Общая характеристика преступлений против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 20:36, реферат

Краткое описание

Воинская служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, Федеральных органах государственной охраны, службе внешней разведки РФ и т.д.1

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ. е.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Преступления против военной службы классифицируются на основе критерия содержания непосредственного объекта посягательств на следующие группы: 1) преступления, посягающие на уставные взаимоотношения (ст. 332, 333, 334, 335 УК РФ); 2) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие соблюдение воинской чести (ст. 336); 3) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие выполнение конституционной воинской обязанности по прохождению военной службы (ст. 337, 338, 339 УК РФ); 4) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие несение специальных служб, дежурства или патрулирования (ст. 340,341,342,343,344,345 УК РФ); 5) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие сбережение военного имущества (ст. 346, 347, 348 УК РФ); 6) преступления, посягающие на отношения, обеспечивающие безопасное обращение с оружием, безопасные управление или эксплуатацию военной техники (машин, летательных аппаратов, кораблей) (ст. 349. 350, 351, 352 УК РФ).

В некоторых преступлениях обязательным признаком является предмет: оружие (ч. 2 ст. 338); объекты, охраняемые караулом (вахтой) (ст. 342); оружие, боеприпасы или предметы военной техники (ст. 346-348); оружие, боеприпасы, радиоактивные материалы, взрывчатые или иные вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для окружающих, военная техника (ст. 349); боевая, специальная или транспортная машина (ст. 350); военный летательный аппарат (ст. 351); военный корабль (ст. 352).

В гл. 33 УК РФ имеются составы преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший (потерпевшие) (ст. 332-336, 343, 349-352).

С объективной стороны преступления против военной службы характеризуются в большинстве случаев как действием, так и бездействием (ст. 337-344, 348-352). Вместе с тем есть составы, объективная сторона которых предполагает совершение деяния либо только в форме действия (ст. 333-336, 345-347), либо только в форме бездействия (ст. 332 УК РФ).  
Большинство составов сконструированы законодателем как материальные, т.е. такие, в которых обязательным признаком объективной стороны являются преступные последствия (ст. 332, 342-344, 346-352 УК РФ).  
Ряд составов относятся к формальным, т.е. таким, в которых преступные последствия не являются признаком объективной стороны состава (ст. 333-339, 345 УК РФ).

Для преступлений с материальным составом обязательным является установление причинной связи между наступившими последствиями и деянием субъекта преступления.  
Все без исключения составы преступлений против военной службы характеризует наличие специального субъекта преступления – военнослужащего, которым является гражданин, проходящий военную службу.

Субъектом преступлений, предусмотренных в гл. 33 УК РФ, являются военнослужащие, относящиеся к одной из следующих категорий: 1) проходящие военную службу по призыву; 2) проходящие военную службу по контракту; 3) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов; 4) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.  
К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся: а) граждане мужского пола в возрасте от 18-ти до 27-ми лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, призванные на военную службу; б) граждане мужского пола в возрасте от 18-ти до 27-ми лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу, срок военной службы устанавливается продолжительностью 12 месяцев. Уточнить по последним изменениям. Сноски! На законы!

Для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, проходящих военную службу по призыву, срок военной службы устанавливается продолжительностью 12 месяцев.

Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, а для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, – день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата.  
Для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания перечисленных выше образовательных учреждений, которым присвоено воинское звание офицера, – день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссаром по окончании указанных образовательных учреждений.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы10.

Некоторые преступления против военной службы могут быть совершены лишь военнослужащими, обладающими определенными дополнительными качествами и признаками (ст. 332, 334,335, ч. 2 ст. 336, 337, 340, 342, 343, 344, 345, 348 УК РФ).

Лица, достигшие 16-ти лет, хотя и не являющиеся военнослужащими, но принимающие участие в совершении преступлений против военной службы наряду с военнослужащими, могут привлекаться к уголовной ответственности за соучастие в таких преступлениях в качестве организаторов, подстрекателей или пособников на основании ч. 4 ст. 34 УК РФ.

      Субъект преступления  против военной службы относится  к категории специальных субъектов  преступлений. Ни одно лицо, кроме тех, которые указаны в ст. 331 УК, не может признаваться субъектом преступления против военной службы, хотя само оно может нести ответственность и за другие преступления на общих для всех граждан основаниях. 
Субъектом воинских преступлений являются две категории лиц: военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы. Субъекты и той и другой категории несут военную службу в соответствии с воинскими уставами и подлежат ответственности за нарушение порядка прохождения военной службы. Преступление, совершенное ими после увольнения с военной службы, не может признаваться воинским, в то же время за преступление против военной службы, совершенное в период службы (прохождения сборов), они могут быть привлечены к ответственности и по окончании службы (сборов). 
Военнослужащий - это лицо, которое несет военную службу. Согласно ст. 1 Закона РФ об обороне (1996 г.) военная служба организуется в Вооруженных Силах РФ (армии и флота), войсках (пограничных, железнодорожных, внутренних и т. д.), а также воинских формированиях (инженерно-технических и дорожно-строительных), в службах и органах (например, в службе внешней разведки, федеральной службе безопасности и т. п.). На военное время предусмотрено создание специальных воинских формирований. 
По статьям, предусматривающим ответственность за преступления против военной службы, несут ответственность не только военнослужащие, но и иные лица, в отношении которых существует указание в самом законе. В настоящее время к ним относятся военные строители военно-строительных отрядов Министерства обороны и ряда других министерств РФ. Они несут службу, внешне сходную с военной, эта служба засчитывается им как военная, порядок ее несения организуется в значительной мере в соответствии с воинскими уставами (хотя здесь действует и трудовое законодательство); личный состав военно-строительных отрядов носит форменную одежду и знаки различий, установленные для военнослужащих. Однако эта служба не является военной, поскольку не связана с вооруженной деятельностью. Преступления, совершаемые ими и квалифицируемые по статьям, предусматривающим ответственность за воинские преступления, не являются, собственно, воинскими, они посягают на порядок прохождения не военной, а иной установленной для них службы. Сами военные строители являются не субъектами преступлений против военной службы, а лицами, приравненными к военнослужащим по ответственности. 
По статьям, предусматривающим ответственность за преступления против военной службы, могут нести ответственность и граждане, не относящиеся ни к военнослужащим, ни к лицам, приравненным к ним, при условии, если они участвуют в совершении преступления против военной службы вместе с военнослужащим либо военным строителем. Такие граждане в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК отвечают в качестве организаторов, пособников и подстрекателей преступлений против военной службы', соисполнителями этих преступлений они быть не могут. 
В системе преступлений против военной службы существует ряд составов, субъектами которых могут быть не все военнослужащие, а лишь некоторые их категории. Имеет место своеобразное удвоение специального субъекта, когда среди специальных субъектов выделяется еще более специализированный круг. К таким составам относится, например, нарушение правил несения караульной службы (ст. 342 УК), субъектом которого является только военнослужащий, входящий в состав караула6. 
Объективная сторона преступлений против военной службы характеризуется едиными для всех составов признаками: деяние (в виде действия, бездействия), последствие, причинная связь между деянием и наступившим последствием, время, место и другие обстоятельства. Их особенность состоит в том, что они имеют специфическое содержание, обусловленное объектом посягательства, т. е. порядком прохождения военной службы. 
По конструкции объективной стороны преступления против военной службы носят в основном материальный характер, предусматривая в качестве обязательного признака наступление вредных последствий. Содержание последствий разнообразно, они включают физический вред (насильственные действия в отношении начальника), имущественный (умышленное уничтожение или повреждение военного имущества) и организационный (нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия). 
Отдельные составы имеют формальный характер. К ним относятся главным образом уклонения от военной службы (например, дезертирство - ст. 338 УК). 
Существуют два состава, занимающие по конструкции промежуточное положение между формальными и материальными составами преступлений: они допускают ответственность и при условии, когда деяние не повлекло, но могло повлечь причинение вреда. Это первые части ст. 340 и 341 УК: нарушение правил несения боевого дежурства и, соответственно, пограничной службы. В них речь идет о последствиях, представляющих исключительную опасность для государства, его территориальной неприкосновенности, в связи с чем создание самой угрозы их наступления представляет повышенную опасность. 
Возможность причинения вреда должна быть реальной, т. е. допущенное нарушение при возникновении соответствующей ситуации могло быть использовано внешними силами для вторжения в государственное территориальное пространство. 
Место совершения преступления в отдельных составах преступлений указывается специально, например в ст. 345 УК говорится об оставлении погибающего военного корабля. Но в некоторых составных оно хотя и не оговаривается, однако является естественным признаком преступления. Так, нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342) предполагает, что речь идет о деяниях, совершаемых в караулах и на караульных постах. 
Одним из признаков объективной стороны многих составов преступлений против военной службы является нахождение военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы. Этот признак выступает в качестве критерия отграничения преступления против военной службы от смежного общеуголовного, например, в составах, сопряженных с насилием или оскорблением, совершенным одним военнослужащим в отношении другого (ст. 334- 336 УК). Военнослужащий находится при исполнении обязанностей военной службы в случае фактического осуществления той или иной служебной деятельности. При этом может находиться как на территории воинской части, так и вне ее (например, в городе офицер, сделавший замечание рядовому за нарушение общественного порядка, считается находящимся при исполнении обязанностей военной службы). В то же время военнослужащий, находящийся на территории воинской части, может и не находиться при исполнении обязанностей военной службы (например, во время ночного отдыха). 
В законодательстве на период войны и чрезвычайных обстоятельств (ст. 331) в составах преступлений против военной службы обязательным признаком будет военное время. 
В этих же составах будет фигурировать признак совершения преступления в боевой обстановке, под которой понимается ситуация реальной угрозы либо непосредственного вооруженного столкновения с противником. 
Субъективная сторона преступлений против военной службы включает вину в форме умысла либо неосторожности (причем многие из них допускают как умысел, так и неосторожность, например, при нарушении уставных правил караульной службы - ст. 342 УК), а субъективная сторона некоторых из них - цель и мотив. Следует обратить внимание на исключительную роль последних, которые используются законодателем в качестве критерия разграничения преступлений против военной службы либо со смежными общеуголовными (например, в составе насильственных действий в отношении начальника фигурирует признак: в связи с исполнением обязанностей военной службы - ст. 334) либо между собой (например, дезертирство отличается от самовольного оставления части наличием цели уклонения от военной службы - ст. 338 УК).

 

 

 

 


 

    1. Особо опасное преступление против военной службы.

Неисполнение приказа — одно из опасных воинских преступлений. Общественная опасность неисполнения приказа определяется тем, что оно нарушает закрепленный в воинских уставах порядок управления войсками, установленный в целях обеспечения их постоянной боевой готовности, затрудняет нормальное выполнение воинскими частями и подразделениями возложенных на них задач, наносит тем самым реальный ущерб интересам службы11.

 

Преступление посягает на установленный в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными, в соответствии с которыми первые наделены правом отдавать подчиненным приказы и распоряжения по службе, а последние обязаны беспрекословно повиноваться им.

 

Взаимоотношения между начальниками и подчиненными определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ (1993). По служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы временно, являются прямыми начальниками, а ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. Круг начальников по воинскому званию применительно к определенным категориям военнослужащих перечислен в ст. 33 Устава. Так, генералы, адмиралы, полковники и капитаны I ранга являются начальниками по воинскому званию для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов, младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов, а сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части. Военнослужащие по воинскому званию могут быть также старшими или младшими. Старший по воинскому званию не является для младшего начальником. При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию является начальником (ст. 35 УВС).

 

Приказ, за неисполнение которого установлена уголовная ответственность в ст. 332 УК, представляет собой распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения либо воздержания от определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). По форме приказ может отдаваться письменно, устно или по техническим средствам управления.

 

Приказ командира (начальника) должен соответствовать требованиям закона и воинских уставов, отдаваться в порядке и в интересах службы. Статья 36 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военнослужащему «не могут! отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона». Командир несет ответственность за отданный приказ» его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отданном приказе. Эти требования закреплены также в ст. 38—40 Устава внутренней службы.

 

Преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

 

Как устанавливает ст. 42 УК, причинение вреда охраняемым законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, является обстоятельством, исключающим преступность деяния. Однако за умышленное совершение преступления во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения уголовная ответственность наступает на общих основаниях.

 

Приказ командира (начальника) представляет собой конкретное требование о совершении или несовершении определенных действий в данной ситуации, соблюдении тех или иных правил службы, он может быть обращен к одному лицу или группе лиц. Невыполнение общих предписаний, содержащихся в уставах, наставлениях и инструкциях, не может рассматриваться как невыполнение приказа. При определенных условиях невыполнение подобных требований уставов, инструкций может образовать состав должностного преступления или нарушения правил несения специальных служб (караульной, пограничной, внутренней и др.).

 

Возможны, однако, случаи, когда в связи с нарушением подчиненным общих требований военной службы начальник отдает ему приказ о прекращении правонарушения и выполнении им своих обязанностей (например, приказ военнослужащему, находящемуся в самовольной отлучке, о немедленном возвращении в воинскую часть). Невыполнение такого приказа подпадает под признаки ст. 332 УК.

 

Преступление, предусмотренное ст. 332, может иметь форму неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа (ч. 1 и 2) либо неисполнения приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе (ч. 3).

 

Под неповиновением понимается открытый отказ от исполнения приказа. Это наиболее дерзкая форма неисполнения приказа, демонстративное противопоставление своей воли воле начальника. При неповиновении подчиненный, получив приказ начальника, в категорической форме заявляет или иным образом демонстрирует, что он выполнять приказ не будет. Отказ от исполнения приказа может быть публичным или заявлен начальнику наедине, выражен начальнику непосредственно или через лицо, передавшее приказ от его имени.

 

От неповиновения следует отличать случаи пререкания, когда подчиненный проявляет недовольство по поводу отданного ему приказа, вступает в его обсуждение, но действия, предписанные приказом, выполняет. Пререкание не образует преступления, в отдельных случаях оно может быть признано дисциплинарным проступком.

 

Иное умышленное неисполнение приказа заключается в том, что подчиненный приказ начальника внешне принимает к исполнению, но в действительности умышленно его не исполняет. При этом умысел на неисполнение приказа может возникнуть у виновного в момент получения приказа либо позднее. В отличие от неповиновения при ином умышленном неисполнении приказа подчиненный открыто не заявляет и не демонстрирует, что выполнять приказ не будет.

 

Неисполнение приказа по неосторожности имеет место тогда, когда подчиненный, получив приказ начальника, вследствие небрежности или недобросовестного отношения к службе требования приказа не выполняет или выполняет их ненадлежащим образом. Это может быть результатом забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа, проявленного легкомыслия в отношении времени, места и способа выполнения приказа.

 

Понятием неисполнения приказа во всех трех проявлениях охватываются: а) невыполнение действий, предписанных приказом;

 

б) совершение действий, запрещенных приказом; в) ненадлежащее исполнение приказа, т.е. отступление от его предписаний о времени, месте и характере совершаемых действий.

 

Неисполнение приказа (ст. 332 УК)

Содержание этого преступления сформулировано в УК так:

«Неисполнение подчиненным приказа, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы».

Непосредственным объектом данного преступления являются воинские взаимоотношения, обеспечивающие строгое соблюдение установленного в армии и на флоте порядка подчиненности.

Объективная сторона преступления складывается из деяния, последствий и причинной связи между деянием и последствием.

Должно быть установлено, что виновный не выполнил приказ, отданный командиром (начальником) в установленном порядке, и в результате этого невыполнения был причинен существенный вред интересам службы.

Неисполнение приказа может выражаться в различных формах, например, в форме неповиновения, когда подчиненный категорически открыто заявляет, что он не намерен выполнять приказ начальника. Иное неисполнение приказа может иметь завуалированную форму, когда подчиненный, получив приказ, дает понять, что он готов его выполнить, однако фактически умышленно не выполняет.

Преступление считается оконченным, когда в результате неисполнения приказа причинен существенный вред интересам службы. Вред признается существенным в случаях срыва важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с уставом, предписанием вышестоящего командования.

Информация о работе Общая характеристика преступлений против военной службы