- Перспективное направление гармонизации в сфере туристского
обслуживания, которое позволило бы достичь
надежности воспроизводства его качества
и дало бы импульс развитию сферы в целом
– разработка и распространение корпоративных
стандартов обслуживания (КСО) в туризме.
Это взаимосвязанный комплекс обязательных
для исполнения норм и правил обслуживания
клиентов во всех областях предоставления
туруслуг. Приобретая путевку в турфирме,
турист получает право на потребление
ценностей, определяющих корпоративную
культуру отеля, ресторана, перевозчика,
экскурсионного бюро, поставщиков развлечений.
КСО призван гарантировать высокое качество
сервиса с опорой на присущую соответствующей
компании культуру, проявляемую при взаимодействии
с внешней средой. Поэтому такой стандарт
может быть назван стандартом корпоративной
культуры обслуживания (СККО). По сути,
такие стандарты получили распространение
в гостиницах 3, 4 или 5*. Причем за каждой
категорией стоит соответствующий уровень
культуры обслуживания, гарантирующий
тот или иной уровень качества;
- Но речь в данном
случае идет о том, чтобы
испытать культуру обслуживания
по всем компонентам единого
пакета услуг. А при необходимости
и при потреблении дополнительных
услуг. Для создания такого
инструмента воздействия на качество
туристского обслуживания необходимо тесное взаимодействие
всех туристских организаций. Его содержание
прорабатывается на стадии заключения
договоров с поставщиками туруслуг, с
турагентами. До клиента такой стандарт
должен доводиться при ознакомлении с
туром. Помимо информации о поездке и о
предоставляемых условиях, потребитель
получает представление о культуре его
обслуживания в случае приобретения и
потребления пакета;
- С психологической
точки зрения знакомство с
таким стандартом может стать
активным фактором формирования
побудительного мотива у покупателя. Клиент
может посчитать более ценным для себя
стандарт культуры обслуживания, нежели
стандарт качества обслуживания. Это обусловлено
психологическим восприятием культуры
с позиции доверия провозглашаемым ею
установкам. Кроме того, внедренный в практику
обслуживания стандарт, ориентированный
на привнесение в нее определенных культурных
ценностей, приводит к тому, что корпоративная
культура реально становится частью турпродукта.
Это очень важно, поскольку речь идет об
обогащении содержания продукта. А, следовательно,
и о большей привлекательности его для
туриста. Нужно отметить следующее. Если
обратиться к руководителям турфирм с
вопросом, что они понимают под корпоративной
культурой, ответы могут быть разные. Например,
это то, как „ведется работа с клиентом”,
„организовано управление персоналом”,
„принимаются решения”, „построено обучение
сотрудников”. Или это „традиции, культура,
которые присутствуют в компании”, „фирменный
стиль и реклама” и многое другое, что
действительно относится к корпоративной
культуре. Стандарт же корпоративной культуры
обслуживания четко определяет ценности
организации, на которых строится весь
комплекс работ по обслуживанию туриста
во время путешествия. Этот стандарт вносит
единообразие в понимание сущности корпоративной
культуры фирмы и ее ответственности за
обеспечение высококлассного обслуживания
туристов. А ответственность эта обусловлена
гуманистической направленностью туризма.
В этом проявляется образовательная и
развивающая функции корпоративной культуры.
- Адаптация к ней
туристских организаций усиливает
их позиции на рынке. В эффективности
продаж турпродукта большую роль
играет коммуникативная культура.
В целом, курс на предпринимательство,
развивая предприимчивость в
поиске новых возможностей, инициации нововведений, гибком маневрировании
ресурсами, способствует преодолению
трудностей, обусловленных природой туруслуг.
И создает качественно иную среду рыночного
поведения турфирм, более расположенную
к восприятию и распространению ценностей
корпоративной культуры. Туристская организация
– это не только предпринимательский
образ действий. Прежде всего, это социальная
общность людей, преследующих общие цели.
Они находятся под воздействием социальной
роли организации и отражаются в ее миссии.
Корпоративная культура прямо и однозначно
определяет возможности осуществления
миссии, целей, стратегии организации,
вызывая ответственное и энергичное движение
в этом направлении.
- Носитель корпоративной
культуры – организация. Но
основу ее поведения, ориентированного на ценности, при взаимодействии
с субъектами внешней среды образует поведение
отдельных работников. Они должны осознать
необходимость корпоративного поведения.
В среде профессиональных участников
туррынка интерес к корпоративной культуре
объясним. Они сталкиваются с негативными
последствиями ее отсутствия или неразвитости
в хозяйственной практике. Рассчитать
непосредственную отдачу от распространения
корпоративной культуры в деятельности
турфирм трудно. Но можно представить
себе возможный ущерб при потере клиентуры,
срыве выгодных договоров с поставщиками
туруслуг, затягивании сроков формирования
и выхода на рынок нового продукта, нечестной
конкуренции и прочего.
- Один из важнейших
аспектов туристского обслуживания
– надежность фирмы. Надо полагать, корпоративная культура туристской
компании во взаимодействии с культурами
других организаций может обеспечить
надежность обслуживания. И гарантировать
создание условий для удовлетворенности
туриста качеством услуг во время путешествия.
Люди, профессионально занимающиеся туризмом,
по достоинству оценивают роль корпоративной
культуры в этой сфере. Существует развернутое
и содержательное определение: „Корпоративная
культура – сложная многоуровневая система
взаимоотношений фирмы и потребителя
ее продукции (услуг), основанная на понимании
фирмой своей социальной роли, служащая
постоянному повышению степени удобства,
качества и комплексности обслуживания.
Она отражает специфику внутренних организационных,
профессиональных и психологических особенностей
фирмы, а также коммерческие, философские,
эстетические представления руководства
и персонала о перспективном развитии
бизнеса”.
В этом определении единство
и взаимосвязь различных аспектов
замыкаются в итоге на обслуживании
туристов. Этому и должна быть подчинена разноплановая деятельность по распространению
корпоративной культуры на турпредприятиях.
Список использованной
литературы
- Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». - М., 2004.
- Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента.- М.: «Издателство ПРИОР», 2006. - 288
с.
- Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 266 с.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Инфра-М, 2000. - 325 с.
- Бабич К., Лахно И. Оценка имиджа промышленного предприятия // Бизнес-Информ. - 2007. - N 8. -
С. 47-58.
- Бизнесмены играют в хоккей, пропагандируя здоровый образ жизни. //Деловой Петербург, №24, 7.4.2005
- Богданова М. Моральный кодекс бизнесменов. //Япония сегодня, Москва, №7, 15.7.2004.
- Бэйкер С., Юдин П. Учиться, учиться и учиться... //Капитал
(Москва), №82, 28.8.2006.
- Ваганов А. Четырехлетка изобретательства. //Независимая газета, Москва, №138 (1463), 29.7.2005.
- Власова Н. Корпоративная культура //Дела, люди XXI, 2001, №10, январь.
- Воскресенский Г. Обольщать надо профессионально. Как создать
привлекательный образ банка. //Век, Москва,
№35, 19.9.2005.
- Выживает тот, кто меняется вместе с рынком. //Капитал (Москва), №13, 23.4.2005.
- Германович А. Фирмы следуют девизу пролетариев всех стран. //Капитал (Москва), №7, 12.3.2004.
- Гурьева Л. Каждый день на связи Париж. //Биржа плюс карьера, Нижний Новгород 4.2.2004.
- Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: Издательство `Питер`, 2000. - 224 с.
- Замуруева И., Фуколова Ю., Жук Р. Сто дней до призыва. //Деньги, №3, 26.1.2003.
- Зрелов П., Шихирев П., Ратникова Г. О национальной программе «Российская деловая культура». //Служба персонала, №9, 2004.
- Иванова С. Корпоративная культура - эффективное средство мотивации сотрудников. //Служба персонала, №9, 2005.
- Испытание на профпригодность. //Коммерсантъ-Деньги, №037, 8.10.2004.
- Катасонова Е. Культура и бизнес. //Япония сегодня, Москва, №5, 15.5.2005.
- Катков В. М. Чайковская Н. В. Деловая игра ФЭМУП: Методические рекомендации к проведению проблемно - ориентированной деловой игры. Муром, 2004.
50 с.
- Катков В.М. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии //Журнал депонированных рукописей, №10 октябрь, 2000
- Ковалевский В. Внутри «большой шестерки» продолжаются большие игры. //Финансовые известия №013, 24.2.2003.
- Корпоративная культура Intel. http://www.mtel.ru/mtel/30th/cn71898c.htm
- Корпоративная культура в практике бизнеса: символы и образы http://e-xecutive.ru/publications/aspects/
- Костромина Т. Скупой лечится всю жизнь. //Невское время, Санкт-Петербург, №106, 18.6.2004.
- Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2003.
- Крылов Н. Конференции, съезды, вечеринки - все это ритуалы процесса интеграции. //Капитал (Москва), №7, .2.3.2004.
- Крылов Н. Ни одна команда не хочет узнавать счет в конце года. //Капитал, Москва, №31, 27.8.2005.
- Крылов Н. Поощрение и порицание - это вам ни хухры-мухры, это ритуалы. // Капитал (Москва), №6, 5.3.2002.
- Крылов Н. Традиции и ритуалы: От ремесленников Древнего Рима до компаний
ХХ века. // Капитал (Москва), №5, 26.2.2001.
- Крылов Н., Никифорук К. Потенциал фирмы зависит от корпоративной культуры. //Капитал (Москва), №9, 26.3.2003.
- Культ культуры. http://www.nns.ru/analytdoc/sobes/kult.html
- Культура организации. http://src.nsu.ru/psych/konspekt/k20/k20-6.htm
- Кучерова О. Nissan запретил сотрудникам быть вежливыми.
У компании не хватает на это средств.
// Русский телеграф, №074, 25.4.2004.
- Ладанов И. Социокультура организации. //Управление персоналом, № 5 (35), 2005.
- Лапицкий М. Предпринимательская культура. http://www.transport.ru/2_period/min_ekon/N296/pred.htm
- Магура М. И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество.// Управление персоналом, 2004, № 11 с.43
- Матвеева А. Культура мешает объединению. //Эксперт, №007, 23.2.2004.
- Матяс И. Досуг. // Белорусская газета, Минск, Беларусь, №39, 20.10.2003.
- Менеджер выбирает заместителя... // Азия - экономика и жизнь (Алматы), №42, 11.10.2001.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.
- М., «Дело», 2002.
- Орлова Т. Имидж банка - корпоративная культура. //Народная газета Московского региона, Москва, №140. 31.7.2003.
- Островская М. «Я уважаю этот напиток, потому что знаю как его делают». // Компания, №014, 21.4.2004.
- Пичугин И., Умаров М. Японские электронные компании. Корпоративная Япония. // Koммepcaнтъ- Daily, №100, 15.6.2005.
- Промптова О. Работа в японской компании требует самоотречения. //Капитал, Москва, №22, 25.6.2001.
- Профессионализм стоит дорого именно потому, что приносит высокую
прибыль. // Рынок ценных бумаг, №010, 12.6.2002
- Пшенников В. Honda: творческий лик. //Япония сегодня, Москва, №2, 15.2.2003.
- Пшенников В. Этo-Sony. //Япония сегодня, Москва, №11, 15.11.2004.
- Радугин А. А. Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология
организаций и управления. - Воронеж, 2005.
- Самарцева О.К. Организационная культура предприятия http://ipmconsult.ru/conferences/doclad_personal.php
- Сащенкова Н. Организационная культура и ее влияние на эффективность организации. - Обнинск, 2001.
- Свистунов С. Лидеры производства электронных игрушек не сумели заключить альянс. //Финансовые Известия, Москва, №43 (394), 17.6.2002.
- Сергеев В. «Сэзон-групп»: союз бизнеса и культуры. //Япония сегодня, Москва, №3, 15.3.2004.
- Смиткляйм Бичем и Гласко-Уэлком приостанавливают
переговоры. //Финансовые известия, 26.2.2002.
- Собчик Е. Корпоративная культура. Царское ли это дело? Из опыта работы с крупными коммерческими организациями. http://www.ug.m/ug_pril/ol/97/39/t4_l.htm
- Солдатов А. Энди Гроув решил взять Европу на испуг.
// Сегодня, №026, 12.2.2003.
- Сообщества добиваются успеха скорее, чем «машины». //Капитал (Москва), №10(109), 2.4.2004.
- Старый кадровик борозды не портит...// Деньги, №11, 24.3.2006.
- Сухоруков А.С., Веселков А.Ф. Психодиагностика и прогноз успешности как
средство повышения эффективности персонала.
//Вестник АРБ, Москва, №36, 3.12.2002.
- Труды научно-технической
конференции «Новые технологии и научно-технические достижения
промышленности - человеку, обществу, государству»
- ПРОМТЕХЭКСПО XXI
- Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М., ЮНИТИ, 2005.
- Учись менеджменту. XX. Искусство управления персоналом - недостижимая мечта или дерево строгих нормативов? //Деловой экспресс,
№168, 13.5.2004.
- Фрезе Э., Тойфсен Л., Беекен Т., Энгельс М., Лемани П. Реструктуризация предприятий: направления, цели, средства.// Проблемы теории и практики управления, 2005. № 4, с. 116
- Фуколова Ю., Иванющенкова М. Служба народов. //Деньги, Москва,
№40, 29.10.2005.
- Хананашвили А. Подбор персонала выгоднее поручить профессионалам. //Финансовые известия, №35 (386), 15.5.2004.
- Чернов Н. Стиль фирмы. // Рекламный мир, Москва, №142, 6.8.2003.
- Шихирев П.Н. Роль психологии и психологов в развитии общественных
связей банка. //Вестник АРБ, Москва, №36,
3.12.2002.
- Шихирев П.Н. Хороший климат в коллективе становится стратегическим ресурсом компании. // Финансовые известия, №69, 9.7.2001.
- Шулинс Н. Заячьи уши успешно привлекают клиентов. // Капитал (Москва), №71,
11.6.2004.
- ЮКОС: кадровая политика. http://www.yukos.ru/responsibility/culture/
- ЮКОС: мировоззрение. http://www.yukos.ru/leadership/mirovoz/
- Юрлов С., Хайклер Э. Почти обо всем из уст бывшей сотрудницы Microsoft. // Соmрutеr-wоrld Россия, Москва, №32, 2.9.2005.
Приложения
1
Акофф Р. Планирование будущего корпорации.
- М.: Инфра-М, 2000. - 325 с.