Содержания и организация финансового планирования на туристическом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение содержания и организации финансового планирования на туристическом предприятии.
Объектом исследования данной курсовой работы является ООО «Колибри- Тур».
Предметом работы является организация системы финансового планирования на предприятии.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть теоретические основы финансового планирования на предприятии.
- Проанализировать организацию финансового планирования на исследуемом предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2 пар.).doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

          Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.  
Процесс распределения ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт. 
          Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с её окружением. Организациям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. 
          Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности [12, с. 115 ]. 
          Текущее финансовое планирование является планированием осуществления. Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности [28, с. 244].  
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трёх документов: плана движения денежных средств, плана отчёта о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. [18, с. 342] 
          Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует повседневного эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов.

          Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании плана и отчета о движении денежных средств. [29, с. 251] 
          Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях технологии и организации процесса производства. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. [32, с.179] 
          В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия, и таким образом.

          Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней даётся характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками и др. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли. 
          Завершая аналитическую записку, даются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

          Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать вывод, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Процесс и этапы финансового планирования и бюджетирования на предприятии

 

Финансовое  планирование и бюджетирование –  это, во-первых, процесс определения будущего положения фирмы и его подразделений, во-вторых, планирование желаемых результатов деятельности компании, и, в-третьих, выбор наиболее эффективных методов и средств в достижении желаемых результатов.

Планирование  деятельности компаний в странах с развитой современной рыночной экономикой происходит по таким значительным направлениям как финансы, сбыт, производство и закупки, которые взаимосвязаны между собой [1, c.42].

Планирование  осуществляется обычно в следующий  последовательности:

1. разрабатываются  общие цели;

2. определяются  конкретные цели на заданный, относительно короткий период  времени (2; 5; 10 лет);

3. определяются  пути и средства достижения  этих целей;

4. осуществляется  контроль за достижением поставленных  целей и задач путем сравнения плановых показателей с фактическими.

Таким образом, планирование представляет собой:

– систематическую  постановку целей, а также разработку наиболее эффективных мероприятий  по их достижению;

– проектирование основных показателей деятельности компании, определение условий и сроков их достижения, а также взаимосвязей между ними;

– разработку управленческих решений, которые связанны с дальнейшими  изменениями в организации [20, c.92].

От величины компании зависит организация финансового  планирования и бюджетирования. В маленьких компаниях не существует разделения управленческих функций, поэтому руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы и оперативно решить их. Работа по составлению планов (бюджетов) в крупных компаниях должна производиться децентрализовано, так как именно на уровне подразделений собраны кадры, имеющие большой опыт в области производства, реализации, закупок, оперативного управления. Поэтому именно от таких подразделений компании поступают предложения относительно тех действий и решений, которые целесообразно предпринять в будущем.

Планирование  всегда основывается на данных прошлого, однако стремиться контролировать и определить развитие компании в будущем (перспективе). Поэтому от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого зависит надежность планирования. Любое планирование компании основывается на неполных данных. Все планы должны составляться так, чтобы их можно было в дальнейшем корректировать, а сами бюджеты должны быть взаимосвязаны между собой [23, c.275].

На практике в компаниях обычно применяются  две схемы организации работ  по составлению бюджетов (планов): по методу «сверху-вниз» (break-down) и по методу снизу-вверх (build-up). Метод «сверху-вниз» (break-down) заключается в следующем: работа по составлению бюджетов начинается «сверху» другими словами, руководство компании определяет конкретные цели и задачи, например, плановые показатели по прибыли. После этого, показатели в более детализированной форме доводятся до сведения всех структурных подразделений и включаются в их планы. Такой подход позволяет полностью учитывать стратегические цели и задачи компании, сократить затраты времени, а также избежать проблем, связанных с согласованием отдельных бюджетов. При этом мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей, будет слабой, что является существенным недостатком данного подхода. В крупных компаниях используется подход «снизу-вверх». Суть этого метода состоит в том, что руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые в дальнейшем обобщаются в единый план (бюджет). Затем руководство компании согласовывает и координирует различные бюджетные показатели. Недостатком такого метода является то, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении плана получить незаслуженное вознаграждение.

На практике не целесообразно использовать только один из этих методов [17, c.65].

Процесс финансового  планирования и бюджетирования включает несколько этапов.

Первый этап – анализ финансовых показателей за предыдущий период. Процесс начинается с анализа финансового состояния компании, сложившегося на последнюю отчетную дату. На этом этапе оценивается уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном периоде; на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости; проявляются основные тенденции изменения финансовой устойчивости, а также их причины; определяются основные направления и задачи повышения финансовой устойчивости компании.

Все это основывается на бухгалтерском балансе, отчете о  прибылях и убытках, а также отчете о движении средств. Они содержат данные для анализа и расчета  финансовых показателей деятельности компании, а также являются основой  для составления прогноза этих документов, что имеет важное значение для финансового планирования. Основное внимание направленно на показатели объема продаж, затрат, размера полученной прибыли. Подводится общий итог, который позволяет оценить финансовые результаты деятельности компании, а также определить проблемы стоящие перед ней.

На втором этапе  по основным направлениям деятельности компании разрабатываются финансовая стратегия и финансовая политика. На данном этапе составляются прогнозные документы перспективного финансового планирования: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Такие документы включаются в структуру научно-обоснованного бизнес плана компании. Этот шаг финансового планирования является проектированием его желаемого финансового состояния, а именно реалистичное построение проекта баланса активов и пассивов на последнюю отчетную дату. Данный проект должен отражать будущее финансовое состояние компании, которое должно соответствовать основным интересам и ожиданиям акционеров и кредитов компании, другими словами, владельцев предоставляемых компании ресурсов [5, c. 108].

Определение основных параметров финансового состояния  компании, которые в дальнейшем будут  рассматриваться в качестве некоторой нормы, являются назначением создания проекта баланса активов и пассивов. В процессе финансового планирования будут сравниваться варианты балансов активов и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния компании с нормой.

Обеспечение рациональной сбалансированности средств (активов) и источников их финансирования (пассивов) является основной целью планирования баланса активов и пассивов компании. Планирование баланса активов и пассивов основывается на предполагаемых активных операциях компании, другими словами на операциях по переработке ресурсов. Эти операции отражают производственно-сбытовая программа, которая включает в себя планируемые текущие операции и программа капиталовложений, включающая в себя планируемые операции с внеоборотными активами [1, c.89].

Производственно-сбытовая программа определяет технологическую  потребность компании в оборотных  активах, иначе говоря, натурально-вещественную и стоимостную их структуру. Программа  капиталовложений формирует необходимую  натурально-вещественную и стоимостную структуру внеоборотных активов. Сопоставление оборотных и внеоборотных активов, необходимых для осуществления планируемой деятельности, с уже имеющимися у компании, определяет состав необходимых изменений в структуре активов компании. Необходимые оборотные и внеоборотные активы определяют размеры и структуру суммарных активов компании.

Таким образом, эти суммарные активы формируют  потребность компании в источниках финансирования, при этом их структура  должна соответствовать структуре и доходности активов [6, c.93].

Сравнение потребности  компании в собственных и заемных  источниках финансирования с имеющимися пассивами позволяет определить необходимые изменения в их составе. Изменения собственных источников финансирования, другими словами собственного капитала компании, который принадлежит его юридическим владельцам и акционерам, происходят за счет самофинансирования.

В результате анализа  и проектирования баланса активов  и пассивов формируется главный  параметр при планировании доходов и расходов компании. Путем выполнения необходимых финансово-экономических расчетов, одновременно с проектированием желаемого финансового состояния компании на конец планового периода, осуществляется прогнозирование этого состояния. Основой для таких расчетов являются исходные данные, которые позволяют спрогнозировать доходы и расходы, поступления и платежи за плановый период и на этой основе прогнозный баланс активов и пассивов на конец этого периода.

На третьем  этапе процесса финансового планирования и бюджетирования сравнивается прогнозируемое финансовое состояние компании с желаемым, в том числе анализируются возможные отклонения. Исходя из представлений управляющих компанией о желаемом финансовом состоянии компании на конец планового периода, прогнозируемый баланс активов и пассивов сравнивается с проектом баланса активов и пассивов, построенным ранее. В случае если отклонения основных параметров прогнозного баланса являются незначительными по отношению к параметрам проектного баланса, то полученные в результате прогнозных расчетов балансы активов и пассивов, доходов, и расходов, поступлений и платежей утверждаются в составе финансового плана компании. В случае, если отклонения расчетных параметров от проектных оказались существенными, то исходные данные, на основе, которых рассчитывался прогнозный баланс, корректируется.

Следующим четвертым  этапом процесса финансового планирования и бюджетирования является утверждение  финансового плана компании, после  достижения приемлемого соответствия расчетных параметров баланса активов и пассивов желаемым параметрам. Основными документами финансового плана являются: план доходов и расходов, баланс активов и пассивов, план поступлений и платежей.

В этих трех основных документах определяется совокупность взаимосвязанных количественных заданий по доходам и расходам, активам и пассивам, поступлениям и платежам, которые должны быть выполнены для достижения запланированного финансового состояния.

Результатом рассмотренного процесса является создание финансового  плана компании на корпоративном уровне. Этот план предполагает сбалансированность доходов и расходов, активов и пассивов компаний, а также поступлений и платежей.

На пятом  этапе осуществляется текущая, производственная, коммерческая и финансовая деятельность компанией (компании), которое определяет итоговые финансовые результаты деятельности в целом [2, c.46].

Завершается процесс  финансового планирования и бюджетирования в компании анализом и контролем  за выполнением финансовых планов. Только благодаря контролю можно определить насколько эффективно финансовое планирование. В результате финансового контроля выявляются различные факторы экономической жизни (обычно отрицательные), а также количественные показатели такие, как: самоликвидация компаний замедление реализации некоторых видов продукций и другие. Такие факты говорят о неэффективности установленных форм и методов, реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения [20, c.75].

Информация о работе Содержания и организация финансового планирования на туристическом предприятии