Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:41, курсовая работа
Цель работы – исследовать мероприятия, организованные работниками турфирмы, связанные с подготовкой к походу.
Задачи работы:
1. Изучить специфику предоставления сервисных услуг в туризме.
2. Рассмотреть туриста как потребитель услуг.
3. Изучить основные этапы подготовки похода.
4. Дать характеристику организации и подготовки туристских самодеятельных походов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ В ТУРИЗМЕ 5
1.1. Специфика предоставления сервисных услуг в туризме 5
1.2. Турист как потребитель услуг 9
1.3. Турлидер и его значение для качественного предоставления туристских услуг 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ ПО ПОДГОТОВКЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 19
2.1. Основные этапы подготовки похода 19
2.2. Спортивные задачи похода и обеспечение безопасности его участников 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Таким образом, основным классификационным документом в туризме является «Перечень классифицированных туристских маршрутов». В «Перечне» для каждого вида туризма, каждого выделенного туристского района и для всех категорий сложности, начиная со второй, представлено от одного-двух до десяти-пятнадцати эталонов.
Задача руководителей и участников спортивных туристских походов состоит в том, чтобы умело и творчески работать с «Перечнем классифицированных туристских маршрутов», помня о том, что приведенные в «Перечне» эталоны - это прежде всего примеры планирования маршрутов на основе определенного комплекса естественных препятствий. При этом большую помощь оказывают и перечни классифицированных перевалов высокогорных районов, среднегорья.
Структура классификации спортивного туризма приведена на рис. 2, из которого видно, что три основные характеристики туристских маршрутов - их протяженность и техническая сложность (определяемая качеством и количеством естественных препятствий, или классифицированными участками, что лучше и полнее проясняет смысл коэффициента технической сложности маршрута в целом), а также продолжительность похода- определяют в сумме категорию сложности маршрута и создают необходимые предпосылки для эталонирования туристских маршрутов. Показанные на рисунке пунктиром довольно слабые пока связи между этими тремя показателями отражают тот факт, что отсутствие однозначных количественных критериев классификации туристских маршрутов позволяет скорее интуитивно, чем методически обусловлено вносить некоторые коррективы в параметры маршрутов (их протяженность и продолжительность похода) в зависимости от уровня технической сложности включенных в маршрут классифицированных участков. С другой стороны, наличие этих связей и их использование в практике маршрутно-квалификационными комиссиями вселяют надежды на перспективность работы по совершенствованию методики классифицирования туристских маршрутов. Могут быть реальны следующие перспективы: возможность определения коэффициентов технической сложности маршрутов (на основе количества и качества включенных в маршруты классифицированных участков); определение классификационной продолжительности похода, поставленной в однозначное соответствие с коэффициентом технической сложности маршрута; и, наконец, определение классификационной протяженности маршрута в зависимости от продолжительности похода, а также его основных характеристик (суммы перепада высот, характерных для того или иного туристского района оптимальных. скоростей передвижения в данном виде туризма и т. п.).
Обеспечение безопасности участников
походов. Значение реального опыта туристской
группы, ее физической, технической, тактической,
психологической подготовленности к прохождению
конкретного маршрута в конкретном классификационно-
Медицинское обеспечение группы на маршруте - серьезная проблема. Лучший способ ее решения - присутствие в группе врача (особенно при совершении сложного и длительного похода в ненаселенной местности). Организаторы сложных походов при комплектовании группы привлекают для этой цели врача с соответствующей туристской подготовкой, либо участника, имеющего определенную медицинскую подготовку, систематически повышающего уровень своих медицинских знаний.
В соответствии с сетевым графиком организации и подготовки похода (см. рис. 2.1) это направление работы включает последовательное выполнение следующих разделов: выбор района похода и сроков его проведения (М-2), подготовку картографического материала, сбор и обработку информации о районе похода (М-3), разработку маршрута и составление тактического плана похода (М-4), составление календарного плана похода и определение контрольных сроков (М-5), оформление заявочных и маршрутных документов (М-6) [12, с. 20-25].
Выбор района похода предполагает решение задач, связанных с финансированием похода, возможностью решения спортивных, учебных, познавательных задач, обеспечением безопасности участников и определяется всей совокупностью реальных условий успешного осуществления похода. Важным моментом при выборе района является правильное представление руководителя и участников похода о реальных возможностях группы: о реальном, а не формальном, опыте участников - соответствует ли их опыт походов в других районах (с учетом специфичных для этих районов климатических условий, орографии и гидрографии и т. п.) планируемому району, а также их техническая, тактическая, физическая и психологическая подготовка условиям прохождения планируемых естественных препятствий, характерных для выбранного района. Не менее важным фактором является решение задач жизнеобеспечения группы - соответствие требованиям предполагаемых условий к экипировке участников - их снаряжению, одежде, обуви, средствам передвижения, питанию и т. п.
Выбор туристского района в целом диктуется целью и задачами (тактическими, квалификационными, познавательными и др.), сформулированными на первом этапе организации и подготовки похода. Выделение же в составе выбранного туристского района конкретного подрайона, в границах которого предполагается проложить маршрут, производится позже - на основе картографических материалов, информации о районе и с помощью «Перечня классифицированных туристских маршрутов».
Вторым важным вопросом на этапе М-2 является определение точных сроков проведения похода [12, с. 20-25].
Оптимальные сроки существенно превышают как требования к продолжительности походов, так и реальные возможности участников в смысле их отпускного времени. Следовательно, определение собственно сроков проведения данного похода производится группой с учетом установленных временных границ, возможностей участников, а также в соответствии с ясным представлением группы об ожидающих ее условиях - погоды, состояния снега, уровня воды в реке и т. д. и т. п. Какова цель введения «оптимальных сроков»? Забота о безопасности участников туристских походов, конкретно проявляемая в установлении оптимально безопасных границ времени нормального, не межсезонного, похода. Но необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что «оптимум безопасности» не 'есть «максимум. безопасности» - в пределах установленных сроков, имеющих продолжительность от трех до шести и более месяцев, колебания погоды и других физико-географических факторов столь велико, что само использование понятия «оптимальный» (в переводе на русский язык означающее «лучший») носит не очень точный характер. Просто оно означает, что данный период можно считать вполне приемлемым, а остальное время - не вполне подходящим.
Таким образом, подготовка - значительно шире и включает, кроме тренировки, большой объем маршрутной работы, организацию и материально-техническое обеспечение походов. В «Перечне» для каждого вида туризма, каждого выделенного туристского района и для всех категорий сложности, начиная со второй, представлено от одного-двух до десяти-пятнадцати эталонов.
В самодеятельном туризме туристские услуги обеспечиваются на основе самодеятельности туристов. Словом «самодеятельность» в русском языке называют проявление личного почина в каком-либо деле. Самодеятельность является высшей формой социальной активности, ее следует понимать как «внутреннее детерминированное самовыражение личности, группы». Поэтому самодеятельный туризм является социально значимым явлением. Как сфера массовой самодеятельности он представляет собой все многообразие любительских туристских мероприятий, проводимых на основе самодеятельности в соответствии с нормативной базой организации туризма в стране, включая «Кодекс путешественника». Ограничения правилами, нормами и другими регламентирующими факторами вводятся в самодеятельный туризм для создания управляемой системы самодеятельного туризма. Этим он и отличается от неорганизованного туризма, где случаи нарушения правил охраны окружающей среды, и другие негативные явления не являются единичными. Поэтому туризм, какой бы он ни был, плановый или самодеятельный, - не может быть неорганизованным. Четкая организация, продуманная разработка маршрута, правильное проведение похода и соблюдение дисциплины - без всего этого невозможно осуществление туристских целей туристскими средствами.
Этап организации
Этап подготовки похода проходит с некоторым временным сдвигом по отношению к этапу организации. Фактически полная подготовка к походу заканчивается тогда, когда завершается работа по осуществлению забросок (самостоятельно, активным способом), разведок, акклиматизации участников.
На этапе проведения похода туристской группой выполняется разнообразная работа, по своему содержанию далеко выходящая за рамки простого прохождения маршрута: ведение походного дневника, описание сложных участков маршрута и фотографирование, корректировка картографического материала, выполнение заданий научно-производственных и общественных организаций и учреждений и многое другое. Все это является материалом для подготовки отчета о походе - главной и наиболее трудоемкой составной части этапа подведения итогов похода.
Этап подготовки похода проходит с некоторым временным сдвигом по отношению к этапу организации. Фактически полная подготовка к походу заканчивается тогда, когда завершается работа по осуществлению забросок (самостоятельно, активным способом), разведок, акклиматизации участников.
На этапе проведения похода туристской группой выполняется разнообразная работа, по своему содержанию далеко выходящая за рамки простого прохождения маршрута: ведение походного дневника, описание сложных участков маршрута и фотографирование, корректировка картографического материала, выполнение заданий научно-производственных и общественных организаций и учреждений и многое другое. Все это является материалом для подготовки отчета о походе - главной и наиболее трудоемкой составной части этапа подведения итогов похода.
То обстоятельство, что организация и подготовка осуществляются не последовательно, а практически параллельно друг другу, во многом усложняет не только их рассмотрение, но и практическую реализацию. Эффективное и качественное решение большого круга взаимосвязанных вопросов возможно только на основе сетевого планирования и при использовании хорошо разработанных методик и приемов научной организации труда.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 17 января 2007 г.) Новосибирск, Сиб. унив. Изд-во. 2010, - 69с.
2. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (РОСТЕХРЕГУЛИРОВАНИЕ) от 6 апреля 2007. №965 «Туристические услуги и услуги средств размещения» // Российская газета, 2007, № 56
3. Постановление Правительства РФ №462 от 18 июля 2007 «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» // СЗ 456-2007, № 25
4. Аванесова Г. Сервисная деятельность.М.: Аспект- Пресс, 2004, - 289 С.
5. Биржаков, М. Б. Индустрия туризма: Перевозки / М. Б. Биржаков.– СПб: Питер, 2001. – 400 с.
6. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков.– СПб: Питер, 2001. – 400 с.
7. Карнаухова, В. К. Сервисная деятельность: учебное пособие / В. К. Карнаухова. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 256 с.
8. Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2006 - 672с.
9. Кравчук, Т. А. Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма / Т. А. Кравчук. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2009. - 192 с.
10. Лойко, О. Т. Сервисная деятельность: учеб. пособие для вузов / О.Т.Лой ко. – Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
11. Организация туризма / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин. Минск : Новое издание, 2006- 527с.
12. Организация и подготовка самодеятельного туристского похода / под ред. А. Смирнова, – М.: Турист, 1995, – 124 с.
13. Путрик, Ю. С. Стандарты туристских общественных организаций / Ю. С. Путрик. – М.: Институт Наследия, 2004. – 176 с.
14. Саак, А. Э., Пшеничных Ю. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме / А. Э. Саак. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с
15. Чудновский, А. Д. Управление индустрией туризма / А. Д. Чудновский. – М.: Издательство: КноРус, 2006. – 448 с.
16. Экономика современного туризма / Под ред. Г.А. Карповой. - М.; СПб.: Изд-во «Торговый дом «Герда», 1998,- 342с.
17. Яковлев Г.А. Экономика туризма.М.: РДЛ, 2004,-376с.