Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:41, курсовая работа
Цель работы – исследовать мероприятия, организованные работниками турфирмы, связанные с подготовкой к походу.
Задачи работы:
1. Изучить специфику предоставления сервисных услуг в туризме.
2. Рассмотреть туриста как потребитель услуг.
3. Изучить основные этапы подготовки похода.
4. Дать характеристику организации и подготовки туристских самодеятельных походов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ В ТУРИЗМЕ 5
1.1. Специфика предоставления сервисных услуг в туризме 5
1.2. Турист как потребитель услуг 9
1.3. Турлидер и его значение для качественного предоставления туристских услуг 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 19
2.1. Основные этапы подготовки похода 19
2.2. Спортивные задачи похода и обеспечение безопасности его участников 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Таким образом, выяснение особенностей поведения потребителей туристских услуг, роли и значения в этом процессе фигуры турлидера ставит проблему рассмотрения самого объекта потребительских интересов туриста, каковым выступает туристский продукт.
Любой туристский поход - от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности - планируется, организуется и готовится. По-существу, начинается он задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает четыре последовательных этапа: организацию, подготовку, проведение и подведение итогов.
Этап организации
Этап подготовки похода проходит с некоторым временным сдвигом по отношению к этапу организации. Фактически полная подготовка к походу заканчивается тогда, когда завершается работа по осуществлению забросок (самостоятельно, активным способом), разведок, акклиматизации участников.
На этапе проведения похода туристской группой выполняется разнообразная работа, по своему содержанию далеко выходящая за рамки простого прохождения маршрута: ведение походного дневника, описание сложных участков маршрута и фотографирование, корректировка картографического материала, выполнение заданий научно-производственных и общественных организаций и учреждений и многое другое. Все это является материалом для подготовки отчета о походе - главной и наиболее трудоемкой составной части этапа подведения итогов похода.
То обстоятельство, что организация и подготовка осуществляются не последовательно, а практически параллельно друг другу, во многом усложняет не только их рассмотрение, но и практическую реализацию. Эффективное и качественное решение большого круга взаимосвязанных вопросов возможно только на основе сетевого планирования и при использовании хорошо разработанных методик и приемов научной организации труда.
Таким образом, организация, подготовка, проведение и подведение итогов туристского похода (спортивного, а также учебного или туристской экспедиции) - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели и решение основных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности участников похода.
Подготовка спортсменов-
Многолетняя подготовка (обучение по программе туристских общественных кадров и спортивная тренировка) распадается на годичные циклы и строится на основе перспективного планирования, а годичный цикл - на основе оперативного планирования [8, с. 139].
В круглогодичном цикле выделяются три периода - подготовительный, основной и переходный. Наиболее продолжительный - первый период (более 10 месяцев) имеет целью всестороннюю подготовку участников туристских мероприятий (спортивного похода, соревнований); сравнительно короткий (до одного месяца, - время отпуска или студенческих каникул), второй период - участие в спортивном походе (соревнованиях). Еще более короткий (одна-две недели) третий период включает прохождение участниками туристских мероприятий, медицинского и педагогического послепоходного контроля, активный отдых и подведение итогов похода (соревнований) - разбор и анализ, подготовку отчета, определение цели и задач на следующий годичный цикл, комплектование группы (команды) для подготовки к участию в спортивных мероприятиях следующего основного периода, составление плана подготовки.
Как упоминалось выше, подготовительный период в круглогодичном цикле подготовки спортсменов-туристов составляет не менее 10 месяцев. Поэтапный характер подготовки является и логичным, и эффективным с точки зрения решения большого круга вопросов. Целесообразно выделять организационный этап подготовительного периода (на рис. 2.1 выделен пунктиром), который по времени может совпадать с переходным периодом, предшествующим подготовительному.
Сложный и продолжительный (даже в пределах одного года) процесс подготовки группы (команды) требует эффективного управления на основе программно-целевого планирования, которое в простейшей форме может быть представлено в виде сетевого графика планирования подготовительного периода (рис. 1). В данном графике выделены три основных направления работы подготовка группы (собственно учебно-тренировочный процесс) - комплексная поэтапная подготовка, обозначенная буквой Г; маршрутная работа группы, обозначенная буквой М; организационные мероприятия по подготовке похода, обозначенные буквой П.
Сетевой график включает:
1 - определение цели и задач похода, включение похода в календарный план спортивных мероприятий проводящей организации;
Г-2 - комплектование группы (команды); Г-3 - первый этап подготовки участников предстоящего походи (с акцентом на общую теоретическую подготовку в обучении и общую физическую - в тренировке); Г-4 - второй этап (с акцентом на углубление естественно-географической подготовки на материале выбранного района путешествия, совершенствование топографической подготовки - в обучении и на специальную физическую подготовку - в тренировке); Г-5 - третий этап (с акцентом на совершенствование подготовки тактической и специальной - по организации наблюдений в походе - в обучении, а также специализированной технической (на этом этапе группа принимает участие в соревнованиях по туристской технике); Г-6 - четвертый, завершающий этап (с акцентом на совершенствование организационно-методической подготовленности участников - в обучении и на прохождение ими педагогического и медицинского контроля, в том числе и участие в соревнованиях по туристской технике);
М-2 - выбор района похода и сроков его проведения; М-3 - подготовка картографического материала, сбор и обработка информации о районе похода; М-4 - разработка маршрута и составление тактического плана похода; М-5 - составление календарного плана похода и определение контрольных сроков; М-6 - оформление заявочно-маршрутной документации;
П-2 - подготовка сметы и постановления (приказа) о походе; П-3 - выбор и подготовка снаряжения; П-4 - подготовка продуктов питания и медикаментов; П-5 - подготовка вспомогательного снаряжения (для обеспечения организации наблюдений и исследований); П-6 - оформление проездных документов;
7 - выезд группы в район похода.
Подготовка - значительно шире и включает, кроме тренировки, большой объем маршрутной работы, организацию и материально-техническое обеспечение походов.
Организационный этап подготовительного периода включает. определение цели и главных задач основного (походного) периода, комплектование группы, выбор района похода и подготовку документов - сметы расходов и приказа (постановления) о походе. Этот этап совпадает по времени с переходным периодом и лишь в наиболее сложных случаях частично накладывается непосредственно на подготовительный период. В любом случае целесообразно завершить работу по комплектованию группы (команды) на этом этапе, чтобы обеспечить качественную подготовку участников похода в подготовительном периоде.
Важным инструментом управления подготовкой туриста являются поэтапные контрольные проверки физической, технической и теоретической готовности участников предстоящего похода на основе контрольного тестирования, результатов соревнований и медицинского контроля. Специальные коррективы вносятся в подготовку туриста не только в результате периодического и поэтапного получения информации о состоянии тренированности занимающихся, но и по мере сбора и обработки информации о районе предстоящего похода, особенностях биоклиматических условий с учетом характеристики естественных препятствий на планируемом маршруте. Эти коррективы касаются не только собственно тренировочного процесса, но также и поэтапного плана подбора, изготовления и испытания различных видов снаряжения и рационов питания.
Немаловажными факторами совершенствования управления тренировкой туриста являются систематическое повышение квалификации тренера,, его профессиональных знаний, умений и навыков, а также материально-техническое и медицинское обеспечение тренировочного процесса. Тренерам-общественникам по туризму можно рекомендовать не только систематическую самостоятельную работу над литературой, но и изучение опыта работы и методики проведения тренировок по другим видам спорта - лыжному и горнолыжному, альпинизму и скалолазанию, спортивному ориентированию и др. [9, с. 34]
Кроме основных задач, присущих любым спортивным мероприятиям (образовательных, воспитательных, спортивно-оздоровительных), эффективность решения которых в значительной мере определяется эффективностью подготовки группы к походу, в спортивном туризме (как и в альпинизме) важнейшей задачей является безопасность участников похода. Эта комплексная задача, решаемая на маршруте, обеспечивается еще в подготовительный период всеми без исключения мероприятиями, включенными в сетевой график. Другими словами, и подготовка участников похода (физическая, техническая, психологическая, тактическая, специальная), и маршрутная работа группы (все аспекты которой требуют безусловного соответствия опыта и подготовленности участников условиям района, характеру маршрута, календарному плану похода и т. п.), и комплекс мероприятий по организации похода и его материально-техническому обеспечению (соответствующее условиям проведения похода финансирование, соответствие снаряжения, одежды, обуви, питания, медикаментов и т. п.), - все это составляет единый комплекс достижения успеха похода и безопасности его участников.
Таким образом, управление подготовкой в туризме представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, основывающихся на объективных и достоверных данных об изменениях, происходящих в организме человека под влиянием тренировочных нагрузок.
Решение основных спортивных задач планируемого и организуемого похода определяется классификационными требованиями к туристским маршрутам как составной части разрядных требований по спортивному туризму.
Продолжительность похода устанавливается разрядными требованиями (табл. 2.1) и понимается как минимальное время в днях, необходимое «для прохождения маршрута подготовленной группой».
Таблица 2.1
Нормативы походов и путешествий
в соответствии с разрядными требованиями по туризму
Виды туризма и характеристика походов |
Категория сложности походов и путешествий | ||||
I |
II |
III |
IV |
V | |
Продолжительность походов или путешествий в днях (не менее) |
6 |
8 |
10 |
13 |
16 |
Протяженность походов и путешествий в километрах (не менее) | |||||
пешеходного |
130 |
160 |
190 |
220 |
250 |
лыжного |
130 |
160 |
200 |
250 |
300 |
горного |
100 |
120 |
140 |
150 |
160 |
водного |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
велосипедного |
250 |
400 |
600 |
800 |
1100 |
на мотоциклах |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
на автомашинах |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
в спелеотуризме (количество пещер) |
5 |
4-5 |
1-2 |
t-2 |
1 |
Протяженность маршрута «устанавливается разрядными требованиями и понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной категории сложности». При этом оговаривается, что даже минимальная протяженность маршрута, хотя и в исключительных случаях (при большой технической. сложности), может быть уменьшена, но не более чем на 25 % по сравнению с указанной в табл. 1.
Скорости движения в зависимости от категории сложности походов даны в таблице 1.2 [12, с. 17].
Таблица 1.2
Скорости передвижения в различных видах спортивного туризма в соответствии с нормативами походов (километров в день)
Виды туризма |
Категории сложности походов | ||||
I |
II |
III |
IV |
V | |
Пешеходный |
21,7 |
20,0 |
19,0 |
16,9 |
15,6 |
Лыжный |
21,7 |
20,0 |
20,0 |
19,2 |
18,8 |
Горный |
16,7 |
15,0 |
14,0 |
11,5 |
10,0 |
Водный (на гребных судах и плотах) |
25,0 |
22,0 |
20,0 |
17,3 |
15,6 |
Велосипедный |
41,7 |
50,0 |
60,0 |
61,5 |
68,8 |
На мотоциклах |
166,7 |
187,5 |
200,0 |
192,3 |
187,5 |
На автомобилях |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
230,8 |
218,8 |
Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий. «Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой к. с. соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой к. с. содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей к. с. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах» (п. 11 «Перечня»). В п. 16 «Методических указаний» к Перечню следующим образом определен основной подход к решению классификационных задач: «Категория сложности любого маршрута определяется путем сравнения его с классифицированными маршрутами, разработанными для данного географического района. Техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе данной к. с. должны быть не ниже, чем для классифицированных маршрутов той же к. с. в данном географическом районе. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может быть основанием для увеличения к. с. похода» [12, с. 17].