Органы дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:21, дипломная работа

Краткое описание

Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе Беларуси, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более опасные виды преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Денисевича.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие следователя и  органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и  организационной.

Процессуальными формами являются:

  1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий (п. 7 ст. 36 УПК РБ);
  2. содействие органа дознания следователю в производстве отдельных действий;
  3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника.

Поручение следователя  органу дознания о производстве розыскных  действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит, прежде всего, сама идея взаимодействия.[7, c. 69].

В практической деятельности следователи  часто прибегают к поручениям о производстве розыскных действий.

Например, в производстве отдела по расследованию особо важных дел  РОВД Заводского района г. Минска находится  уголовное дело № 36-544875. Расследованием, проведенным по данному делу установлено, что 03.01.2006 г. около 03 часов в доме № 29 по пр-ту Партизанскому г. Минска был обнаружен труп гражданина Иванова И.И. со следами насильственной смерти (ножевыми ранениями). Допрошенный по данному делу в качестве свидетеля Сидоров П.А. показал, что его родственник Иванов. И.И. переехал в г. Минск из г. Бобруйска весной 2001 года, для занятий коммерческой деятельностью. Иванов И.И. занимался реализацией мобильных телефонов совместно с жителем г. Бобруйска, по имени Дмитрий.

В связи с изложенным прошу поручить подчиненным Вам оперативным сотрудникам провести следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. установить род занятий  Иванова и цель его приезда  в г. Минск;

2. установить круг знакомых Иванова  в г. Минске и проверить указанных  лиц на причастность к убийству;

3. установить личность парня по имени Дмитрий, совместно с которым Иванов занимался коммерцией, и проверить его причастность к убийству Иванова.

Необходимость дать рассматриваемые  поручения может возникнуть на всех этапах предварительного следствия, вплоть до его окончания. Все зависит от характера уголовного дела, поводов и оснований к его возбуждению, конкретной следственной и оперативной ситуации, тех задач, которые можно разрешить с помощью оперативно-розыскных мер.

Если же преступление совершено в условиях полной очевидности, а преступник застигнут на месте преступления или пойман с поличным, к тому же является местным жителем, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, то в таких случаях, как правило, расследование производится без оперативно-розыскных возможностей органов дознания.

Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий  в соответствии со ст. 12 Закона РБ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 09.07.1999 г. являются:

1) наличие возбужденного  уголовного дела;

2) ставшие      известными     органам,     осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

     а) признаках  подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших,  если  нет  достаточных  данных  для  решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

     б)   событиях  или  действиях,  создающих   угрозу  национальной безопасности Республики Беларусь;

     в) лицах,  скрывающихся от органов уголовного  преследования  и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

     г)  лицах,  без  вести пропавших, и об  обнаружении неопознанных трупов;

3) поручения и постановления  органа уголовного преследования  по уголовным делам, находящимся в его производстве;

4)  запросы других  органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5)  постановления   органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,  в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых    и    защищаемых   лиц   в   порядке,   предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

6)   запросы   международных   правоохранительных  организаций, правоохранительных   органов   и   специальных   служб   иностранных государств  в  соответствии  с  международными договорами Республики Беларусь.[5, c. 16].

В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения  по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника  может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем.

Если преступник сразу  не установлен, то одновременно с возбуждением уголовного дела заводится оперативно-поисковое дело и составляется план оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих установление лиц, совершивших преступление, за счет максимального использования различных источников информации, при помощи которых можно узнать, кто совершил преступление.

В оперативно-поисковом  деле сосредотачиваются материалы  по обнаружению и оперативной  проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу, постановление о заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий.

Как правило, получив  в процессе оперативно-розыскной  деятельности информацию, сигнализирующую  о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сотрудник оперативного подразделения проверяет ее, т.к. она может быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной достоверности, поступать от лиц, со стороны которых вероятно ее искажение (воображение, умысел). В итоге в распоряжении оперативного работника оказываются сведения, в которых отсутствуют «разумно обоснованные» признаки правонарушения, т.е. нет фактических обстоятельств, четко и ясно указывающих на противоправное деяние, которое профессионально грамотный оперативный работник принял во внимание. В связи с этим, все поступающие к оперперсоналу данные по ходу их обнаружения перепроверяются за счет дублирования источников, а также соотносятся между собой для определения взаимосвязи сведений, касающихся одного и того же объекта. Для этого необходимо:

а) выяснить, была ли деятельность проверяемого лица на самом деле или  же операппарат введен в заблуждение;

б)  установить,  является  ли  деятельность  подозреваемого  лица противоправной и как она  в правовом аспекте может быть квалифицирована;

в) не только подтвердить  или опровергнуть первичные данные, но и получить тот объем первичной  информации. Который был бы достаточен для правильного решения вопроса  о дальнейших мерах, которые следует  предпринять в связи с поступлением этих сведение в оперативный аппарат применительно как к основному объекту проверки, так и в иных целях (пополнение   картотек,   совершенствование   различных   аспектов оперативной работы).[8, c. 94].

В зависимости от содержания информации, общественной опасности  лиц и фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий. Подлежащих проведению в этом случае.

По общему правилу  оперработник, осуществляющий предварительную  оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию,   на  основании которой   начато  производство   по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки.

Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где  указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее;

решены ли иные оперативно-тактические  задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив.

Предварительная   оперативная   проверка   может   завершаться использованием собранных  материалов для профилактики противоправного  поведения объектов оперативно-розыскной деятельности, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.

Однако оперативно-розыскная  практика свидетельствует о том, что названный исход вероятен не всегда, так как достоверная  информация о преступной деятельности может быть не засвидетельствована, не подтверждена определенными объектами - носителями информации (предметами, документами и т.п.), определяемыми законом в качестве доказательств. Поэтому возникает необходимость в подготовке следующей системы оперативно-розыскных мер в рамках нового этапа оперативной проверки.

Здесь у оперативного работника единственным выходом  из сложившейся ситуации является решение  о подготовке комплекса новых  действий, которые следует предпринять  в связи с поступлением в оперативный  аппарат уже не вызывающей сомнений информации, подтверждающей наличие противоправной цели не только в намерениях, но и в поведении проверяемых лиц, либо указывающей на событие преступления однако недостаточной для дознания, расследования и наказания виновных. Таким образом, сигнальная информация после ее уточнения может послужить объективной и фактической основой для последующей оперативной проверки, обозначаемой в оперативно-розыскной деятельности термине «оперативная разработка», представляющая собой негласное осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых только при наличии обоснованных данных и признании подготавливаемых преступлений, а также указывающих на преступления, совершенные или совершаемые, для их пресечения либо раскрытия.[]

Поручение следователя  органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются: 1. пределами самих поручений;

2. кругом тех следственных  действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.[20, c. 82].

Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу  использованию возможностей следователя  и органа дознания в процессе расследования  преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций. Практически такое положение несущественно потому, что следователь физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, диктуемых конкретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или большие по объему дела. Даже по- делу, например, о квартирной краже, совершенной опытным преступником, в случае раскрытия по оперативно-розыскным данным нередко требуется проведение комплекса следственных действий в одно и тоже время.

И, чтобы иметь в  резерве более или менее свободных  от работы следователей, которых можно  было бы в любой момент использовать, потребуется резко увеличить следственный аппарат, на что государство не пойдет. Да и как быть с институтом процессуальной самостоятельности следователя? Ведь речь идет не о расследовании дела бригадой следователей, а о разовом их привлечении к выполнению следственных действий по делам, не находящимся в их производстве.

Где же выход? Он видится  в разумном целесообразном привлечении  работников органов дознания для  производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря  такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом сказывается на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изобличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступной деятельности. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко значительный объем следственной работы по делам находящимся в производстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполняется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Например, уже стало традицией поручать оперработникам производство всех обысков, независимо от того, имеет ли следователь возможность сделать это лично или нет; поручать истребование характеристик на подозреваемых и обвиняемых, копий судебных приговоров, справок о судимости и т.п.

Информация о работе Органы дознания