Органы дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:21, дипломная работа

Краткое описание

Реформы, произошедшие в государственной и правовой системе Беларуси, связанные с переходом страны к новым экономическим отношениям, изменением политической структуры власти вызвали появление новых институтов и форм общественной и социальной жизни. Экономические, политические, социальные преобразования в нашей стране потребовали разработки новых правовых документов в этих областях. Однако проведение реформ тормозится ростом преступности, которая представляет собой реальную угрозу охраняемым законом правам и свободам граждан, интересам общества и государства. Усиливается агрессивность и организованность преступности, появляются все новые и более опасные виды преступлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Денисевича.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Уведомление следователя о результатах оперативных мероприятий по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами. Маловероятно, чтобы во всех случаях отсутствия в уголовных делах соответствующих сведений оперработники действительно ничего не делали в целях установления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. Более того, можно смело утверждать, что по абсолютному большинству дел о нераскрытых преступлениях были составлены единые согласованные планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые рассматривались руководителями следственных подразделений.

Однако, каким бы ни был  такой согласованный план, он не может заметить поручений следователя  органом дознания о производстве розыскных и следственных действий или его требований об оказании содействия при производстве отдельных следственных действий. Ведь план не является процессуальным документом, и в уголовное дело его не подошьешь. Это рабочий документ, служащий целям обеспечения согласованной работы по раскрытию преступления; он ни в коей мере не освобождает следователя от использования предусмотренных законом институтов поручений и требований об оказании содействия, а тем более не освобождает орган дознания от обязанности письменно уведомлять следователя о результатах выполнения данных ему заданий и применяемых оперативно-розыскных мерах по установлению преступника.

При установлении факта  невыполнения органом дознания указанной  обязанности следователь может  прореагировать на это принятием  таких мер, как:

- обращение в устной форме к оперативному работнику, занимающемуся установлением преступника;

- обращение в устной  форме к непосредственному начальнику  данного оперативного работника.

Применение любой из них может вызвать осложнения во взаимоотношениях следователя и данного оперативного работника, но эти опасения не должны приниматься во внимание, когда речь идет об интересах дела, о выполнении служебного долга.[8, c. 97].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Предварительное расследование  в уголовном процессе Германии проводится в форме дознания, осуществляемого органами, допущенными к такого рода деятельности.

Органом дознания является прокуратура. Как только прокуратуре  стало известно из заявлений или  других источников о подозрении в  совершении преступления, она должна исследовать обстоятельства дела для решения вопроса о возбуждении публичного обвинения. Прокуратура обязана исследовать не только обвинительные, но и оправдательные обстоятельства, сохранять доказательства, которые могут быть утрачены, выяснять обстоятельства, имеющие значение для определения меры наказания и применения уголовного закона.

Задачи полиции, которая  не является органом дознания, состоят  в расследовании преступлений и  принятии всех, не терпящих отлагательства мер, чтобы не допустить осложнений в расследовании дела (например, право на первое вмешательство по горячим следам). В этом случае полиция обязана, и это специально требует уголовно-процессуальное законодательство Германии, немедленно передать все материалы прокуратуре, а при необходимости производства судейских следственных действий – судье.

На практике, однако, полиция  самостоятельно, часто вне всякого  контакта с прокуратурой и контроля с ее стороны, проводит собственное  дознание в полном объеме и передает материалы дела прокуратуре только тогда, когда прокуратуре лишь остается решить вопрос о возбуждении публичного обвинения или о прекращении дела. Таким образом, полиция превратилась в самостоятельный, не предусмотренный законом орган дознания, в руках которого практически сосредоточено предварительное расследование. Обсуждавшееся в середине 70-х гг. предложение о создании на основе сложившейся практике единого следственного аппарата в органах полиции не получило поддержки. В Германии преобладает мнение К. Роксина, что дознание может относиться только к компетенции органа юстиции, то есть прокуратуры.

В производстве дознания может участвовать и так называемый следственный судья. Он действует по поручению. Если прокурор считает производство судейских следственных действий необходимым, то он ходатайствует об этом перед  участковым судьей, в районе которого должны быть произведены эти действия. Обычно прокуратура просит судей допросить обвиняемых, признавших свою вину на допросе в полиции или прокуратуре, важных свидетелей. Протоколы судейских допросов являются доказательствами и могут быть оглашены в суде.

Задачей дознания, как  это предусматривает закон, является выяснение вопроса о наличии  подозрения, чтобы судить о возможности  возбуждения публичного обвинения.

При исследовании в теории проблем, касающихся задачи дознания, признается Г. Кюне, что в задачу дознания не входит изобличение обвиняемого, а только установление подозрения, ибо его изобличение затрудняло бы поиск других подозреваемых и придавало бы дознанию обвинительный уклон.

Поскольку понятию подозрения в германском уголовном процессе придается большое значение, то в теории разработана концепция подозрения, которая по существу является теоретической и правовой основой стадии предварительного расследования.

С методологической точки  зрения подозрение в уголовном процессе Германии соответствует философской категории вероятности и выражает так называемую персоналистическую интерпретацию вероятности, то есть ту или иную степень веры субъекта в существование какого-то явления, события, если вера содержит элементы рационального. Понятие подозрения определяется как ретроспективно-прогностический вывод, основанный на фактах и обладающий свойством проверяемости. По степени вероятности и функциональному назначению различаются три вида подозрения: простое, достаточное и серьезное.

Простое подозрение, которое необходимо для начала дознания – это минимальная вероятность совершения уголовно наказуемого деяния. На данном этапе расследования сомнение в том, что имело место преступление, может быть преобладающим. Но простого, умозрительного предположения о совершении преступления недостаточно. Дознание начинается как по факту, так и в отношении конкретного лица (лиц).

Достаточное подозрение, как разъясняет верховный суд  Германии, означает наличие фактов, которые с учетом практического  опыта указывают на возможность осуждения обвиняемого судом на основании безупречного доказывания. При этом прокуратура не должна выяснять вопрос о совершении преступления и о вине в полной мере, во всех подробностях, а исследовать только достаточное подозрение в совершении преступления и вине, которое указывает на вероятность осуждения обвиняемого. Для этого должны быть доказаны лишь некоторые обвинительные моменты, но выяснение противоречий между показаниями обвиняемого и полученными результатами дознания предоставляется суду.

Понятие серьезного подозрения связано с решением вопроса о применении такой меры процессуального принуждения, как заключение под стражу. Поскольку эта мера является наиболее радикальным вторжением в сферу личной свободы граждан, охраняемой Конституцией, то определенная гарантия законного и обоснованного ее применения усматривается в том, что подозрение должно быть серьезным. Согласно процессуальному законодательству Германии заключение под стражу может быть предписано, если обвиняемый серьезно подозревается в совершении преступления и имеется основание для ареста. Серьезное подозрение имеется тогда, когда по состоянию на данный момент расследования подозрение является высоким и указывает, что обвиняемый совершил преступление и вероятно его осуждение судом. Степень вероятности серьезного подозрения должна быть выше достаточного.

Концепция подозрения, с  одной стороны, содержит плодотворные идеи о недопустимости предрешения  вопроса о виновности обвиняемого  в стадии предварительного расследования, о необходимости исключения обвинительного уклона при производстве дознания, о защите прав и личной свободы обвиняемого; с другой стороны – ей присущи известные пороки. На практике неизбежны трудности в определении простого, достаточного, серьезного подозрения и их разграничении. Не существует сколько-нибудь надежного критерия для этого. Такое положение вынужден, например,  признать Г. Кюне, который заметил, что нельзя устранить сомнения в глубокой неспособности точного определения степени вероятности только за редким исключением, когда доказывание опирается на естественнонаучные или математические количественные данные. Определение вероятности растворяется в субъективности формирования воли познающего субъекта. И все же, по его мнению, проверка степени вероятности в той мере, в какой она возможна, должна служить гарантией против необоснованного начала дознания. Но подобная гарантия никогда не исключает преследования невиновных. С этими неизбежными жертвами необходимо примириться во имя способности функционирования правосудия по уголовным делам.

Важно отметить, что идеи концепции подозрений во многом определяют правовую природу, сущность предварительного расследования, его место и значение в системе германского уголовного процесса. Дознание рассматривается  как сугубо подготовительная, не имеющая самостоятельного значения стадия уголовного процесса. Такое признание объясняет устойчивую тенденцию процессуального упрощения, связанного с ликвидацией института предварительного следствия, переходом к единственной форме расследования – дознанию, ограничением процессуальных прав обвиняемого и защитника.

В германском уголовном  процессе нет стадии возбуждения  уголовного дела. Производство первых следственных действий и означает начало производства по уголовному делу.

Поводами для этого  являются собственное служебное усмотрение полиции и прокуратуры, заявления частных лиц, в том числе и анонимные, сообщения полиции, общинных властей, судебных органов, жалобы потерпевших по делам частного обвинения. Наряду с указанными поводами для начала дознания, как отмечалось выше, необходимо простое подозрение в совершении преступления.

Дознание включает производство следственных действий и принятие решений, предусмотренных законом.

Прокурор вправе требовать  от всех органов публичной власти предоставления различных сведений, проводить расследование самостоятельно или с помощью органов власти и чиновников полицейской службы. Последние обязаны выполнять поручения прокуратуры. Прокурор допрашивает обвиняемых, свидетелей. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову и соответственно дать показания или представить заключение. При обстоятельствах, не терпящих отлагательства, он может в предусмотренном законом порядке принять меры процессуального принуждения, в частности, выемку, обыск, задержание, издание постановления о розыске обвиняемого.

В целях раскрытия  и расследования преступлений в  Германии широко применяются негласные  оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Уголовно-процессуальным Кодексом Германии.

Например, негласное прослушивание  телефонных переговоров обвиняемого назначается при наличии подозрения в совершении преступления, обоснованного фактическими данными, и лишь по делам о тяжких преступлениях, указанных в законе. Прослушивание и запись телефонных переговоров могут быть предписаны только судьей, а при неотложности действий – прокурором с последующим судейским подтверждением. В письменном судейском приказе указывается лицо, в отношении которого применяются эта мера, вид, объем и срок прослушивания. Срок – до трех месяцев. Но он может быть продлен неоднократно. Этот приказ направляется в органы федеральной почты, которые должны обеспечить судье, прокурору или вспомогательным полицейским чиновникам прокуратуры прослушивание телефонных переговоров и ознакомление с записью. Кабины для прослушивания телефонных переговоров размещаются в помещении полиции. Чиновники почты только обеспечивают подключение к телефонной сети на время и в объеме, указанном судьей.

Еще в 1983 г. специальная  комиссия МВД Германии признала необходимым  в целях резкого усиления борьбы с организованной преступностью внедрение в их организации в качестве секретных агентов официальных сотрудников полиции, поскольку традиционные следственные действия (допрос, обыск, выемка, осмотр и др.) не дают должных результатов.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству Германии секретными агентами являются официальные сотрудники полиции, которые для сбора соответствующей информации переводятся на нелегальное положение с изменением данных о личности в соответствии с разработанной легендой. Они, как правило, используются путем внедрения в преступные организации по делам о нелегальной торговле наркотиками и оружием, по делам о государственных преступлениях, о бандитизме при наличии обоснованного подозрения в совершении этих преступлений. Под вымышленными фамилиями, необходимым прикрытием секретные агенты могут посещать и осматривать жилые и иные помещения. Использование таких секретных агентов разрешается только с санкции прокурора.

На основании судейского решения также проводятся и другие оперативно-розыскные мероприятия, например, негласное фотографирование, зарисовка портретов интересующих полицию лиц; негласное прослушивание и запись разговоров граждан; использование негласных оперативно-розыскных мероприятий, специальных технических средств; проведение полицией негласного наружного наблюдения за обвиняемыми и связанными с ними лицами, их транспортными средствами.

Информация о работе Органы дознания