Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:14, реферат
В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т.е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.
Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов - предмет ожесточенных дискуссий апологетов теории туризма.
19.
Характеристика туристско-
Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.
К специфическим
целям создания ТР ОЭЗ можно отнести:
повышение
Также
туристско-рекреационные зоны призваны
решить проблему туристической
Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития» Мау В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту// Вопросы экономики. 2007.№2.
Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:
1. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «
Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.
2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68
ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.
3. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «
Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.
4. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «
Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.
5. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «
Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.
ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.
6. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72
Территория,
отводимая под размещение ТР ОЭЗ,
находится на побережье оз. Байкал,
вблизи поселка Большое Голоустное.
Планируется строительство
7. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «
Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.
8. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона на
территории острова Русский (
ТР ОЭЗ
будет расположена на земельном
участке площадью 2,8 тысячи гектаров.
Планируется строительство
На рисунке в Приложении 2 указано месторасположение создаваемых туристско-рекреационных зон: они формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении (табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.
В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.
На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008 №3..
21.
Институциональное
устройство мирового
туристского рынка.
22. Пространственная
структура мирового
туристского рынка.
Мировое туристское пространство неоднородно. Районы, страны и регионы мира с высоким уровнем развития туризма резко разнятся с отсталыми территориями. Эти географические контрасты имеют определенные движущие силы, действие которых приводит к возникновению, усилению или, наоборот, ослаблению и стиранию различий.
Закономерности
пространственной организации общества,
а также территориальной
Сегодня ученые не ограничиваются рассмотрением сложившейся структуры пространственных систем, что было свойственно предшествующей истории географической мысли, а обращаются к их динамике: изучают факторы и стадии эволюции, раскрывают характер функционирования. Такие теории получили название динамических. Среди них выделяются научные знания, согласно которым межрегиональные и внутрирайонные пропорции есть следствие возникновения и пространственной передачи новшества (нововведения, инновации). Это понятие ввел в научный оборот выдающийся американский экономист и социолог австрийского происхождения И. Шумпетер. Круглая кровать ikea. Кровати двуспальные с ящиками купить. Шатура мебель Он вкладывал экономическое содержание в этот термин и относил к инновациям новые продукты, ресурсы, технологии, рынки сбыта, а также организацию производства. Географическая наука заимствовала понятие нововведения, значительно расширив его трактовку. Нововведение определяется как любой новый объект, явление или процесс на конкретной территории. В географии туризма в качестве инновации могут рассматриваться новые виды туристских продуктов, модели туристского бизнеса и поведения туристов, усовершенствованные технологии туристского обслуживания и т.д.
Технологические, социальные, экономические и иные нововведения появляются в разное время в отдельных точках пространства. Места их зарождения в географической литературе именуются Центрами, а среда их распространения — Периферией. Процесс распространения инноваций в географической среде, т.е. расширение территории, охватываемой новшествами, называется диффузией нововведений (инноваций).
Концепция диффузии
нововведений (инноваций) была выдвинута
шведским географом Т. Хагерстрандом,
который выявил волновую природу, стадии
и типы диффузии нововведений, заложил
основы моделирования этого процесса
и провел прикладные исследования применительно
к миграциям населения. Парники. Диффузия
инноваций происходит в двух главных типах
территориальных систем. Первый тип - иерархическая
система стран и регионов, в которой всегда
есть более продвинутое Ядро и органично
связанная с ним Периферия. Второй тип
— иерархическая система городов, где
в основном зарождаются новшества. Среди
них также выделяются более развитые Центры
— генераторы научно-технического прогресса
и зависимые от них Ядра низшего ранга.
Соответственно в географии обозначилось
два направления центро-периферических
исследований — широкое районное и узкое
городское, или урбанистическое.
23. Основные черты
туристского спроса.
Туристский спрос имеет характерные признаки: динамизм, гетерогенность и комплексность, эластичность, сезонность и др.
Туристский спрос — динамическая категория. Туристские потребности, следовательно и спрос, меняются вместе с разрытием общества. Некоторые из них видоизменяются, отмирают старые, возникают новые. Потребности постоянно расширяются и становятся богаче. Глубокие количественные и качественные сдвиги в Истреблении туристских услуг произошли после Второй мировой войны с прогрессом науки и техники, с переменами в политической, К экономической и социальной сферах, прежде всего с повышением сериального благосостояния и покупательной способности населения в развитых странах. Они нашли проявление в массовых перемещениях людей, придавших туризму современный облик.
Туристское движение развивается интенсивно, но неравномерно. Бесконечная череда взлетов и падений придает туризму в целом характер весьма подвижной системы с постоянно меняющимися точками роста и причудливо переплетающимися долго-очными и среднесрочными тенденциями развития.
В 50-е — начале 60-х годов темпы прироста прибытий оставалось стабильно высокими, несмотря на колебания экономической активности. Это дало основание ряду специалистов утверждать, что туризм не подвержен кризисам. Однако вторая половина 60-х годов опровергла существовавшую точку зрения. Во время экономического кризиса 1966—1967 т. темпы прироста туристских прибытии снизились на 7 пунктов.