Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику туристического бизнеса;
- изучить виды туристического бизнеса;
- рассмотреть особенности развития туризма в России;
- выявить проблемы, существующие в туризме в России;
- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;
- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;
- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;
- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;
- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;
ведение 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 5
1.2 Виды туристического бизнеса 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 17
2.1 Особенности развития туризма в России 17
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА 25
3.1 Развитие туристской инфраструктуры 25
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем
и международном туристских рынках 30
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма 34
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 35
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в
сфере туризма 37
3.6 Развитие международного сотрудничества 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Приложения
В 2005 – 2007 гг. наступил период насыщения потребительского спроса на рынке туристических услуг. Однако доля выездных туров остается довольно высокой, что свидетельствует о большей привлекательности для российских туристов зарубежных туров и о недостаточной популярности российских туристических зон для иностранцев.
Уровень цен на многие туристические программы внутренних направлений сравнялся и даже превысил аналогичные предложения по выездному туризму. Представляется, что именно этот фактор сдерживает развитие внутреннего туризма и делает его не конкурентоспособным с международным. Здесь нужно, в частности, разработать наиболее эффективную ценовую политику.
Для сравнения можно привести следующие данные.
Ситуация на рынке туристических услуг такова: средняя цена путевки на курорты Турции в июле 2008 г. составляла 15918 руб. (8дней/7 ночей); цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова – 23 786 руб. За пять предыдущих лет средняя стоимость тура в Турцию возросла на 15 %, в Испанию – на 35 %, отдых в российском санатории – в 2 раза. В среднем день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной программой и проживанием в отеле категории три – четыре «звезды» сегодня обходится не дешевле 200-250 евро.
Повышение цен - крайне негативная тенденция, которая наблюдается в течение многих лет. Это обусловлено стремлением туристических фирм максимизировать потенциальный доход, не учитывается платежеспособный спрос, кроме этого имеет место переоценка своих возможностей.
Рост туристических потоков также сдерживается диспропорциями в развитии коллективных средств размещения по экономическим регионам России и острой нехваткой недорогих гостиниц.
Хотя в последнее время темпы гостиничного строительства, например, в Москве и Санкт–Петербурге, как и в целом по России, возросли, в основном преобладает строительство дорогостоящих гостиниц и пансионатов, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов. Хотя российские гостиницы даже высшей категории не отвечают мировым стандартам обслуживания туристов.
Важной тенденцией российского
туристического бизнеса является процесс
консолидации, в первую очередь, организаторов
туризма и авиаперевозчиков. Количество
независимых туристических фирм
неуклонно сокращается, увеличиваются
темпы роста туристических
Все же представляется, что
туристический бизнес в России можно
и нужно развивать, учитывая рекреационные
ресурсы нашей страны, что будет
довольно доходной статьей доходов
в бюджете. Необходимо работать над
ценовой политикой, усовершенствованием
гостиничного, сервисного обслуживания,
разработкой культурно –
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации
Эта тема является актуальной, так как поток туристов в нашей стране и за рубежом растет с каждым годом в огромных количествах. Задачей рассмотрения данной работы можно назвать поиск оптимальных путей решения проблемы российского и зарубежного развития туризма.
Опыт различных стран
Частнопредпринимательский сектор никогда
не сможет покрыть потребности в
крупных инвестициях для
Специфика туризма связана с
интернациональным характером и
широким спектром отношений, в которые
приходится вступать лицам, так или
иначе участвующим в
В любом государстве
По доходам от иностранного туризма Россия находится сейчас во втором десятке европейских стран. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала – около 1,5%.
Выделим основные проблемы российского туризма.
Одна из проблем российского туризма – это дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса, как правило, превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие.
Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. А также формирование турпакетов по образу создание зарубежных туров, что должно удешевить в целом стоимость тура.
Решение это задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.
Вторая проблема – это слабая
законодательная база. После отмены
лицензирования на рынке появилось
много новых туристических
Один способов решения данной проблемы – это создание саморегулирующей организации. С другой стороны законодательно закрепить работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров.
Третья проблема – появление он-лайн бронирования. С одной стороны удобство для туриста очевидно, но с другой – к кому обращаться за компенсацией, если туристу не будет оказана та или иная оплаченная услуга.
Требуются законодательные решения в этом вопросе.
Четвертая проблема – туроператорский демпинг. В борьбе за рынок операторы готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая этот рынок собственными силами.
Данный вопрос очень сложный
еще и потому, что нет единого
видения по решению этого вопроса.
Разногласия между
Пятая проблема – плохая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц в России, плохая инфраструктура отпугивает иностранцев от посещения нашей страны.
Бюджет страны мог значительно пополниться за счет туризма. Но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные туристы практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток – красивейшие территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста.
Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов.
Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизацию событийного календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев.
Препятствием для роста
Одна из проблем - сезонность туризма в странах Средиземноморья и постоянно возрастающая концентрация в прибрежных районах.
Решение этой проблемы видится в загрузке туристических объектов в низкий сезон: оборудование гостиниц закрытыми бассейнами, создание комбинированных туров, используя экскурсионные туры с последующим проживанием в прибрежных гостиницах и т.д.
Вторая проблема - это падение доходов от туризма. И происходит это из-за того, что все больше иностранцев отдыхают в странах Европы не по туристическим путевкам в отелях, а «дикарем», разместившись в домах и квартирах, взятых в аренду у соотечественников. Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной туристской деятельности9.
В
основе развития международного туризма
лежат следующие факторы-
1. Экономический рост и
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.
3. Увеличение числа наемных
4. Интенсификация труда и
5. Развитие межгосударственных
связей и культурных обменов
между странами привело к
6. Развитие сферы услуг
7. Ослабление ограничения на
вывоз валюты во многих
Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу10.
Хотя международный туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, он не является панацеей от всех экономических проблем.
Правительство должно приложить немало усилий к оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.
Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо выше, чем для процветающих.
Развитые страны по определению
обладают здоровой экономикой, которая
способна с легкостью покрыть
все издержки туризма. Обычно экономики
таких стран диверсифицированы,
а правительственные
Между тем, имея достаточно много проблем, международный туризм не спешит приостанавливать свои обороты.
Исследования Всемирной
В период с 2000 по 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%11.
Что касается России, то в нашей стране туристская деятельность реформируется и развивается.
К сожалению, имеющиеся туристические ресурсы используются не рационально, однако динамика развития туристического рынка России говорит о тенденциях к росту числа туристов, а иностранных – в частности12.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
3.1 Развитие туристской инфраструктуры
Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ. В настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее.
Информация о работе Туристический бизнес как отрасль экономики