Туристический бизнес как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику туристического бизнеса;
- изучить виды туристического бизнеса;
- рассмотреть особенности развития туризма в России;
- выявить проблемы, существующие в туризме в России;
- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;
- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;
- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;
- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;
- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;

Содержание

ведение 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 5
1.2 Виды туристического бизнеса 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 17
2.1 Особенности развития туризма в России 17
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА 25
3.1 Развитие туристской инфраструктуры 25
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем
и международном туристских рынках 30
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма 34
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 35
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в
сфере туризма 37
3.6 Развитие международного сотрудничества 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по туризму+++.docx

— 86.02 Кб (Скачать файл)

- уровней спроса и предложения турпродуктов, емкости рынка по направлениям путешествий и в целом, начиная от массовых направлений и заканчивая эксклюзивными программами и маршрутами для индивидуальных и групповых потребителей;

- характеристик турпродуктов, динамики цен на них, условий продвижения турпродуктов на рынке и причин, препятствующих ему4.

Степень разработанности методик маркетинговых  исследований высокая, и в том, что  они являются необходимым условием деятельности турфирм, сомнений нет. Однако значимость многих рекомендаций, основанных на методиках маркетинговых исследований, для практических задач получения турпродукта высокого качества часто оказывается недостаточной. Причина тому является отсутствие в систематизированном виде требований к разнообразным компонентам обслуживания, включаемых в турпакет. Поэтому менеджеры турфирмы и ее потенциальные клиенты вынуждены ориентироваться на общие представления о будущем качестве обслуживания в туре.

Туристский  рынок - это не только выставки, ярмарки, презентации, рекламные туры и акции, это место появления массовых предложений по участию в путешествиях. Туристический рынок позволяет туроператору учитывать всю совокупность социально- экономических отношений в сфере обмена, выявлять предпочтения конечных потребителей по отношению к присутствующим на рынке турпродуктам, исследовать те из них, которые получают окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Выставки - продажи, ярмарки, аналитические обзоры, текущие отчеты и другая информация  по турпродуктам призваны освещать реальные рыночные механизмы- цены, спроса и предложения. Сбор, анализ и интерпретация информации о турпродуктах на рынке относятся к маркетинговым исследованиям туроператора, которые помогают ему уяснить проблемы и предоставляют возможности принять разумное решение.

Маркетинговые исследования – это начальная стадия формирования турпродукта, и она опирается на выявленные общие потребности туристского рынка. Маркетинговые исследования помогают туроператору изначально ориентироваться в рыночных условиях: «продавать то, на что имеется либо может иметься в перспективе устойчивый спрос».

Вновь вводимый турпродукт на рынке вначале  реализуется либо в виде ознакомительной поездки для специалистов турфирм, привлекаемых туроператором к сотрудничеству, либо как «пробная партия» с целью определения отношения к нему агентских структур и потенциальных потребителей. Лишь после этого имеет смысл планирование долговременных продаж нового туристского продукта, т. е. его коммерциализация5.

Изложенное  позволяет сделать вывод: ощущается  потребность  в  новых управленческих системах воздействия не только на спрос и укрепление позиций турпродукта, но и  на процесс его производства.

1.2 Виды туристического бизнеса

Систематизация  и анализ теоретических вопросов туризма  позволяет  выделить его различные виды и формы, которые совершенствовались в процессе развития мирового туризма.

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране временного пребывания.

Туризм - особый вид потребления материальных и духовных благ в разнообразных путешествиях: индивидуальных, групповых, самодеятельных или плановых.

Можно выделить следующие  виды туризма.

Экскурсионный туризм – путешествие в познавательных целях.  Это одна из наиболее распространенных форм туризма.

Деловой туризм – поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д.  Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время.  Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.

Этнический  туризм – поездки для свидания с родственниками. Этот вид туризма характерен для России, так как сохранились родственные связи после распада СССР. Туристические фирмы помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д. 

Спортивный  туризм – поездки для участия в спортивных мероприятиях.  К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать на соревновании. 

Водный  туризм – поездки на борту теплохода, яхты и других судов по рекам, каналам озерам, морям.  Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.

Рекреационный туризм – путешествие для отдыха и лечения.  Этот вид туризма весьма распространен во всем мире. Поездки с целью отдыха могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля и т.п.). Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, которые входят в маршрут, широким использованием авиационного транспорта.

Оздоровительный туризм. Этот вид туризма носит сугубо личный, индивидуальный характер. Обычная продолжительность тура на лечение 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.п.

Познавательный  туризм. Этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. По сравнению с путешествиями на других видах транспортных средств поездки на автомашинах и автобусах представляют туристам большую познавательную возможность.

Религиозный туризм – путешествие целью, которого является выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий, посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Все эти  виды туризма зачастую тесно переплетаются  между собой, и их трудно выделить в чистом виде.

Также туризм можно классифицировать следующим  образом:

Туризм  внутренний. Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы. На его долю в мире приходится 80-90% поездок.

Въездной  туризм - путешествия по стране лиц, не являющихся ее жителями.

Выездной туризм - путешествия жителей одной страны в другую страну.

Международный туризм – путешествия, связанные с пересечением государственной границы.

В процессе развития туризма появились  различные толкования этого понятия, особую значимость при определении  этого явления имеют следующие  критерии:

1.Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды.

2.Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания  не должно быть местом постоянного  или длительного проживания. Путешественники  не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся более 12 месяцев в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем.

3.Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми.

На  первый взгляд может показаться, что  между формами и видами туризма  нет большого различия. Разница состоит  в том, что виды туризма различаются  по мотивации путешествующих, т.е. по внутренним факторам, а формы туризма - по внешним причинам и воздействиям.

Существует  много возможностей, позволяющих  выделить формы  туризма по внешним  критериям: 

- по происхождению туристов;

- по организационной форме;

- по длительности пребывания в путешествии;

- по возрасту;

- по транспортным средствам;

- по времени года или сезону.

Формы туризма в зависимости  от происхождения  туристов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный. В данном случае слово «происхождение» относится не месту рождения человека, а к месту его жительства и работы.

Формы туризма в зависимости  от его организации. В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный - что турист организует и осуществляет свой отдых самостоятельно.

Формы туризма в зависимости  от длительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три - пять часов; шесть - восемь часов; девять - одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, дополняются непродолжительными поездками (транзитные поездки, однодневные  поездки и кратковременный туризм). Транзитный туризм - это остановки туристов по пути следования к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день, они не предполагают остановки на ночлег. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. они включают минимально один, максимально - три ночлега.

Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионеры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости  от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости  от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать6.

Существование различных видов и форм туризма  позволяет решить одну из насущных задач: организация духовных, интеллектуальных, социальных, производственных и деловых связей  мирового  сообщества.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

 

2.1 Особенности развития  туризма в России

На сегодняшний день туристический  бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными  природными ресурсами и культурно  – историческим потенциалом для  развития различных видов внутреннего  туризма.

Однако несмотря на поддержку  со стороны государства, данная отрасль  является недостаточно развитой при  всевозрастающим спросе на туристические услуги.

Развитие туристического бизнеса можно отнести на период 2002-2005 гг., это был период спроса на рынке туристических услуг, который  был связан с преодолением кризисных  явлений в российской экономике  и повышении уровня жизни населения.

Доля туристических услуг, эластичных по доходам, увеличивалось  даже в условиях небольшого повышения  реальных располагаемых доходов  населения. Постепенно рос внешнеторговый оборот этих услуг, замедляя оборот цен, увеличивалось инвестирование в  туристический сектор. В целом  же направление туристического бизнеса  было ориентировано на выездной сектор.

Непопулярность рекреационных  зон была предопределена отсутствием  полноценной современной структуры  оздоровления и развлечений, высокими ценами, а также «нераскрученностью»  различных туристических программ и гидов.

Именно в этот период завершился процесс перераспределения коллективной собственности, а именно после 2002 года — основную группу составили объекты  частной собственности. Развитие дорогих гостиниц и пансионатов находилось в совместной собственности как российской так и иностранной, в это же время развивались маркетинговые услуги и данный товар успешно продвигался на рынок.

Информация о работе Туристический бизнес как отрасль экономики