Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.
Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
В соответствии
со ст. 1 Закона Республики Беларусь от
5 мая 1998 г. «Об административно-
В соответствии со ст. 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» систему органов прокуратуры, кроме Генеральной прокуратуры, составляют прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры города Минска, Белорусская военная прокуратура и Белорусская транспортная прокуратура, которые возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие заместителей [17].
В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора. В состав коллегии входят прокурор, возглавляющий соответствующую прокуратуру (председатель), его заместители и другие прокурорские работники [12, c. 56].
В систему органов прокуратуры входят прокуратуры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним межгарнизонные военные прокуратуры, транспортные прокуратуры. Прокуратуры возглавляют прокуроры, которые имеют заместителей [29, c. 45].
К числу
специализированных прокуратур относятся:
военная прокуратура и
Приведенная
примерная организационная
Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов [20, c. 45].
Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Согласно ст. 3 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Республики Беларусь (статьи 125-128), Законом Республики Беларусь от 29 января 1993 г. "О Прокуратуре Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями и иными законодательными актами Республики Беларусь [22, c. 437].
Органы прокуратуры, в силу своей компетенции, могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РБ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства (протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение).
Протест
на противоречащий закону акт приносится
прокурором в орган, издавший акт, или
в вышестоящий орган, правомочный
принять по нему решение. Принесение
протеста приостанавливает действие противоречащего
закону акта до его рассмотрения. Протест
полежит обязательному
Представление
прокурора об устранении нарушений
закона, причин нарушений и условий,
им способствовавших, вносится в орган
или должностному лицу, правомочным
их устранить. В отличие от протеста
представление подлежит безотлагательному
рассмотрению. О принятых мерах в
месячный срок должно быть письменно
сообщено прокурору. При рассмотрении
представления коллегиальным
Прокурор
в зависимости от характера нарушения
закона должностным лицом или
гражданином выносит
Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. В предписаниях должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания [27, c. 78].
Официальное
предупреждение. В целях предупреждения
правонарушений при наличии сведений
о готовящихся противоправных действиях
прокурор письменно объявляет
Прокурорские
работники обязаны действовать
в пределах своих служебных полномочий.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение
служебных обязанностей, злоупотребление
властью, превышение служебных полномочий,
иные нарушения законности прокурорские
работники несут
Таким образом, Прокуратура Республики Беларусь:
1) составляет
единую централизованную
2) осуществляет
полномочия в пределах своей
компетенции независимо от
3) принимает
меры по пресечению нарушений
закона от кого бы они не
исходили, восстановлению нарушенных
прав и привлечению к
4) взаимодействует с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;
5) действует
гласно и открыто в той мере,
в какой это не противоречит
требованиям закона об охране
прав и свобод личности, а равно
государственной и иной
Особое
место в системе органов
Государство
располагает системой специальных
органов, которые наделены широкими
государственно-властными
Принципы организации и деятельности прокуратуры могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от уровня их можно подразделить на два вида:
1) конституционные;
2) отраслевые.
По предметной направленности:
1) общие (базовые);
2) индивидуальные
(характерные только для
Основные принципы организации и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции Республики Беларусь и ст. 5 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»:
– принцип единства прокурорской системы;
– ее централизация и как одно из проявлений – подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Ряд принципов имеют универсальный характер, так как на них базируется как организация построения системы органов прокуратуры, так и сама их деятельность. Некоторые же принципы носят характер специфический, будучи основанием либо организации построения системы органов прокуратуры, либо их деятельности [10, c. 67].
Закрепленные
в Законе о прокуратуре принципы
организации и деятельности органов
прокуратуры носят
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются [6, c. 59].
Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере соответствующих правовых отношений от имени Республики Беларусь в целом как единая система. В пределах своей компетенции каждый прокурор наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе [19, c.102].
Централизация
системы органов прокуратуры
проявляется в том, что нижестоящие
прокуроры подчиняются
Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.
При выполнении своих полномочий по надзору за исполнением законов прокуратура действует на основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, другими законами страны [18, c. 67].
Принцип
законности заключается в том, что
вся деятельность прокуроров должна
осуществляться на основе закона и
в точном соответствии с ним, при
строжайшем соблюдении всеми лицами,
осуществляющими прокурорский надзор,
правовых норм, регулирующих их деятельность
и подлежащих применению в процессе
осуществления прокурорского
Информация о работе Органы прокуратуры в системе государственной власти