Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:57, курсовая работа
Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к Казахстанскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Особенности туристского рынка РК………………………………………………4
2. Государственное регулирование в сфере туризма в Казахстане……………….7
3. Оценка современного состояния туризма в Казахстане…………………………12
4. Основные показатели развития туристского рынка РК………………………….18
5. Развитие индустрии туризма в Казахстане……………………………………….22
6. Тенденции развития эмиссивного туристского рынка в Казахстане…………...26
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………
Рынок туризма имеет уникальные факторы конкурентоспособности в отличие от товарного рынка и нуждается в дальнейших исследованиях; законодательным органам РК следует принять дополнения к существующим нормативным актам, регулирующим рынок туризма с учетом его особенностей.
В работе установлено, что в Казахстане начинает складываться сеть организаций, предоставляющих туристские услуги в виде создания и продвижения турпродукта. Однако участие турфирм пока ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков. Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.
Туристские компании вынуждены жестко конкурировать между собой в межсезонье и для освоения больших потоков туристов в пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит к созданию и функционированию крупных корпоративных структур - туристско-гостиничных комплексов (ТГК). В отличие от западных корпоративных структур подобного типа, персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливает большие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях превышают все допустимые пределы.
Отметим, что на большинстве предприятий туристской отрасли как таковые логистические системы отсутствуют.
Основные показатели за 2009 год |
Значения показателей |
Место Казахстана в структуре туристического рынка | ||
мирового |
Макрорегио-нального (Европа) |
Субрегионального (Цен. и Вос. Европа) | ||
Кол-во прибытий иностранных туристов, млн. |
3,118 |
1 |
1 |
5 После Болгарии, Чехии, Эстонии, Грузии |
Доходы от въездного туризма, $ млн. |
963 |
1 |
1 |
7 После Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Литвы, Польши |
Расходы на выездной туризм, $ млн. |
1,105 |
1 |
1 |
6 После Болгарии, Чехии, Эстонии, Грузии, Польши |
Сальдо туристического баланса, $ млн. |
142 |
1 |
1 |
2 После Латвии |
Годы |
Резиденты |
Нерезиденты |
2003 |
94692 |
44 990 |
2004 |
154 885 |
31 367 |
2005 |
210 692 |
39 872 |
2006 |
255 626 |
45 789 |
2007 |
286 691 |
62 117 |
2008 |
261 070 |
37 937 |
2009 |
193 951 |
31 246 |
2010 |
261 709 |
36 640 |
2011 |
375 923 |
36 096 |
Год |
Стоимость реализованных туров, тыс. тенге |
2003 |
2447104,6 |
2004 |
3472507,0 |
2005 |
4596021,4 |
2006 |
7466655,7 |
2007 |
13890745,9 |
2008 |
16926864,1 |
2009 |
19281603,7 |
2010 |
19400430,7 |
2011 |
22233751,9 |
Цели зарубежных поездок казахов:
- Рекреация, отдых - 57%
- Культурно-познавательные - 23%
- Посещение друзей и родственников - 15%
- Прочие - 5%
Анализируя данные можно сделать вывод, что тенденции роста есть, но они незначительны, учитывая потенциал внутренних природных ресурсов страны. Представленные количественные показатели говорят о том, что туристическая отрасль не претерпела за последние годы принципиальных структурных и содержательных изменений.
Казахстан будет иметь перспективы развития туризма только при решении комплекса не только туристически ориентированных, но и социально-экономических проблем населения.
Страны лидеры въездного туристического потока:
- Германия;
- США;
- Китай;
- Великобритания;
- Россия.
Страны лидеры выездного туристического потока:
- Турция;
- Китай;
- Германия;
- Россия;
- ОАЭ.
Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть авиакомпаний дальнего зарубежья («KLM», «Lufthansa», «British Airlines», «Asiana Air Arabia», «China South Airlines», «Turkish Airlines»). Национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана» выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды.
В настоящее время Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам, в городах: Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Караганде, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте.
Согласно статистическим данным в 2011 году услугами воздушного транспорта воспользовались 248578 (57,1 процента) туристов.
В последние годы железнодорожный транспорт является популярным средством передвижения у основной части населения республики из-за более доступных цен на билеты.
По данным статистики, в 2011 году железнодорожным транспортом воспользовались 87615 (10,27 процента) туристов.
По территории Казахстана проходят 132 маршрута пассажирских поездов собственного формирования. В том числе в пригородном сообщении курсируют поезда по 69 маршрутам; в местном сообщении - 49, в межгосударственном сообщении - 11, международном - 3. Также через территорию Республики Казахстан пролегают маршруты 17 пассажирских поездов формирования стран СНГ.
По данным статистики, в 2011 году услугами междугородних автобусов воспользовались 87615 (20,1 процента) туристов, прочими сухопутными средствами - 53765 (12,36 процента) туристов.
Рациональное и бережное использование природных ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма. На сегодня перспективными направлениями в Казахстане представляются горнолыжный, курортно-рекреационный, оздоровительно-лечебный, экологический туризм. При этом в стране практически не остается экологически безопасных мест не только для отдыха, но и для проживания, так как зачастую люди сами доводят экологическую среду до критического состояния.
В сфере давно назрели серьезные системные проблемы, которые необходимо решать на всех уровнях власти. Так, можно выделить ключевые недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма в Казахстане:
- завышенные цены на все виды транспортных, гостиничных и ресторанных услуг. К тому же, высокая стоимость транспортных услуг, в первую очередь авиабилетов, увеличивает стоимость туристического продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке;
- слабый государственный контроль туристической сферы. После отмены лицензирования турагентской деятельности осуществлять контроль туристической деятельности становится сложнее, что приводит к стихийности и неконтролируемости деятельности многих турфирм;
- низкий уровень развития транспортной и гостиничной инфраструктуры. При подобном уровне развития инфраструктуры цены значительно завышаются с целью получить большую прибыль от минимального числа туристов;
- слабая научно-исследовательская база для изучения туризма. Нет основы для комплексного прогнозирования, долгосрочного планирования, территориальной организации туризма;
- недостаток профессиональных кадров в сфере туризма. Небольшое число грамотных гидов, заинтересованных в продвижении туризма в стране;
- несовершенство законодательного и экономического стимулирования въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
- недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж, как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
- недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа как страны привлекательной для туризма;
- бедность ассортимента предлагаемых услуг;
- отсутствие комплексной маркетинговой стратегии по пропаганде внутреннего и въездного туризма.
Казахстан, несомненно, привлекателен для иностранных туристов и местного населения, но сдерживающие факторы мешают полноценному развитию туризма в стране.
Необходимо реально оценивать, что туризм в Казахстане как один из видов экономической деятельности не будет приносить тех доходов, которые ожидают от него профильные государственные структуры. При этом не стоит и преуменьшать возможностей отрасли, которая, при правильном и рациональном направлении может приносить неплохие доходы, улучшая тем самым ресурсную базу внутреннего туризма.
Учитывая состояние и тенденции туристической отрасли в Казахстане, для решения проблем, предлагается:
Информация о работе Экономика туристского рынка – общая оценка, структура и показатели развития