Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ состояния туристической отрасли Хабаровского края и разработка мероприятий по совершенствованию туристической деятельности. Актуальность темы заключается в том, что при помощи стратегического планирования возможно сохранение миссии и стратегической цели развития туризма в Хабаровском крае, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока, частью которого является Хабаровский край. В рамках вышесказанного, актуальность выбранной темы подчеркивается также опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в развитии туризма и эффективной реализации планов по этому развитию.

Содержание

Введение 4
1 Сущность и функции стратегического планирования 7
1.1 Стратегическое планирование и его функции 7
1.2 Особенности планирования в туризме 16
2 Анализ и планирование туризма в Хабаровском крае 23
2.1 Особенности туристского потенциала Хабаровского края 23
2.2 Состояние существующей туристской инфраструктуры 26

3 Мероприятия по совершенствованию туристической отрасли в крае 35
3.1 Мероприятия по совершенствованию туристической деятельности в крае 35
3.2 Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

телка. Стратегическое планирование туризма в Хабаровском крае (2).docx

— 138.54 Кб (Скачать файл)

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия выбирается с учетом:

- конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

- перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

- в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Реализация стратегии  является критическим процессом, так  как именно он в случае успешного  осуществления приводит предприятие  к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через  разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать  как среднесрочные и краткосрочные  планы реализации стратегии.

Основные составляющие успешного  выполнения стратегии:

- цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии;

- руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

- в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.

Оценка выбранной стратегии  заключается в ответе на вопрос:

- приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям: соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

- соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы;

- приемлемость риска, заложенного в стратегии.

 Результаты реализации  стратегии оцениваются, и с  помощью системы обратной связи  осуществляется контроль деятельности  организации, в ходе которого  может происходить корректировка  предыдущих этапов.

Из-за неопределенности и  неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы  должны приводить к запланированным  результатам. Но в отличие от обычной  практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

В каждой контрольной точке  необходимо сделать оценку окупаемости  расходов в течении жизненного цикла  нового товара. До тех пор пока окупаемость  превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого  уровня, следует рассмотреть и  другие возможности, в том числе  прекращение проекта.

 Функции высшего руководства  в процессе стратегического планирования:

- углубленное изучение состояния среды, целей и разработки стратегий;

- окончательное уяснение сущности определенных целей и более широкое доведение идей стратегий и смысла целей до сотрудников фирмы.

- принятие решений по эффективности использования имеющихся у фирмы ресурсов;

- решения по поводу организационной структуры;

- проведение необходимых изменений на фирме;

- пересмотр плана выполнения стратегии в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

 Изменения, которые  проводятся в процессе выполнения  стратегий называются стратегическими  изменениями. Перестройка организации  может быть в таких формах, как радикальное преобразование, умеренное преобразование, обычные  изменения и несущественные изменения.

 Типы организационных  структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по СЕБ,  матричная. Выбор организационной  структуры зависит от размера  и степени разнообразности деятельности, географического размещения организации,  технологии, отношения к организации  со стороны руководителей и  сотрудников организации, динамизма  внешней среды и стратегии,  реализуемой организацией.

 Чтобы провести изменения  нужно вскрыть, проанализировать  и предсказать то, какое сопротивление  можно встретить, планируя изменения,  уменьшить до возможного минимума  это сопротивление и установить  статус-кво нового состояния.  Стили проведения изменений: конкурентный, самоустранения, компромисса, приспособления, сотрудничества. Задачей контроля  является выяснение того, приведет  ли осуществление стратегии к реализации целей.

Технология стратегического  планирования состоит из пяти тесно взаимосвязанных и выполняемых в определенном порядке этапов.

1) Фундаментом являются результаты всестороннего анализа ситуации в компании, в ее отрасли и родственных отраслях. Стратегическое планирование дает для этого целый комплекс специальных методов, процедур и вопросов-подсказок, помогающих качественно провести этот анализ и объективно понять «кто мы» и «где мы».

Поверхностный, неполный ситуационный анализ не позволяет выявить наиболее выгодные для предприятия возможности  развития, и поэтому об опережающем  и значительном развитии не может быть и речи.

2) На основе результатов этого анализа и методов стратегического планирования разрабатываются стратегические цели предприятия, решающего момента управления.

Далее будем рассматривать  только среднесрочный период (3–5 лет).

3) Затем следует разработка собственно стратегии, то есть совокупности проектов, программ, направлений деятельности, реализация которых с высокой степенью обеспечивает достижение стратегических целей в намеченные сроки. То есть стратегии без стратегических целей не бывает, это дорога «в никуда».

4) Разрабатывается промышленная политика: комплекс 5–7 правил и процедур, реализация которых является принципиальным условием для успешного и во всех смыслах эффективного выполнения стратегии. То есть промышленная политика без стратегии в общепринятом понятии стратегического планирования не существует.

5) Заключительный этап — это создание группы по коррекции стратегии, задача которой вносить изменения в разработанные цели, стратегию и промышленную политику в связи с неизбежными изменениями условий работы компании.

Методы стратегического  планирования делятся на две группы: одна включает достаточно формализованные  методы, другая в значительной степени  использует опыт, интуицию и воображение  разработчиков. Поэтому использование  стратегического планирования —  это и наука и искусство  одновременно.

 

 

    1. Особенности планирования в туризме

 

 

Так как в процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного  спроса на товары и услуги и объемом  их предложения.

 Пионерами разработки  технологии планирования туризма  в начале шестидесятых годов  ХХ века были Франция и Великобритания. Сегодня успешное развитие туризма  невозможно вне концепции устойчивого  развития, предложенной Всемирным  союзом охраны природы.

 В сфере туризма  специалистами Всемирной туристской  организации сформулированы три  основных принципа устойчивого  развития:

- экологическая устойчивость обеспечивает совместимость развития туризма с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и биологических ресурсов;

- социально-культурная устойчивость обеспечивает развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными ценностями местного населения;

- экономическая устойчивость обеспечивает экономическую эффективность развития туризма и такое положение, при котором избранный метод управления ресурсами дает возможность их использования будущими поколениями.

 Стратегическое планирование  в туризме осуществляется в  диапазоне от макронационального  и регионального до микролокального  таким образом, чтобы каждый  уровень фокусировался на разной  степени детализации и проработки  плановых решений, а также учитывал  определенную специфику каждого  уровня.

 На международном уровне  планируются в основном услуги  по международным перевозкам, туры  и потоки туристов по разным  странам, международные маркетинговые  стратегии и рекламные кампании.

 На национальном уровне  планирование заключается в том,  чтобы обозначить и определить  районы развития туризма, содержащие  те или иные туристские достопримечательности,  а также в выработке национальной  туристской политики.

 Местный (региональный) уровень планирования отличается  детализацией и использует планы  по землепользованию с отведением  отдельных территорий для отелей  и других видов размещения, туристских  достопримечательностей, зон отдыха, парков, транспортных систем и  других элементов инфраструктуры  туризма.

 Планирование на уровне  участка - это детальной планирование  местоположения и планировки  зданий и построек, парковой зоны, ландшафтной архитектуры и организации  инфраструктуры, используемых в  туризме.

 Стратегическое планирование  развития туризма рассматривается  как система подготовки, разработки  и организации выполнения комплекса  стратегических решений, направленных  на обеспечение баланса интересов  в решении проблем развития  туризма, а также приращение  и развитие туристского потенциала  и конкурентных преимуществ региона,  города, туристского объекта.

 Особенности стратегического  подхода к планированию развития  туризма позволяют выделить следующие  составляющие:

- Нацеленность на долговременную  перспективу;

- Развитие цельного и  интегрированного планирования, контролирующего  процесс изменений через формирование  долгосрочных целей туристского  развития;

- Ориентация процесса  принятия решений на развертывание  имеющихся туристских ресурсов, которая во многом определяет  курс будущего развития туризма.

 Преимущества стратегического  подхода проявляются в следующем:

1) регион и город заинтересованы  в экономически эффективном использовании  накопленного на туристских предприятиях  потенциала для решения проблем  своего комплексного развития;

2) совместная работа государственных,  региональных структур и субъектов  хозяйствования по выработке  совместных инициатив в области  туристского развития позволит установить и четко распределить роли и ответственность каждой из заинтересованных сторон;

3) стратегических подход  предполагает оценку характера  воздействия сферы туризма на  окружающую, экономическую и социальную  среды.

Осуществлять постановку и решение стратегических задач  рекомендуется поэтапно. Каждый этап может быть охарактеризован определенным порядком туристской деятельности. На начальном этапе стратегическое планирование предполагает выработку  концепции туристской политики, формирование пакета функциональных стратегий на длительный период.

 Второй этап основывается  на программировании воздействий.  Решающее значение в разработке  мероприятий, объединяющих экономическую,  социальную, хозяйственно-организационную  и другие сферы деятельности, могут иметь целевые проблемные  программы, ориентированные на  достижение поставленных задач.

 Третий этап предполагает  выработку комплекса регулирующих  воздействий, обеспечивающих реализацию  намеченных мероприятий.

 Важнейшим этапом стратегического  планирования является ситуационный  анализ, включающий сбор и оценку  обширной информационной базы, характеризующей  сложившуюся ситуацию. Именно стратегический  анализ является исходным пунктом  прогнозно-аналитических работ по  определению перспектив социально-экономического  развития туризма.

 Необходимо рассмотрение  основных факторов и закономерностей,  возникающих внутри туристского  сектора и вне его, обеспечивающих устойчивую тенденцию его изменений. Однако знание внутренних и внешних факторов и тенденций не является достаточным условием для формирования стратегии. Рекомендуется сочетать эти знания с результатами анализа существующего состояния туристского потенциала, с прогнозно-аналитическими материалами туристских предприятий.

Информация о работе Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае