Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 11:21, статья
Рассматриваются проблемы фактического несоответствия обязанностей, возложенных на исправительные учреждения Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", и обязанностей, реально выполняемых ими в процессе исполнения уголовного наказания.
Режимные корпуса оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и надзора.
Места несения службы лицами караула и дежурной смены, калитки в ограждениях запретных зон и противопобеговых заграждениях оборудуются устройствами тревожной сигнализации.
Осветительные установки обеспечивают освещенность контролируемых зон в пределах установленных норм.
На объекте в обязательном порядке должен быть резервный источник электропитания, мощность которого соответствует потребности ТСОН, осветительных установок для охранного освещения запретной зоны и рабочего освещения мест несения службы лицами караула и дежурной смены.
На периметре объекта второй категории организуются два непрерывных рубежа обнаружения, созданные техническими средствами охраны. Они оборудуются исправными техническими средствами охраны, в том числе и выработавшими установленные нормативные сроки эксплуатации.
Среднесуточное количество срабатываний технических средств охраны каждого участка рубежа обнаружения по причинам, не связанным с его нарушением, не должно превышать трех (определяется за последние 10 суток, предшествующих категорированию).
Также объект оборудуется системой сбора и обработки информации, разрешенной к применению в учреждениях УИС.
Плотность инженерных средств охраны должна обеспечивать задержание нарушителя на время, необходимое часовому для поражения последнего в результате прицельной стрельбы (60 сек.).
КПП для пропуска людей, шлюз (контрольная площадка) на КПП для досмотра и пропуска автотранспорта оборудуются инженерно-техническими средствами охраны.
Проведение капитального ремонта, возможно не более чем 30% инженерных заграждений и не более чем 40% ограждений (основного и запретных зон).
Тараноопасные направления (участки, места) оборудуются противотаранными заграждениями.
Места возможного совершения подкопов перекрываются противоподкопными датчиками.
Наземные, подземные (диаметром более 250 мм) и воздушные коммуникации, выходящие за пределы объекта, оборудуются противопобеговыми заграждениями и блокируются техническими средствами охраны.
Территория ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ (ДИЗО) отделяется от жилой (производственной) зоны. В зданиях ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ (ДИЗО) оборудуется рубеж обнаружения, проходящий по окнам и крыше здания.
Территории жилой и производственной зон разделяются. Внутренний КПП для пропуска осужденных оборудуются стационарным металлообнаружителем.
Режимные корпуса оборудуются инженерно-техническими средствами охраны и надзора.
Места несения службы лицами караула и дежурной смены, калитки в ограждениях запретных зон и противопобеговых заграждениях оборудуются устройствами тревожной сигнализации.
Осветительные установки должны обеспечивать освещенность запретной зоны и возможность ведения часовым прицельной стрельбы.
На объекте в обязательном порядке должен быть резервный источник электропитания, мощность которого соответствует потребности ТСОН, осветительных установок для охранного освещения запретной зоны и рабочего освещения мест несения службы лицами караула.
В третьей категории оборудования комплексом ИТСОН объекта УИС может быть не выполнено хотя бы одно из требований ко второй категории.
1.4. К автотранспортным
средствам для конвоирования
осужденных и лиц, содержащихся
под стражей, предъявляются определенные
требования по оборудованию
Согласно требованиям первой категории, спецкузов должен быть исправен и срок его службы не должен превышать установленного нормативного срока эксплуатации.
Сигнально-переговорное устройство в автотранспортном средстве должно быть исправно, и срок его службы не превышает установленного нормативного срока эксплуатации. Блокировка дверей камер и аварийных люков обязана находиться в рабочем состоянии, люки должны быть оборудованы запорными устройствами типа "булавка".
По второй категории на автотранспортном средстве может быть не выполнено хотя бы одно из требований к первой категории.
2. В соответствии с настоящим ФЗ и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 1116 "О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" издано Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 366 "О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу" (с изменениями от 30 декабря 2005 г.). Данным актом установлена численность специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы в количестве 23 220 единиц, выполняющих функцию конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу.
На специальные подразделения по конвоированию уголовно-исполнительной системы распространено действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 24 марта 1999 г. N 56 "О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ и Указов Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 и от 28 июля 1998 г. N 904" (с изменениями от 28 сентября 2000 г., 22 января 2001 г., 15 июля 2003 г.) утверждены в установленном порядке положение, структура и штат специальных подразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы.
Особый порядок перемещения осужденных к лишению свободы заключается в том, что самостоятельное следование осужденного в ИУ не допускается; оно осуществляется под конвоем. Перевозки осужденных осуществляются в принципе всеми видами транспорта: железнодорожным, водным, автомобильным либо воздушным. Конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным плановым маршрутам имеет важное значение для обеспечения прав осужденных, их личной безопасности, предупреждения распространения тюремных традиций среди осужденных. Дело в том, что во время этапирования осужденные находятся в постоянном контакте, и при несоблюдении ряда обязательных требований создаются реальные предпосылки для указанных выше негативных явлений. Учитывая данные обстоятельства, УИК РФ впервые на законодательном уровне закрепил принципиальные положения о порядке перемещения осужденных к лишению свободы. В целях выполнения с высоким качеством поставленных задач, создания необходимых условий для несения службы, подготовки сотрудников и караулов, определения лучших подразделений и распространения передового опыта Федеральной службой исполнения наказаний издан Приказ от 28 февраля 2005 г. N 23 "Об утверждении Положения о смотре-конкурсе памяти С.П. Коровинского среди специальных подразделений по конвоированию территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний". В ходе его рассматриваются: надежность охраны, качество несения службы, выполнение норм контроля за службой караулов, организация служебной деятельности, тыловое и медицинское обеспечение караулов, техническое обеспечение (для подразделений, выполняющих железнодорожное конвоирование, - техническое состояние специальных вагонов, состояние оборудования специального вагона, обеспеченность караулов средствами телефонной, сотовой (спутниковой) связи, наличие системы видеонаблюдения, наличие пункта отстоя специальных вагонов, наличие контрольно-диспетчерского пункта; для всех подразделений - техническое состояние спецавтомобилей, состояние оборудования специального автомобиля, наличие системы видеонаблюдения, наличие отапливаемых помещений для стоянки спецавтомобилей, наличие крытой стоянки для спецавтомобилей, наличие контрольно-технического пункта, наличие оборудованного места для проверки спецавтомобиля перед убытием на службу), размещение подразделения (наличие помещений для размещения подразделений, содержание помещений), учебная и материальная база (наличие городка служебной подготовки, наличие класса служебной подготовки, наличие стрелкового тира, наличие электронного тира, наличие спортивного городка, наличие спортивного зала, наличие городка подготовки служебных собак (кинодрома), состояние исполнительской дисциплины, разработка и внедрение передового опыта.
ст. 12, "Комментарий к Закону Российской
Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях
и органах, исполняющих уголовные наказания
в виде лишения свободы" (постатейный)
(Китрова Е.В., Кузьмин В.А.) (Подготовлен
для системы КонсультантПлюс, 2007) {КонсультантПлюс}
Представляется закономерным, что применение видеотехники является мощным инструментом, помогающим решать сложную и многогранную задачу обеспечения надзора в учреждениях УИС. Это подтверждает и первый опыт применения интегрированной системы охраны и надзора "Пахра-М" в учреждениях УИС, в частности в ИК-7 УФСИН России по Владимирской области. В состав системы входит около 40 видеокамер, установленных на территории и корпусах учреждения, а также купольная камера кругового обзора, расположенная на 30-метровой мачте. Осуществление плотного, круглосуточного видеоконтроля заставляет осужденных в большинстве случаев отказываться от нарушения режима. Аналогичные интегрированные системы охраны и надзора будут использоваться и в следственных изоляторах. Но непонятно, как могут помочь средства аудиотехники (аудиозаписи), о которых говорится в анализируемой статье Федерального закона, в обеспечении надзора. И далее, не совсем ясно, почему в статье Федерального закона об охране подозреваемых и обвиняемых столько внимания уделяется тому, что может использоваться для осуществления надзора, но ни слова не сказано о средствах, которые могут быть применены для охраны.
Учитывая вышесказанное, считаем необходимым изложить текст ч. 1 ст. 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в следующей редакции:
"Статья 34. Охрана подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними
Подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором. Передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления охраны и надзора могут использоваться различные инженерно-технические и электронные средства охраны и надзора."
К сожалению, ведомственная нормативно-правовая база тоже имеет неточности, касающиеся применения технических средств в исправительных учреждениях. Так, например, в инструкции, регламентирующей организацию службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС, описывается круг обязанностей оператора инженерно-технических средств надзора (ИТСН). Следует подчеркнуть, что выполнение своих функциональных обязанностей он осуществляет с пульта ИТСН. Необходимо вспомнить, что же относится к инженерным средствам охраны и надзора. А к ним традиционно относятся: внешние и внутренние ограждения объекта охраны, сооружения и конструкции на контрольно-пропускных пунктах, сооружения и конструкции на внутренней территории объекта, сооружения и конструкции в специальных (режимных) зданиях и помещениях и т.п. Если инженерные средства рассматривать как сооружения и конструкции, то они вряд ли могут быть дистанционно управляемыми. Поэтому в инструкции следует говорить об операторе технических средств надзора и соответственно о пульте технических средств надзора (ТСН). Учитывая вышесказанное, считаем необходимым внести соответствующие изменения.
Приведем пример еще одной ведомственной инструкции, регламентирующей надзор за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (ИК). Осуществление контроля с использованием технических средств за выполнением режимных требований на территории ИК входит в функциональные обязанности оператора поста видеоконтроля.
Итак, мы видим, как в двух инструкциях одного ведомства, регламентирующих надзор с применением технических средств, используются различные термины - "пост видеоконтроля" и "пульт инженерно-технических средств надзора". Очевидно, что при подготовке ведомственных правовых актов не всегда используется единая терминология и не всегда дается толкование важных понятий.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что нынешнее состояние правового регулирования использования технических средств исправительными учреждениями в отношении подозреваемых и обвиняемых, осужденных не всегда соответствует реалиям сегодняшнего дня, хотя оно и представлено многоуровневой системой правового регулирования данного вида общественных отношений. В настоящее время имеют место быть серьезные противоречия и недостатки в нормативных правовых актах всех уровней правового регулирования, которые требуют своего разрешения, и эта задача представляется весьма актуальной.
{Статья: Правовое регулирование применения
технических средств в УИС России (Ковалев
С.Д.) ("Российский следователь", 2007,
N 14) {КонсультантПлюс}}
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Для исполнения этой обязанности в исправительных учреждениях организуются отделы охраны. Деятельность этих отделов регламентирована Инструкцией по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утверждена Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 21) (далее - Инструкция). Пункт 7 Инструкции определяет, что основными задачами отделов охраны учреждений являются охрана жилых зон исправительных колоний, охрана жилых и смежных с ними производственных зон исправительных колоний, на которых осужденные реализуют свое право на трудовую адаптацию, охрана лечебных учреждений, охрана воспитательных колоний, охрана следственных изоляторов, охрана тюрем, осуществление пропускного режима на охраняемых объектах, конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений из учреждений на обменные пункты и обратно, а также между учреждениями уголовно-исполнительной системы территориального органа, конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно, охрана производственных объектов во время работы на них осужденных.