Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организованной преступности и анализ основных направлений борьбы с ней.
Поставленная цель обусловила формирование следующих задач:
- изучить общую характеристику организованной преступности в России, историю возникновения и развития, понятие организованной преступности;
- проанализировать основные направления борьбы с организованной преступностью;
- выявить актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и предположить основные пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗОВАННОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ………………………………………….…………….6
История возникновения и развития организованной преступности в России…6
Понятие и структура организованной преступности………………...…………17
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ……………………………………………..…………………...21
Основные направления борьбы с организованной преступностью ………….21
Уголовно-правовая основа борьбы с организованной преступностью……….23
Совершение преступлений организованной группой и преступным
сообществом как формы соучастия…………………………………………………24
Ответственность за организацию преступного сообщества (преступной
организации) или участия в нем………………………….………………………......31
2.2.3 Ответственность за бандитизм…………………………………………………37
ГЛАВА 3 БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………………...………44
3.1 Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью…………………………………………………………………………….…...….44
3.2 Проблемы борьбы с организованной преступностью и пути их решения…....49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….….58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………..60
К числу первых следует отнести: Единую конвенцию о наркотических средствах (1961 г.) с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 г., Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), Конвенцию ООН против транснациональной преступности и два дополняющих ее Протокола - "Против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху" и "О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" (2000 г.)
До недавнего времени взаимодействие с Японией осуществлялось на основании межправительственного Меморандума о сотрудничестве в области оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и правоохранительной деятельности от 21.11.2005. Однако 12 мая 2009 г. между Россией и Японией был заключен Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Кроме того, между правительствами РФ и Японии были подписаны Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и Меморандум об основах дальнейшего сотрудничества в области предотвращения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла морских живых ресурсов и незаконного вывоза продукции из них.
Анализ положений
- получение свидетельских
показаний и заявлений от
- предоставление содержащихся под стражей лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований;
- вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе о вызове в суд и следственные органы;
- производство осмотров, обысков и выемок;
- предоставление информации,
вещественных доказательств,
- осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем;
- иная помощь по уголовным
делам, не противоречащая
Таким образом, в целях пресечения преступлений международного характера и привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в их совершении, большинство государств мира (участвующих в соответствующих международных многосторонних договорах и конвенциях) берут на себя следующие международно-правовые обязательства:
Обязательство о включении в национальные уголовные законы норм об уголовной ответственности за преступления международного характера и о соответствующем степени их тяжести наказаний; при этом данные преступления должны быть квалифицированы в соответствии с упомянутыми международными договорами. Обязательство взаимодействовать в процессе осуществления уголовного преследования лиц, обвиняемых в совершении преступлений международного характера, включая оказания необходимой правовой помощи.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в свою очередь нуждается в наличие правового, организационного и научного обеспечения. Вот тот комплекс проблем, которое вынуждено решать международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.
3.2 Проблемы борьбы с организованной преступностью и пути их решения
В динамично развивающемся мире в условиях глобализации, взаимной интеграции международных политических и экономических отношений государств и одновременно в ситуации сохраняющейся угрозы международного терроризма, роста преступности и высокого уровня коррупции, Россия столкнулась с необходимостью совершенствования систем правового обеспечения национальной безопасности57. Противодействие организованной преступности требует применения новых подходов, не используемых в борьбе с традиционной общеуголовной преступностью.
Современные тенденции в сфере российской организованной преступности свидетельствуют о расширении транснационального характера преступной деятельности, развитии международных связей с организованными группами и преступными сообществами других стран. В настоящее время организованная преступность все больше приобретает международный, или транснациональный, характер, в результате чего она представляет реальную угрозу стабильности и экономическому развитию как отдельных государств, так и международного сообщества в целом. Поэтому одним из важнейших аспектов обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях возрастания внутренних и внешних угроз, активизации различных антигосударственных сил является изучение влияния различных форм транснациональной организованной преступности на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, а также мер, направленных на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в указанной сфере58.
Согласно п. 37 Стратегии национальной безопасности до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, «основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются … экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией»59.
Организованная преступность постоянно развивается, расширяет географию и масштабы преступной деятельности и усложняет тактику и масштабы преступной деятельности, изменяет и усложняет тактику организации преступного бизнеса.
В борьбе с организованной преступностью центральная роль принадлежит специальным мерам и в первую очередь совершенствованию уголовного и связанного с ним законодательства в практике правоприменения.
В практической деятельности имеются сложности, связанные с законодательными неточностями и противоречиями уголовно-правовых норм по преступлениям организованных преступных формирований. К примеру, в соответствии с ч. 4 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующим под единым руководством, члены которых объединены в целях совершения одного или нескольких тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды60.
В данной норме прямо указано, обязательным квалифицирующим признаком создания и функционирования преступного сообщества (преступной организации) является цель – совершение тяжких и особо тяжких преступлений для извлечения финансовой или материальной выгоды. «Наличие данного квалифицирующего признака искусственно вывело из сферы борьбы с организованной преступностью организованные преступные формирования, осуществляющие вылов водных животных и растений (ст. 256 УК РФ)…» 61, а также другие преступления небольшой и средней тяжести.
Согласно Конвенции ООН
против транснациональной
Таким образом, некоторые нормы Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности имплементированы в современное российское законодательство, однако оно не всегда соответствует положениям Конвенции. Так в соответствии с ч. 1 ст. 35 УК РФ «преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя. Не учтены рекомендации Конвенции по категории совершаемых транснациональных преступными организациями преступлений. Сохранилось положение, согласно которому преступления, которые совершаются организованными преступниками, должны быть опасными или особо опасными. В таком случае можно говорить о сужении круга преступлений до категории тяжких и особо тяжких, что также не в пользу эффективности борьбы с организованной преступностью.
В отношении цели получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, следует отметить, что данная цель отсутствует в диспозиции ст. 210 Особенной части УК РФ.
Таким образом, несмотря на существенные позитивные изменения уголовного законодательства в области борьбы с организованной преступностью, еще существуют пробелы, которые необходимо решать.
Эффективное противодействие
Необходимо внести изменения в цели деятельности организованных преступных формирований. Таким образом, в ч. 4 ст. 35 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «преступление признается совершенным преступным сообщество (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, а также преследующие экстремистские цели».
Как представляется, данные цели деятельности организованных преступных формирований должны быть прописаны и в ст. 210 УК РФ.
Существует еще проблема, которая требует решения. Результаты криминологических исследований организованной преступности свидетельствуют о том, что уже продолжительное время ее представители максимально стремятся использовать легальные структуры и возможности, становиться активными деятелями официальных политических структур. Они пытаются контролировать федеральные и региональные государственные институты, органы местного самоуправления.
Криминализация
Во-первых, в активном подкупе представителей государственных и общественных институтов, политических структур с целью принятия ими необходимых или выгодных для организованных преступников решений. Таким образом, представители организованной преступности покупают чиновника, который после этого начинает работать не на государство, а на организованную преступность. Следует отметить, что новое качество коррупции заключается в том, что основным субъектом подкупа должностных и иных лиц, является организованная преступность и контролируемые ею легализованные и легальные структуры63.
Таким образом, для эффективной борьбы с организованной преступность необходимо уделять значительное внимание борьбе с коррупцией. Именно организованная преступность первична по отношению к коррупции и именно она лежит в основе этого криминального явления. Поэтому борьба с организованной преступностью – это в значительной степени борьба с коррупцией.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений64.
Существует мнение, что к коррупционным преступлениям следует отнести только общественно опасные деяния, внести квалифицирующий признак коррупционного преступления в УК РФ; субъектом коррупционных преступлений должно быть определено любое публичное лицо, использующее свой статус для противоправного получения выгоды (выборное должностное лицо, государственный и муниципальный служащий и т.д.); коррупционные преступления необходимо объединить, выделив их в отдельную главу Особенной части УК РФ, отграничив их от служебных преступлений.
Совершенствование Уголовного Кодекса РФ, федерального законодательства по борьбе с коррупционными преступлениями, установление и четкое определение перечня коррупционных преступлений будет способствовать более успешному противодействию организованной преступности и иным общественно опасным деяниям в России.
Кроме того, наиболее общественно
опасным проявлением
В соответствии с Концепцией противодействия терроризму, утвержденной 5 октября 2009 года Президентом РФ, основными тенденциями современного терроризма являются:
- увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;
- расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
Информация о работе Методы и спосбы борьбы с организованной преступностью