Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2014 в 20:36, реферат
Воинская служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, Федеральных органах государственной охраны, службе внешней разведки РФ и т.д.1
Исходя из этого предлагается следующее определение типа личности правонарушителя, совершающего противоправные деяния в сфере межличностных отношений - это военнослужащий срочной службы холерического типа, с несложившейся психикой и наиболее криминогенным возрастом, хорошо развитый физически, имеющий опыт подросткового агрессивно-анархического поведения и клеймо социального аутсайдера.
Характерной особенностью лидера неформальной структуры является не только опора на силу кулака, но и на согласие молчаливого большинства. В то же время этим лидерам свойственна способность улавливать общие настроения военнослужащих и даже жертвовать во имя этих настроений своими собственными, т.е.: они не могут быть вольны (в полном объеме) в выборе своих действий; всегда соблюдаются неформальные “законные правила” (или создается видимость их соблюдения) .
Целесообразно кратко остановиться и на личности преступников из числа лиц, проходящих военную службу в войсках по контракту (офицеры, прапорщики, мичманы и пр.) .
Военнослужащие, проходящие службу по контракту составляют основу войск. От них зависит совершение ими проступков, правонарушений или преступлений представляет повышенную общественную опасность.
Этих лиц (для краткости их представляется возможным объединить одним термином - контрактники) мы можем представить в трех аспектах: - как лица, непосредственно связанные с правонарушениями (активные сторонники, а подчас и участники неформальной структуры) ;
- как лица, не связанные с правонарушениями, но и не борющиеся с ними (пассивные участники) ;
- как лица, пытающиеся активно бороться с противоправными нарушениями.
Среди факторов, отражающихся на личности контрактника- правонарушителя можно выделить следующие:
- социальные (отсутствие в военной службе социальной справедливости, протекционизм, трудности служебного роста, сложившаяся тенденция - не брать ответственность на себя) , отвлечение на различные хозяйственные работы, пьянство и, в заключении, социально-негативные установки, вынесенные - из военных училищ, службы по призыву;
- правовые (наличие низкой правовой культуры, которая выражается или в незнании права или сознательном нарушении его норм) ; психолого-педагогические (о низкой психолого-педагогической подготовке контрактников говорит высокий уровень самоубийств среди подчиненных) .
Контрактникам, совершающим правонарушения, присущи следующие черты:
- возраст от 21 года и старше;
- агрессивно-насильственный опыт, приобретенный в военных училищах или на службе по призыву;
- низкая общая и правовая культура; ·отсутствие хорошей психолого-педагогической подготовки;
- боязнь принятия ответственных личных решений;
- существующая система “накачек”, выражающаяся в оскорблении и унижении начальниками подчиненных за проступки военнослужащих по призыву;
- отвлечение контрактников на хозяйственные работы и потеря ими воинского статуса и боевых навыков;
- распространенность бытового пьянства;
- переложение обязанностей по воспитанию новобранцев на старослужащих солдат.
Хотя рассматриваемая нами категория военнослужащих сравнительно редко совершает преступные деяния, тем не менее, в повседневной практике с их стороны имеют место противоправные проявления, нередко связанные с преступлениями, совершаемыми военнослужащими.
Еще раз важно подчеркнуть особую общественную опасность правонарушений и преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими службу по контракту, каждый факт которых требует своевременного, тщательного и оперативного расследования со стороны соответствующих органов.
Тип личности военнослужащего, проходящего военную службу по контракту - правонарушителя можно представить как личность холерического типа, имеющая опыт агрессивно-насильственного поведения и подвергшаяся воздействию негативных факторов армейской (в т.ч. пограничной) и социальной действительности12.
Отдельному краткому обсуждению необходимо подвергнуть “жертву правонарушения военнослужащего “. Потерпевший от правонарушений во время военной службы это, как правило:
- военнослужащий по призыву;
- более молодой по возрасту и более поздний по сроку призыва;
- не заявляющий о преступных посягательствах;
- готовый психологически к будущим издевательствам до своего прихода на службу (считающий предстоящие издевательства и глумления традицией, через которую обязан пройти каждый “настоящий” мужчина) ;
- слабый в физическом отношении и не подготовленный ни к физическим, ни к психологическим нагрузкам;
- находящийся в процессе адаптации к армейским условиям ;
- у которого отсутствует реальная возможность оказать правонарушителям сопротивление.
Потерпевших военнослужащих можно условно разделить на: слабых, малокоммуникабельных и лиц со строптивым характером.
Некоторыми военными психологами и практиками справедливо выделяется и третья (специфическая группа) . К ней относят военнослужащих по призыву, которые по ряду причин легко пережили первые трудности воинской службы и за послушание и поддержание армейских “традиций” были привлечены старослужащими к “воспитанию” молодых солдат.
Достаточно подробно рассмотрев вопросы
причин и условий правонарушений в войсках,
личности военнослужащих-
Для этого необходимо иметь общие представления о криминологическом прогнозировании, которое, в свою очередь, является разновидностью социального предвидения и отраслью юридического прогнозирования.
Процесс превращения лица в жертву преступления называется виктимизация ; повышенная способность человека в силу ряда физических и духовных качеств при определенных объективных обстоятельствах становиться жертвой противоправного посягательства называется виктимностью.
Предвидеть развитие преступности чрезвычайно трудно. Прогноз строится на исходных данных, которые находятся в статическом положении, поэтому он не может учитывать всех факторов, влияющих на структуру и динамику преступности. К числу таких факторов можно отнести правовой13.
Военнослужащие не в состоянии предвосхитить изменения законодательства, т.е. один и тот же проступок может быть сегодня правонарушением, а завтра преступлением - социально-профилактический фактор. Общество в лице государственных органов, в том числе и вооруженные силы РФ, и общественных организаций ведет постоянную борьбу с преступностью, используя в этой борьбе юридические, организационные и воспитательные меры. Заранее предвидеть развитие этой борьбы невозможно, тем более, что структурам государственных и общественных организаций присуще свойство изменчивости - социальный фактор. На преступности отражаются объективные социальные процессы, происходящие в обществе. Предвидеть и сами эти процессы, и результаты, к которым они могут привести, с высокой степенью точности довольно трудно. Особенно это касается современной общественно-политической ситуации - фактор преступности. Преступность, даже взятая отдельно, как бы несет в себе самой внутренние закономерности, определяющие ее состояние, структуру и динамику - субъективный фактор. Не следует отвергать влияние руководителя, причем самого разного уровня, на течение процессов, связанных с борьбой с преступностью и окружающих ее фоновыми явлениями.
В отдельную группу криминологического прогноза следует выделить прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым понимается определение вероятности совершения в будущем преступления тем или иным конкретным индивидом. Индивидуальный прогноз подразделяется на прогноз пост-преступного поведения лиц, совершивших преступление и прогноз первичного преступного поведения. Следует признать, что в значительной степени индивидуальный прогноз субъективен, поскольку строится на мнении одного лица (или незначительного числа лиц, связанных по роду деятельности с индивидуумом), в отношении которого он дается.
Прогноз правонарушений в сфере межличностных отношений определяется специфичностью контингента правонарушителей (военнослужащие) и специфичностью объекта прогноза (устойчивые и масштабные социально-негативные криминальные проявления, что в свою очередь подразумевает разнообразный и широкий спектр прогнозируемого поведения - от преступления до правонарушения и различных фоновых элементов) .
Как показывает практика для прогностических оценок необходимо учитывать:
- потребности, интересы и привычки военнослужащего;
- отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям; поведение военнослужащего в быту;
- черты характера военнослужащего;
- возраст, образование, гражданскую профессию;
- условия воспитания; условия учебы;
- поведение в армии;
- условия службы и воспитания на службе;
- конкретную криминогенную ситуацию.
Более результативный прогноз индивидуального преступного поведения дается командирами. Это объясняется их близостью к солдатам.
Имея качественно подготовленный прогноз необходимо принимать систему мер по борьбе с правонарушениями (преступлениями).
Традиционно эта система выглядит следующим образом: общие меры и специальные меры предупреждения преступлений.
Проблемы общих мер предупреждения правонарушений в армии, в том числе и в пограничных войсках, кроются в сложившейся в обществе экстремальной обстановке и в целом лежат на поверхности.
Представляется, что следует обратить более пристальное внимание на специальные меры предупреждения:
Проводимая реконструкция военной службы должна подразумевать:
- професионализацию войск ;
- переход на призыв в войска один раз в году;
- качественно новый уровень социальной защиты всех без исключения категорий военнослужащих (как от внутриармейских факторов, так и от внешних) ;
- решение проблемы формирования частей, застав по национальному признаку, в том числе казачьих;
- законодательное регламентирование функциональных обязанностей;
- развитие института офицеров - воспитателей.
Кроме того, от соответствующих руководителей необходима работа по предложениям о скорейшем введении альтернативной гражданской службы, т.к. от человека, не желающего служить в войсках, трудно ожидать серьезного отношения к своим.
В качестве предупредительной индивидуальной работы с военнослужащими необходимо подробно изучать материалы личного дела военнослужащего. Это в свою очередь позволит:
- учитывать потребности, интересы и привычки военнослужащего;
- знать отношение военнослужащего к учебе, труду, другим людям;
- быть в курсе его поведения в быту;
- более внимательно изучить черты характера военнослужащего;
- знать условия воспитания, а также какое образование и специальность он получил до его призыва;
- установить по необходимости жесткий контроль за бытовым пьянством и употреблением наркотиков.
Командир никогда не должен забывать насколько важно для солдата первое поощрение, которое является значительным событием в его жизни, а также и в дальнейшем дифференцированно поощрять его за добросовестное отношение к своим обязанностям.
Хотелось бы напомнить, что предупредительная работа по борьбе с противоправными проявлениями в войсках должна носить не разовый, от случая к случаю, а постоянный и целенаправленный характер, использующий достижения социологии, педагогики, психологии, психиатрии, криминологии и различных отраслей права.
В заключении к рекомендациям по совершенствованию УК РФ предлагаю ужесточить, наказание за совершенные деяние военнослужащих за особо опасные преступления, а именно:
-не выполнение приказа
- дезертирство
- и злоупотребление служебным положением, со стороны офицерского состава ( старшего офицерского состава).
Заключение
Коренные преобразования во всех сферах жизнедеятельности нашего общества в условиях кризисных явлений, несовершенство, а порой противоречивость федерального законодательства России заставляют по-новому взглянуть и на вопросы уголовной ответственности за совершение воинских преступлений. Вместе с тем обеспечение законности и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ, установление четких прав и обязанностей военнослужащих, их правовая и социальная защищенность настойчиво диктуют необходимость совершенствования не только военного, но и уголовного законодательства и его правильного применения в современных условиях.
В свою очередь, сложная криминогенная обстановка в России негативным образом сказывается и на Вооруженных Силах РФ. Сопоставляя общие данные о преступности в стране и преступности военнослужащих, можно говорить, что они тесно взаимосвязаны, как и причины преступности военнослужащих отражают причины преступности в целом.
Как отмечается в криминологической литературе, содержание воинских преступлений в общей структуре преступности в различные годы в общем невелико. Так, в середине 50-х годов оно приближалось к 5%, в начале 80-х годов — к 1,5%, а по данным 1993 г. — около 1%[1]. В 1995 г. в Министерстве обороны, а также в других ведомствах, имеющих войсковые формирования, зарегистрировано 30 тыс. преступлений военнослужащих[2], тогда как в стране было совершено 2 755 669 преступлений[3]. При этом уровень преступности в Вооруженных Силах РФ в 1995 г. по сравнению с 1994 г. возрос на 24% .[4]
В 1996 г., несмотря на снижение общей зарегистрированной преступности по стране, количество совершенных военнослужащими тяжких, групповых и воинских преступлений возрастает, а в 1997 г. в Вооруженных Силах наблюдается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, рукоприкладством, неуставными взаимоотношениями, преступлений против собственности и др.[5] При этом, по данным И. М. Мацкевича, довольно часто военнослужащие совершают преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения[6]. Рост преступности среди военнослужащих, особенно в последние годы, ученый объясняет социальными причинами[7].
Информация о работе Общая характеристика преступлений против военной службы