Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:28, реферат
Сущность любого явления отражается в его понятии. Туризм как сложное явление характеризуется наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию. Данное положение не может не вызывать известных сложностей в изучении туризма, в особенности правовой наукой.
Следует заметить, что термин "туризм" не имеет корней и истоков в русском языке, он вошел в нашу речь из французской языковой системы - tourisme, от tour (прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) в свободное от работы время, один из видов активного отдыха <4>.
В международных актах и в законодательстве Российской Федерации мы находим различные определения понятий "туризм" и "турист", которые являются базовыми категориями для данной сферы человеческих отношений. Выделим лишь некоторые из них.
Так, в частности, статья 10.1 "Особенности реализации туристского продукта турагентом" применяется к отношениям, возникающим между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта.
В соответствии с положениями данной статьи можно определить существенные условия договора, который заключается между турагентом и туристом.
2. Существенные условия договора, заключенного между турагентом и туристом:
- условия договора, признанные
существенными для договора
- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента.
В данном случае по-прежнему очень важно обращать внимание на полное соответствие данных, указанных в договоре, который с вами заключает турагент, с теми данными, которые указаны у него в учредительных документах. Проверьте совпадение указанного адреса в договоре с адресом, по которому фактически находится турфирма. Обязательно убедитесь в наличии контактных телефонов, по которым вы сможете в случае необходимости связаться с представителями турфирмы. Поинтересуйтесь наличием горячей линии, чтобы имелась возможность связаться с турфирмой в любое время суток и независимо от выходных дней;
- информация о том, что
лицом (исполнителем), оказывающим туристу
и (или) иному заказчику услуги
по договору о реализации
В договоре, который вы заключаете с турагентом, независимо от того, заключается он от имени турагента или от имени туроператора, в обязательном порядке должна присутствовать полная и достоверная информация о туроператоре, который сформировал реализуемый вам тур. В случае если такая информация отсутствует, то обязательно требуйте от турагента ее внесения в условия договора. Это связано прежде всего с взаимной ответственностью туроператора наряду с турагентом перед туристом за надлежащее качество предоставляемых ему услуг в рамках туристского продукта. И если вы в момент заключения договора не будете располагать информацией, кто является "автором" тура, то впоследствии вряд ли вам удастся узнать, кому еще кроме турагента вы сможете предъявить претензии, если останетесь недовольны туристской поездкой. В связи с этим позаботиться о защите своих прав лучше заранее;
- информация о возможности
туриста в случае
Так же, как и в договоре с туроператором, заключая договор с туристом, турагент обязан довести до вашего сведения вышеуказанную информацию.
Правила оказания услуг по реализации туристского продукта в главе IV "Порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договора о реализации туристского продукта" фактически дублируют в полном объеме информацию, касающуюся существенных условий, которые должны быть включены в договор на реализацию туристского продукта. При этом в указанных Правилах также делается четкое разграничение существенных условий в договоре между туроператором и туристом и турагентом и туристом.
По общим требованиям действующего гражданского законодательства РФ, а также в соответствии с п. 12 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.
Таким образом, в случае, если будет установлено, что стороны не достигли соглашения хотя бы по одному условию договора и оно в соответствии с действующим законодательством является существенным, то можно вести речь о том, что договор может быть признан незаключенным. Такая же ситуация может сложиться в случае, если какое-либо из существенных условий договора не было вообще предусмотрено в договоре между сторонами и впоследствии одна из сторон его не одобряет. В этом случае будет также считаться, что сторонами не согласовано одно (или несколько) из существенных условий договора, что не позволяет признать этот договор заключенным.
Фактически в данном случае речь может идти о применении ст. 168 ГК РФ, в которой речь идет о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам. Такая сделка признается ничтожной, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии со ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Таким образом, во избежание возникновения в дальнейшем негативных правовых последствий необходимо очень внимательно убедиться в наличии в договоре всех предусмотренных действующим законодательством существенных условий договора, а в случае их отсутствия дополнить недостающими положениями.
Во исполнение ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" Правила оказания услуг по реализации туристского продукта также предусматривают положение о том, что иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон. При этом обратите внимание, что в Правилах однозначно указано - не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. В любом случае, даже если турфирма вопреки и в нарушение указанного положения включит в договор какие-либо условия, ухудшающие (ущемляющие) ваши права как потребителя, то они будут признаны недействующими и необходимо будет руководствоваться нормами закона, которые регулируют эти правоотношения.
Однако в ряде случаев по каким-либо причинам невозможно сразу заключить договор о реализации туристского продукта. Выходом из такой ситуации может служить заключение сторонами предварительного договора. В соответствии с п. 11 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта заключение такого договора возможно по обоюдному соглашению сторон. В соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации до заключения договора о реализации туристского продукта исполнитель и потребитель вправе в письменной форме заключить предварительный договор о реализации туристского продукта, в котором указываются условия, позволяющие установить предмет, другие существенные условия договора о реализации туристского продукта, а также срок, в который стороны обязуются его заключить.
Таким образом, прежде всего такой договор должен называться "Предварительный договор о реализации туристского продукта". Далее в нем указываются стороны, которые его заключают, с их полным и точным наименованием и/или фамилией, именем, отчеством, местонахождением. Затем прописывается, что указанный договор заключен в связи с достижением между сторонами соглашения о заключении в будущем (указывается определенный срок) договора о реализации туристского продукта. Далее перечисляются предмет и другие существенные условия предполагаемого в будущем договора. Необходимо также предусмотреть ответственность в случае отказа в дальнейшем одной из сторон от заключения договора о реализации туристского продукта. Но при этом следует иметь в виду, что заключение сторонами предварительного договора не освобождает их в дальнейшем от обязанности составить самостоятельный письменный документ - договор о реализации туристского продукта.
Немало спорных ситуаций возникает и при рекламе различных туристских путешествий или мест размещения. В п. 15 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта прямо предусмотрено, что предложение туристского продукта, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащееся в рекламе, описаниях, справочниках и реализованное иными способами, установленными законодательством Российской Федерации, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора о реализации туристского продукта. Однако, несмотря на такое четкое требование действующего законодательства, к сожалению, оно не всегда выполняется лицами, оказывающими услуги по реализации туристского продукта. Нарушения могут выражаться и в недостоверности, и в неполноте предоставляемых сведений, которые в значительной степени могут повлиять на неправильный выбор туриста. Без сомнения, цель любой рекламы - привлечь как можно большее число потребителей к рекламируемому продукту, но при этом недопустимо осуществлять это за счет недобросовестной рекламы. В связи с этим необходимо относиться со всей внимательностью и осторожностью к информации, которая получена вами в процессе рекламы того или иного тура. Перед тем как остановить свой выбор на нем - убедитесь, что действительно располагаете всей необходимой для вас информацией, по возможности проверьте ее через дополнительные средства информации (например, Интернет, отзывы других лиц, справочные службы и т.п.).
Нередко в целях привлечения большего числа туристов туристические фирмы организуют определенные конкурсы, лотереи и т.п. мероприятия, участниками которых становятся покупатели того или иного тура. В этом случае в соответствии с требованиями Правил оказания услуг по реализации туристского продукта в рекламе, содержащей сообщение о проведении стимулирующих лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение конкретного туристского продукта, должны быть указаны:
сроки проведения такого мероприятия;
источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В случае если при приобретении тура вы преследуете определенные цели - например, получить на курорте определенный вид лечения или приобрести во время путешествия какие-либо специальные познания и т.п., то в обязательном порядке поставьте об этом в известность турфирму, которая реализует вам тур. Конечно, вы можете положиться на собственные знания того, что во время путешествия вам удастся достичь поставленной цели (например, прочли в каком-либо журнале, что в этой местности действительно оказываются необходимые вам услуги и т.п.), но если этого не произойдет, то переложить ответственность за неисполнение ваших ожиданий на турфирму у вас не получится. Действующее законодательство предусматривает ответственность исполнителя в этом случае, только если ему было известно о целях, которые хотел достичь потребитель. В частности, в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта предусмотрено, что, если исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Таким образом, ваша задача не только довести до сведения исполнителя конкретные цели вашего путешествия, но и по возможности отразить их как можно четче и конкретнее в письменной форме в договоре, поскольку, во-первых, в данном случае это становится одним из условий договора, которые исполнитель обязуется выполнить, а во-вторых, иначе вам вряд ли удастся доказать в случае необходимости, что вы действительно рассказывали исполнителю о целях, которые хотели достичь, приобретая тур.
Однако иная ситуация складывается в случае, если вы решили проявить инициативу и обращаетесь к исполнителю с определенными указаниями по способу предоставления вам услуг. Например, вместо доставки до места размещения обычным автобусом вы просите за дополнительную плату предоставить вам вертолет и т.п. В этом случае исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков. Таким образом, изменяя на свой вкус условия договора и предлагая их выполнить исполнителю, имейте в виду, что у исполнителя остается право вернуть все в прежний вид либо вообще отказаться от исполнения такого договора, если ваша фантазия невыполнима либо может повлечь какие-либо негативные обстоятельства. Поэтому в данном случае все же имеет смысл прислушиваться к мнению специалиста, чтобы не оказаться в конечном итоге у "разбитого корыта".
Отдельные требования установлены действующим законодательством относительно информации, которая становится известна турфирме (ее сотрудникам) при реализации турпродукта. Во избежание каких-либо утечек информации на исполнителя возлагается обязанность в соответствии с положениями ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" принимать необходимые меры по обеспечению безопасности информации о полученных исполнителем в процессе оказания услуг персональных данных потребителя, в том числе при их обработке и использовании. В случае если вам стало известно о распространении касающейся вас информации без вашего согласия, то вы вправе обратиться за защитой своих прав в судебные органы и требовать компенсации убытков, в том числе морального вреда.
В случае если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования наличия гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, исполнитель обязан обеспечить предоставление таких гарантий в форме страхового медицинского полиса. По требованию потребителя исполнитель оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков (в том числе при совершении путешествий, связанных с прохождением потребителями маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья). В этом случае в качестве неотъемлемых приложений договора должны выступать соответствующие страховые, медицинские полисы, в которых должны быть перечислены необходимые условия, предусмотренные действующим законодательством. Более подробную информацию о страховании определенных рисков во время путешествия вы сможете найти в главе 4 настоящей книги, посвященной именно страхованию.
Информация о работе Туризм как объект государственно-правового воздействия