Социальный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть систему социального туризма России.
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятию» социальный туризм, рассмотреть историю развития социального туризма, изучить его правовые основы;
- ознакомиться с деятельностью московского туроператора «Моссоцгарантия» по организации туров для пенсионеров;
- оценить состояние области социального туризма в России в настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Социальный туризм, классификация, история развития…………………..6
1.1 Определения понятия «социальный туризм» ……………………………..6
1.2 История становления и развития социального туризма…………………..8
1.3 Виды социального туризма………………………………………………..18
1.4 Правовые основы социального туризма в России…………………….....19
2 Оценка состояния социального туризма в России в настоящее время…...25
2.1 Проблемы, препятствующие развитию социального туриза……………25
2.2 Перспективы принятия федерального закона «О социальном туризме». Основные идеи законопроекта «О социальном туризме»…………………..26
3 Организация туристических поездок для пенсионеров на примере деятельности туроператора «Моссоцгарантия»……………………………..28
3.1 Характеристика туроператора «Моссоцгарантия»……………………....28
3.2 Туры по «Золотому кольцу» для пенсионеров…………………………..30
3.3 Основные рекомендации по экскурсионному обслуживанию лиц пожилого возраста (в том числе с ограниченной физической способностью)….………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников и литературы…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц туризм.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Серьезным препятствием для вовлечения в туризм широких  масс населения были бедность и отсутствие оплачиваемых отпусков. Практически  до 30-х гг. ХХ века ни в одной из стран не существовало законодательства об отпусках для лиц наемного труда или государственных служащих. Вопросы отпуска регулировались на основе сложившихся традиций и (или) по договоренности между работодателем и работником. Это объясняет преобладание первое время краткосрочных поездок и экскурсий (на выходные дни, пасхальные или рождественские каникулы).

Кроме того, подавляющее  большинство лиц физического  труда в европейских странах  жило в крайне стесненных материальных условиях, и свободное время часто  использовалось не для отдыха, а для дополнительного заработка. Еще одной причиной, сдерживающей вовлечение в туризм широких слоев населения, было отсутствие «привычки к путешествиям», равнодушие к туризму в силу недостатка образования или информации. Так, например, в России для многих представителей нижних слоев городского населения – выходцев из крестьян – туризм находился просто за пределами круга привычных представлений.

В целом, вовлечение рабочих в туризм не было изначально связано с социалистической идеологией. Туризм понимался как средство духовного и интеллектуального развития рабочих и как вид отдыха. При этом социальному туризму нередко были присущи черты филантропической деятельности на принципах христианской морали. Вместе с тем, такой туризм имел ряд существенных особенностей, отличавших его от коммерческого туризма того времени, как в плане познавательных интересов его субъектов, так и по предпочтительным формам туристских услуг, выбор которых предопределялся требованием дешевизны.

Судя по всему, в познавательном плане субъектов социального туризма (в том числе рабочих) интересовала в первую очередь жизнь их товарищей по классу, а социальные принципы туризма способствовали развитию различных форм некоммерческого международного туристского обмена. Как правило, это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны.

С ростом классового самосознания участники рабочего туристского  движения начинают осознавать себя прежде всего представителями своего класса и противопоставляют свои путешествия традиционному познавательному или развлекательному туризму. Таким образом, складывалась новая традиция рабочего туризма, с особой структурой мотивов и туристских предпочтений, отличных от прочих традиционных видов туризма, сформировавшихся в русле культуры «праздного класса».

Подъем рабочего движения после первой мировой войны  самым непосредственным образом  отразился на рабочем и социальном туризме. С развитием социал-демократического и профсоюзного движения организацию рекреационных или познавательных поездок начали брать на себя профсоюзы или близкие к ним социал-демократические организации, которые создавали свои собственные турбюро. Такие турбюро существовали в большинстве индустриальных стран Европы (Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и др.)

Международный рабочий туризм, даже если речь шла  о поездках в отпуск, рассматривался в первую очередь как средство укрепления мира и взаимопонимания  между народами. Надо сказать, что в то время представления о пацифистском потенциале международного туризма разделяли представители самых разных слоев общества и носители самых разных политических взглядов.

Важнейшей проблемой  рабочего туризма была необходимость поддержания низкого уровня стоимости туров, приемлемого для рабочих. Любая рабочая туристская организация должна была тем или иным способом добиваться удешевления туристских услуг без существенного снижения их качества. С этой точки зрения размещение в семьях было оптимальным решением: оно значительно удешевляло стоимость поездки (участникам приходилось оплачивать только транспортные услуги, а валютные затраты турбюро сводились практически только к выдаче весьма скромных сумм на карманные расходы).

Другим способом снижения стоимости туристских услуг стало приобретение или аренда дешевых помещений с последующим их переоборудованием под средства размещения. Так, в Вене уже в 1900 г. был построен так называемый «приют друзей природы», а в 1930 г. «Друзья природы» в одной Германии располагали более чем 200 «приютами». Это позволило поддерживать на относительно низком уровне стоимость средств размещения и давало возможность финансировать длительные поездки, в том числе за границу. При этом использовался в той или иной форме безвалютный обмен: например, при поездках в Швейцарию или Австрию немецкие «друзья природы» размещались в приютах местных отделений «друзей природы» и, соответственно, принимали их у себя.

Правда, такие  средства размещения могли располагаться не в самых привлекательных, с точки зрения рекреационно-познавательного туризма, районах, но это соответствовало политическим целям рабочего туристского движения, которое мыслилось как часть международного рабочего движения и противопоставлялось «буржуазному туризму» как части «буржуазного образа жизни».

Вообще, «воспитание  привычки к туризму» было важной проблемой  рабочего туристского движения. Так, согласно статистике, в познавательных поездках за границу, организуемых профсоюзными и социал-демократическими туристскими организациями, большинство составляли не рабочие, а служащие и представители интеллигенции. Интересно отметить также, что с 1930 г. количество женщин превышало количество мужчин.

В СССР социальный туризм выступал в качестве важной составной части государственной социальной политики. Фактически весь внутренний туризм в этот период можно было назвать социальным, и практически невозможно было провести выделение элитарного туризма, его организацией занимался Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ.

Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных  услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. чел. Коммерческий туризм как частная предпринимательская деятельность не существовал. Таким образом, в СССР организацией туристской деятельности занималось государство в лице профсоюзов, комсомольских организаций и ряда ведомств: Министерства образования, Министерства обороны и т.д.

Предложение на рынке туристских услуг ориентировалось на среднестатистического  потребителя и осуществлялось по стандартизированным маршрутам, в  стандартных средствах размещения туристов, по стандартным рационам питания. Кроме того, предложение туристских услуг было рассчитано, как правило, на групповое, а не индивидуальное обслуживание.

В сочетании с социально  ориентированными системами санаторно-курортного отдыха и лечения, а также детского отдыха, система туристского обслуживания населения СССР в целом представляла достаточно эффективно действующую общегосударственную систему рекреации.

Социально ориентированная  система туристского отдыха, сложившаяся  в бывшем СССР с середины 60-х годов  и просуществовавшая в неизменном виде до конца 80-х годов, действительно представляла социальные гарантии туристского отдыха. Однако она не являлась в полной мере системой социального туризма, отвечавшей задаче всесторонней помощи малообеспеченным и социально незащищенным слоям и группам населения.

Последствия политического  кризиса, вызванного распадом СССР, и  связанные с ним экономическая  и структурная перестройка, а  также глубокий экономический и  социальный кризис, не могли не привести к резкому обострению проблем туристской сферы. Произошло снижение как числа туристских гостиниц и туристских баз, так и ещё более значительное сокращение числа обслуженных туристов.

Социальный туризм оправдывает  усилия, необходимые для его развития, когда он обеспечивает доступ к туристским услугам значительной части населения, позволяя развивать массовый туризм. Однако именно массовый туризм, ранее существовавший в нашей стране, в наибольшей мере ощутил негативные последствия, связанные с изменением экономической и политической системы.

Перестройка экономики страны внесла значительные изменения в  туристскую сферу. По сути, из явления  социального туризм превратился  в явление экономическое, однако последнее пока еще признается далеко не всеми. Ностальгия, оставшаяся у  части населения по «старым временам», в том числе и в туризме, требует возврата к старой системе социального туризма.

Однако возвращение к  той системе невозможно, во-первых, по экономическим причинам – отсутствие необходимых средств в государственном  бюджете. Во-вторых, по политическим – курс на реформы, приватизацию и рынок изменили роль государства и требуют поиска новых финансово-экономических рычагов для проведения социальной политики. В-третьих, по причинам психологического порядка: потребители услуг стали предъявлять больше требований к качеству обслуживания и структуре предложения и уже не будут мириться с усредненным предложением.

Таким образом, к середине 90-х годов туристская отрасль  столкнулась с целым рядом  проблем, связанных с изменением экономических условий её функционирования при сохранении основного предназначения – обеспечивать полноценный отдых населения и организацию досуга.

К концу ХХ столетия в  России сложилась парадоксальная ситуация: российские туристы, тратящие большие  суммы денег в мировых туристских центрах, стали желанными гостями, в то время как туристские объекты в самой России страдают от отсутствия контингента и приходят в упадок.

Это произошло  по причинам:

- отсутствия  единой государственной политики  в области туризма, признающей  его экономическую и социальную значимость;

- отсутствия  структурной и региональной координации  деятельности различных элементов  современного туристского комплекса;

- отставания  нормативно-правовой базы туристской  отрасли от изменений, произошедших  в организации и экономике туристского обслуживания;

- обострения  финансовых проблем функционирования  туристской отрасли, вызванных  прекращением государственного  финансирования отрасли;

- нерешенности  проблем налогового регулирования  и различием подходов органов  власти на местах к налогообложению туристских учреждений, что ещё более усугубляет и без того сложное финансовое положение в отрасли;

- отсутствия  государственных гарантий и льгот,  затрудняющего поиск инвесторов, без чего невозможно развитие  материально-технической базы туризма;

- отсутствия  приоритетов в государственной  политике в области туризма,  подкрепленных реальными мерами  политического, экономического и  финансового порядка;

- непродуманности  на государственном уровне политики  поддержки внутреннего и въездного  туризма как источника валютных поступлений и стимула экономического подъема туристских регионов;

- отсутствия  системы мероприятий, делающих  услуги российских туристских  предприятий доступными всему  населению страны;

- перекладывания  на потребителя решение проблем производителя; например, постоянное повышения цен на энергоносители, транспорт, аренду, продукты питания, другие услуги, а также прекращение дотаций туристским учреждениям и их недостаточное финансирование со стороны различных ведомств и фондов ведет к росту цен на туристские путевки, продолжает уменьшать доступность туристских услуг для населения страны;

- постоянного  возрастания стоимости транспортных  услуг, что негативно сказывается  на объемах туристских поездок.  Резко сократился пассажиропоток  на авиационном транспорте, закрылись многие экскурсионные речные маршруты. В связи с растущей стоимостью бензина, запасных частей, сервиса и осложнением криминальной ситуации на дорогах сократились поездки и на личном транспорте. Это привело к тому, что жители России стали отдыхать вблизи мест постоянного жительства или вообще не выезжать на отдых;

- сокращения  времени отдыха. У большей части  населения нет денежных средств  на весь период отпуска. 

Прекращение дотаций со стороны  профсоюзов и фондов социального страхования вызвало резкое сокращение потока внутренних неэкономических туристов, так как повышение стоимости туристских услуг на фоне значительного снижения жизненного уровня основной части населения не позволяет основной его части пользоваться услугами туристских предприятий. Кроме того, рост стоимости других жизненно важных товаров и услуг отодвинули для большей части населения страны потребление туристских услуг в отложенный спрос.

В итоге, по данным социологических  исследований, потребность в туристском отдыхе среди остальных первоочередных потребностей человека опустилась на самый низкий уровень.

Отсутствие у населения  РФ привычки цивилизованно отдыхать ставит под сомнение справедливость утверждений о том, что существовавшая в СССР система организации туризма была действительно доступной основной части населения страны и позволяла регулярно пользоваться туристскими услугами.

Учащаяся молодежь, дети, пенсионеры, инвалиды и другие незащищенные категории населения оказались  практически полностью исключенными из сферы туризма. Вместе с тем на эти категории населения по различным оценкам приходится от 30% до 60% потенциальных потребителей туристских услуг в Российской Федерации.

Информация о работе Социальный туризм