Рынка въездного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Туризм - один из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим количеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а так же (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. РОССИЯ ГОСТЕПРИИМНАЯ
§ 1. Обзор рынка въездного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
§ 2. Факторы, влияющие на количество туристов,
въезжающих в Россию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
§ 1. Сдерживающие Обстоятельства для развития туризма . . . . . . . . . 17
§ 2. Оценка туристского потенциала в РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
§ 3. Туристский потенциал КБР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Вложенные файлы: 1 файл

ТУРИСТСКИЙ потенциал РФ.docx

— 127.02 Кб (Скачать файл)

 

 Важную роль в сохранении  наследия играют национальные  парки, которых насчитывается  35. Во многих их них сохраняется  не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.

 

 Особое значение в  организации интересных туристских  маршрутов играют исторические  города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим  объектам. В них сохраняются не  только отдельные памятники истории  и культуры, но и памятники  градостроительства, архитектурные  ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты [7, стр. 405].

 

 

Индустрия гостиничного дела и питания

 

Гостеприимство, или сфера  гостиничного и ресторанного бизнеса  – это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.

 

 Рынок гостиничных  услуг, предоставляемых на уровне  западных стандартов, в России  стал складываться с 1993 г. Своих  гостиничных цепей в России  до того времени не было.

 

 Серьезный недостаток  гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам – это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].

 

 По сравнению с началом  1999-х гг. число гостиниц и аналогичных  средств размещения не увеличилось,  а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли.

 

 Существующая материальная  база гостиниц и аналогичных  средств размещения характеризуется  высокой степенью физического  и морального износа, до 70% ее нуждается  в реконструкции и замене. Сохранилась  и даже обострилась проблема  неравномерности размещения гостиничной  сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики [7, стр.406].

 

 Вторая составляющая  индустрии гостеприимства – система  питания – практически на 100% находится  в сфере частного предпринимательства  и в силу отсутствия необходимости  единовременного вложения крупных  инвестиций и высокой отдачи  получила интенсивное развитие. В настоящее время создано  достаточное количество учреждений  питания самого различного класса  и видов услуг. В Москве и  Санкт-Петербурге устроено более  5000 ресторанов национальной и  других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов  и винных галерей, в достаточной  мере удовлетворяющих спрос и  предоставляющих услуги любого  уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место  и в других туристских центрах  [2, стр. 33].

 

 

Индустрия транспорта

 

 Транспортное обслуживание  туристов – одна из составных  частей индустрии туризма. В  настоящее время на туристском  рынке сложилась не очень благоприятная  ситуация. Перевозчики сами определяют  цены на туристские услуги.

 

 Еще одним негативным  фактором является то, что в  России на законодательном уровне  не урегулированы в достаточной  мере взаимоотношения туроператора  с транспортными компаниями, а  нормы международного туристского  транспортного права вступают  в противоречия с национальными  нормативно-правовыми актами, тем  самым ущемляются права российских  туристов. К тому же туристы  и специалисты туристских организаций  (а зачастую и транспортных  фирм) мало знакомы с важнейшими  международными конвенциями по  воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привел к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству[6, стр.62].

 

 Спрос на туристские  транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего  туризма в целом) сократился, в  том числе на авиационные перевозки,  железнодорожные, речные и морские,  автобусные. Снижение спроса на  транспортные услуги связано  со снижением платежеспособности  граждан России, со значительным  повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами [4, стр.105].

 

 Парк авиационного  и речного транспорта во многом  состоит из технически и морально  устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта  по цене являются малодоступными  среднему туристу. Уже в ближайшие  годы состояние транспортных  средств может достичь критической  величины, за которой следует  нарушение ритмичности движения  и угроза состоянию безопасности  пассажиров. Ряд речных и морских  пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма [7, стр.407].

 

 

Особенности внутреннего  российского туррынка на современном  этапе

 

 Достаточно взглянуть  на карту нашей страны, чтобы  понять, что туристские ресурсы  России неисчерпаемы. Однако исследования  показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.

 

 Как результат, ресурсная  база внутреннего туризма задействована  на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего  туризма отсутствует полноценный  товарно-денежный обмен – основа  экономического развития любой  отрасли. Денежные же средства  россиян, которые, собственно, и  должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж [5, стр. 249].

 

 По мнению большинства  руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее  время наблюдается тенденция  постепенного роста популярности  внутреннего туризма. При этом  охотнее всего россияне посещают  по туристским путевкам Санкт-Петербург  (16,1% количества обслуженных туристскими  фирмами внутренних туристов), Краснодарский  край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего  туризма характерны в основном  краткосрочные туры (1-14 дней) с целью  досуга и отдыха (70,8% количества  обслуженных туристов). Россияне  отдают предпочтение круизам  на теплоходах и путешествиям  в автобусах (12%), выезжают на  лечение в республиканские курорты  и здравницы (6%). Только 11% россиян  могут позволить себе более  продолжительный организованный  отдых (15-28 дней). Пик внутреннего  туризма приходится на июль  и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

 

 Тем не менее в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса [7, стр. 49].

 

 Большую роль в оживлении  внутреннего туризма, в информировании  россиян о туристских приоритетах  собственной страны могли бы  сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают [5, стр. 250].

 

 Наблюдения последнего  времени показывают, что некоторые  туристские фирмы России начали  постепенно проявлять интерес  к внутреннему и въездному  туризму. Это связано с тем,  что во многих странах уже  давно поняли необходимость развития  программ обслуживания внутреннего  туризма. В рамках каждой страны  внутренний туризм способствует  стабильному положению национальной  экономики благодаря перераспределению  национального дохода и развитию  видов деятельности, благоприятных  для экономики страны в целом.  Постепенно понимают эту выгоду  и в России. Создание привлекательного  внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными  и дополнительными услугами, является  самой важной задачей развития  российского туристского рынка.

 

 Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

 

 Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.

 

 Во-вторых, важными моментами,  повлиявшими на опережающее развитие  в современной России именно  инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения [6, стр.75].

 

 Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

 

 Эти проблемы невозможно  решить без поддержки государственных  органов власти. Поэтому в настоящее  время к первоочередным задачам  государственных органов по управлению  туризмом относится создание  эффективных условий для работы  туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование  законодательной базы; развитие  предпринимательства в сфере  туризма, прежде всего малого  и среднего; укрепление материально-технической  базы индустрии туризма путем  привлечения отечественных и  иностранных инвестиций; развитие  инфраструктуры туризма для обеспечения  конкурентоспособности страны на  мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма [7, стр. 6].

 

 Государство должно  поддерживать и поощрять развитие  въездного и внутреннего туризма  и стимулировать развитие данных  направлений на законодательном  уровне. Для этого требуется самым  серьезным образом модернизировать  Концепцию развития туризма в  России, разработать эффективную  современную модель конкурентоспособного  отечественного туризма на мировом  туристском рынке для превращения  туризма в доходную и бюджетообразующую отрасль. Также необходимо учитывать в данной модели создание положительного образа России в глазах самих россиян, что имеет не только экономический, но и стратегический социальный смысл.

 

4. Оценка и прогнозы  развития внутреннего туризма  в России

 

 Российский рынок туризма  составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться  в 3-4 раза большими темпами  с приростом оборота около  2-3 млрд. долл. в год.

 

 Из-за множества проблем  с туристической инфраструктурой  Россия пока не может выйти  в безусловные лидеры мирового  туризма в ближайшие десять  лет. Однако, по прогнозам Всемирного  совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно  развиваться и в 2006-2014 годах  Россия выйдет на второе место  в мире по инвестициям. 

 

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Информация о работе Рынка въездного туризма