Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:09, реферат
Вопрос о творческом подходе к экскурсии — одной из наиболее активных и действенных форм эстетического воспитания масс, осуществляемого художественными музеями, привлек внимание исследователей уже в первые послереволюционные годы, в период становления советских музеев. В 1918—1925 гг. А. В. Бакушинский, видный деятель художественной культуры — ученый, искусствовед, педагог, — разрабатывает в своих трудах научную методологию построения и проведения экскурсий, творчески оживляющих музейный материал, какую бы специфическую цель они ни преследовали. Тогда же формулируется положение о творческом начале, заключенном в самом жанре экскурсии: „всякая экскурсия, — пишет Бакушинский, — в своем законченном выражении — такое же искусство, как и само искусство".1
ЭКСКУРСИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Вопрос о творческом подходе к экскурсии — одной из наиболее активных и действенных форм эстетического воспитания масс, осуществляемого художественными музеями, привлек внимание исследователей уже в первые послереволюционные годы, в период становления советских музеев. В 1918—1925 гг. А. В. Бакушинский, видный деятель художественной культуры — ученый, искусствовед, педагог, — разрабатывает в своих трудах научную методологию построения и проведения экскурсий, творчески оживляющих музейный материал, какую бы специфическую цель они ни преследовали. Тогда же формулируется положение о творческом начале, заключенном в самом жанре экскурсии: „всякая экскурсия, — пишет Бакушинский, — в своем законченном выражении — такое же искусство, как и само искусство".1
В наши дни вопрос о творческом подходе к экскурсии приобретает особую актуальность в связи с неизмеримо возросшими культурными запросами современного зрителя, намного усложнившейся структурой музейной публики2, небывало возросшим числом экскурсантов, заполняющих музейные залы.
Предметом нашего рассмотрения является экскурсия в художественном музее, в частности — Эрмитаже, строящаяся на анализе произведений изобразительного искусства.
\ По поводу экскурсионной работы по сей день существует немало превратных суждений. К ней часто относятся пренебрежительно, считают поверхностной. Многие рассматривают экскурсию как однообразный, утомительный процесс. Нередко встречается мнение об экскурсии как о тексте, который можно выучить наизусть и с легкостью преподнести любому зрителю.
С этими суждениями сближается сочувствие экскурсоводу, которому приходится работать в конвейере экскурсионных групп, в залах, перегруженных зрителями и т. п. (В данном случае представление об экскурсии как жанре подменяется представлениями об организации экскурсионного труда).
Тема „Экскурсия как творческий процесс" имеет много граней, осветить которые в рамках данной статьи не представляется возможным. В частности, мы оставляем открытым вопрос, связанный с практической проблемой организации экскурсионного дела. В контексте данной статьи заметим лишь, что недостатки в этой области неизбежно препятствуют тому, чтобы экскурсия могла стать процессом поистине творческим. В этой связи напомним известное высказывание К. С. Станиславского о том, что обстановка для творчества создается не только тем, что делается на сцене, но и тем, готово ли само театральное здание, весь персонал театра к тому, чтобы актер мог в полную меру воплотить свои творческие искания.
Рассматривая экскурсию как творческий процесс, остановимся прежде всего на специфических особенностях природы экскурсии, на творческих возможностях, заключенных в самом жанре экскурсии. Любая экскурсия, как учебная, так и общеобразовательная, заключает в себе несколько начал. Чтобы она „получилась", экскурсовод должен быть одновременно и научным работником, и педагогом, и в известной мере — актером, умеющим донести до зрителя в образной форме цель своей экскурсии.
Многоплановость природы экскурсии и присущий ей динамизм позволяет нам — по аналогии с педагогическим процессом — говорить об экскурсии как об „экскурсионном процессе".
Экскурсовод должен обладать запасом знаний, намного превышающим объем материала, который излагается слушателям. В таком музее, как Эрмитаж, где существует разветвленная сеть экскурсий, где есть цикловые занятия, приведенные в систему, роднящую их с учебным процессом (но не адекватную ему!), вопросу запаса знаний экскурсовода отводится особое место. (В частности, сверх специального высшего образования, экскурсоводу Эрмитажа необходимо окончание семинара при Эрмитаже, дающего углубленное знание коллекций музея). В данном случае речь идет о том, что для превращения экскурсии в процесс творческий, запас знаний должен быть не пассивным, а активным, и к тому же — разносторонним. Готовя экскурсию по определенной теме, экскурсовод — научный сотрудник музея — обращается не только к вопросам изобразительного искусства, но и к истории, философии, литературе данной страны. Другими словами, для того, чтобы экскурсия осуществлялась на должном уровне, экскурсовод должен глубоко исследовать свою тему, приводя в „свои" логические связи те данные, которые существуют по рассматриваемому вопросу, по-своему их осмысливая, естественно, соотнося их в экскурсии с методическими установками. Уже в этом заключается творческое начало экскурсионной работы.
Исключительно важно в этой связи, чтобы сотрудник, ведущий экскурсию, знал не только искусствоведческую, но и вещеведчес-кую сторону вопроса. При творческой подаче материала в разных случаях может пригодиться знание, откуда и как поступил экспонат, каковы варианты и аналогии, как он исполнен, каково ощущение самой его фактуры и многое другое. Все сказанное в полной мере.относится не только к углубленной, цикловой экскурсии, но и к обзорной, которая, не теряя своей специфики, звучит гораздо живее в разделах, глубоко освоенных экскурсоводами, ведущими по ним цикловые занятия.
Рассматривая педагогическую грань (/экскурсионного процесса, определим вначале общие цели экскурсии, проводимой в художественном музее: она должна дать слушателям новые знания и углубить старью, и поэтому она имеет просветительное, познавательное значениеуважнейшей и специфической ее целью является эстетическое воспитание. Оба эти компонента относятся к сфере педагогики, науки, предмет которой — воспитание. Вполне естественно поэтому, что экскурсионному процессу вообще, и в художественном музее в частности, свойственны многие из тех закономерностей, которые в социалистическом обществе характеризуют педагогический процесс в целом. Член-корреспондент Академии педагогических наук М. А. Данилов3 приводит, в частности, следующие основные закономерности педагогического процесса (применимые и к процессу экскурсионному) : обусловленность его содержания, логики и методов целями коммунистического воспитания и потребностями развития общества, соответствие возрастным особенностям, связь с жизнью в форме, понятной ученикам (в экскурсии — зрителям), необходимость выработки внутренней позиции учащихся (экскурсантов) , которая отвечала бы передовым целям общества. В советской педагогической литературе педагогический процесс рассматривается как организованный учебно-воспитательный процесс, находящийся в тесной связи с общим процессом социального формирования людей.
Экскурсия рассматривается в этом процессе как один из методов обучения4 среди многих других методов, таких как лекции, семинары, рефераты, дискуссии и пр. В данном случае имеется в виду экскурсия учебная, усвоение материала которой подлежит контролю и оценке.
Одной из важнейших особенностей, отличающих экскурсию не специально учебного характера — например, обзорные и цикловые экскурсии Эрмитажа — от занятий в системе учебного процесса, является отсутствие в ней элемента долженствования, обязательности усвоения знаний, контролируемых оценкой „хорошо" или „плохо". Контроль результативности усвоения материала, который в ходе экскурсии осуществляет, по возможности, экскурсовод (путем вопросов слушателям и следя за реакцией группы на свои слова), имеет творческую направленность, позволяя изменить характер изложения, поддержать необходимый контакт с группой. Вместе с тем, данный „творческий" тип контроля аналогичен тому, который педагог применяет в процессе урока или занятия. Так же, как педагог па занятиях, экскурсовод в каждом отдельном случае определяет возможности эмоционального восприятия группы, стимулируя эффективность'восприятия с помощью методов, которые общеприняты в педагогическом процессе, применяя их к своему специфическому материалу. Выбор этих методов и характер использования их на практике также является творческим актом. Назовем среди главных ясность и логичность изложения материала, создание проблемных ситуаций, дедуктивный метод анализа материала, создание ситуаций занимательности, использование эффекта удивления, парадоксальности факта, сопоставление с жизненными ситуациями и др.5
Особо важную роль в процессе активизации восприятия играет точность формулировок, образность, чистота и яркость языка, богатство интонаций, умение делать паузы, дающие зрителю возможность усвоить услышанное. Скороговорка, так же как и бесстрастная ровная речь, не способствуют активному усвоению материала.
Отметим, однако, что, так же как в педагогическом процессе, упомянутые выше методы стимулирования восприятия должны быть направлены не просто на то, чтобы развлечь группу. Они должны вызвать радость познания, помочь приобщиться к миру прекрасного. Последнее обстоятельство заслуживает специального внимания. Отсутствие элемента долженствования позволяет рассматривать экскурсию как вид „активного отдыха". Посетитель музея вправе ожидать, что она не только расширит мир его интересов, но принесет ему радость, доставив удовольствие, станет праздником в его жизни.
В этом отличии экскурсионного процесса от педагогического, учебного, заключается родство экскурсии с зрелищными видами искусства.
1JB художественном музее, там, где экскурсия опирается на подлинники, несущие большой эмоциональный и нравственный эстетический заряд, творческое начало в экскурсионном процессе приобретает особое значение и имеет свою специфику, j
Рассматривая творческие возможности, заключенные в экскурсии как жанре, обратим внимание на основные компоненты, составляющие экскурсионный процесс:
а) экспонаты, имеющие высокую эстетическую ценность;
б) заданная тема: например, „Искусство эпохи Возрождения", „Русская культура XIII в.", „Обзорная экскурсия";
в) заданное время экскурсии;
г) методические установки на проведение каждой экскурсии. Эти компоненты составляют твердую базу экскурсии, на основе которой она осуществляется как процесс творческий.
Залогом тому являются остальные компоненты, без которых экскурсия не может состояться:
д) экскурсовод с его жизненным опытом и научными знаниями, вводящими данную тему в круг идей на уровне современной науки, с его отношением к слушателям;
е) слушатели с их уровнем подготовки, целями, с которыми они пришли на экскурсию, степенью желания участвовать в экскурсии.
Все эти компоненты находятся в тесном взаимодействии и постоянной изменчивости.
Объем информации, глубина излагаемых знаний, аспект подачи материала могут и должны меняться:
а) в зависимости от характера группы, уровня ее подготовленности, специальных пожеланий (это положение не является повторением приведенного выше: изменение характера изложения, необходимое для поддержания контакта с группой, уходит корнями в „артистическую сферу" профессии экскурсовода, тогда как в данном случае речь идет о глубине содержания). Это положение остается в силе для любого типа экскурсий, как обзорных, так и цикловых, где контингент слушателей наиболее устойчив и подготовлен.
Например, характер изложения материала в цикловой экскурсии по Англии XVII-XIX вв. будет складываться по-разному в зависимости от того, была ли группы на занятиях по Франции XV—XVIII вв., пришла ли на экскурсию, уже ознакомившись с творчеством Матисса и Пикассо (как это часто бывает), воскресная ли это группа с детьми и друзьями — группа „семейного" характера, группа ли учителей английского языка и т. п.
б) на характер подачи материала влияет и необходимость воспротивиться эстетскому или обывательскому подходу;
в) новую окраску придает экскурсии отклик на текущий исторический момент, на новые данные в области других искусств;
г) логические связи, которыми объединяются экспонаты в экскурсии, меняются в зависимости от избранного маршрута;
д) сумма предлагаемых знаний и оценок обязательно учитывает эмоциональное состояние группы;
е) наконец, характер анализа памятников постепенно меняется в соответствии с неизменно растущими знаниями самого экскурсовода.
Итак, в пределах одной экскурсионной темы, временной нормы, заданий методических установок, экскурсовод имеет широкую
возможность варьировать характер подачи материала, определяя логические связи между памятниками для каждой данной группы, в каждом конкретном случае.
Необходимо, однако, чтобы при всех возникающих вариантах сохранялась общая логика показа материала. Экскурсия должна всегда сохранять свою структуру и привести к итогу, требуемому методической установкой. Другими словами, в экскурсии должно существовать то, что К. С. Станиславский назвал „сквозным действием" и „конечной целью".
Умение сохранить в экскурсии „сквозное действие" и добиться того, чтобы она представляла нечто цельное, несомненно, является актом творческим.
Нужно ли вообще стимулировать восприятие на экскурсиях в таком музее, как Эрмитаж, где предметом обсуждения являются высокохудожественные подлинники, сами по себе, казалось бы, предельно наглядные и „держащие внимание" зрителя? Безусловно, нужно. Стимулирование восприятия носит и в данном случае закономерный характер, объяснение которому лежит вне сферы нашей статьи.
Здесь следует особо остановиться на преимуществах и на трудностях, заключенных в обращении экскурсовода к подлинникам. Преимущество экскурсовода по сравнению с педагогом, лектором, докладчиком, как уже отмечалось, состоит в том, что высокохудожественные подлинники стимулируют воприятие. Однако, как известно, „смотреть" и „видеть" — вещи разные.]!Задача экскурсовода — научить „видеть" памятник, в пределах возможного, в ограниченном временном отрезке экускурсии^]И здесь преимущество обращения к оригиналу оборачивается огромной трудностью, с которой не сталкивается, например, педагог, демонстрирующий учебное пособие (или репродукцию), либо лектор, демонстрирующий диапозитив. В обоих случаях ученик, слушатель, зритель „домысливает" представленное ему, пособие соответственно своим представлениям. Экскурсовод же как бы проходит „испытание оригиналом": то, о чем он говорит, зритель тут же „проверяет" на подлиннике. Поэтому доказательным и эстетически эффективным анализ будет лишь в том случае, когда экскурсовод сам достаточно „вжился" в особенности рассматриваемого памятника. Естественно, экскурсовод выходит на экскурсию, уже освоив и продумав свой материал, но процесс „вживания" в произведение искусства и для специалиста происходит не сразу, а постепенно.
Вот почему анализ экспоната в экскурсии требует от самого экскурсовода высокой творческой активности и исключительного чувства „ответственности перед оригиналом".
возможность варьировать характер подачи материала, определяя логические связи между памятниками для каждой данной группы, в каждом конкретном случае.
Необходимо, однако, чтобы при всех возникающих вариантах сохранялась общая логика показа материала. Экскурсия должна всегда сохранять свою структуру и привести к итогу, требуемому методической установкой. Другими словами, в экскурсии должно существовать то, что К. С. Станиславский назвал „сквозным действием" и „конечной целью".