Экономика туристского рынка – общая оценка, структура и показатели развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Казахстану гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Казахстане на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к Казахстанскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1. Особенности туристского рынка РК………………………………………………4
2. Государственное регулирование в сфере туризма в Казахстане……………….7
3. Оценка современного состояния туризма в Казахстане…………………………12
4. Основные показатели развития туристского рынка РК………………………….18
5. Развитие индустрии туризма в Казахстане……………………………………….22
6. Тенденции развития эмиссивного туристского рынка в Казахстане…………...26
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курс. эк..docx

— 97.79 Кб (Скачать файл)

Рынок туризма имеет уникальные факторы конкурентоспособности в отличие от товарного рынка и нуждается в дальнейших исследованиях; законодательным органам РК следует принять дополнения к существующим нормативным актам, регулирующим рынок туризма с учетом его особенностей.

В работе установлено, что в Казахстане начинает складываться сеть организаций, предоставляющих туристские услуги в виде создания и продвижения турпродукта. Однако участие турфирм пока ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков. Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.

Туристские компании вынуждены жестко конкурировать между собой в межсезонье и для освоения больших потоков туристов в пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит к созданию и функционированию крупных корпоративных структур - туристско-гостиничных комплексов (ТГК). В отличие от западных корпоративных структур подобного типа, персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливает большие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях превышают все допустимые пределы.

Отметим, что на большинстве предприятий туристской отрасли как таковые логистические системы отсутствуют.

Таблица 3 . Место Казахстана в структуре мирового, макрорегионального и субрегионального туристических рынков

Основные показатели за 2009 год

Значения показателей

Место Казахстана в структуре туристического рынка

мирового

Макрорегио-нального (Европа)

Субрегионального (Цен. и Вос. Европа)

Кол-во прибытий иностранных туристов, млн.

3,118

1

1

5

 После Болгарии, Чехии, Эстонии, Грузии

Доходы от въездного туризма, $ млн.

963

1

1

7

После Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Литвы, Польши

Расходы на выездной туризм, $ млн.

1,105

1

1

6

После Болгарии, Чехии, Эстонии, Грузии, Польши

Сальдо туристического баланса, $ млн.

142

1

1

2

После Латвии


 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что туристический рынок Казахстана эмиссивный.

Таблица 4. Количество обслуженных туристов

Годы

Резиденты

Нерезиденты

2003

94692

44 990

2004

154 885

31 367

2005

210 692

39 872

2006

255 626

45 789

2007

286 691

62 117

2008

261 070

37 937

2009

193 951

31 246

2010

261 709

36 640

2011

375 923

36 096


 

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике туристской деятельностью в 2011 году занималось 1 567 туристских организаций, которыми обслужено 375тыс.923 туристов (в 2010 году 261тыс.709). Рост числа туристов в истекшем периоде обусловлен, прежде всего, увеличением, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, численности въезжающих (в 11,9 раза) за счет оформления и продления виз, экскурсионных и дополнительных услуг и выезжающих (в 2 раза), а также роста числа обслуженных по внутреннему туризму. В 2011 году за счет роста деловой активности структурных подразделений местных исполнительных органов, ведающих вопросами туризма, и руководителей туристских организаций получено увеличение количества обслуженных туристов в Акмолинской (13630чел., или 18,7%), Восточно-Казахстанской (14399 чел., или 72,5%), Жамбылской (2240 чел., или 34,1%), Павлодарской (3641 чел., или 22,2%) областях и г. Алматы (27,2%) и Астаны (19,6%), и в особенности Кызылординской области (2006г.-1069 чел.) почти в 2 раза больше, чем в 2008г.- 457человек. В тоже время на 28,6% сократилось количество обслуженных туристов в Костанайской области. В общем объеме оказанных услуг достигнуто значительное увеличение доли въездного, выездного и внутреннего туризма. В то же время увеличилось число посещений из стран вне СНГ. В 2009 году оно составило 51,3% от общего числа прибывших (в 2008 году-95,5%, в 2005 году 68,45%). Основная масса туристов прибыла в республику из Германии (19213 чел.), США (2106 чел.), Китая (2190 чел.), Великобритания (1337 чел.). Продолжается тенденция роста выездного туризма. На 18,6% или на 10189 человек увеличился его объем по сравнению с 2009 годом. Выездной туризм присущ деятельности туристских организаций всех областей. Среднее количество дней проживания в странах вне СНГ в 2009 году составило 3-4 дня. Наиболее посещаемыми казахстанскими туристами, по-прежнему, являются Турция (16952 чел. или 25,6%), Китай (16778 чел. или 58,2%), Германия (9360 чел. или 70%), ОАЭ (2991 чел. или 4,9%). Численность туристов внутреннего направления снизилось на 0,98 раза, и составила 36тыс.096 человек (в 2010 году 36640 чел.). Снижение этого показателя допущено в Атырауской, Жамбылской и Карагандинской областях. Особенно резкое снижение доли внутреннего туризма произошло в Алматинской области. Если в 2010 году по внутренним маршрутам этой области было обслужено 1422 туристов, то в 2011 году только 317.

Таблица 5. Стоимость проданных путевок

Год

Стоимость реализованных туров, тыс. тенге

2003

2447104,6

2004

3472507,0

2005

4596021,4

2006

7466655,7

2007

13890745,9

2008

16926864,1

2009

19281603,7

2010

19400430,7

2011

22233751,9


 

За 2011 года доход от эксплуатации гостиниц в целом по Республике составил 10491982,5 тыс. тенге. По сравнению с 2010 годом за январь-сентябрь (8087170,6 тыс.т.) в соответствующем периоде 2011 года наблюдается увеличение дохода от эксплуатации гостиниц и других мест проживания на 2,9% или на 2404811,9 тыс.г. Наибольшая прибыль от гостиниц в 2011 г. получена в Атырауской 1702783,2 тыс.г., Мангистауской 415078,3 тыс.тг., Карагандинской 311933 тыс.тг., Восточно-Казахстанской 275301,4 тыс.тг. и Актюбинской 254586,1 тыс.тг. областях, г. Алматы - 5186368,9 тыс.тг. и г. Астаны -1552185,3 тыс.тг. Доход туристских организаций от их деятельности обусловлен, прежде всего, ростом въездного туризма, доля которого составила 54,5%, что на 44% больше, чем в 2010 году. Внутренний туризм составил 55,7% или на 54,9% больше предыдущего года, а выездной туризм составил 18,6%, что на 10% больше предыдущего года. Наибольший доход получен туристскими организациями г.г.Астаны и Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангыстауской, Алматинской, Атырауской и Павлодарской областей. Доход Республики Казахстан от деятельности туристских организаций за 2011 года по видам туризма составил 22233751,9 тыс. тенге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие индустрии туризма в Казахстане

 

Цели зарубежных поездок казахов:

- Рекреация, отдых - 57%

- Культурно-познавательные - 23%

- Посещение друзей и родственников - 15%

- Прочие - 5%

Анализируя данные можно сделать вывод, что тенденции роста есть, но они незначительны, учитывая потенциал внутренних природных ресурсов страны. Представленные количественные показатели говорят о том, что туристическая отрасль не претерпела за последние годы принципиальных структурных и содержательных изменений.

Казахстан будет иметь перспективы развития туризма только при решении комплекса не только туристически ориентированных, но и социально-экономических проблем населения.

Страны лидеры въездного туристического потока:

- Германия;

- США;

- Китай;

- Великобритания;

- Россия.

Страны лидеры выездного туристического потока:

- Турция;

- Китай;

- Германия;

- Россия;

- ОАЭ.

Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты шесть авиакомпаний дальнего зарубежья («KLM», «Lufthansa», «British Airlines», «Asiana Air Arabia», «China South Airlines», «Turkish Airlines»). Национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана» выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды.

В настоящее время Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам, в городах: Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Караганде, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте.

Согласно статистическим данным в 2011 году услугами воздушного транспорта воспользовались 248578 (57,1 процента) туристов.

В последние годы железнодорожный транспорт является популярным средством передвижения у основной части населения республики из-за более доступных цен на билеты.

По данным статистики, в 2011 году железнодорожным транспортом воспользовались 87615 (10,27 процента) туристов.

По территории Казахстана проходят 132 маршрута пассажирских поездов собственного формирования. В том числе в пригородном сообщении курсируют поезда по 69 маршрутам; в местном сообщении - 49, в межгосударственном сообщении - 11, международном - 3. Также через территорию Республики Казахстан пролегают маршруты 17 пассажирских поездов формирования стран СНГ.

По данным статистики, в 2011 году услугами междугородних автобусов воспользовались 87615 (20,1 процента) туристов, прочими сухопутными средствами - 53765 (12,36 процента) туристов.

Рациональное и бережное использование природных ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма. На сегодня перспективными направлениями в Казахстане представляются горнолыжный, курортно-рекреационный, оздоровительно-лечебный, экологический туризм. При этом в стране практически не остается экологически безопасных мест не только для отдыха, но и для проживания, так как зачастую люди сами доводят экологическую среду до критического состояния.

В сфере давно назрели серьезные системные проблемы, которые необходимо решать на всех уровнях власти. Так, можно выделить ключевые недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма в Казахстане:

- завышенные цены на все виды транспортных, гостиничных и ресторанных услуг. К тому же, высокая стоимость транспортных услуг, в первую очередь авиабилетов, увеличивает стоимость туристического продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке;

- слабый государственный контроль туристической сферы. После отмены лицензирования турагентской деятельности осуществлять контроль туристической деятельности становится сложнее, что приводит к стихийности и неконтролируемости деятельности многих турфирм;

- низкий уровень развития транспортной и гостиничной инфраструктуры. При подобном уровне развития инфраструктуры цены значительно завышаются с целью получить большую прибыль от минимального числа туристов;

- слабая научно-исследовательская база для изучения туризма. Нет основы для комплексного прогнозирования, долгосрочного планирования, территориальной организации туризма;

- недостаток профессиональных кадров в сфере туризма. Небольшое число грамотных гидов, заинтересованных в продвижении туризма в стране;

- несовершенство законодательного и экономического стимулирования въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;

- недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создает отрицательный имидж, как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;

- недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа как страны привлекательной для туризма;

- бедность ассортимента предлагаемых услуг;

- отсутствие комплексной маркетинговой стратегии по пропаганде внутреннего и въездного туризма.

Казахстан, несомненно, привлекателен для иностранных туристов и местного населения, но сдерживающие факторы мешают полноценному развитию туризма в стране.

Необходимо реально оценивать, что туризм в Казахстане как один из видов экономической деятельности не будет приносить тех доходов, которые ожидают от него профильные государственные структуры. При этом не стоит и преуменьшать возможностей отрасли, которая, при правильном и рациональном направлении может приносить неплохие доходы, улучшая тем самым ресурсную базу внутреннего туризма.

Учитывая состояние и тенденции туристической отрасли в Казахстане, для решения проблем, предлагается:

Информация о работе Экономика туристского рынка – общая оценка, структура и показатели развития