Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 01:09, реферат
Вопрос о творческом подходе к экскурсии — одной из наиболее активных и действенных форм эстетического воспитания масс, осуществляемого художественными музеями, привлек внимание исследователей уже в первые послереволюционные годы, в период становления советских музеев. В 1918—1925 гг. А. В. Бакушинский, видный деятель художественной культуры — ученый, искусствовед, педагог, — разрабатывает в своих трудах научную методологию построения и проведения экскурсий, творчески оживляющих музейный материал, какую бы специфическую цель они ни преследовали. Тогда же формулируется положение о творческом начале, заключенном в самом жанре экскурсии: „всякая экскурсия, — пишет Бакушинский, — в своем законченном выражении — такое же искусство, как и само искусство".1
На занятиях по традиционной культуре детям необходимо объяснить, какое отношение она к ним имеет в век космоса и компьютерных технологий. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем им поразмышлять вместе о том, что же происходит с нашим обществом в настоящий момент и какие процессы делают проблематичным само его существование? Первое, о чём приходится говорить, — экологическая катастрофа. Это и загрязнение воздуха, земли и воды, и агрессия продуктов питания с генетическими изменениями, и озоновые Дыры в атмосфере, и потепление климата. А произошло это потому, что человек, считая себя хозяином природы, утратил ощущение сопричастности с её существованием, забыл механизмы взаимодействия с землёй, лесом, солнцем, которые так хорошо были известны нашим предкам.
Второе: кто сейчас относится к самым обездоленным в обществе? Беспризорные дети и нищие старики. В самые тяжёлые времена в традиционном обществе сохранялось и помогало ему выжить уважение к старшим, почитание их и любовное взращивание, воспитание подрастающего поколения. У нас- же катастрофически упал уровень культуры общения в семье и в общественных местах, в том числе в школе. Часто в обществе проявляется неуважение к учителю как человеку, неспособному обеспечить себе достойную жизнь. Отношения в детской среде всё больше приобретают коммерческий характер. Недостойное отношение к людям старшего поколения — носителям совести нации (воровство, жульничество, осквернение памятников и могил) — порождает в подростках отчаяние, нежелание участвовать в социальной жизни общества, ввергает их в пучину наркомании, а подчас приводит и к суициду.
Третье: мы уже стали привыкать к кричащей рекламе (наполовину иноязычной), к нескончаемым убийствам на телеэкране, к повсеместному хамству и грязи, что, конечно, говорит об упадке культуры в целом. Как же уберечь нам детей от агрессивной и пошлой видео- и полиграфической продукции? Не обернулось ли стремление походить на цивилизованный Запад утратой своего национального самосознания? А что мы, собственно, представляем собой как народ? Что мы знаем о культуре своего народа?
На первый взгляд, может показаться, что жаловаться особенно и не на что, поскольку фольклорных ансамблей становится всё больше. Этническая музыка входит в моду. Сувенирные лавки ломятся от изделий «народных умельцев», но вместо восторга это по большей части вызывает горькое сожаление. В чём же тут дело?
Очень часто в так называемых «фольклорных» ансамблях работа с детьми направлена на исполнительскую концертную деятельность, то есть из всего комплекса народной культуры вычленяется только вокально-танцевальное направление и преобразуется в стилизованный концертный вариант, что искажает понимание обряда и праздника в целом, разрушает саму канву традиционной культуры. Таким образом, название «фольклорный» становится неправомерным, так как по характеру деятельности это не что иное, как ансамбль
песни и танца.
В центрах традиционного искусства дета, как правило, делятся на группы по роду деятельности: одни поют и танцуют, другие занимаются художественными ремёслами. Мы часто сталкиваемся с тем, что в студиях художественных ремёсел изучение народного творчества происходит формально: репродуцируются технологические приёмы работы с материалом, формы и колорит узоров данного промысла, но упускается первооснова культуры — жизненная философия, мировоззрение подлинных мастеров, связь с обрядностью, местом бытования и т. д. Часто в таких центрах учебно-педагогический процесс строится на использовании историко-культурного материала, относящегося к какой-либо одной национальности, что препятствует освоению мира культуры в целом и зат-рудияет понимание ее подлинной ценности, нередко порождая национализм и своего рода сектантство.
Целостное погружение в народную культуру позволяет почувствовать детям гармонию с миром и ритмами природы в проживании календарной обрядности, познакомиться с различными видами художественного творчества и стимулирует гармоничное развитие личности, формирует целостное мироощущение и вовлекает в культурный контекст.
Знакомство с художественными промыслами должно происходить через понимание символики и мифологии искусства, связь её с историческим временем и ландшафтом, закономерностями развития культуры данного этноса, укладом жизни мастеров. Это даст возможность детям не копировать известные образцы, а создавать самостоятельные работы через творческое переосмысление культурных явлений, показывая своё отношение к ним.
Петербургский этнограф О. В. Лысенко в своей работе «Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян восточной Европы» говорит: «В предметах, созданных человеком, соединяются плоть природы и форма культуры. Чтобы познать сущность их единства, нужно владеть языком, способным осуществить диалог между ними».
В традиционных культурах таким языком был ритуал. Мы предлагаем педагогам больше ориентироваться в своей работе на архаичный принцип сохранения и передачи культурной традиции, свойственный дописьменным обществам, где обучение происходит через воспроизведение в ритуале сложившихся норм поведения, этикетных ситуаций, магических песен и других сакральных текстов.
В знаковом мире вещей, из которого вырастает искусство, воспроизводились и передавались от поколения к поколению символы традиционной культуры. Всёэто — корни искусства, его культурный фон, значение которого мы должны раскрыть нашим детям.
Календарные праздники, проживаемые с детьми, дают возможность погружаться в мир народной культуры через внутреннее понимание музыки, поэзии, пластики движения и изобразительного искусства, а также осознание символики декора предметов народного быта, орнамента и традиционного костюма и древних смыслов мифологии. Тогда освоение традиционных обрядов, знание языка фольклорных произведений, предметов повседневного быта вдыхает жизнь в живописные и декоративно-прикладные работы детей, помогает им выразить своё понимание, нравственное переживание в поле данной культуры. Будучи духовной основой каждого народа, она является источником самопознания личности и начальным уровнем овладения общечеловеческой проблематикой.
Обратимся к роли ремёсел в мифологии, на что указывал в той же работе О. В. Лысенко: «Мифы о происхождении ремёсел говорят о том, что человек, создавая вещь, как бы повторял те операции, которые в Начале выполнял Творец. Здесь человек продолжает начатое демиургами дело, возложив на себя не только поддержание системы жизнедеятельности, но и конструирование этого мира. Участники этого процесса — человек (посредник в диалоге природы и культуры) и стихии (огонь, воздух, вода, земля) — в сущности, дублируют участников космологического акта творения. Не случайно технологии изготовления вещей в архаичных культурах относились к области сакрального знания.
Соответственно, и правила, по которым был создан мир природы, лежат в основе древнейших технологий. При их помощи создавался мир культуры — среда обитания человека. Жизнь человека и пространство культуры оказывается фрагментом организованного суще-ствования в кажущемся космическом хаосе, где каждый шаг человека предполагает преобразующую деятельность, трансформацию природы в культуру. Этот принцип, доведённый до абсурда современной цивилизацией, привёл к искажению природы, нарушению целостности архаичных культур, в которых принцип конструирования мира соответствовал законам природы. Культура — это освоенная, преобразованная природа. В этом смысле принципиальная схема творения мира и изготовления вещей одна и та же: 1) введение пространственных и временных параметров — света и тьмы (дня и ночи, верха и низа), неба и земли; 2) выбор материала; 3) преобразование материала при помощи природных стихий или орудий труда - сакральных предметов; 4) включение созданной вещи в пространство культуры». Особое значение в изготовлении ритуальных предметов имеет цвет и семантический код, с помощью которых создаётся модель мира.
По мнению М. Л. Некрасовой, наша цивилизация при разрушающем воздействии человека на природу всё острее выдвигает проблему целостности. «Чем сильнее нарушается равновесие в природе, в жизни человека, в культуре, тем настоятельнее встают вопросы сохранения природы, спасения культурных ценностей, соответственно, и вопрос об их сущности и значении в жизни человечества. Без этого нельзя решать глобальную проблему сохранения среды, его обитания во всем мире. Народное искусство в свете этой проблемы приобретает новый экологический аспект».
Восстановление прерванных связей с природой особенно важно для детей, поскольку в них закладывается некий «космо-психо-логос», свойственный именно Русскому Северу с его просторами вспаханных полей и деревянной архитектурой. «Своеобразный ритм бо-розды, проведённой плугом, отражает чередование полос в орнаменте вышивки или ткачества на полотенцах, в резьбе по дереву, украшающей прялки, русские избы, и даже в гибких переплетениях берестяных полос крестьянской утвари, в играющих светом и тенью деревянных куполах, крытых лемехом. Земля и голубое небо над ней, простор неоглядных далей, родственно-близких душе человека, всегда формировали поэтическое чувство парода, его духовно-нравственный мир. Чувство волн "соединилось с простором, ни с чем не преграждённым пространством". И не только вширь, но и ввысь.
Не отсюда ли вольный, нестеснённый бег плавных линий в орнаменте, в мягких силуэтах скульптурных форм — от избы, увенчанной конем-солнцем, до ути-цы-солоницы, словно плывущих в просторе? Эта прн-вольность линий рождается в мягкой округлости форм, таящих способность роста, отчего малая форма, небольшая вещица, орнаментальный мотив на прялке или вышитом полотенце несёт монументальность большой формы - избы, корабля, храма, чувство космоса. И та же свобода в плавной линии, обтекающей силуэты фигур в деисусном мине, вышитом золотом и жемчугом древнерусскими мастерицами, в цветущей ветви узорочья расшитого кокошника и в возносящихся к небу куполах — символ, выражающий русское восприятие мира в единстве небесного и земного».
Образы, построенные на подобии природы и человека, где из ростка ежегодно происходит воскрешение всего живого, несут в себе идею преображения мира и вечного цикличного торжества жизни.
Отсюда возникает необходимость знакомства студентов педагогических вузов по специальности «декоративно-прикладное искусство» с истоками декоративно-прикладного искусства в народной культуре, введения их в его художественно-эстетический строй, подготовки их к самостоятельному творчеству на основе закономерностей традиционной культуры.
Учебная программа «Народное искусство»
Программа «Народное искусство» направлена на знакомство студентов с историей и особенностями различных видов народного искусства, и одной из главных своих задач имеет научить интерпретации формы и сим волики предметов народного творчества в контексте соответствующей им мировоззренческой системы. Занятия по предложенной программе позволяют овладеть образным языком народного декоративно-прикладного искусства и дают творческий опыт создания собственных произведений на его основе.
11рограмМа курса «Народное искусство» строится на совмещении теоретических и практических занятии для достижения у студентов целостного понимания закономерностей творчества в народном искусстве. Все темы выстроены в последовательности, отвечающей логике постижения исторических закономерностей развития разных видов народного искусства, его связи с жизнедеятельностью и бытовым укладом народа, с народным мировоззрением, с природным календарём. Практические задания направлены на освоение студентами основных приёмов работы с разными материалами, традиционно используемыми народными мастерами.
Ниже приводится основное содержание программы курса, состоящего из 29 занятий.
Занятие 1. Что такое народное искусство? Понятие. Особенности. История. (Задание: нарисовать предметы народного искусства.) Занятие 2. Время и ритм. Мифологическое мышление. (Задание: аппликация из бумаги.)
Занятие 3. Человек п природа. Взаимоотношение человека со стихиями как форма коммуникации человека и природы в разных мифологических системах. Стихии: Вода, Огонь, Земля, Воздух. (Задание: а) изображение аллегорий и персонажей, связанных со стихиями; б) монотипия «Семь дней творения».)
Занятие 4. Связь традиционного времени жизни с земледелием. (Задание: свивание из соломы снопа, куклы.)
Занятие 5. «Нить судьбы» в различных мифологических системах. Взаимосвязь времени занятия ремёслами в течение года с народным земледельческим календарём. (Задание: прядение — «Осень», ткачество — «Весна».)
Занятие 6. Земледельческий процесс в системе «природа — человек — культура». (Задание: ткачество полотна.)
Занятие 7. Мифологические животные: тотем — оберег — герб. (Задание: лепка мифологических животных.)
Занятие 8. Народная демонология. Персонификация природы. Стихии в образах мифологии: лешие, водяные, полевики, овинники и т. д. (Задание: создание мифологических персонажей из природных материалов.)
Занятие 9. Обрядовая функция утилитарных предметов быта. (Задание: зарисовки и создание предметов быта.)
Занятие 10. Пространство дома в традиционной славянской культуре. (Задание: макет крестьянской избы; образ домового (дерево, глина).)
Занятие 11. Мужское и женское пространство в традиционной культуре. (Задание: а) слепить из глины оберег — охотника; б) изготовить из бересты куклу Акань.) Занятие 12. Традиционный женский костюм как-космогоническая модель мира. (Задание: создаТьбумаж-ную аппликацию с изобрал<ением женского народного костюма.)
Занятие 13. Святочные маски как способ коммуникации с миром предков. (Задание: создать маски из бумаги, мешковины, меха, лыка.)
Занятие 14. Глубинная символика рождественских празднований в различных мифологических системах. (Задание: лепка кадильницы.)
Занятие 15. Гадание как одна из форм коммуникации человека и природы. (Задание: лепка подсвечника.)
Занятие 16. Соотношение христианского и языческого в системе народных представлений. «Голубиная книга». (Задание: роспись пласта но гравированному контуру.)
Занятие 17. Моделирование трёх миров в рождественском вертепе. (Задание: изготовление вертепного театра.)
Занятие 18. Календарные праздники, связанные с солярным циклом. Поворот солнца. (Задание: изготовление куклы Маслёнки.)
Занятие 19. Традиционный этикет. Поведение и взаимоотношения детей, молодёжи, семейных и стариков. (Задание: изготовление подарков для членов семьи.)
Занятие 20. Молодёжная субкультура традиционного общества. (Задание: посиделки и совместная трапеза.)
Занятие 21. Гостеприимство и гостевапие. (Задание: ритуальное выпекание хлеба.)
Занятие 22. Ремесло как ритуальный процесс. Текстиль. (Задание: плетение пояса.)
Занятие 23. Ремесло как ритуальный процесс. Керамика. (Задание: лепка и декорирование сосудов.) Занятие 24. Ремесло как ритуальный процесс. Дерево. (Задание: резьба и роспись по дереву.)
Занятие 25. Ремесло как ритуальный процесс. Металл. (Задание: зарисовки кованых изделий.)