Социальный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть систему социального туризма России.
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятию» социальный туризм, рассмотреть историю развития социального туризма, изучить его правовые основы;
- ознакомиться с деятельностью московского туроператора «Моссоцгарантия» по организации туров для пенсионеров;
- оценить состояние области социального туризма в России в настоящее время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Социальный туризм, классификация, история развития…………………..6
1.1 Определения понятия «социальный туризм» ……………………………..6
1.2 История становления и развития социального туризма…………………..8
1.3 Виды социального туризма………………………………………………..18
1.4 Правовые основы социального туризма в России…………………….....19
2 Оценка состояния социального туризма в России в настоящее время…...25
2.1 Проблемы, препятствующие развитию социального туриза……………25
2.2 Перспективы принятия федерального закона «О социальном туризме». Основные идеи законопроекта «О социальном туризме»…………………..26
3 Организация туристических поездок для пенсионеров на примере деятельности туроператора «Моссоцгарантия»……………………………..28
3.1 Характеристика туроператора «Моссоцгарантия»……………………....28
3.2 Туры по «Золотому кольцу» для пенсионеров…………………………..30
3.3 Основные рекомендации по экскурсионному обслуживанию лиц пожилого возраста (в том числе с ограниченной физической способностью)….………………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников и литературы…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая соц туризм.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Разброс данных оценок достаточно велик, однако ситуация подсказывает, что контингент социального туризма в настоящее время близок к верхнему пределу, т.е. 60%, учитывая незначительную прослойку (8-10%) части населения, имеющей высокие доходы, а также начало формирования в России так называемого «среднего класса» [10].

Следует отметить, что именно кризисное состояние общества, как никогда раньше, требует особого внимания к развитию социального туризма. Привлечение к туристскому отдыху граждан будет способствовать смягчению социальной напряженности, удовлетворению культурно-познавательных потребностей, сохранению здоровья и работоспособности.

Социальный эффект от развития туризма несопоставимо выше требуемых  финансовых затрат, а разумная организация  системы социальных льгот при  решении вопросов отдыха той категории  населения, которая подпадает под действие льгот, позволит получить ожидаемый социальный эффект уже в ближайшие годы.

В настоящее время по линии  социального туризма в Российской Федерации действует Российская Ассоциация Социального Туризма (РАСТ), которая является правопреемником Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Ассоциация учреждена в 1990г. туристско-экскурсионными объединениями и фирмами практически всех регионов Российской Федерации.

РАСТ – крупнейшая туристская организация и в России, и в мире, насчитывающая более 430 членов. Ассоциация в 1993 году стала членом-филиалом Всемирной Туристской Организации (ВТО).

РАСТ осуществляет свою программу  для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в полноценном  отдыхе и укреплении здоровья, развития семейного и молодежного туризма в тесном взаимодействии с центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, правительством, региональными профсоюзами.

Ассоциация, работающая по принципу не коммерческого, а массового туризма,  одна из немногих, если не единственная сейчас организация, деятельность которой направлена на социальную защиту населения и, прежде всего, социально необеспеченных слоев – пенсионеров, студентов и других.

Несмотря на существование организаций, способствующих социальной защите населения в России, туризм в настоящее время остался фактически без экономической поддержки. Это привело к тому, что наибольшие потери и издержки достались на долю социальной составляющей туризма.

 

 

 

1.3 Виды социального туризма

 

 

Исходя из значимости и  особенностей социального туризма  и его целевых функций, можно  выделить следующие виды социального  туризма:

1) Детско-юношеский туризм. Центры и станции детско-юношеского туризма, образовательные учреждения, осуществляющие – на основе лицензии на образовательную деятельность – подготовку по туризму и краеведению, туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков.

2) Самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм. Походы и путешествия, осуществляемые туристами самостоятельно с использованием активных способов передвижения различной сложности, вырабатывающие навыки поведения в природной среде, при наличии у туриста членской карты (билета) участника социального туризма или маршрутной книжки, маршрутного листа у группы.

3) Лечебно-оздоровительный туризм. Лечебно-оздоровительные поездки граждан Российской Федерации, когда реализуется воспроизводящая функция социального туризма и отдых сочетается с лечебными процедурами.

4) Экологический и культурно-познавательный туризм. Туристские посещения памятников природы, истории и культуры, охраняемых природных территорий, туристских территорий, объектов природного и культурного наследия.

5) Семейные путешествия и туризм для молодежи. Семейные путешествия и молодежный туризм, соответствующие понятию социальный туризм.

6) Туризм для ветеранов. Туристские путешествия для ветеранов, соответствующие понятию социальный туризм.

7) Туризм для инвалидов. Туристские путешествия инвалидов, соответствующие понятию социальный туризм.

8) Туристские поездки по России зарубежных соотечественников, международные обмены по линии социального туризма [10].

Таким образом, для каждой категории этих граждан  целесообразно разработать определенные туристические программы, которые в наибольшей степени будут удовлетворять их потребности в отдыхе и в социальном развитии.

 

 

1.4 Правовые основы социального туризма в России

 

 

Основным правовым документом является Конституция Российской Федерации. В области социальной политики государства этот документ закрепляет следующие направления  деятельности государства: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

Каждый гражданин  имеет право на отдых [Статья 37 Конституции  РФ]. Кроме того, в Российской Федерации  поощряются создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [Статья 39 Конституции РФ].

К федеральным  нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в сфере социального  туризма, относятся:

- Федеральный  закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [6]. В данном законе дается определение социального туризма, а также поддержка социального туризма провозглашается приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности.

- Федеральный  закон от 9.01.1996 г. №2-ФЗ «О защите  прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), в т.ч. и туристского продукта, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав [5].

- Федеральный  закон от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд». Этот закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, устанавливает единый порядок размещения заказов, в т.ч. в сфере социального туризма [9].

- Федеральный закон от 11.08.1995 г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», устанавливающий основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления [4].

- Федеральный  закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О  государственной социальной помощи»,  который устанавливает правовые  и организационные основы оказания  государственной социальной помощи  малоимущим семьям или малоимущим  одиноко проживающим гражданам. В законе вводится понятие «набор социальные услуги», определяемое как перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, одной из которых является предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение вышеназванным категориям граждан [8].

- Федеральный  закон от 24.07.1998 г. №125 «О социальной  защите инвалидов в Российской  Федерации». Этот ФЗ определяет  государственную политику в области  социальной защиты инвалидов  в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ [7]. В Законе сказано, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в т.ч. местам отдыха. В Законе гарантируется государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, осуществляющих санаторно-курортное лечение. Инвалиды и дети-инвалиды согласно Закону имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица. Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования. Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия.

- Федеральный закон от 22.07.1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан». Этот закон провозглашает, что граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха и гарантирует, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [3].

Кроме того, к  правовым документам, регулирующим отношения  в сфере социального туризма  можно отнести нормативно-правовые акты, устанавливающие структуру  органов исполнительной власти РФ, такие как:

- Указ Президента  РФ от 18.11.2004 г. №1453 «О Федеральном  агентстве по туризму и Федеральном  агентстве по физической культуре  и спорту» (с изменениями от 24 сентября 2007 г.);

- Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 г. №901 «Положение о федеральном агентстве по туризму»;

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации»;

- Постановление  Правительства РФ от 6.04.2004 г. №165 «Вопросы федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №325 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию»;

Если говорить о региональном законодательстве, то на сегодняшний день ни в одном из субъектов РФ не принят закон «О социальном туризме». Как правило, нормативно-правовая база ограничивается различными целевыми программами.

Исключением является Санкт-Петербург, в котором действует  Закон от 9.07.2003 г. №409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге», в котором поддержка социального туризма провозглашается одним из приоритетных направлений политики городских властей.

В Законе сказано, что финансовая поддержка социального туризма за счет средств бюджета Санкт-Петербурга оказывается в форме субсидий из средств бюджета Санкт-Петербурга на частичную оплату путешествий следующих категорий жителей Санкт-Петербурга: детей-сирот и воспитанников школ-интернатов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей; инвалидов и пенсионеров; лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф; учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

В Москве реализуется  «Программа развития туризма в г.Москве на период до 2010 года», утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 8.08.2000 г. №602 , в которой развитие социального  туризма названо одной из приоритетных задач. Однако никаких конкретных мероприятий в программе не разработано.

Кроме того, туризм, в т.ч. и социальный, являясь сферой экономики, в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных  отраслей права: административного, экологического, страхового, таможенного, защиты прав потребителей и других, которые относятся к неопределенному кругу юридических и физических лиц. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.

Туристская  деятельность, оказание туристских услуг  есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским законодательством.

В заключении необходимо подчеркнуть, что все нормативно-правовые акты, касающиеся социального туризма  в Российской Федерации, являются общими, т.е. просто содержат отдельные нормы, регулирующие отношения в исследуемой области. Специальный закон «О социальном туризме», разрабатываемый с середины 1990-х годов различными государственными и общественными институтами до сих пор не принят. Этот факт, несомненно, тормозит развитие социального туризма, поскольку большинство вопросов, возникающих в данной сфере, до сих пор не урегулированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка состояния  социального туризма в России 

в настоящее  время

2.1 Проблемы, препятствующие  развитию социального туризма

 

Практика проведения социальных туров в России показывает, что их организация имеет свою специфику. Особенно это выражается в работе с ограниченно дееспособными лицами, в том числе с инвалидами и пенсионерами. Эффективность этой работы напрямую зависит от наличия и развития соответствующей инфраструктуры. Надо признать, что в России такая инфраструктура отсутствует. Имеющиеся в некоторых общественных местах пандусы не снимают проблему дискомфортного, а чаще невозможного, перемещения людей, например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В результате ущемляются конституционные права и интересы этих людей в их желании путешествовать и постигать Родину.

Другая проблема - специализированные кадры. Здесь сказался многолетний «простой» в подготовке специалистов в сфере социального туризма, что естественным образом привело к дефициту профессионального туристского опыта, как пример - обслуживание туристов и экскурсантов с дефектами зрения или слуха.

Информация о работе Социальный туризм