Представляется,
что такое положение органов
прокуратуры имеет историческую
обусловленность. Так, еще в советские
времена в теории государства
и права в механизме государства
отдельно выделялись органы государственной
власти, органы государственного управления,
суд,прокуратура, армия и разведка [26, c.
95]. При этом отмечалось, что только органы
государственной власти (к которым относились
Верховный Совет СССР и Президиум Верховного
Совета СССР; верховные советы союзных
и автономных республик, а также президиумы
этих советов; краевые, областные, автономных
областей, окружные, районные, городские
и сельские Советы депутатов трудящихся)
являлись непосредственными носителями
государственной власти. Поэтому прокуратура
в СССР не могла быть органом государственной
власти, несмотря на то, что являлась органом
государства, обеспечивающим «надзор
за установлением действительно единообразного
понимания и применения законности на
территории всей страны». Также указывалось
на то, что «органы прокуратуры осуществляют
свои функции независимо от каких бы то
ни было местных органов, подчиняясь только
Генеральному Прокурору СССР». Учитывая,
что советское право отрицало доктрину
разделения властей такое положение прокуратуры
не могло быть предметом научных дискуссий.
Н. Карпов
охарактеризовал прокуратуру как
орган государственной власти, перечислив,
в обоснование своей позиции,
следующие признаки органов прокуратуры:
- она создана
и функционирует в соответствии
с прямой конституционной нормой
и действующим федеральным законодательством;
- наличие
общественно (государственно-) необходимых
цели и задач создания и
деятельности прокуратуры;
- наличие
законодательно установленных полномочий,
условий и порядка осуществления
прокуратурой своих функций;
- наличие
компонента независимости, самостоятельности
прокуратуры от других органов
государственной власти при осуществлении
ею своих функций и полномочий;
- наличие
законодательно определенных средств
(способов) осуществления, реализации
своих полномочий [27, c. 84].
Представляется,
что такой статус органов прокуратуры
был установлен законодателем не
случайно, учитывая специфику осуществляемых
ею функций (прежде всего, надзорных), специфику
организации системы органов
прокуратуры (строгая централизация
и подчинение нижестоящих прокуроров
вышестоящим, финансирование только из
федерального бюджета), наделение прокурорских
работников особыми гарантиями и
иммунитетом (запрет задерживать прокурорских
работников, производить их личный
досмотр и досмотр их вещей, транспортных
средств, запрет входить в помещение,
где проживает прокурорский работник,
особый порядок привлечения к
административной и уголовной ответственности).
Законодатель, выведя органы прокуратуры
из системы органов государственных
органов, обеспечил и гарантировал
тем самым ее самостоятельность
и независимость во взаимоотношениях
с другими государственными органами
и должностными лицами, исключив возможность
«давления» последних на органы прокуратуры
и юридически оформив централизованную
систему независимых надзорных
органов [28, c. 59].
Исходя
из вышесказанного, представляется, что
в правовой доктрине необходимо признать,
что законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти не охватывают
все государственные органы.
Учитывая
конституционно-правовые основы организации
системы органов государственной
власти, а также доктринальные
положения, касающиеся признаков органов
государства и их места в механизме
государства, прокуратуру можно
охарактеризовать как систему государственных
органов, осуществляющих функции государственной
власти по надзору за исполнением
законов и прав и свобод человека
и гражданина, участию в рассмотрении
дел судами и производству предварительного
расследования, наделенных в целях
реализации ими своих полномочий
самостоятельностью и независимостью
от органов государственной власти
и органов местного самоуправления
[24, c.89].
Данное
определение, с одной стороны, находится
в соответствии с положениями
Конституции Республики Беларусь, не
относя прокуратуру к органам государственной
власти, а с другой – указывает на выполнение
органами прокуратуры функций государственной
власти, что предполагает обладание органами
прокуратуры признаками органа государства.
Понятие же органа государства, являющегося
объектом исследования теории государства
и права, шире понятия орган государственной
власти и, если учитывать современные
правовые реалии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прокуратура в Республике
Беларусь – это система органов,
на которые Конституцией Республики
Беларусь возложено осуществление
особой формы государственной деятельности
– надзор за точным и единообразным
исполнением законов.
Задачами прокуратуры
являются обеспечение верховенства
права, законности и правопорядка, защита
прав и законных интересов граждан
и организаций, а также общественных
и государственных интересов
Прокуратура
Республики Беларусь:
1) составляет
единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору
Республики Беларусь;
2) осуществляет
полномочия в пределах своей
компетенции независимо от органов
государственной власти и управления,
должностных лиц, средств массовой
информации, политических и иных
общественных и религиозных объединений
в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь и Законами
Республики Беларусь;
3) принимает
меры по пресечению нарушений
закона от кого бы они не
исходили, восстановлению нарушенных
прав и привлечению к установленной
законом ответственности лиц,
допустивших эти нарушения;
4) взаимодействует
с другими правоохранительными
органами в деле укрепления
правопорядка;
5) действует
гласно и открыто в той мере,
в какой это не противоречит
требованиям закона об охране
прав и свобод личности, а равно
государственной и иной охраняемой
законом тайне.
Принципы
организации и деятельности прокуратуры
Республики Беларусь являются важнейшими
исходными положениями, соблюдение
которых позволяет прокуратуре
успешно выполнять стоящие перед
прокуратурой задачи по осуществлению
надзора за точным и единообразным
исполнением законов в государстве.
Деятельность
прокуратуры Республики Беларусь основывается
на таких принципах, как принцип
законности, единства и централизации,
равенство всех граждан перед
законом, независимости прокурора,
подчиненности нижестоящих прокуроров
вышестоящим прокурорам, гласности,
обязательности исполнения требований
прокурора.
Место прокуратуры в системе
органов имеет ключевое значение
для определения правового статуса
прокуратуры, ее организационного построения,
форм и способов деятельности.
В правовой
доктрине необходимо признать, что
законодательная, исполнительная и
судебная ветви власти не охватывают
все государственные органы.
Учитывая
конституционно-правовые основы организации
системы органов государственной
власти, а также доктринальные
положения, касающиеся признаков органов
государства и их места в механизме
государства, прокуратуру можно
охарактеризовать как систему государственных
органов, осуществляющих функции государственной
власти по надзору за исполнением
законов и прав и свобод человека
и гражданина, участию в рассмотрении
дел судами и производству предварительного
расследования, наделенных в целях
реализации ими своих полномочий
самостоятельностью и независимостью
от органов государственной власти
и органов местного самоуправления.
Данное
определение, с одной стороны, находится
в соответствии с положениями
Конституции Республики Беларусь, не
относя прокуратуру к органам
государственной власти, а с другой
– указывает на выполнение органами
прокуратуры функций государственной
власти, что предполагает обладание
органами прокуратуры признаками органа
государства. Понятие же органа государства,
являющегося объектом исследования
теории государства и права, шире
понятия орган государственной
власти и, если учитывать современные
правовые реалии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Белкин А.А. Теоретические, правотворческие и правоприменительные проблемы конституционной охраны (Цитата по: Карпов Н. Прокуратура как субъект конституционно-правовых отношений в Российской Федерации // Уголовное право. – 2006, – № 5. – С. 112.
- Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь/ Г.А. Василевич. – Минск: Книжный дом, Интерпрессервис, 2003. – 756 с.
- Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-практический комментарий/ Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2006. – 486 с.
- Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь. Научно-правовой комментарий/ В.Г. Тихини, Г.А. Василевич, М.И. Пастухов – Минск: Беларусь, 1996.- 223 с.
- Гуляева, А.П. Контролирующие органы и организации: Компетенция и полномочия/А.П. Гуляева, В.Г. Бессарабов. −М.: МАЭП. ИИК Калита, 2005. – 320 с.
- Горшенев, В.М. Контроль как правовая форма деятельности/ В.М. Горшнев, И.Б. Шахов. – М., ТетраСистемс,
2006. – 524 с.
- Горбаток, Н.А. Конституционное право в вопросах и ответах: учеб.пособие / Н.А. Горбаток; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с.
- Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь: практикум: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по юридическим специальностям /А. И. Курак, А. А. Подупейко; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД –Минск :Академия МВД Республики Беларусь,
2010. -299 с.
- Калинина Э.А. Общая теория государства и права /Э. А. Калинина, А. Л. Козик–Минск :Молодежное,
2011. -159 с.
- Иванов В.И. Основы конституционного права Российской Федерации: Учеб. Пособие.Изд. 4-е, испрю и доп. – М: РУДН, 2007г.
- Кеник, А.А. Прокурорский надзор / А.А.Кеник. – Минск: Амалфея, 2005. – 512 с.
- Кобзарев Ф.М. Прокуратура России: правовое положение и перспективы развития. М:МПСИ,
2006г.
- Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск; Новое знание,
2007. – 575 с.
- Конституционное право: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/Т.Т. Озиев; под.ред. Б.С.Эбзеева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009 г.
- Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. – № 188. – 1/6032.
- Кошлевский, В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект. – Пенза: ОАО «ИПК «Пензенская правда», 2007. – 164 с.
- Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность. – 2001, – № 1.
- Лазарев, В.В. Конституционное право / В.В. Лазарев. – М.: Проспект, 1999. – 220 с.
- ЛомовскийВ. Какой власти принадлежит прокуратура? // Российская юстиция. – 2005, – № 9.
- Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. – №6. – 2007.
- О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З (Изменения и дополнения:Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 № 401-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 15. – 2/1666.
- Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З (Изменения и дополнения:Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 226-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – № 4. – 2/1778. Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка,- 6-еизд., перераб. И доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
- Прокопов, А.А. Контрольно-надзорные органы Республики Беларусь в механизме государственной власти // Человек. Цивилизация. Культура: тезисы докладов XI межвузовской научно-теоретической конференции, Минск, 21 апреля 2006 г. : в 2 ч. / редколлегия: А.Н. Алпеев [и другие]. – Минск : ЗАО Веды, 2006. – Ч.2. – С. 291-296.
- Рохлин, В.И. Прокурорский надзор и государственный надзор: история, развитие, понятие, соотношение/ В.И. Рохлин, В.Е. Чиркин. – СПб.: Издательство Юридический центр Пресс, 2003. – 529 с.
- Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. Москва — 2005 г.
- Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2007 г.: информационно-аналитический доклад. М., Академия Генеральной прокуратуры РФ. Ч. 1. С. 20 -
21.
- Судоустройство: учебник / А.А.Данилевич, Л.Л.Зайцева, И.И.Мартинович, А.В.Солтанович; Под ред. А.А.Данилевича, И.И.Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.
- Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – С. 99.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и прав. / Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Интерстиль», «Омага-Л», – 2006 г. – С. 143.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Интерстиль», «Омага-Л»,
2006 г. – С. 143-147.
- Шобухин В.Ю.. Прокуратура – основа надзорно- контрольной власти в России.// Государство и право, 2007г.