Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику туристического бизнеса;
- изучить виды туристического бизнеса;
- рассмотреть особенности развития туризма в России;
- выявить проблемы, существующие в туризме в России;
- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;
- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;
- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;
- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;
- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;
ведение 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 5
1.2 Виды туристического бизнеса 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 17
2.1 Особенности развития туризма в России 17
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА 25
3.1 Развитие туристской инфраструктуры 25
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем
и международном туристских рынках 30
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма 34
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 35
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в
сфере туризма 37
3.6 Развитие международного сотрудничества 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Приложения
- некоммерческое рекламное
- подготовка некоммерческой
- распространение информации о
России как о привлекательном
туристском направлении в
- проведение иных акций,
Опыт реализации государственных рекламно-информационных стратегий указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.
Все это требует разработки долгосрочной
информационной кампании, направленной
на формирование позитивного образа
страны в целях содействия развитию
въездного и внутреннего
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма
Россия входит в число стран,
где до настоящего времени отсутствует
национальная система статистического
учета при помощи так называемых
сателлитных счетов, представляющих
собой систему показателей, характеризующих
динамику и структуру спроса и
предложения туристических
В связи с этим на первом этапе
реализации Стратегии необходимо
проведение полного комплекса работ
по формированию системы показателей,
всесторонне характеризующих
- проведения работ по совершенствованию существующих классификаторов экономической и производственной деятельности (ОКВЭД и ОКПД) с целью внедрения в них показателей сферы туризма,
- определения объемов и параметров внутреннего туристского потока,
- проведения экспериментальных расчетов по определению доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития регионов России,
- совершенствования форм существующей статистической отчетности,
- расширения расчетов таблиц «затраты-выпуск» по полному кругу отраслей с целью создания дополнительной основы для построения сателлитных счетов,
- постоянного мониторинга мирового и внутреннего туристского рынка,
- содействия субъектам Российской Федерации в вопросах совершенствования отраслевой статистики.
Межведомственная и межрегиональная координация играет особую роль в деятельности по определению вклада туризма в экономику страны на основе сателлитных счетов. Эти работы должны быть завершены на первом этапе реализации Стратегии. Апробированные методики сателлитных счетов должны быть внедрены на втором этапе реализации Стратегии.
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг
В настоящее время мировой
С целью повышения качества туристских услуг необходимо проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов – проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие). С этой же целью необходима стандартизация (аттестация) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов (переводчиков) в целях укрепления единства культурно-информационного пространства Российской Федерации, в том числе доведения до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях нашей страны, ее историческом и культурном наследии, а также роли и месте туризма в современном мире.
Проблема повышения качества туристских
услуг является комплексной и
должна решаться как за счет
мер по совершенствованию системы
категорийности гостиниц и других средств
размещения, внедрения систем классификации
пляжей и горнолыжных склонов, разработки
профессиональных стандартов обслуживания,
так и путем создания соответствующих
требованиям работодателей образовательных
стандартов и повышения уровня профессиональной
подготовки и переподготовки кадров
индустрии туризма. Это соответствует
целям Правительства Российской
Федерации по привлечению трудовых
ресурсов и обеспечению занятости
населения, повышению профессиональной
подготовленности кадров, а также
повышению доступности и
Для совершенствования туристского
образования необходима корректировка
существующих и создание новых образовательных
стандартов, отвечающих потребностям
отрасли и значительно
В ближайшие годы основная задача
состоит в необходимости
Повышение квалификации персонала
должно предусматривать обучение без
отрыва от основной деятельности, а
именно, регулярный внутригостиничный
и внутрифирменный тренинг. Именно
такая система повышения
Для подготовки работников смежных отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов. Для определения направлений подготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей в выпускниках профильных учебных заведений.
Необходима разработка критериев
и внедрение системы
Одной из основных задач в ближайшие
годы является подготовка квалифицированных
кадров для обслуживания гостей и
участников Зимней Олимпиады в
Сочи. Для этого необходимо разработка
и внедрение специальных
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма
Основные направления
К ним относятся вопросы совершенствования
федерального и регионального
Меры по совершенствованию федерального
и регионального
- ужесточение юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма;
- содействие унификации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
- реализация государственной политики в области безопасности туризма, в том числе повышение юридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.
Актуальным является принятие комплекса
мер, направленных на повышение культуры
безопасности туризма и предполагающих
формирование у туристов и экскурсантов
сознательного отношения к
Необходима реализация действующих
норм законодательства в части создания
в местах активного отдыха и туризма
условий для беспрепятственного
доступа к средствам связи, а
также для страхования рисков,
связанных с прохождением туристами
и экскурсантами маршрутов
3.6 Развитие международного сотрудничества
Международное сотрудничество должно обеспечивать решение общих задач развития туризма в Российской Федерации, таких как: содействие привлечению инвестиций, продвижение туристского продукта, подготовка кадров, совершенствование статистики туризма. Именно этой цели служат заключаемые нашей страной с другими странами межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, деятельность рабочих групп по туризму в рамках межправительственных комиссий. В ближайшие годы, на первом этапе реализации Стратегии, двустороннее сотрудничество должно осуществляться преимущественно с европейскими странами, традиционно направляющими туристов в Россию и наиболее опытными в сфере туризма, с азиатскими традиционными и новыми направляющим рынками - Японией, Кореей, Сингапуром, Гонконгом, и принимающими рынками - Таиландом, Филиппинами, Индонезией, Вьетнамом, а также странами СНГ. Особое внимание следует уделить сотрудничеству с такими растущими направляющими рынками, как Китай и Индия, а в перспективе, на втором этапе реализации Стратегии, с Бразилией, другими странами Латинской Америки, а также странами Ближнего Востока.
Необходимо сохранение лидирующей роли России на постсоветском туристском пространстве, в том числе в рамках деятельности в рамках Совета стран СНГ по туризму. Сотрудничество в многостороннем формате должно укрепить позиции России в международных организациях, расширить взаимодействие с программами Европейского союза, организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС).
Большое внимание необходимо уделить взаимодействию со Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) как специализированным учреждением системы ООН, особенно в связи с тем, что Россия с 2007 года входит в состав Исполнительного совета ЮНВТО как главного рабочего органа этой организации. Подготовка и проведение сессий выборных органов ЮНВТО в России позволит укрепить позиции нашей страны на мировом туристическом рынке и привлечь дополнительный интерес, как со стороны профессионалов мирового туристического бизнеса, так и зарубежных потребителей14.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Однако местные власти не располагают сегодня достаточной материально-технической базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления.
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.
Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.
Информация о работе Туристический бизнес как отрасль экономики