Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:28, курсовая работа
В своей работе по изучению состояния и развития СПА- и велнес-отелей я ставлю понять реальные перспективы развития СПА- и велнес-индустрии в России. Для этого я выделяю несколько основных задач:
1.Подробно изучить что такое СПА- и велнес-индустрия (история, составляющие, опыт других стран).
2.Какое значение имеет наличие СПА-услуг в отеле.
3.Состояние и потенциал СПА- и велнес-отелей в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………………..3
1. Велнес: понятие, сущность………………………………………………………………..5
1.1.Понятие Велнес…………………………..……………………………………….5
1.2.Велнес-индустрия……………………………………………………………...….7
1.3.Велнес-туризм….…………………………………………………………………9
1.4.Образ жизни в стиле «велнес»……………..…………………………………..11
2.СПА: история, понятие……………………………………………………………………13
2.1.История СПА…………………………………………………………………….13
2.2.СПА в России……………………………………………………………………15
2.3.Основы и специфика СПА-технологий………………………………………..16
2.4.Направления и виды СПА-индустрии…………………………………………18
2.5.Проблемы развития СПА……………………………………………………….19
3.СПА- и велнес-отели……………………………………………………………………...20
3.1.Велнес-отели……………………………………………………………………..20
3.2.СПА-отели……………………………………………………………………….22
3.3.Современные формы СПА- и велнес-отелей………………………………….24
3.4.Организация СПА в отеле………………………………………………………25
3.5.СПА в отеле: плюсы и минусы…………………………………………………27
3.6.Перспективы развития…………………………………………………………..28
3.7. СПА-программы крупнейших СПА-отелей мира……………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………………….32
Современный мир в последнее время переживает своеобразный «водный бум»: соединение древних традиций, достижений современной медицины и практических разработок в области реабилитации, а также использование уникальных природных ресурсов создают хорошую основу для развития и распространения СПА-движения.
Откуда же в современных европейских языках появилось это слово — СПА? Есть несколько версий, однако наиболее верная связана с названием живописного бельгийского курорта «Spa», и известного с давних времен своими целебными водами. Говорят даже, что во время франко-бельгийских военных столкновений каждая из сторон стремилась к тому, чтобы этот городок был на ее территории — раненые быстрее выздоравливали благодаря минеральным источникам. Когда воинственный дух прошедших эпох стих, Спа превратился в гостеприимный курорт, очень модный и популярный. А его название стало нарицательным для обозначения подобных курортных местечек и оздоровительных центров.
Некоторые рассматривают СПА (SPA) как аббревиатуру от латинского «Sanus Per Aquam» — здоровье через воду. И это тоже не лишено оснований, ведь в СПА предлагается лечение с использованием минеральных и морских вод, морских водорослей и солей, лечебных грязей и целебных растений. Причём эти слова приписывают Нерону. Это восклицание, якобы, вырвалось у императора, когда он любовался великолепием римских фонтанов.
Как ни удивительно, третий вариант происхождения этого названия связан с нашей страной, и приписывают его ещё одному великому императору – Петру I. В 1717 г. он посетил одну из бельгийских здравниц. В течение нескольких дней принимал ванны, пил целебную минеральную воду, любовался чудесными видами. Петр был настолько очарован красотой тех мест, что посоветовал открыть там лечебницу. Бельгийцы советом воспользовались, а курорт в память о Петре I назвали Спа - сокращение от наиболее часто произносимого царём русского слова «спасибо».
Сегодня СПА — естественный или искусственный курорт с максимальными возможностями восстановления и релаксации — выступает одной из важных составляющих веллнесс (от англ. Well — хорошо) — признанной системы оздоровления, позволяющей достичь эмоционального и физического равновесия в условиях современной урбанизированной жизни.
В Европе широко известны такие СПА-курорты, как «Виши» и «Эвиан» во Франции, «Абано Терме» в Италии. Многие современные отели мира имеют собственные СПА- и веллнесс-центры, где используются последние достижения науки и практики, а также натуральные природные средства.
2.2.СПА в России
В России, богатой своими природными ресурсами, с недавнего времени тоже начало культивироваться СПА-движение: открываются специализированные салоны, кабинеты; отели организуют СПА-центры или приглашают сторонних специалистов для их создания.
Увлечение своего рода СПЯ-процедурами в России началось ещё в XIX веке. Тогда в кругах московской знати стал модным профессор медицины доктор Лодер. Российская аристократия стремилась попасть в его знаменитый лечебный центр, где пили минеральную воду из целебных источников Пятигорска, принимали ванны,брали уроки гимнастики и проходили уникальные омолаживающие и оздоровительные процедуры, разработанные самим Христианом Ивановичем, лейб-медиком короля Пруссии, а затем российского императора Александра I.
Гимнастике и физическим нагрузкам уделяется особое внимание и в Велнес-индутриии: часто в СПЯ-центрах наличествуют тренажёрные залы, проводятся занятия по фитнесу. Именно моде на здоровый образ жизни, возникшей в 70-80 годы XX века в США мы в какой-то степени обязаны появлению философии Велнес Во многом благодаря киноиндустрии сформировался образ преуспевающего бизнесмена - человека в хорошей физической форме, бодрого, с крепким здоровьем и хорошим настроением. Здоровый образ жизни стал модным. Постепенно эта тенденция охватила весь мир, и начала складываться ещё одна индустрия - красоты и здоровья. Стали появляться новые препараты, косметические средства.
Термин «СПА» начал активно использоваться лишь с середины 90-х годов,
Оформившись в специальные технологии достижения здоровья и красоты, а до этого почти не употреблялся. В нашей стране культура потребления СПА-услуг постоянно повышается. За несколько лет бизнесмены поняли, что СПЯ не развлечение, а серьёзный бизнес, серьёзная работа по оздоровлению организма человека.
Современное СПА представляет собой сочетание дошедших до нас из глубины веков традиционных процедур, связанных с водой, ароматами, движением, и новейших научных разработок. В нём собраны самые действенные методы оздоровления. Сегодня СПА-процедуры стали не просто модной тенденцией в мире красоты и здоровья - это уже СПА-индустрия. где постоянно возникают свои модные течения. К примеру, в Европе очень многие СПА-центры и салоны осваивают уже приглянувшееся американским клиентам уоцу (от японской оздоровительной системы шиацу - особый массаж биологически активных точек и зон - и английского «water» - вода). Сеанс по древней восточной методике проводится в специальном бассейне, пока клиент пребывает почти в состоянии невесомости, нежится в искусственном горячем ключе. А изюминкой американских СПА-центров все чаще становятся необычайно популярные «русский» массаж и русская баня с березовым веником, ледяной купелью и веником.
2.3.Основы и специфика СПА-технологий
Основа СПА - естественность. Главная особенность абсолютно всех направлений - использование натуральных природных материалов, не содержащих синтетических добавок. Это и ароматерапия - лечение натуральными ароматическими маслами и их производными, и антицеллюлитная программа, включающая обертывание природной грязью, водорослями, или использование косметических средств, созданных на уникальной природной основе, и многое другое. СПА-процедуры направлены на оздоровление и релаксацию всего организма в целом Воздействуя через кожный покров, СПА-компоненты активируют процессы обмена веществ. Улучшают кровообращение, выводят токсины и шлаки из организма и улучшают общее самочувствие.
«В наши дни интерес к велнес-методикам вырос и обусловлен тем, что для современного человека (особенно жителя мегаполиса) важно достижение физического и душевного благополучия. Сфере гостеприимства дает возможность внедрять новые системы сервисного обслуживания, рекламировать и продвигать технологии красоты и здоровья, что, безусловно, способствует привлечению новых клиентов
Основа СПА-технологий - это, проверенные веками, древние традиции различных народов в оздоровлении организма. Всё чаще люди, уставшие от ритма современной жизни, стремятся отдохнуть, успокоиться, побыть наедине со своими мыслями. И этому всегда способствовали природа и древние медитативные техники. Именно этим обусловлен интерес к этническим СПА-технологиям сегодня - всевозможным видам массажа (креольскому, тайскому, древесному массажу друидов), использованию ароматов и этнической музыки. Специалисты СПА-индустрии считают, что самое главное предназначение СПА не только в уходе за телом, но и в предоставлении человеку возможности отдохнуть от мира, переключить внимание на получение приятных эмоций и впечатлений.
Открытие СПА-центра или СПА-кабинета в отеле требует грамотного подхода. Ведь это не просто предложение гостям разнообразных оздоровительных программ, это еще и определенная обстановка, атмосфера добро желательности и уюта, комфорта и душевного тепла. Интерьеры и цветовые решения, свет и музыка, подготовка и настрой персонала — все это позволяет гостям почувствовать себя защищенными, дарит им душевное равновесие, реальное здоровье и даже вторую молодость. Философия велнес и СПА основана на комплексном подходе, гармонии атмосферы и сбалансированности услуг. Важно, что СПА-услуги предназначены как для чувствующих недомогание, так и, в качестве профилактики, для абсолютно здоровых людей: ведь они помогают привести в порядок не только тело, но и душу. А основная цель любого СПА — борьба с усталостью и стрессами.
Комфортная, умеренная физическая нагрузка, специальные программы, включающие водные процедуры, ванны с солями и настоями целебных трав, гидромассаж, талассотерапию, бальнеотерапию, различные души, бани, специальные влажные обертывания с терморегуляцией, «сухие» процедуры (западные и восточные массажи, лимфодренаж, ароматерапия, солярий) — все это гость отеля имеет возможность свободно выбрать вне зависимости от курса лечения, какого-либо графика и прочих ограничений. В современных мегаполисах и на крупных курортах у людей, как правило, нет большого количества времени, чтобы полноценно отдохнуть и править своё здоровье -- требуется быстрое преодоление стрессов и усталости, поэтому свободный выбор процедур или курса в течение дня, а также количества часов посещения позволяют клиентам ощущать себя более комфортно и эффективней распоряжаться своим временем. Комплексный подход к предоставлению СПА-услуг предполагает и сбалансированное, здоровое питание, разработку диет, уход за кожей, оздоровление и косметическое оформление лица и тела, волос и ногтей.
2.4.Направления и виды СПА-индустрии
Условно выделяют 3 направления в сфере СПА, однако чёткое разделение здесь провести невозможно. Зачастую представленные на рынке модели являются симбиозом, сочетанием этих направлений, создавая тем самым удивительный, неповторимый, прекрасный и полезный мир СПА.
Медицинское СПА – особое внимание уделяется восстановлению здоровья как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Как правило, сюда входят курсовые программы с обязательной предварительной консультацией врача необходимой специальности. На патологический процесс воздействуют и устраняют его с помощью физиотерапевтических методик, фитотерапии, мануальной терапии, космецевтики.
Классическое СПА – комплекс процедур, направленный на восстановление физического и психического здоровья путём воздействия на все органы чувств человека с использованием природных лечебных ресурсов или их аналогов. Его родоначальником являются бальнеологические комплексы на базе термальных источников. Сейчас помимо бальнеологии и гидротерапии классическое СПА включает в себя ароматерапию, мелотерапию, хромотерапию, ручной и аппаратный массажи.
Этническое СПА – оздоровительные программы, основанные на методиках и технологиях разных стран и культур мира: кельтские традиции оздоровления, креольские массажи, турецкий хаммам и т.п.
Специфика устройства СПА-центров в городских отелях определена современной цивилизацией, техническим прогрессом и урбанизацией жизни, диктующими, с одной стороны, определенные эталоны красоты и внешнего вида, и с друтй — оставляющими для их достижения очень мало времени. СПА-ценгр — это профессиональное, быстрое и качественное решение многих проблем, а грамотно устроенный СПА-центр в отеле — своеобразный курорт одного дня, место роскошного отдыха.
Различные виды СПА позволяют отелям более эффективно определиться с тем, что они могли бы предложить своим гостям. Европейский центр изучения и пропаганды курортов и водных источников ISРА Еurope предлагает следующую классификацию:
Если же учитывать, что нередко границы размываются и виды СПА «перемешиваются», то реально можно говорить о трех вариантах.
СПА «одного дня» (ДэйСПА) включают все необходимые кабинеты, которые можно посещать в любое удобное время, ежедневно или по выбору (Спа-центр ЕSРА при отеле Ritz Carlton , Москва; СПА-центр Clarins в отеле «Астория» в Санкт-Петербурге; Welness club Villa Spa в Калининграде). Горожане живут сегодня в очень агрессивной среде, поэтому так важно заботиться о повышении жизненного тонуса и восстановлении энергетического баланса. Комплекс процедур в ДэйСПА направлен на быстрое восстановление физического и психического здоровья путем воздействия на различные органы чувств человека с использованием природных лечебных ресурсов или их искусственных аналогов.
Если говорить о востребованности СПА-услуг, то, конечно, летом традиционно меньшее количество гостей посещает городские СПА, особенно в июле-августе. Причина проста: многие уезжают в отпуск и принимают СПА-процедуры на курортах, в более благоприятных условиях. Летом в хорошую погоду наиболее популярны непродолжительные процедуры, цель которых — очистить и увлажнить кожу, сделать ее свежей.
На сегодняшний день очень востребовано все аутентичное: по сути, любая СПА-процедура имеет какую-либо этническую основу. Неотъемлемая часть качества наших услуг — специальная атмосфера, которая создается гармонией интерьера, цветовых решений, света, музыкального фона».
2.5.Проблемы развития СПА
Тенденция становления СПА в России связана с формированием среднего класса, а также с развитием культуры быта. Однако, несмотря на несомненную востребованность СПА-услуг, подобный бизнес в России только «набирает обороты». Сохранившиеся с советских времен и функционирующие по сей день курорты и санатории, хотя и обладают несметными природными богатствами и ресурсами (включая минеральные и термальные источники), в подавляющем большинстве не соответствуют требованиям времени: сервис в них катастрофически низкий. Создание же новых СПА-отелей и открытие СПА-центров в средствах размещения сопряжено с определенными проблемами. Это, в частности, концентрация бизнеса в Москве, Санкт-Петербурге и в нескольких крупных городах, в связи с чем замедляется развитие СПА-отелей в богатых природными ресурсами, но отдаленных от центра курортных зонах; отсутствие полноценной и доступной информации, профессиональных кадров и грамотных консультантов, что связано с новизной бизнеса (это, как правило, диктует необходимость приглашения сторонних фирм и специалистов для концептуальной разработки СПА-центра, а также его информационно-методической и инженерно-технической поддержки); путаница в признаках, выделяющих различные СПА, и полное отсутствие стандартов, что ведет, с одной стороны, к некоторой конкуренции с салонами красоты, фитнес-центрами, фитнес-клубами, спортивными залами, а с другой, — к тому, что некоторые отели, следуя моде и пытаясь завлечь клиентов, обычные салоны красоты выдают за СПА-центры.