Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – анализ состояния туристической отрасли Хабаровского края и разработка мероприятий по совершенствованию туристической деятельности. Актуальность темы заключается в том, что при помощи стратегического планирования возможно сохранение миссии и стратегической цели развития туризма в Хабаровском крае, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Дальнего Востока, частью которого является Хабаровский край. В рамках вышесказанного, актуальность выбранной темы подчеркивается также опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в развитии туризма и эффективной реализации планов по этому развитию.

Содержание

Введение 4
1 Сущность и функции стратегического планирования 7
1.1 Стратегическое планирование и его функции 7
1.2 Особенности планирования в туризме 16
2 Анализ и планирование туризма в Хабаровском крае 23
2.1 Особенности туристского потенциала Хабаровского края 23
2.2 Состояние существующей туристской инфраструктуры 26

3 Мероприятия по совершенствованию туристической отрасли в крае 35
3.1 Мероприятия по совершенствованию туристической деятельности в крае 35
3.2 Социально-экономический эффект от предложенных мероприятий 38
Заключение 41
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

телка. Стратегическое планирование туризма в Хабаровском крае (2).docx

— 138.54 Кб (Скачать файл)

 Информация, полученная  в результате анализа, определяет  цели, задачи и направление процесса  планирования. Происходит объединение  целей и задач с маркетинговой  деятельностью, а также с внутренними  процессами функционирования и  развития туризма.

 Процесс формирования  и реализации стратегий предполагает  разработку конкретных мероприятий  и механизма их реализации, распределение  ролей и ответственности, а  также разработку систем мониторинга.

 Критическим фактором  успеха в реализации стратегии  являются организационные процедуры  решения стратегических задач.  Может возникнуть необходимость  в изменении структуры местных  органов управления и подготовки  персонала. Последний этап стратегического  планирования предусматривает организацию  оценки, обратной связи и систем  контроля, обеспечивающих исполнение  намеченных целей. Большинство  неудач стратегического планирования  приходится на этап реализации, что чаще всего вызвано недостаточной  согласованностью, местными разногласиями,  несоответствием тактических действий  реализуемых стратегий, недостатками  в проведении прогнозно-аналитических  работ.

 Формирование целостного  стратегического плана развития  сферы услуг туризма в регионе  - достаточно сложный процесс,  в основу которого должно быть  положено соблюдение основополагающих  принципов: целенаправленности, системности,  комплексности, социальной защиты  населения и окружающей среды  от негативных последствий, эффективности,  адаптивности, баланса интересов  и легитимности.

 Определение способов  достижения стратегических целей  осуществляется на основе формирования  стратегий. Стержнем любого стратегического  плана развития регионального  туристского комплекса является  его базовая стратегия.

 Наиболее распространенными  типами базовых стратегий являются:

- Стратегия роста;

- Стратегия стабилизации  или ограниченного роста;

- Стратегия выживания.

 В туристских исследованиях  последних лет подробно рассматриваются  отмеченные типы базовых стратегий  развития туризма. Предлагается  использовать следующие стратегические  подходы:

1) стратегия кардинального  изменения, предполагающая концентрацию  усилий общественного и частного  сектора с целью уточнения  причин падения численности посетителей,  активное инвестирование развития, эффективное планирование развития, формирование поддерживающих мер;

2) стратегия сохранения  роста - при неблагоприятных внешних  условиях возможна стратегия,  направленная на поддержание низкого уровня роста за счет привлечения посетителей дополнительным обслуживанием;

3) стратегия достигнутого  роста принимается на стадии  достигнутого развития с ограниченным  набором нового продукта и  проектов развития, когда туристское  предприятие или регион не  способен переработать новый  рынок;

4) стратегия избирательного  роста - только определенный туристский  сегмент подлежит целевому направлению  усилий.

 Выбор того или иного  стратегического подхода в качестве  базового зависит от результатов,  полученных на стадии стратегического  анализа и целеполагания.

 Делая выводы, можно сказать, что формирование эффективной системы стратегического планирования развития индустрии туризма в рамках комплексного социально-экономического развития региона представляет собой длительный процесс, связанный с совершенствованием всей системы управления регионом и повышением уровня его организационной культуры.

 

    1. АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

 

    1. Особенности туристского потенциала Хабаровского края

 

 

Хабаровский край — субъект  Российской Федерации, расположен в  восточной части Российской Федерации. На севере граничит с Магаданской  Областью и Республикой Саха (Якутия), на западе с Еврейской автономной областью, Амурской областью, а также  Китаем, на юге с Приморским краем, с севера-востока и востока  омывается Охотским морем, с юго-востока  — Японским морем. От острова Сахалин  отделяется проливами Татарский  и Невельского. Помимо основной, континентальной  части, в состав края входят несколько  островов, среди них самые крупные  — Шантарские. Общая протяжённость  береговой линии — около 2500 км, включая острова — 3390 км., входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Административный центром  является город Хабаровск, с населением 585 556 жителей.

Население края по данным Всероссийской  переписи 2010 года — 1 344 200 человек.

К преимуществам Хабаровского края с точки зрения туристской привлекательности  следует отнести: его близость к  странам Северо-Восточной Азии, наличие  протяженной границы с Китайской  Народной Республикой, крупных транспортных артерий - Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, статус г. Хабаровска как административного центра Дальневосточного федерального округа, а также особенности культурно-исторического и природного туристского потенциала.

Для иностранных туристов Хабаровский край является местом пересечения  европейской и азиатской культур, что особенно проявляется в инфраструктуре крупнейшего туристского центра Хабаровского края - г. Хабаровска. Наличие  в городе таких объектов, как: Дальневосточный  художественный музей, располагающий  коллекциями Эрмитажа, Третьяковской  галереи, музея изобразительных  искусств имени А.С.Пушкина; концертный зал органной музыки Хабаровской  краевой филармонии; современный  спортивно-зрелищный комплекс "Платинум Арена" - крупнейший на Дальнем Востоке  и в Сибири; культовые учреждения различных конфессий, а также  широкая сеть современных культурно-развлекательных  объектов.

Особый этнографический  ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амура в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник культуры "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся  к 12 тысячелетию до нашей эры). Познакомиться  с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов  Севера, проживающих в крае, можно  в национальных селах, где созданы  этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов  представляют интерес для развития этно-экологического туризма.

Природный потенциал края является основой для развития природоориентированных видов туризма.

Особый туристский объект, привлекающий посетителей из других регионов и особенно из-за рубежа, - это река Амур - одна из величайших рек  мира. По морфологическим и морфометрическим параметрам, истории развития, пейзажному разнообразию, богатству ихтиофауны (около 130 видов рыб) эта река не имеет  равных в России.

Уникальным туристским потенциалом  обладают Шантарские острова. Привлекает к себе Плато Мар-Кюэль как  объект туристского показа, где можно  увидеть карстовые образования, в частности, "исчезающие" под  землей реки, лесные ландшафты, где  можно заняться спортивной охотой и  рыбалкой, познакомиться с бытом  и культурой эвенков.

Высоким биоразнообразием характеризуются  лесные экосистемы Хабаровского края. Общий видовой состав растений насчитывает  примерно 2 тыс. видов, что составляет половину всех представителей, обитающих  на Дальнем Востоке.

Несмотря на относительно слабую степень освоенности региона, характерной чертой, во многом определяющей использование туристских ресурсов, является их высокая концентрация, что позволяет предоставить широкий  спектр туристских услуг и обеспечить полноценный отдых.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая особенности  туристского потенциала края, наиболее перспективными направлениями развития туризма являются: культурно-познавательный, экологический, приключенческий, этнографический и круизный.

 

 

    1. Состояние существующей туристской инфраструктуры

 

 

В соответствии с системой понятий Всемирной туристской организации (ВТО), к основным составляющим туристской инфраструктуры относятся: средства размещения, предприятия общественного питания, транспорт, объекты культурно-развлекательного назначения и др.

За период реализации Основных направлений развития туризма в  Хабаровском крае на период с 2008 по 2012 год количество коллективных средств размещения  края, включающих в себя: гостиницы, санаторно-курортные учреждения, дома отдыха, туристские базы, увеличилось с 105 до 112 единиц, а общий номерной фонд возрос на 10 процентов и составил 4005 номеров. Следует отметить, что показатель количества гостиничных мест в расчете на тысячу жителей в Хабаровском крае равен коэффициенту 5,6. В то же время данный показатель по Сахалинской области и Приморскому краю составляет 7,3 и 10,0 соответственно.

Анализ развития гостиничного хозяйства края за отчетный период показывает, что наибольшая динамика в развитии и совершенствовании  гостиничного хозяйства наблюдалась  в крупных туристских центрах  края - городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, на долю которых приходится более 80 процентов от общего количества гостиниц края. Вместе с тем в указанных городах преобладают гостиницы со сроком эксплуатации более 10 лет, 10 процентов из которых приходится на гостиницы со сроком эксплуатации свыше 50 лет.

Административный центр  Хабаровского края - г. Хабаровск связан прямым воздушным сообщением с крупнейшими  городами России, а также зарубежными  городами: Гуаньчжоу, Далянь, Пекин, Харбин (КНР); Аомори, Ниигата (Япония), Сеул (Республика Корея), Тель-Авив (Израиль), Киев, Симферополь (Украина), Ташкент (Узбекистан). По объему пассажирских перевозок аэропорт Хабаровска занимает седьмое место в стране.

Важнейшей составляющей инфраструктуры туризма является сфера общественного  питания.

Услуги общественного  питания в крае оказывает 1481 предприятие, имеющие около 80 тыс. посадочных мест. В гостиницах, туристских комплексах, спортивно-оздоровительных центрах  края работают 72 предприятия общественного питания, 73 предприятия бытового обслуживания, 80 предприятий торговли, реализующих сувенирную продукцию. В крае появилось большое количество ресторанов различных национальных кухонь: китайской, японской, корейской, украинской, азербайджанской, немецкой и др.

Активизации внутреннего  и въездного туризма в крае способствовал приток инвестиций в  туристскую инфраструктуру и улучшение  сервиса. За период с 2008 по 2012 год на развитие объектов индустрии туризма и гостеприимства Хабаровского края привлечено более 1 500 млн. рублей.

Ежегодно край посещают граждане более чем из 20 стран мира (кроме  стран СНГ), около 50 процентов которых  прибывает на срок продолжительностью до 3-х дней, свыше 40 процентов - на срок более 7 дней.

Учитывая географическое расположение Хабаровского края, его  основными партнерами в сфере  международного туризма традиционно  остаются: Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея

Для туристов из стран Северо-Восточной  Азии Хабаровский край является местом пересечения европейской и азиатской  культур. В этой связи уместно  отметить, что в течение ряда лет  Хабаровский край продолжает удерживать лидирующую позицию среди дальневосточных  территорий по приему туристов из Японии, являющихся одними из наиболее платежеспособными  туристами в мире.

Вместе с тем следует  отметить, что наблюдающаяся в  последние годы тенденция сокращения числа иностранных посетителей, прибывших в Хабаровский край с туристской целью, является прямым отражением ситуации, сложившейся в  регионе Дальнего Востока и Забайкалья, а также российском туристском рынке  в целом. Так, по данным Межрегиональной  ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний  Восток и Забайкалье" за 2007 - 2010 годы, спад объема въезда иностранных посетителей в регион  составил в обследуемый период в среднем около 13 процентов. По данным Росстата за указанный период средний показатель снижения въездного потока туристов в Российскую Федерацию составил 12,4 процента.

К основным причинам снижения интереса иностранных посетителей  к туристскому потенциалу России следует отнести следующие: высокая  стоимость турпродукта, низкое качество предлагаемых услуг и их несоответствие уровню мировых стандартов, а также криминальный риск.

Ведущими туроператорами края, специализирующимися на приеме иностранных туристов, являются следующие  организации: открытые акционерные  общества "Интур-Хабаровск", "Дальрео", закрытые акционерные общества "Хабаровсктурист", "Компания "Вэлком", общества с  ограниченной ответственностью "Весь мир", "Дальгео Турс", "Фирма "НАТА-Тур" (г. Комсомольск-на-Амуре) и др.

За последние пять лет  в крае отмечена положительная динамика развития внутреннего туризма. По сравнению с 2010 годом число российских туристов, въехавших в Хабаровский край, а также число туристов края, выехавших по стране, увеличилось на 5 процентов и составило по итогам 2011 года 395,5 тыс. человек.

Информация о работе Стратегической планирование туризма в Хабаровском крае