Обязанности исправительных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:21, статья

Краткое описание

Рассматриваются проблемы фактического несоответствия обязанностей, возложенных на исправительные учреждения Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", и обязанностей, реально выполняемых ими в процессе исполнения уголовного наказания.

Вложенные файлы: 1 файл

ОБЯЗАННОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

В случаях стихийных бедствий, введения в районе расположения исправительных учреждений чрезвычайного, особого или военного положения, при возникновении массовых беспорядков, а также групповых неповиновений осужденных в исправительных учреждениях может быть введен режим особых условий.

Организация и проведение воспитательной работы с осужденными входят в обязанности практически всего персонала исправительных учреждений. Воспитательная работа направлена на переубеждение осужденных, искоренение у них ошибочных, антиобщественных взглядов, формирование и привитие им положительных установок и убеждений.

Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы регламентируются статьями 109, 110 УИК РФ и реализуются путем проведения правового, нравственного, трудового, физического и иных видов (например, эстетического, экологического, религиозного и т.д.) воспитания в массовых, групповых и индивидуальных формах. Все воспитательные мероприятия должны исключать насилие и проводиться только на основе психолого-педагогических методов.

В настоящее время все большую актуальность приобретает психологическое обеспечение воспитательной работы. Его задачей является разработка и внедрение в практику научно обоснованных методов и программ психодиагностики и ресоциализации лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Для этого в штатах исправительных учреждений предусмотрены должности психологов, а в отдельных учреждениях созданы психологические лаборатории. Эти сотрудники разрабатывают и внедряют уже апробированные психологические методики изучения отдельной личности и групп осужденных, методы дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, содействуют их ресоциализации, осуществляют прогнозирование и предупреждение негативных процессов в среде осужденных. Они же оказывают психологическую помощь осужденным в снятии эмоциональной напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания, помогают подготовиться к жизни на свободе.

Обязанность по материально-бытовому обеспечению осужденных. А.С. Макаренко считал материальную сферу деятельности едва ли не самым могущественным воспитательным фактором и подчеркивал, что она ни в коем случае не должна оставаться вне воспитательной работы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Макаренко А.С. Методика организации воспитательного  процесса: Собр. соч.: В 5 т. М., 1960. Т. 3. С. 53.

 

Материально-бытовое обеспечение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представляет собой блок социальных мер, направленных на создание условий для нормального функционирования человека в условиях исправительных учреждений. Это совокупность основных средств, создающих и регулирующих условия жизни лиц, отбывающих наказание: питание, жилищные условия, вещевое довольствие, коммунально-бытовое и торговое обслуживание.

Эффективность применения предусмотренных законом основных средств исправления осужденных во многом зависит от надлежащей организации материально-бытового обеспечения в исправительном учреждении. Игнорирование этого положения неизбежно приводит к снижению действенности воспитательной работы.

В условиях отбывания наказания осужденный должен исправиться и вернуться в общество здоровым законопослушным гражданином. Решение этой задачи невозможно, если в местах лишения свободы для осужденных не будут созданы надлежащие материально-бытовые условия. Правильно организованный быт осужденных, привитие им навыков самообслуживания, необходимости соблюдения требований санитарии и гигиены, включая требование иметь опрятный внешний вид, являются составной частью воспитательного процесса.

Создание для осужденных соответствующих материально-бытовых условий - это своеобразная материальная база педагогического процесса в исправительных учреждениях, при наличии которой только и возможно успешное достижение целей наказания.

Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст. 99 УИК РФ. Установление наиболее важных норм - норм питания - отнесено законодателем к компетенции Правительства РФ, а норм выдачи вещевого имущества - к компетенции Министерства юстиции РФ.

Обязанность по обеспечению социальной защиты персонала исправительных учреждений. Очень часто ученые и практики обходят вопросы социальной защиты персонала стороной, стараясь реже упоминать о них как о не очень важных для системы исправительных учреждений. Считается, что основное внимание должно уделяться проблемам осужденных, а сотрудники просто должны выполнять возложенные на них обязанности.

Однако на самом деле исправительные учреждения должны решать вопросы подбора, обучения, профессиональной подготовки кадров, повышения их мастерства, обеспечения их семей жильем, детскими дошкольными учреждениями, медицинским обслуживанием, решать вопросы их страхования, физической защиты и оказания им психологической помощи.

Следует сказать, что до сих пор нет ни закона, ни постановления Правительства РФ о прохождении службы в Федеральной службе исполнения наказаний: служба в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентируется Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".

Учитывая изложенное, необходимо отметить, что российская уголовно-исполнительная система, в целом имея достаточно разработанную правовую базу, нуждается в совершенствовании: коррективы следует внести, в частности, в ст. 13 Закона N 5473-1.

 
{Статья: Обязанности исправительных учреждений (Громов В.Г.) ("Современное право", 2013, N 4) {КонсультантПлюс}} 

1.2. Побег, совершенный путем обмана  лиц, осуществляющих

надзор и охрану (путем прохода через КПП и контрольные

площадки под видом сотрудника учреждения, других лиц,

подмены осужденных, освобождающихся из учреждения,

либо осужденных, которым разрешено

передвижение без конвоя)

 

Осужденные, намеревающиеся совершить побег данным способом, изучают пропускной режим, порядок несения службы часовыми КПП, оперативным дежурным, личным составом дежурной смены, добывают информацию у вольнонаемных сотрудников, осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, и у других лиц о пропускной системе, образцах документов, предъявляемых при входе в учреждение и выходе из него, о способе кодирования пропусков персонала. Для реализации преступных замыслов осужденные применяют следующие ухищрения:

изготовление фальшивых пропусков, удостоверений, справок, других документов;

использование подлинных документов, похищенных на объектах у вольнонаемных рабочих с последующей заменой фотографии;

переодевание в военную форму одежды, гражданскую и даже женскую;

попытка проникнуть через КПП под видом расконвоированных осужденных;

использование подставных лиц, согласившихся при выводе осужденных на работу встать в строй вместо них;

использование неправильно оборудованных проходных коридоров, дверей, окон (смотровых), мест осмотра транспорта и контрольных площадок, не просматриваемых часовыми КПП, незакрытых калиток или ворот для выхода на контрольные площадки выходящего с объекта транспорта.

Кроме того, осужденные могут пойти на убийство сотрудников с целью завладения их одеждой и документами для совершения побега путем прохода через КПП.

Для совершения побега путем подмены осужденных, освобождающихся из учреждения, либо осужденных, которым разрешено передвижение без конвоя, предпринимаются определенные подготовительные меры. Осужденные изучают порядок освобождения из исправительного учреждения, на длительный период делают прогноз об освобождении осужденных, уточняя, кто и когда (в какой день недели) будет освобождаться. При этом определяют таких осужденных, которые своим поведением не привлекали внимания персонала исправительного учреждения, не были в поле зрения работников оперативной службы, отдела безопасности, оперативных дежурных, личного состава дежурных смен, начальников отрядов. Кроме того, осужденные, намеревающиеся совершить побег этим способом, оценивают поведение, отношение к исполнению служебных обязанностей оперативных дежурных, часовых КПП, определяют степень проявляемой ими бдительности.

Осужденный, намеревающийся совершить побег, вступает в сговор с тем, вместо которого он будет представляться как освобождающийся либо пользующийся правом передвижения без конвоя или сопровождения. Возможно и такое, что в подготовке побега могут участвовать и другие осужденные, выполняющие при этом различные функции: склонение осужденного к согласию на подмену; разработка вариантов отвлекающих действий; снабжение одеждой, деньгами, документами; предоставление информации о связях вне мест лишения свободы и др.

 
Статья: Способы совершения побегов из-под стражи (Грязева Н.В.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2006, N 2) {КонсультантПлюс} 

Статья 12. Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы

 

Комментарий к статье 12

 

1. В соответствии с настоящим ФЗ, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", Указами Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" и от 22 апреля 1994 г. N 805 "О сокращении численности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации", Постановлениями Правительства РФ от 30 октября 1998 г. N 1254 "Вопросы уголовно-исполнительной системы" (с изменениями от 1 июля 2002 г., 30 декабря 2005 г.) и от 26 сентября 1995 г. N 964 "О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов" (с изменениями от 30 декабря 2005 г.) функции по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов переданы учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

Основными задачами службы охраны учреждений, исполнения наказания являются:

- защита охраняемых объектов  от противоправных посягательств;

- обеспечение на охраняемых  объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

- предупреждение и пресечение  побегов, преступлений и административных  правонарушений на охраняемых  объектах со стороны лиц, отбывающих  наказания.

Норматив численности персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необходимого для выполнения функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, их объектов и конвоированию осужденных, установлен в 16 процентов от среднегодовой численности осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

В учреждениях исполнения наказания существуют подразделения охраны, так называемые роты охраны, которые осуществляют функции охраны объектов и территории УИС. Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2005 г. N 201 "Об определении границ территорий исправительных центров", границы территорий исправительных центров определяются Федеральной службой исполнения наказаний по согласованию с органами местного самоуправления и органами внутренних дел.

1.1. Охрана и защита  объекта - комплекс организационных  и технических мер по обеспечению  контроля над объектом, сохранности  на нем материальных средств, ограждения их от противоправных  посягательств и враждебных действий. Порядок и условия закреплены  в Инструкции по охране исправительных  учреждений, следственных изоляторов  уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом Минюста России от 15 февраля 2006 г. N 21-дсп).

Охрана объектов осуществляется путем организации деятельности подразделения охраны на постах в сочетании с применением технических средств охраны, средств связи, сигнальных средств и служебных собак в целях своевременного обнаружения противоправных действий против объекта и его защиты.

Защита объектов осуществляется путем оборудования на них или подступах к ним физических барьеров в сочетании с применением работниками охраны физической силы и подручных средств, служебных собак, технических средств воздействия или оружия.

Для охраны и защиты объектов из работников в подразделении назначаются караулы охраны.

Караулом охраны называется вооруженное подразделение работников охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима.

Для охраны и защиты других объектов из работников охраны назначаются сторожевые группы и устанавливаются сторожевые посты.

Охрана и защита объектов караулами требуют от работников ведомственной охраны знания и точного выполнения инструкций, высокой бдительности, решительных инициативных действий и умелого владения оружием, специальными и подручными средствами.

Постом (сторожевым постом) называется объект или участок объекта, порученный для охраны и защиты работнику охраны, а также место или участок местности, на котором он выполняет свои должностные обязанности.

Караульным называется работник охраны, находящийся в составе караула для выполнения задач по охране и защите объектов.

Вооруженные работники охраны в составе караула и выполняющие должностные обязанности на постах называются часовыми караула охраны (далее именуются "часовые"). Вооруженные и невооруженные работники охраны, не входящие в состав караула и выполняющие должностные обязанности на постах, называются сторожами.

Информация о работе Обязанности исправительных учреждений