Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 02:28, курсовая работа
В своей работе по изучению состояния и развития СПА- и велнес-отелей я ставлю понять реальные перспективы развития СПА- и велнес-индустрии в России. Для этого я выделяю несколько основных задач:
1.Подробно изучить что такое СПА- и велнес-индустрия (история, составляющие, опыт других стран).
2.Какое значение имеет наличие СПА-услуг в отеле.
3.Состояние и потенциал СПА- и велнес-отелей в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………………………..3
1. Велнес: понятие, сущность………………………………………………………………..5
1.1.Понятие Велнес…………………………..……………………………………….5
1.2.Велнес-индустрия……………………………………………………………...….7
1.3.Велнес-туризм….…………………………………………………………………9
1.4.Образ жизни в стиле «велнес»……………..…………………………………..11
2.СПА: история, понятие……………………………………………………………………13
2.1.История СПА…………………………………………………………………….13
2.2.СПА в России……………………………………………………………………15
2.3.Основы и специфика СПА-технологий………………………………………..16
2.4.Направления и виды СПА-индустрии…………………………………………18
2.5.Проблемы развития СПА……………………………………………………….19
3.СПА- и велнес-отели……………………………………………………………………...20
3.1.Велнес-отели……………………………………………………………………..20
3.2.СПА-отели……………………………………………………………………….22
3.3.Современные формы СПА- и велнес-отелей………………………………….24
3.4.Организация СПА в отеле………………………………………………………25
3.5.СПА в отеле: плюсы и минусы…………………………………………………27
3.6.Перспективы развития…………………………………………………………..28
3.7. СПА-программы крупнейших СПА-отелей мира……………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………………….32
3.СПА- и велнес-отели
3.1.Велнес-отели
Велнес-отели - новое маркетинговое объединение в международной системе туризма. Многочисленные мировые велнес-отели предлагают комплексные программы повышения резервов здоровья и качества жизни. В основе существующих велнес-программ таких отелей лежит медико-диагностическое тестирование, дозированные формы физических нагрузок, различные СПА-уходы, комплексная косметология, специальное питание.
Выделяют 3 основные разновидности отелей в системе мирового велнес-туризма:
1.больнеологический с использованием
морской, пресной и природной минеральной,
а также термальной воды той местности,
где находиться отель.
2.грязевой с использованием в качестве
оздоровления пелоиды (лечебные грязи)
в виде аппликаций, ванн, полостного применения,
орошений ротовой полости.
3.климатический с использованием таких
основных факторов климата, как температура
воздуха, атмосферное давление, солнечное
излучение.
4.переходные, занимающие промежуточное
положение. Именно они наиболее полно
предоставлены в Европе.
Представленные отели Европы объединяет не только наличие на их территории современных высококлассных велнеc-центров и комплексов SPA. Каждый из них дает Вам возможность выбора среди древнейших методик оздоровления и рецептов нетрадиционной медицины, предлагает несколько вариантов диетического питания, индивидуально составленную программу физических тренировок и, конечно же, полный комплекс услуг по косметическому уходу за лицом и телом. В этих отелях отдыхающие приобщаются к занятиям йогой, питью травяных чаев, закаливанию и активному отдыху на природе. Появляется шанс узнать о себе много нового, посетив индивидуальные консультации диетолога, спортивного тренера, врача-физиотерапевта, косметолога, специалистов в области китайской и тибетской медицины. А также познакомиться с секретами преодоления возрастных проблем и биологического старения организма.
Кроме того, велнес-отели подарят редкое ощущение полного отрыва от действительности и возможность созерцания уникальных пейзажей (так называемая «терапия красотой»). Планируя такое путешествие впервые, необходимо позволить себе хотя бы две недели полной безмятежности и отдыха от привычных условий жизни. Не стоит забывать и еще об одной важной детали: эффективное восстановление тонуса и иммунитета, «запуск» процессов омоложения и очищения организма возможен только в странах, близких нам по климату, природному ландшафту и часовому поясу. Прекрасно подходят для этих целей горные, озерные и лесные регионы Европы, побережье Атлантики, страны с мягкой снежной зимой, нежарким летом и обилием термальных источников – Австрия, Германия, Франция, Швейцария, Словения, некоторые регионы Италии. Любые оздоровительные процедуры несовместимы с жарой, поэтому наиболее благоприятное время для их проведения – осень, зима и весна.
Вернувшись к привычной жизни, Вы ощутите бодрость и вкус кжизни, а главное – поверите в то, что понятие возраста в XXI веке – весьма относительно. Ведь нам именно столько лет, на сколько мы себя чувствуем, и если мы любим, ценим и понимаем себя – до старости нам очень далеко!
Основные показания для отдыха в велнес-отелях:
1.Длительное состояние усталости и стресса.
2. Ослабление иммунитета.
3. Нервное истощение.
4. Снижение эмоционального тонуса.
5. Необходимость проведения курса процедур
для лица и тела.
6. Преодоление возрастных проблем.
7. Общее омоложение организма.
8. Улучшение физической формы (похудение,
коррекция фигуры, фитнесс).
9. Потребность в проведении курса очищения
организма.
3.2.СПА-отели
Одним из перспективных направлений инвестирования становится реконструкция санаториев и баз отдыха, расположенных вокруг мегаполисов, в современные СПА- и велнес-отели.
Приближается период острой конкурентной борьбы между отелями высокого ценового сегмента, и в связи с этим возрастает роль отелей «старой волны» категорий 3-4*, находящихся в стадии рестайлинга и реконструкции. По сравнению с глобальными гостиничными цепями у отелей этого класса есть ряд несомненных преимуществ, одним из которых , могут стать новые виды и формы клиентского сервиса как способ увеличения потока гостей и стабильный источник дополнительной прибыли.
Для американца или европейца наличие СПА-центра является важным фактором при выборе отеля, так как большинство гостей желают не только отдохнуть и приятно провести время, но и восстановить физические и психологические ресурсы организма.
В нашей стране четкая
классификация СПА еще не сложилась.
Случается, что, имея на территории гостиницы
косметический кабинет и
Спа-отели созданы для красивого и, что немаловажно, здорового отдыха, где можно пройти специальные оздоровительные и омолаживающие курсы. Иногда такие отели называют wellness-отели. Как правило, наряду с огромным количеством различных спа-процедур и оздоровительных программ отель располагает очень хорошими номерами. Естественно, отдых в таких отелях нельзя назвать бюджетным.
Поэтому большинство зарубежных отелей обзаводятся собственными СПА-центрами, а то и вовсе ставят СПА-бизнес во главу угла. Сегодня практически все СПА-отели, помимо предоставления оздоровительно-эстетических процедур, обзаводятся возможностями для проведения различных деловых мероприятий, что позволяет им снизить влияние сезонности на заполняемость гостиницы.
Специализированные СПА-отели предоставляют возможность не только отдохнуть, но и решить множество проблем со здоровьем.
Планируя свой отдых, помните о том, что отдыхать нужно как душой, так и телом. Именно это соображение делает весьма популярными услуги современных СПА-отелей, расположенных в разных странах мира. Процедуры, проводимые в Spa-отелях, основываются на использовании воды – элемента, который является краеугольным для СПА.
Целебные свойства термальных источников были известны еще нашим далеким предкам. Способность ванн и бассейнов, наполненных лечебной водой из гейзеров, исцелять бронхиальные заболевания, затягивать раны, решать множество других проблем со здоровьем восхищала людей во все века. В местах концентрированного расположения термальных источников часто возникали поселения, в которых, в свою очередь, строились специализированные лечебницы. В наши дни благотворное влияние термальных вод является основной «изюминкой» процедур, предлагаемых Spa-отелями. Постояльцы таких отелей, отдыхая в бассейнах, которые наполнены водой из гейзеров, с удовлетворением отмечают эффективное расслабление мышц тела и заметное улучшение общего самочувствия.
Нередко в дополнение
к водным процедурам СПА-отели
На сегодняшний день полноценных СПА-отелей в России критически мало, а таких, которые отвечали международным стандартам по мнению некоторых экспертов, и вовсе практически нет. СПА-отель — это в первую очередь место, где человек проходит процесс оздоровления, отдыхает душой и телом, получает положительные эмоции. У нас же больше распространены отели, в которых, как правило, объединено несколько зон в разных вариациях: фитнес-зал — бассейн — СПА-зона, где гостям предлагаются различные водные процедуры, талассо- и бальнеотерапия, обертывания, пилинги, гидротерапевтические процедуры.
3.3.Современные формы СПА- и велнес-отелей
Современный этап развития индустрии гостеприимства – это прежде всего акцент на повышение рентабельности сферы отельных услуг. И не случайно. По прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), индустрия гостеприимства в нашей стране в ближайшее десятилетие будет переживать бурное развитие и по объемам капиталовложений войдет в тройку мировых лидеров. Главная причина здесь – переход отелей из государственной сферы в частные руки, активное привлечение инвестиций и, как следствие, расширение возможностей по благоустройству объектов и оснащению их на самом высоком техническом, функциональном и интеллектуальном уровне. Этот процесс сопровождается глобальными изменениями, ведущими к внесению рядакорректив в единую систему классификации российских отелей, присвоения им на основании четко сформулированных критериев "звездности" и обязательной стандартизации пакета гостиничных услуг. Одним из характерных признаков, отражающих
поступательную динамику развития рынка услуг.
Лавинообразно нарастает популярность отелей, расположенных в загородной зоне, модернизированный и переоснащенных санаториев и здравниц в курортных и традиционно посещаемых уголках России. По мнению экспертов, оздоровительный туризм является самым быстрорастущим сектором индустрии. Происходит зарождение новых для отечественного рынка форм бизнеса – СПА – и Велнес-отелей. В отличие от зарубежного опыта и стандартов, специфика России. в силу ее громадной территории, богатейших природных ресурсов, разнообразия природно-климатических факторов, этнического и культурологического наследия позволяет совместить казалось бы противоречащие друг другу альтернативы: вариативность и уникальность пакетного предложения у каждого взятого СПА или велнес-отеля и универсальные стандарты по оказанию услуг.
Стимуляция развития
новых форм предприятий индустрии
гостеприимства связана, прежде всего,
с развитием Адекватного
Одним из характерных признаков динамики рынка услуг, является появление новых форм и моделей бизнеса, которые возникают на стыке различных направлений. Яркий пример такого союза – кооперация профессионалов отельного бизнеса и индустрии красоты и здоровья, результатом которой стало появление СПА отелей, Парк-отелей со СПА, Круизных СПА и т.д. Отельные технологии стали находить все большее практическое применение при строительстве и реконструкции санаторно-курортных и медицинских предприятий. В конечном итоге, современные стандарты гостеприимства в сочетании с новыми технологиями здравоохранения привели к созданию целой индустрии, получившей название «Велнес-индустрия».
Велнес как современная философская система оптимального благополучия получила свое развитие не только в виде теоретических построений, но и конкретных технологий, обеспечивающих здоровый образ жизни. Первые велнесотели, появившиеся в Таиланде ("ЧиваСом" и "Ориентал СПА"), предлагали своим клиентам совершенно неповторимый сервис. Этот принцип уникальности формы подачи услуг в сочетании с использованием возможностей местного колорита лежит в основе устройства современных велнес-отелей. И сегодня в России – стране уникальной как по своему природному, так и этническому разнообразию, такая форма развития симбиозных бизнес-структур является наиболее перспективной.
Достаточно технологичными и воспроизводимыми для отечественного бизнеса стали типовые СПА в отеле, состоящие из бассейна с зоной отдыха, сауны и паровой бани с душевыми, тренажерного зала и салона красоты (стрижки, массаж, косметология, солярий, педикюр, маникюр). Что же касается более сложных форм на стыке технологий гостеприимства и здравоохранения, то их продвижение на отечественный рынок оказалось не столь активным по причине того, что принципы организации оздоровительного отдыха и лечения в России принципиально отличаются от европейских.
Основная функция отечественного здравоохранения – лечение заболевания, "снижение уровня болезни". Для реализации этой функции была создана стройная система – поликлиника, больница, профилакторий, санаторий. В европейской же
традиции главная функция здравоохранения – профилактика и "повышение уровня здоровья".
Центрами оздоровления там являются СПА- и велнес-отели, фермы красоты, круизные СПА, термы, центры талассотерапии, клубные СПА и т.д.
3.4.Организация СПА в отеле
Уже прошли те времена, когда владелец отеля должен был самостоятельно руководить устройством того или иного подразделения в гостинице. На рынке представлено огромное количество компаний, профессионально занимающихся различными бизнес-структурами. СПГН-индустрия в том числе. Поэтому при появлении идеи создания СПЯ центра в гостинице, отельеру сразу же следует обращаться за помощью к специалистам.
Компания "Альфа СПА", группа компаний ВНИИМИ – одна из первых российских компаний на рынке красоты и здоровья, которая специализируется на разработке объектов СПА любой сложности на любой стадии реализации.
Объединив опыт зарубежных партнеров и уникальные разработки российских специалистов в области курортологии, восстановительной и профилактической медицины, косметологии, компании "Альфа СПА" удалось создать инвариантные модели СПА, реализующие всю парадигму СПА-услуг в рамках различных проектных решений (см. Приложение 1).
Любая услуга в отеле должна приносить ощутимую выгоду. СПА-индустрия всё же довольно специфическое направление и требует комплексного подхода, который включает в себя формирование бизнес-идеи, проектирование, реконструкцию, рестайлинг, консалтинг, оснащение эксклюзивным оборудованием, а также авторский надзор, сервисное обслуживание и обучение персонала. Поэтому ориентир на «Здесь и сейчас» в предприятии, связанном с индустрией красоты и оздоровления не представляется удачным, так как организаторам СПА необходимо «держать руку на пульсе» не только в области дорогих модных тенденций, но и. прежде всего, в сфере новейших научных исследований».
На выбор модели влияет величина отеля, его месторасположение, рейтинговые услуги, имеющие наиболее частую повторяемость, звёздность гостиницы.
Рассмотрим некоторые примеры. Так, одна из полезных моделей - это малые отели (20-30 номеров) очень популярные в Европе. В таких гостиницах СПА рекомендуется делать на площади в 60-100 квадратных метров. На этом пространстве, как минимум, должны присутствовать: 2 тепловые процедурные - одна горячая и одна тёплая (допустим, финская и турецкая бани, различающиеся по тепловому режиму), хорошее гидромассажное оборудование (к примеру, джакузи на 4-5 человек), кроме того, душевые кабинки и раздевалка, ещё одна необходимая составляющая - отдельный массажный кабинет. При хорошем развитии событий к перечню услуг СПА в мини-отеле добавляются несколько динамических тренажёров. Чаще всего стоимость этих услуг входит в стоимость проживания в отеле.