Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:21, дипломная работа
Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе Беларуси, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более опасные виды преступлений.
ВВЕДЕНИЕ
Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе Беларуси, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более опасные виды преступлений.
На современном этапе общественного развития в нашей стране особую озабоченность вызывает рост преступности. Опасность преступлений заключается не только в причинении существенного материального ущерба обществу в целом, но и гражданам в отдельности. Современные преступники более тщательно готовят совершение преступлений, продумывают все более изощренные способы избежания уголовной ответственности.
Анализ практики показывает, что по ряду причин деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию и расследованию преступлений является малоэффективной. Существующие в этой области упущения в определенной степени обусловлены отсутствием необходимого практического опыта, низкий уровень профессиональной компетентности большинства работников правоохранительной системы. В какой-то мере это обусловлено уходом из ее рядов в коммерческие структуры значительного количества наиболее опытных работников. Отсутствие достаточно надежных и мобильных средств транспорта и связи объясняет низкую техническую и тактическую вооруженность оперативных работников и следователей.
По данным МВД РБ в Беларуси ежегодно совершается около миллиона преступлений. Официально регистрируется лишь каждое четвертое, а по отдельным видам и того меньше. До судов доходит лишь каждое второе дело, 12 % дел возвращается на доследование.
Беларусь – государство правовое, со своей структурой правоохранительных органов, задачи, функции, обязанности и права которых определены Кодексами, законами и нормативно-правовыми актами. Однако данные органы, как и в любом правовом государстве, не идеальны. Они складывались по-разному, имеют свои особенности и недостатки.
Ознакомившись более подробно и внимательно с Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь, хочу отметить, что одной из отличительных черт является возрастание роли дознания как одной из форм предварительного расследования, которая осуществляется в тех случаях, когда по данному предварительное следствие не обязательно. Значение роли дознания заключается в том, что оно позволяет производить более эффективно и мобильно предварительное расследование по преступлениям малой и средней тяжести, тем самым, повышая эффективность деятельности правоохранительных органов.
Раскрыть преступления только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов в целом.
Однако не все обстоит так гладко в области взаимодействия органов предварительного расследования. То, что каждое третье преступление в Республике Беларусь остается нераскрытым, обусловлено в немалой степени разобщенностью действий органов следствия и дознания, слабыми и непродуктивными формами взаимодействия, недостаточной подготовкой, а в ряде случаев и притуплением чувства ответственности за порученное дело у следователей и работников органов дознания, недостаточной помощью со стороны сотрудников криминальной милиции.
Зачастую сотрудники органов предварительного расследования не имеют представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде органов при оформлении следователями поручений органам дознания допускается постановка задач, которые выходят за пределы компетенции конкретного учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей о правоспособности других помимо милиции органов дознания, соотношения последних с компетенцией милиции и других органов расследования.
Ввиду изложенного, исследование задач и полномочий органов дознания представляет существенный интерес как объект научного исследования, поэтому тема данной работы представляется довольно актуальной.
Тема представленной дипломной работы очень важна потому, что, во-первых, количество расследуемых дел, по которым проводится дознание, составляют большую часть среди всех расследуемых уголовных дел; во-вторых, в целях соблюдения прав и свобод граждан общественные отношения, охраняемые уголовно-процессуальным законом, нуждаются в надежной его защите, так как их нарушение в процессе осуществления дознания влечет за собой тяжелые последствия.
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает две формы предварительного расследования преступлений: предварительное следствие и дознание. Итак, рассмотрим отличительные признаки двух форм, и, одновременно, виды дознания.
Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях белорусского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.
Во-первых, предварительное
следствие проводится следователями,
то есть специальными должностными лицами,
для которых расследование
Во-вторых, при выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.
В-третьих, дознание и
предварительное следствие
В-четвертых, дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях с небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.
В-пятых, дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст.186 УПК РБ). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 188 УПК РБ). Пролить этот срок может прокурор или его заместитель, но не более чем на один месяц (ч. 3 ст. 188 УПК РБ). Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок уполномочены все прокуроры от районного до Генерального прокурора Республики Беларусь и его заместителем. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 190 УПК РБ).
В-шестых, дознание отличается
от предварительного следствия по степени
процессуальной самостоятельности
лиц, производящих расследование. Закон
предоставляет следователю
В случае несогласия следователя с указаниями или решениями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; объеме обвинения; о направлении дела в суд или его прекращении; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе, приостановив выполнение указаний прокурора, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю, который, в свою очередь, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам. Для дознавателя предусмотрено иное положение, согласно которому все указания прокурора и начальника органа дознания, в том числе и по вопросам, перечисленным выше, являются обязательными, а их обжалование не приостанавливает их исполнения. Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.[10, c. 67].
Какие же виды дознания предусматривает
закон? Уголовно-процессуальный закон
предусматривает два вида дознания
– дознание по уголовным делам, по
которым предварительное
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, опознание, освидетельствование, задержание и допрос, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертизы (ст. 186 УПК РБ). Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим, то есть кроме перечисленных орган дознания не вправе производить другие следственные действия по этой категории дел (подследственных следователю).[25, c. 246].
В целях обеспечения законности об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора. В соответствии с Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь дознание этого вида должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела Продлению этот срок не подлежит. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю. После этого орган дознания может производить по нему следственные и оперативно-розыскные действия только по поручению следователя. В случае неустановления в десятидневный срок лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, орган дознания продолжает расследование до его установления. Это относится к делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлениях.[24, c. 134].
Второй вид дознания регламентирован ст. 187 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь. Это дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. Оно состоит в полном расследовании дела органом дознания. Суть этого вида дознания состоит в том, что орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами, установленными Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Беларусь для предварительного следствия, принимает предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня передачи его прокурору для направления в суд либо вынесения постановления о прекращении производства по делу.