Экскурсия как творческий процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:09, реферат

Краткое описание

Вопрос о творческом подходе к экскурсии — одной из наиболее активных и действенных форм эстетического воспитания масс, осуществляемого художественными музеями, привлек внимание исследователей уже в первые послереволюционные годы, в период становления советских музеев. В 1918—1925 гг. А. В. Бакушинский, видный деятель художественной культуры — ученый, искус­ствовед, педагог, — разрабатывает в своих трудах научную методоло­гию построения и проведения экскурсий, творчески оживляющих музейный материал, какую бы специфическую цель они ни пресле­довали. Тогда же формулируется положение о творческом начале, заключенном в самом жанре экскурсии: „всякая экскурсия, — пишет Бакушинский, — в своем законченном выражении — такое же искусство, как и само искусство".1

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКСКУРСИЯ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

На занятиях по традиционной культуре детям необ­ходимо объяснить, какое отношение она к ним имеет в век космоса и компьютерных технологий. Чтобы отве­тить на этот вопрос, мы предлагаем им поразмышлять вместе о том, что же происходит с нашим обществом в настоящий момент и какие процессы делают пробле­матичным само его существование? Первое, о чём приходится говорить, — экологичес­кая катастрофа. Это и загрязнение воздуха, земли и воды, и агрессия продуктов питания с генетическими изменениями, и озоновые Дыры в атмосфере, и потеп­ление климата. А произошло это потому, что человек, считая себя хозяином природы, утратил ощущение со­причастности с её существованием, забыл механизмы взаимодействия с землёй, лесом, солнцем, которые так хорошо были известны нашим предкам.

Второе: кто сейчас относится к самым обездоленным в обществе? Беспризорные дети и нищие старики. В са­мые тяжёлые времена в традиционном обществе сохра­нялось и помогало ему выжить уважение к старшим, почитание их и любовное взращивание, воспитание под­растающего поколения. У нас- же катастрофически упал уровень культуры общения в семье и в общественных местах, в том числе в школе. Часто в обществе прояв­ляется неуважение к учителю как человеку, неспособ­ному обеспечить себе достойную жизнь. Отношения в детской среде всё больше приобретают коммерческий характер. Недостойное отношение к людям старшего поколения — носителям совести нации (воровство, жульничество, осквернение памятников и могил) — порождает в подростках отчаяние, нежелание участво­вать в социальной жизни общества, ввергает их в пучи­ну наркомании, а подчас приводит и к суициду.

Третье: мы уже стали привыкать к кричащей рекла­ме (наполовину иноязычной), к нескончаемым убий­ствам на телеэкране, к повсеместному хамству и грязи, что, конечно, говорит об упадке культуры в целом. Как же уберечь нам детей от агрессивной и пошлой видео- и полиграфической продукции? Не обернулось ли стрем­ление походить на цивилизованный Запад утратой сво­его национального самосознания? А что мы, собственно, представляем собой как на­род? Что мы знаем о культуре своего народа?

На первый взгляд, может показаться, что жало­ваться особенно и не на что, поскольку фольклорных ансамблей становится всё больше. Этническая музы­ка входит в моду. Сувенирные лавки ломятся от из­делий «народных умельцев», но вместо восторга это по большей части вызывает горькое сожаление. В чём же тут дело?

Очень часто в так называемых «фольклорных» ан­самблях работа с детьми направлена на исполнительс­кую концертную деятельность, то есть из всего комп­лекса народной культуры вычленяется только вокаль­но-танцевальное направление и преобразуется в стили­зованный концертный вариант, что искажает понима­ние обряда и праздника в целом, разрушает саму канву традиционной культуры. Таким образом, название «фольклорный» становится неправомерным, так как по характеру деятельности это не что иное, как ансамбль

песни и танца.

В центрах традиционного искусства дета, как прави­ло, делятся на группы по роду деятельности: одни поют и танцуют, другие занимаются художественными ремёсла­ми. Мы часто сталкиваемся с тем, что в студиях художе­ственных ремёсел изучение народного творчества проис­ходит формально: репродуцируются технологические приёмы работы с материалом, формы и колорит узоров данного промысла, но упускается первооснова культуры — жизненная философия, мировоззрение подлинных ма­стеров, связь с обрядностью, местом бытования и т. д. Ча­сто в таких центрах учебно-педагогический процесс стро­ится на использовании историко-культурного материала, относящегося к какой-либо одной национальности, что препятствует освоению мира культуры в целом и зат-рудияет понимание ее подлинной ценности, нередко порождая национализм и своего рода сектантство.

Целостное погружение в народную культуру позво­ляет почувствовать детям гармонию с миром и ритма­ми природы в проживании календарной обрядности, познакомиться с различными видами художественного творчества и стимулирует гармоничное развитие лич­ности, формирует целостное мироощущение и вовле­кает в культурный контекст.

Знакомство с художественными промыслами долж­но происходить через понимание символики и мифо­логии искусства, связь её с историческим временем и ландшафтом, закономерностями развития культуры данного этноса, укладом жизни мастеров. Это даст воз­можность детям не копировать известные образцы, а создавать самостоятельные работы через творческое переосмысление культурных явлений, показывая своё отношение к ним.

Петербургский этнограф О. В. Лысенко в своей рабо­те «Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян восточной Европы» говорит: «В предметах, созданных че­ловеком, соединяются плоть природы и форма культу­ры. Чтобы познать сущность их единства, нужно владеть языком, способным осуществить диалог между ними».

В традиционных культурах таким языком был риту­ал. Мы предлагаем педагогам больше ориентироваться в своей работе на архаичный принцип сохранения и переда­чи культурной традиции, свойственный дописьменным обществам, где обучение происходит через воспроизведе­ние в ритуале сложившихся норм поведения, этикетных ситуаций, магических песен и других сакральных текстов.

В знаковом мире вещей, из которого вырастает ис­кусство, воспроизводились и передавались от поколе­ния к поколению символы традиционной культуры. Всёэто — корни искусства, его культурный фон, значение которого мы должны раскрыть нашим детям.

Календарные праздники, проживаемые с детьми, дают возможность погружаться в мир народной культуры че­рез внутреннее понимание музыки, поэзии, пластики дви­жения и изобразительного искусства, а также осознание символики декора предметов народного быта, орнамента и традиционного костюма и древних смыслов мифологии. Тогда освоение традиционных обрядов, знание языка фольклорных произведений, предметов повседневного быта вдыхает жизнь в живописные и декоративно-при­кладные работы детей, помогает им выразить своё пони­мание, нравственное переживание в поле данной культу­ры. Будучи духовной основой каждого народа, она явля­ется источником самопознания личности и начальным уровнем овладения общечеловеческой проблематикой.

Обратимся к роли ремёсел в мифологии, на что ука­зывал в той же работе О. В. Лысенко: «Мифы о про­исхождении ремёсел говорят о том, что человек, созда­вая вещь, как бы повторял те операции, которые в На­чале выполнял Творец. Здесь человек продолжает на­чатое демиургами дело, возложив на себя не только под­держание системы жизнедеятельности, но и конструи­рование этого мира. Участники этого процесса — чело­век (посредник в диалоге природы и культуры) и сти­хии (огонь, воздух, вода, земля) — в сущности, дубли­руют участников космологического акта творения. Не случайно технологии изготовления вещей в архаичных культурах относились к области сакрального знания.

Соответственно, и правила, по которым был создан мир природы, лежат в основе древнейших технологий. При их помощи создавался мир культуры — среда оби­тания человека. Жизнь человека и пространство куль­туры оказывается фрагментом организованного суще-ствования в кажущемся космическом хаосе, где каж­дый шаг человека предполагает преобразующую дея­тельность, трансформацию природы в культуру. Этот принцип, доведённый до абсурда современной цивили­зацией, привёл к искажению природы, нарушению це­лостности архаичных культур, в которых принцип кон­струирования мира соответствовал законам природы. Культура — это освоенная, преобразованная природа. В этом смысле принципиальная схема творения мира и изготовления вещей одна и та же: 1) введение простран­ственных и временных параметров — света и тьмы (дня и ночи, верха и низа), неба и земли; 2) выбор материа­ла; 3) преобразование материала при помощи природ­ных стихий или орудий труда - сакральных предме­тов; 4) включение созданной вещи в пространство куль­туры». Особое значение в изготовлении ритуальных предметов имеет цвет и семантический код, с помощью которых создаётся модель мира.

По мнению М. Л. Некрасовой, наша цивилизация при разрушающем воздействии человека на природу всё острее выдвигает проблему целостности. «Чем сильнее нарушается равновесие в природе, в жизни человека, в культуре, тем настоятельнее встают вопросы сохране­ния природы, спасения культурных ценностей, соответ­ственно, и вопрос об их сущности и значении в жизни человечества. Без этого нельзя решать глобальную про­блему сохранения среды, его обитания во всем мире. Народное искусство в свете этой проблемы приобрета­ет новый экологический аспект».

Восстановление прерванных связей с природой осо­бенно важно для детей, поскольку в них закладывает­ся некий «космо-психо-логос», свойственный именно Русскому Северу с его просторами вспаханных полей и деревянной архитектурой. «Своеобразный ритм бо-розды, проведённой плугом, отражает чередование полос в орнаменте вышивки или ткачества на поло­тенцах, в резьбе по дереву, украшающей прялки, рус­ские избы, и даже в гибких переплетениях берестяных полос крестьянской утвари, в играющих светом и те­нью деревянных куполах, крытых лемехом. Земля и голубое небо над ней, простор неоглядных далей, род­ственно-близких душе человека, всегда формировали поэтическое чувство парода, его духовно-нравственный мир. Чувство волн "соединилось с простором, ни с чем не преграждённым пространством". И не только вширь, но и ввысь.

Не отсюда ли вольный, нестеснённый бег плавных линий в орнаменте, в мягких силуэтах скульптурных форм — от избы, увенчанной конем-солнцем, до ути-цы-солоницы, словно плывущих в просторе? Эта прн-вольность линий рождается в мягкой округлости форм, таящих способность роста, отчего малая форма, неболь­шая вещица, орнаментальный мотив на прялке или вышитом полотенце несёт монументальность большой формы - избы, корабля, храма, чувство космоса. И та же свобода в плавной линии, обтекающей силуэты фи­гур в деисусном мине, вышитом золотом и жемчугом древнерусскими мастерицами, в цветущей ветви узоро­чья расшитого кокошника и в возносящихся к небу куполах — символ, выражающий русское восприятие мира в единстве небесного и земного».

Образы, построенные на подобии природы и чело­века, где из ростка ежегодно происходит воскрешение всего живого, несут в себе идею преображения мира и вечного цикличного торжества жизни.

Отсюда возникает необходимость знакомства студен­тов педагогических вузов по специальности «декоратив­но-прикладное искусство» с истоками декоративно-прикладного искусства в народной культуре, введения их в его художественно-эстетический строй, подготов­ки их к самостоятельному творчеству на основе зако­номерностей традиционной культуры.

Учебная программа «Народное искусство»

Программа «Народное искусство» направлена на знакомство студентов с историей и особенностями раз­личных видов народного искусства, и одной из главных своих задач имеет научить интерпретации формы и сим волики предметов народного творчества в контексте соответствующей им мировоззренческой системы. За­нятия по предложенной программе позволяют овладеть образным языком народного декоративно-прикладно­го искусства и дают творческий опыт создания собствен­ных произведений на его основе.

11рограмМа курса «Народное искусство» строится на совмещении теоретических и практических занятии для достижения у студентов целостного понимания законо­мерностей творчества в народном искусстве. Все темы выстроены в последовательности, отвечающей логике постижения исторических закономерностей развития разных видов народного искусства, его связи с жизне­деятельностью и бытовым укладом народа, с народным мировоззрением, с природным календарём. Практичес­кие задания направлены на освоение студентами основ­ных приёмов работы с разными материалами, традици­онно используемыми народными мастерами.

Ниже приводится основное содержание программы курса, состоящего из 29 занятий.

Занятие 1. Что такое народное искусство? Поня­тие. Особенности. История. (Задание: нарисовать пред­меты народного искусства.) Занятие 2. Время и ритм. Мифологическое мыш­ление. (Задание: аппликация из бумаги.)

Занятие 3. Человек п природа. Взаимоотношение человека со стихиями как форма коммуникации чело­века и природы в разных мифологических системах. Стихии: Вода, Огонь, Земля, Воздух. (Задание: а) изоб­ражение аллегорий и персонажей, связанных со стихи­ями; б) монотипия «Семь дней творения».)

Занятие 4. Связь традиционного времени жизни с зем­леделием. (Задание: свивание из соломы снопа, куклы.)

Занятие 5. «Нить судьбы» в различных мифологи­ческих системах. Взаимосвязь времени занятия ремёс­лами в течение года с народным земледельческим ка­лендарём. (Задание: прядение — «Осень», ткачество — «Весна».)

Занятие 6. Земледельческий процесс в системе «природа — человек — культура». (Задание: ткачество полотна.)

Занятие 7. Мифологические животные: тотем — оберег — герб. (Задание: лепка мифологических жи­вотных.)

Занятие 8. Народная демонология. Персонифика­ция природы. Стихии в образах мифологии: лешие, во­дяные, полевики, овинники и т. д. (Задание: создание ми­фологических персонажей из природных материалов.)

Занятие 9. Обрядовая функция утилитарных пред­метов быта. (Задание: зарисовки и создание предметов быта.)

Занятие 10. Пространство дома в традиционной славянской культуре. (Задание: макет крестьянской избы; образ домового (дерево, глина).)

Занятие 11. Мужское и женское пространство в тра­диционной культуре. (Задание: а) слепить из глины обе­рег — охотника; б) изготовить из бересты куклу Акань.) Занятие 12. Традиционный женский костюм как-космогоническая модель мира. (Задание: создаТьбумаж-ную аппликацию с изобрал<ением женского народного костюма.)

Занятие 13. Святочные маски как способ комму­никации с миром предков. (Задание: создать маски из бумаги, мешковины, меха, лыка.)

Занятие 14. Глубинная символика рождественских празднований в различных мифологических системах. (Задание: лепка кадильницы.)

Занятие 15. Гадание как одна из форм коммуника­ции человека и природы. (Задание: лепка подсвечника.)

Занятие 16. Соотношение христианского и язычес­кого в системе народных представлений. «Голубиная книга». (Задание: роспись пласта но гравированному контуру.)

Занятие 17. Моделирование трёх миров в рожде­ственском вертепе. (Задание: изготовление вертепного театра.)

Занятие 18. Календарные праздники, связанные с солярным циклом. Поворот солнца. (Задание: изготов­ление куклы Маслёнки.)

Занятие 19. Традиционный этикет. Поведение и вза­имоотношения детей, молодёжи, семейных и стариков. (Задание: изготовление подарков для членов семьи.)

Занятие 20. Молодёжная субкультура традици­онного общества. (Задание: посиделки и совместная трапеза.)

Занятие 21. Гостеприимство и гостевапие. (Задание: ритуальное выпекание хлеба.)

Занятие 22. Ремесло как ритуальный процесс. Тек­стиль. (Задание: плетение пояса.)

Занятие 23. Ремесло как ритуальный процесс. Ке­рамика. (Задание: лепка и декорирование сосудов.) Занятие 24. Ремесло как ритуальный процесс. Де­рево. (Задание: резьба и роспись по дереву.)

Занятие 25. Ремесло как ритуальный процесс. Ме­талл. (Задание: зарисовки кованых изделий.)

Информация о работе Экскурсия как творческий процесс