4) создание благоприятных условий
для инвестирования туристской
индустрии;
5) поддержка и развитие туристских
организаций, занимающихся въездным
и внутренним туризмом на территории
Республики Казахстан;
6) создание эффективной системы
туристской деятельности для
обеспечения потребностей внутреннего
и международного туризма.
Государственное регулирование туристской
деятельности осуществляется посредством:
1) определения политики по развитию
индустрии туризма, инвестиций в
туризм;
2) принятия нормативных правовых
актов, направленных на совершенствование
отношений в области туристской
деятельности;
3) лицензирования туристской деятельности,
стандартизации в области туристской
деятельности в соответствии
с законодательством Республики
Казахстан о лицензировании;
4) выделения бюджетных ассигнований
на разработку и реализацию
государственных программ развития
туризма в соответствии с бюджетным
законодательством;
5) содействия кадровому обеспечению
туристской деятельности;
6) содействия участию отечественных
туристов, туроператоров и турагентов
и их объединений в международных туристских
программах;
7) содействия в продвижении туристского
продукта на внутреннем и мировом
туристских рынках;
8) обеспечения рационального и
эффективного использования, учета
и защиты туристских ресурсов страны.
Систему государственного регулирования
развития туризма можно представить следующими
компонентами:
Субъекты регулирования;
Государственные органы и
общественные организации;
Формирование единой государственной
политики регулирования развития
туризма;
Методы государственного регулирования;
Инструменты государственного
регулирования.
Таблица 1. Структура государственного
регулирования туризма в Казахстане
№ |
Год |
Название ведомства |
Номер модели |
1. |
До 1989 |
Госкомтурист СССР |
3 |
2. |
1989-1992 |
Центральное ведомство по туризму
отсутствовало |
4 |
3. |
1992-1993 |
Министерство культуры и туризма
РК |
2 |
4. |
1993-1994 |
Гос. Комитет Казахстана по
туризму
Комитет по делам молодежи,
физической культуре и спорту |
3 |
5. |
1994-2006 |
Государственный комитет РК
по физической культуре и туризму |
3 |
6. |
2006-2012 |
Министерство туризма и спорта
РК |
2 |
7. |
2012 |
Агентство РК по делам спорта
и физической культуры – ведомство при
Правительстве РК |
3 |
Агентство Республики Казахстан
по делам спорта и физической культуры
- ведомство при Правительстве Республики
Казахстан, являющееся центральным исполнительным
органом, осуществляющим руководство,
а также в пределах, предусмотренных законодательством,
межотраслевую координацию в сфере туризма,
игорного бизнеса, физической культуры
и спорта.
На сегодняшний день Председателем
Агентства по делам туризма и спорта Республики
Казахстан является Талгат Ермегияев.
Важную роль также выполняют:
- Совет по туризму
- Туристский информационный
центр.
Совет по туризму создается
в качестве консультативно-совещательного
органа при Правительстве Республики
Казахстан.
В состав совета по туризму
входят представители уполномоченного
органа и заинтересованных государственных
органов, а также представители ассоциаций
и иных объединений в области туристской
деятельности.
Совет по туризму:
1) вырабатывает предложения
по вопросам развития туризма,
привлечения инвестиций в данную
отрасль экономики, обеспечения
благоприятного режима въезда
в Республику Казахстан и создания
условий для выезда туристов
за границу, формирования туристского
имиджа республики, подготовки специалистов
в области туристской деятельности;
2) для целей информирования
потребителей туристских услуг
о качестве услуг ведет рейтинг
лиц, осуществляющих туристскую
деятельность, по утвержденному
им порядку.
Туристский информационный
центр является организацией, учреждаемой
Правительством и (или) акиматом области
(города республиканского значения, столицы),
создаваемой для формирования и распространения
информации о Казахстане и его туристском
потенциале, продвижения туристского
продукта на международном туристском
рынке и внутри государства, а также в
целях создания условий для развития новых
субъектов предпринимательства и научно-методического
обеспечения в области туристской деятельности.
Государственное регулирование
туристской деятельности осуществляется
путем:
- создания нормативных
правовых актов, направленных на
совершенствование отношений в
сфере туристской индустрии;
- содействия в продвижении
туристского продукта на внутреннем
и мировом туристских рынках;
- защиты прав и интересов
туристов, обеспечения их безопасности;
- лицензирования, стандартизации
в туристской индустрии, сертификации
туристского продукта;
- установления правил
въезда в РК, выезда из РК
и пребывания на территории
РК с учетом интересов развития
туризма;
- прямых бюджетных ассигнований
на разработку и реализацию
федеральных целевых программ
развития туризма;
- создания благоприятных
условий для инвестиций в туристскую
индустрию;
- налогового и таможенного
регулирования;
- предоставления льготных
кредитов, установления налоговых
и таможенных льгот туроператорам
и турагентам, занимающимся туристской
деятельностью на территории
РК и привлекающим иностранных
граждан для занятия туризмом
на территории РК;
- содействия кадровому
обеспечению туристской деятельности;
- развития научных исследований
в сфере туристской индустрии;
- содействия участию казахстанских
туристов, туроператоров, турагентов
и их объединений в международных
туристских программах;
- обеспечения картографической
продукцией;
- иными способами, применяемыми
в порядке, установленном законодательством
РК.
Специфическое отличие современной
модели государственного регулирования
развития туризма от других отраслей народного
хозяйства является то, что в регулировании
отрасли участвуют общественные организации,
представленные туристскими ассоциациями.
Лицензия в Республике Казахстан
выдается на каждый из следующих видов
туристской деятельности:
1) туроператорская;
2) турагентская;
3) услуги инструктора
туризма.
В Казахстане до 1994 года классификация
гостиниц осуществлялась в соответствии
с "Положением об отнесении гостиниц
к разрядам и номеров в гостиницах к категориям".
В соответствии с данным Положением все
гостиницы подразделялись на семь разрядов:
"Люкс", "Высший А", "Высший
Б", 1, 2, 3 и 4 категории. Мотели подразделялись
на пять разрядов: "Высший А", "Высший
Б", 1, 2 и 3 разряды.
В 1994 году в соответствии с ГОСТом
28681-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного
обслуживания" было разработано "Положение
о критериях классификации гостиниц",
в соответствии с которым рекомендовано
внедрить французскую систему классификации
- по звездам (от одной до пяти для гостиниц,
от одной до четырех - для мотелей).
В целом в Казахстане за основу
можно принять следующую классификацию
отелей:
1* - Стандартный двухместный
номер должен быть приблизительно
8-10 кв. м. В номере шкаф или вешалка,
стулья, умывальник, зеркало, по два
полотенца на каждого постояльца.
Ежедневная уборка, смена белья
должна происходить каждые 7-8 дней,
полотенец - каждые 3-4 дня. Не менее
двух ванных на этаж и один
туалет не более чем на пять
комнат.
2* - Все то же самое,
что в гостиницах 1*, только смена
белья производится каждые 6 дней.
Туалет и ванная комната обычно
находятся в номере. В гостинице
также должны находиться ресторан
или кафе, а также предлагаться
разные варианты питания.
3* - Начиная с категории
3* и выше в каждом номере
обязательно должны присутствовать
туалет и ванная комната, туалетный
столик, подставка для багажа, радио
и т.д. Номера большей части
трехзвездочных отелей, за исключением
самых дешевых, должны иметь телевизор,
кондиционер. Полы в них, как правило,
выложены плиткой. Смена постельного
белья происходит 2 раза в неделю.
Полотенца меняют ежедневно. Из
парфюмерных принадлежностей предлагается
только мыло. В некоторых отелях
можно взять напрокат утюг. На
территории гостиницы могут располагаться:
охраняемая автостоянка, бассейн (в
курортных отелях), ресторан, парикмахерская,
бизнес-центр, обмен валют. Персонал
гостиницы должен быть одет
в фирменную одежду, имеющую разделение
по службам. Комнаты по размерам
должны быть от 10-12 кв. м.
4* - Все, что в гостиницах
3*, плюс, как правило, мини-бар, индивидуальный
кондиционер, телефон, сейф, фен, шампунь,
гель для ванной в каждом
номере (выдаются обычно в день
заезда). Ежедневная смена белья
и полотенец. Предоставляются такие
услуги, как стирка, глажение и
чистка одежды (при этом минимальное
время заказа - сутки). Прайс-лист
можно узнать на reception. В номер
подается меню завтрака. На территории
гостиницы находятся: салон красоты,
спортивно-оздоровительный центр, аренда
автомобилей, ТВ-салон, музыкальный
салон, игровой и конференц-залы,
ресторан, сауна, плавательный бассейн
и т.п. Площадь комнат, как правило,
не менее 13 кв. м.
5* - То же, что и в
гостиницах 4*, но на более качественном
уровне. А также в номере иногда
может быть второй санузел
и телефонный аппарат в ванной
комнате. Площадь номера не менее
16 кв. м.
В отелях 4* - 5* предполагается
наличие сьюгов (апартаментов), нескольких
лифтов, всевозможных дополнительных
услуг типа прачечной, химчистки, подачи
завтрака и позднего ужина в номер, обмена
валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров
и так далее.
3. Оценка современного
состояния туризма в Казахстане
В последнее время наблюдается
увеличение интереса иностранных туристов
к туристским достопримечательностям
Республики Казахстан. Обусловлено это
явление, прежде всего, географическим
положением республики, большим потенциалом
в области организации туристически привлекательных
маршрутов и т.д. Туристическая привлекательность
Казахстана объясняется наличием уникальных
природных зон и заповедников, историко-культурных
достопримечательностей мирового уровня.
Грамотное использование этих
ресурсов способствует развитию в республике
практически всех видов туризма.
Статистические данные по состоянию
на 01.01.2007 убеждают в постоянном увеличении
туристической активности (рисунок 1).
Рисунок 1. Количество обслуженных
туристов в Республике Казахстан за 2001-2006
годы (данные Агентства РК по туризму и
спорту)
Из графика представленного
на рисунке 1, видно, что среднегодовое
увеличение туристической активности
колеблется в пределах 28% в год. Так за
период с 2001 года по 2006 год количество
обслуженных туристов увеличилось с 154,5
тысяч человек почти в 2 раза и составило
310 тысяч человек.
Таким образом, за период с 2002
по 2006 год среднегодовая динамика изменения
объема выполненных работ и услуг в туристкой
отрасли Казахстана составляет 25%.
Экономическое влияние туризма
на экономику страны проявляется через
показатели денежных потоков, направленных
из страны и в страну, которые генерируются
туристским экспортом и импортом. Большая
часть доходов от экспорта туристских
услуг поступает от прибывающих иностранных
туристов, а также от продажи билетов на
отечественный транспорт и другие услуги
в стране пребывания. Туристский импорт
страны составляют деньги, потраченные
ее гражданами во время зарубежных поездок,
оплата ими транспортных расходов и других
услуг в странах пребывания, а также оплата
дивидендов иностранным инвесторам индустрии
туризма. Разница между доходом страны
от экспорта туристских услуг и стоимостью
импорта туристских услуг представляет
туристский платежный баланс, который
может быть отрицательным (дефицит) и положительным.