекал внимание иностранных и отечественных туристов как один из немногих памятников природы, которому в настоящее время ЮНЕСКО присвоил статус уникального природного наследия. Для успешного развития экотуризма в Прибайкалье необходима реконструкция существующих объектов размещения туристов в районе Листвянки, бухты Песчаная, а также строительство цепей малых экологически безопасных гостиниц.

 

 Камчатская область  и Курильские острова тоже  являются наиболее перспективными  районами для развития экологического  и рыболовного туризма. Для  этого необходимо строительсво цепей малых экологически безопасных гостиниц в районе горячих источников и водоемов, Долины гейзеров, Курильского озера, а также реконструкция гостиниц в Петропавловске- Камчатском.

 

 В настоящее время  уже существует несколько в  достаточной степени крупных  и проработанных инвестиционных  проектов.

 

 

 ГЛАВА II. Экотуристский потенциал и степень его фактического использования.

 

 

 Часть 1. Пропускной  туристский потенциал ОПТ.

 

 

 В основе концепции  устойчивого развития туризма  лежит понятие пропускного потенциала. Пропускной потенциал - это та  максимальная нагрузка, которую  может выдержать тот или иной  туристский объект без серьезного  ущерба для местных ресурсов, негативного воздействия на впечатления  от поездки и без возникновения  социально-экономических проблем  у населения.

Информация о работе Рынка въездного туризма