Экскурсия по Кыргыскому Государственному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

История становления экскурсионной деятельности насчитывает немногим более ста лет. Экскурсия прошла свой путь развития. Путь развития экскурсии шёл по линии изменения её сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и познавательные цели. Это связано с зарождением экскурсии как одного из методов обучения в учебных заведениях. Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей. Постепенно экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Анализ истории и теоретических аспектов экскурсионной деятельности………………………………………………………………………....6
Характеристика особенностей разработки искусствоведческой экскурсии ………………………………………………………………………….…6
2. Разработка и составление индивидуального текста экскурсии на тему: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева»………………………………………………………………………….…11
2.1. Составление индивидуального текста искусствоведческой экскурсии на тему: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева»…………………………………………………………………..………...11
Заключение…………………………………………………...……………………..17
Список использованных источников……………………………………………...19
Приложение 1. Паспорт экскурсионного объекта………………………………..20
Приложение 2. Технологическая карта экскурсии………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Бишкекская  Финансово-Экономическая Академия

 

Программа «Социально-культурный сервис и туризм»

                                                                       

                                                            курсовая работа допущена к  за-

                                                  щите _________________

                                              научный руководитель 

                    «___»_____2011 г.

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине «Экскурсионная деятельность»

на тему: Экскурсия по Кыргыскому Государственному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева

 

 

 

                                                                                                                  Выполнила: Абдижалил к А.                      Группа  Т-8-10

 Проверила: Незлученко О.А.

 

 

Бишкек  2011 г.

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………….3

1. Анализ истории и теоретических аспектов экскурсионной деятельности………………………………………………………………………....6

    1. Характеристика особенностей разработки искусствоведческой экскурсии ………………………………………………………………………….…6

2. Разработка и составление  индивидуального текста экскурсии  на тему: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева»………………………………………………………………………….…11

2.1. Составление индивидуального текста искусствоведческой экскурсии на тему: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева»…………………………………………………………………..………...11

Заключение…………………………………………………...……………………..17

Список использованных источников……………………………………………...19

Приложение 1. Паспорт экскурсионного объекта………………………………..20

Приложение 2.  Технологическая карта экскурсии………………………………23

 

 

 

 

 

Введение

 

      Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения1. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера. Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы, да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Экскурсии зародились на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера. Экскурсионная  деятельность и экскурсионные организации  способствовали более широкому развитию туристского движения.

При этом, деятельность экскурсовода не ограничена только лишь прогулками по городу или проведение экскурсионных  программ в горах. Большую часть  в этом занимают музеи.

     Музеи –  это научно – исследовательские  просветительские учреждения, которые  осуществляют комплектование, хранение, изучение памятников естественной  истории, материальной и духовной  культуры.2

По направлениям деятельности музеи делятся на три типа;

- музеи, главная задача  которых – вести на основе  своих фондов научно – просветительскую  и воспитательную работу среди  населения;

- музеи, созданные и  функционирующие в качестве научно  – исследовательского подразделение при Национальной Академии наук и ведомственных научно – исследовательских учреждениях;

- музеи при учебных  заведениях, обеспечивающие наглядность  и предметность процессе преподавания  и учебной подготовки.3

     Музеи необходимо  интенсивнее использовать в экскурсионной  деятельности, так как в их  экспонатах запечатлена неповторимая  история того или иного города (края)4. Экскурсионные программы только выиграют, если в них включить музейные экспозиции, рассказывающие об отдельных персоналиях или исторических реалиях определенного ареала.

     Ряд художественных  музеев готовят экспозиции о  старинных промыслах и декоративно  – прикладном искусстве, что представляют интерес для проведения искусствоведческих экскурсий.5

 

Актуальность выбранной темы определяется большим значением музеев в экскурсионной деятельности при организации и проведении отдыха туристов.

Целью курсовой работы является рассмотреть особенности проведение искусствоведческой экскурсий и составление индивидуального текста, на примере экскурсии на теме: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева».

Данная цель обусловило решение  следующих задач:

- охарактеризовать особенности разработки искусствоведческой экскурсий;

- разработать и составить индивидуальный текст экскурсии на тему: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ истории и теоретических аспектов экскурсионной деятельности

1.1 Характеристика особенностей разработки искусствоведческой экскурсии

     Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце ХVII - начале XIX вв. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов. Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 при Российском обществе туристов (РОТ). Перед революцией издавалось несколько журналов, посвященных экскурсиям, таких как «Экскурсионный вестник» (Москва, 1914-1916), «Русский экскурсант» (Ярославль, 1914-1917)6.

Советская власть также рассматривала  экскурсию как обязательный элемент  учебного процесса. В 1918 в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсии культурно-просветительского  характера стали составной частью туризма в конце 20 - начале 30-х  гг. прошлого века. В 1928 создано акционерное  общество «Советский турист», преобразованное  в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Во многих городах были открыты  экскурсионно-туристские станции Наркомпроса. С 1936 руководство развитием туризма  и экскурсий было возложено на ВЦСПС и его организации7.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 деятельность туристско-экскурсионных  учреждений и организаций ВЦСПС  вновь активизировалась. Особенно широкий  размах экскурсионное дело приобрело  после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969)8. Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляли детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР.

Первое направление – процесс  создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии. Подготовка новой  экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и  больше, в зависимости от сложности  темы9. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы. Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени.

1. Предварительная работа –  подбор материалов для будущей  экскурсии, их изучение (т.е. процесс  накопления знаний по данной  теме, определение цели и задач  экскурсии). Одновременно с этим  происходит отбор объектов, на  которых будет построена экскурсия.

2. Непосредственная разработка  самой экскурсии включает в  себя: составление экскурсионного  маршрута; обработку фактического  материала; работу над содержанием  экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных  вопросов; написание контрольного  текста; работу над методикой  проведения экскурсии; выбор наиболее  эффективных методических приемов  показа и рассказа во время  проведения экскурсии; подготовку  методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

3. Заключительная ступень –  прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии  руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших  свою тему, до работы на маршруте10.

В простейшем виде схема всех экскурсий  независимо от темы, вида и формы  проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление, как правило, состоит  из двух частей:

- организационной (знакомство с  экскурсионной группой и инструктаж  экскурсантов о правилах безопасности  в пути и поведения на маршруте);

- информационной (краткое сообщение  о теме, протяженности и продолжительности  маршрута, времени отправления и  прибытия назад, санитарных остановках  и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании  показа и рассказа. Ее содержание состоит  из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии  обычно от 5 до 1211. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут  и состоять из двух частей12. Первая – итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была

Одним из методов популяризации  искусства являются искусствоведческие экскурсии разнообразной тематики. Их подразделяют на две группы:

  1. Художественные экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живопись, скульптура, декоративно – прикладное искусств и др.)
  2. Театрально – музыкальные экскурсии13.

    Каждая из них  включают обзорные и тематические  экскурсии, посвященные жизни и творчеству деятелей искусства или особенностям видов искусства в определенные периоды времени. Объектами показа в этих экскурсиях являются театры, консерватории, жилые и общественные здания, улицы, парки, музеи – квартиры, связанные с жизнью и творчеством выдающихся деятелей искусства.

    Художественные экскурсии – это показ высокохудожественных произведений изобразительного искусства, сопровождающихся проникновенным повествованием о них и жизненных перипетиях их создателей, что позволяет экскурсоводу обращаться не только к разуму, но и к чувствам экскурсантов14.

    Объектами искусствоведческих  экскурсий являются картины, рисунки,  фрески, иконы, панно, витражи,  а также различные предметы  декоративно – прикладного назначения, изделия народных мастеров. Экскурсия может быть посвящена жизни и творчеству выдающегося художника. В этом случае объектами показа будут напоминающие о нем места, личные вещи мастера, его картины. Главный же компонент экскурсии с показом произведений изобразительного искусства – анализ творчества художника (раскрытие авторского замысла, средств создания художественного образа и т.д.)15.

Вывод: Искусствоведческая экскурсия играет большую роль в экскурсионной деятельности, так как произведений искусства настолько много что, во время экскурсии экскурсантом не придется  скучать. Этот вид экскурсии отличается от других видов экскурсии тем, что искусствоведческие экскурсии способствует воспитание чувства прекрасного, формирует художественный вкус, что актуально для всех возрастных категорий экскурсантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Разработка и составление индивидуального текста экскурсии на тему: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева»

2.1. Составление индивидуального текста искусствоведческой экскурсии на тему: «Кыргызский Государственный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева»

   Здравствуйте! Сегодня  Я ваш экскурсовод, меня зовут Айжамал. Мы сейчас находимся возле здании «Кыргызского Государственного музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Во время экскурсии убедительная просьба не отделяться от группы. И так, мы начинаем нашу сегодняшнюю экскурсию.

Информация о работе Экскурсия по Кыргыскому Государственному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева