Совершенствование государственной политики развития туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 12:45, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – это рассмотреть организацию в аспекте реструктуризации.
Задачами работы, исходя из цели, являются:
- изучение теоретических основ реструктуризации системы управления;
- проведение анализа состояния предприятия и его организационной структуры;
- проведение реструктуризации системы управления предприятия.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Государственная политика развития туризма в РФ за период 1992-2012гг.
1.1. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности за период 1992-2012гг.
1.2. Условия осуществления туроператорской деятельности. Единый федеральный реестр туроператоров
Глава 2. Системный подход к совершенствованию госполитики развития туризма в РФ в среднесрочном перспективном периоде
2.1 Проблемы и перспективы госполитики развития туризма в РФ
2.2 Системный подход к совершенствованию госполитики развития туризма в РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ.docx

— 65.12 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при решении ключевых проблем отрасли и создании благоприятных  условий для ее развития потенциально к 2020 году Российская Федерация может  войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.

Основными факторами, сдерживающими  рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке  туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского  потенциала, являются:

  • слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
  • низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);
  • отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
  • недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Преодоление указанных отраслевых ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего  участия со стороны государства, которое в настоящее время  носит фрагментарный характер и  не оказывает решающего влияния  на позитивное изменение ситуации. В ближайшей перспективе недостаточность  государственной поддержки в  сфере туризма в Российской Федерации  может привести к:

- дальнейшему снижению конкурентоспособности российского туристского продукта на международном и внутреннем туристском рынке (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и невысокого качества предоставляемых туристских услуг);

- снижению внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

- снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения;

- увеличению выездного туристского потока и ухудшению платежного баланса страны.

С учетом изложенного можно сделать  вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка  туристских услуг и повышению  уровня и качества жизни российских граждан.

Наиболее эффективным и действенным  способом решения выявленных проблем  и сформулированных задач в сфере  туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.

 

 

 

2.2. Системный подход к совершенствованию госполитики развития туризма в РФ

Системный подход — направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе  организации наших действий, таком, который охватывает любой род  деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более  эффективного использования. При этом системный подход является не столько  методом решения задач, сколько  методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода:

  • Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Для выбора оптимального сценария реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма  в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" были рассмотрены и проанализированы возможные источники и объемы финансового обеспечения реализации Программы и программные механизмы осуществления государственных инвестиций.

Анализ преимуществ и недостатков  различных вариантов финансового  обеспечения реализации Программы  выявил целесообразность финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета с привлечением средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и внебюджетных источников для достижения цели Программы - активизации развития внутреннего и въездного туризма.

При выборе программного механизма  государственного финансирования и  осуществления государственных  инвестиций для обеспечения развития внутреннего и въездного туризма  в Российской Федерации были рассмотрены  следующие 3 сценария достижения цели:

1) развитие туристской инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации вне зависимости от уровня их экономического развития, развития региональной инфраструктуры и уровня туристского потенциала соответствующих территорий;

2) развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма;

3) развитие туристской инфраструктуры ограниченного числа субъектов Российской Федерации, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода, а также реализация проектов федерального масштаба, направленных на ускоренное развитие межрегиональных туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.

Отсутствие логической, технологической  и функциональной взаимосвязи мероприятий  Программы в рамках первого сценария приведет к рассредоточению предпринимаемых  усилий и значительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловит низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.

Второй сценарий также не является оптимальным из-за отсутствия концентрации ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры в конкретных точках роста туристского  потока, а также взаимосвязей между  проектами, что может привести к  низкой эффективности и результативности Программы.

Максимальная эффективность мероприятий  Программы, выраженная в соотношении  достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в  рамках третьего сценария.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий  и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также  деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных  кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства  будут созданы необходимые и  достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих  услуг.

Успешные технологии, примененные  в нескольких пилотных туристско-рекреационных  кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки  зрения развития внутреннего и въездного  туризма регионы страны, тем самым  обеспечивая ускоренный возврат  как государственных, так и частных  инвестиций.

В отличие от первых двух сценариев, характеризующихся фрагментарным  характером и узкой направленностью  мероприятий, в третьем варианте предполагается комплексное развитие наиболее перспективных направлений  туризма и сопутствующих услуг  при обеспечении взаимосвязи  мероприятий Программы.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы  подготовки кадров и проведением  взвешенной и эффективной рекламной  политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

При любом сценарии реализации Программы  существуют следующие риски, которые  могут серьезно повлиять на развитие сферы туризма:

  • макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры и снижения темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
  • финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
  • техногенные и экологические риски. Любая крупная природная, технологическая или экологическая катастрофа, вероятность которой полностью исключать нельзя, потребует дополнительных ресурсов по ликвидации ее последствий;
  • геополитические риски. На развитие внутреннего и въездного туризма оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны и в сопряженных государствах. Военные и террористические действия могут привести к снижению туристского потока и формированию образа Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить ее инвестиционную привлекательность;
  • международные риски. Успешное функционирование сферы туризма напрямую зависит от состояния отношений Российской Федерации с другими странами. Кроме того, для сферы туризма имеет значение ситуация на международных туристских рынках и степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для регионов приграничного туризма.

Вместе с тем следует учитывать  определенные риски целевого программирования, выявленные по итогам анализа региональных программ развития туризма:

- формальный подход к формированию мероприятий в сфере туризма в региональных и муниципальных программах социально-экономического развития;

- отсутствие координации планируемых мероприятий по срокам их реализации;

- недостаточное или частичное финансирование из региональных бюджетов.

Отдельные регионы Российской Федерации, обладающие рекреационным потенциалом, не имеют целевых программ по развитию туризма. Соответственно, не определен  заказ туристской отрасли на товары и услуги в смежных отраслях экономики. Разделы, касающиеся развития инфраструктуры и туристских услуг, не включены в  отраслевые программы.

Минимизация указанных рисков и  негативных факторов возможна за счет механизмов государственной поддержки  развития туризма на основе государственно-частного партнерства, рационального использования  бюджетных средств и максимальной координации действий участников Программы  в процессе развития наиболее перспективных  туристско-рекреационных кластеров, наращивания внутреннего спроса на туристские услуги, а также создания новых рабочих мест. Реализация предложенного  сценария предполагает участие общественных институтов в выработке решений  по проектированию и созданию наиболее перспективных туристско-рекреационных кластеров.

Заключение

 

С учетом изложенного можно сделать  вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка  туристских услуг и повышению  уровня и качества жизни российских граждан.

Наиболее эффективным и действенным  способом решения выявленных проблем  и сформулированных задач в сфере  туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ  ПРОГРАММЫ

Информация о работе Совершенствование государственной политики развития туризма в РФ