Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:37, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.
Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь.
Деятельность прокуратуры
Под направлениями деятельности прокуратуры следует понимать те пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением нормативных правовых актов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи [25, c. 190].
Реализуя возложенные на нее законом задачи, прокуратура осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1) надзор за:
2) координация
правоохранительной
3) предварительное
следствие в случаях,
4) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Направления деятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы по трем видам. Первый вид образуют первое направление – надзор за точным иединообразным исполнением нормативных правовых актов, который в свою очередь включает пять видов деятельности, именуемых отраслями прокурорского надзора [25, c. 67].
Второй вид включает второе и третье направления, характерные для работы органов прокуратуры в борьбе с преступностью.
Третий вид составляют два важнейших участка работы – участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения.
Изменения условий функционирования государства, характерные для ХХI века, привнесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики относительно содержания деятельности и структуры прокуратуры.
Правильно
организованная юридическая деятельность
в стране должна исходить из факта
признания прокуратуры как
Анализ
материалов по изучаемой теме позволяет
выделить основные направления формирования
концепций встраивания
В правоведении
общепризнанна главенствующая роль
прокуратуры в обеспечении
Необходимость прокуратуры в государственном аппарате объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, потребностью в обеспечении общегосударственных интересов, прав и свобод личности как одной из важнейших целей; во-вторых, решением задачи по строительству системы контроля, осуществляемого за должностными лицами и государственными служащими по оценке их работы с точки зрения соответствия или несоответствия поставленной цели и требованиям законности; в-третьих, необходимостью надзора за соблюдением законности; в-четвертых, защитой территориальной целостности страны; в-пятых, борьбой с преступностью [16, c. 47].
Принадлежность
прокуратуры к механизму
Содержание
и пределы действия прокуратуры
зависят от позиции законодателя.
Тем не менее, работа прокуратуры
совершается в обширной сфере, куда
входят государственное управление,
руководство в сфере финансово-
Развитие
социально-экономических
Статус неопределенности прокуратуры в механизме государства вносит некоторую нестабильность в процесс осуществления возложенных на нее полномочий. В частности, как орган власти прокуратура вольно или невольно участвует в реализации внутренней и внешней политики, и в этом смысле она находится в прямой зависимости от государства. Вместе с тем прокуратура по действующему законодательству осуществляет свои полномочия независимо. Для совмещения такого рода начал необходимо добиваться теснейшего взаимодействия прокуратуры с Президентом, законодательными, исполнительными и судебными органами власти [16, c. 54].
В интересах
достижения согласованности в деятельности
прокуратуры необходимо обеспечить
ее мощной поддержкой со стороны верховной
власти и общества. Именно доверие
людей побуждает прокурорских работников
к проведению активных мероприятий
по выполнению возложенных на нее
задач. Государство может достичь
многого в отстаивании
Государственно-властная
природа прокуратуры носит
Двойственная
природа прокуратуры в
В связи с закрепленным в Конституции Республики Беларусь положением о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в научной литературе вот уже более десяти лет идет дискуссия по поводу того, к какой ветви власти относятся органы прокуратуры. Некоторые авторы предлагали относить прокуратуру к законодательной власти, отмечая, что «…Верховная законодательная власть после принятия законов не может, как и не должна, оставаться безучастной к их исполнению. Поэтому она сохраняет за собой функцию обеспечения единства законности, выполняет ее непосредственно, а также с помощью Конституционного Суда, Правительства, всей исполнительно - распорядительной, судебной деятельности, а также через прокуратуру, которой она передает большую часть принадлежащей ей функции…»[30, c. 134]; другие относили прокуратуру к «президентской власти», обосновывая свою позицию тем, что «…Единственное предназначение органов прокуратуры - надзор за точным и единообразным исполнением законов. Функции прокуратуры в этом плане очень близки функциям президента. Согласно ст. 79 Конституции Президент Республики Беларусь является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В связи с этим полномочия прокуратуры должны в большей мере помогать президенту страны реализовывать свои права…»[31, c. 165]. Третьи рассматривают прокуратуру в качестве государственного органа, осуществляющего судебную власть. Тем не менее и на сегодняшний день вопрос о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви власти относится к дискуссионным.
Согласно
ст. 1 Закона «О прокуратуре
В теории
государства и права
а) закрепление компетенции и наличие властных полномочий для ее осуществления, т.е. право издавать обязательные правовые акты и давать обязательные предписания;
б) структурная обособленность в виде самостоятельной организации;
в) наличие постоянного персонала, государственных служащих;
г) материально-финансовое обеспечение деятельности органа.
Прокуратура,
являясь государственным
- правовой
статус органов прокуратуры
Служба в органах прокуратуры является разновидностью государственной службы.
Таким образом, органы прокуратуры являются составной частью механизма государства. Однако место органов прокуратуры в механизме государства видится исследователями по-разному. Так, В.Н. Хропанюк, классифицируя органы государства по характеру их создания и характеру выполняемых ими задач, отмечает, что они подразделяются напредставительные, исполнительные и судебные (правоохранительные). При этом кпоследним он относит суд, прокуратуру и нотариат, отмечая, что «в осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль, однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в правовом государстве» [24, c. 59]. Другие исследователи подразделяют государственные органы по источнику легитимности на две категории: органы, устанавливаемые Конституцией, законами и иными законодательными актами; и органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения и исполнения полномочий, функционирования вышеназванных государственных органов [35, c. 205]. Когда же речь заходит о классификации государственных органов по принадлежности их к той или иной ветви власти, органы прокуратуры не упоминаются. Тем самым вопрос о принадлежности прокуратуры к той или иной ветви государственной власти, как правило, не ставится.
Поднимая
вопрос о том, осуществляют ли органы
прокуратуры государственную
Информация о работе Органы прокуратуры в системе государственной власти