Органы прокуратуры в системе государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие и рассмотреть развитие органов прокуратуры;
- дать краткую характеристику прокуратуры в Республике Беларусь и проанализировать основные принципы ее деятельности;
- охарактеризовать место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие системы органов прокуратуры и их развитие в Республике Беларусь 5
1.1 Становление системы органов прокуратуры в Республике Беларусь 5
1.2 Система органов прокуратуры в Республике Беларусь 7
2. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь 13
2.1 Классификация принципов деятельности прокуратуры 13
2.2 Характеристика основных принципов деятельности прокуратуры 14
3. Место и роль прокуратуры в системе государственных и правоохранительных органов 20
3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры 20
3.2 Роль прокуратуры в системе ветвей власти 22
Заключение 30
Список использованных источников 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2012.docx

— 74.23 Кб (Скачать файл)

Принцип законности имеет особое значение для  прокурорского надзора. На прокурорский надзор возложена обязанность следить  за исполнением законов всеми  юридическими и физическими лицами. Поэтому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы.

В соответствии со ст. 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается верховенство права. Государство, все его органы и должностные лица действуют  в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов  законодательства [8].

Принцип независимости органов прокуратуры  состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследованию  преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего  убеждения и материалов проверок и расследований, проведенных в  соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Согласно ст. 8 Закона “О прокуратуре Республики Беларусь” прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели [21, c. 67].

Воздействие в какой-либо форме органов государственной  власти, органов местного самоуправлении, политических партий, общественных объединений  или их представителей на прокурора  или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или  воспрепятствовать его деятельности недопустимо и влечет установленную  законом ответственность [24, c. 67].

Воздействие на прокуроров и следователей на практике может осуществляться в различных  формах: от завуалированных до открытых – через средства массовой информации (путем инспирированных заказных публикаций) и вплоть до угроз и  реальных мер физического воздействии (побоев, анонимных и прямых угроз  и др.).

Принцип независимости организации и  осуществления надзора имеет  важнейшее государственное и  политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого  принципа прокуратура может достичь  поставленных перед ней государством целей и решить задачи. Принцип  независимости органов прокуратуры  от местных органов власти закреплен  в ст. 127 Конституции Республики Беларусь и в ст. 8 Закона “О прокуратуре Республики Беларусь”. Независимость органов прокуратуры от местных органов обеспечивается прежде всего следующими условиями:

а) установлением  централизации и строгой подчиненности;

б) порядком подбора и расстановки кадров прокуроров и следователей;

в) подотчетностью Генерального прокурора только Президенту страны.

Одним из составляющих принципа независимости  является политическая независимость  прокурора — запрещение прокурорам заниматься политической деятельностью  и в своей служебной деятельности не быть связанным решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели [25, c. 89].

Принцип равенства всех граждан перед  законом закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, согласно которой  все равны перед законом  и имеют право без всякой дискриминации  на равную защиту прав и законных интересов.

Прокурор  принимает предусмотренные Законом  о прокуратуре меры по пресечению нарушений законодательства от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению  к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических  лиц [9, c. 78].

Прокурор  осуществляет надзор за соблюдением  гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в  Конституции Республики Беларусь, законодательных  актах, и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

Принцип взаимодействия и координации закреплен  в ст. 12 Закона о прокуратуре. Особенно активным должно быть взаимодействие прокуратуры с Советами депутатов  и местными исполнительными и  распорядительными органами (исполкомами, администрациями), правоохранительными  органами, трудовыми коллективами и  гражданами [21, c. 124].

Принимая  меры по обеспечению охраны общественного  порядка и борьбе с правонарушениями, прокурору необходимо установить тесное взаимодействие с органами власти и  управления, чаще практиковать совместные проверки исполнения законов на предприятиях, в организациях, учреждениях, регулярно  информировать местные органы о  состоянии законности на их территории, вносить конкретные предложения  об улучшении этой работы, всемерно использовать помощь актива общественности в предупреждении и расследовании  преступлений, выявлении лиц, извлекающих  нетрудовые доходы, алкоголиков и  наркоманов. Вместе с тем прокурорам надлежит при анализе состояния законности на соответствующей территории использовать материалы местных органов власти и управления о результатах проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Координация осуществляется в целях наиболее эффективного решения задач по борьбе с преступностью и укрепления законности и правопорядка путем  разработки и осуществления согласованных  действий, направленных на своевременное  выявление, раскрытие и предупреждение преступлений, устранение причин, способствующих их совершению[26, c. 122].

Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим  образом: прокурорский работник действует  гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям  законодательства о защите прав и  законных интересов граждан и  организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к  личной жизни гражданина, унижающих  его честь и достоинство или  способных причинить вред его  правам, законным интересам или деловой  репутации, а равно разглашение  сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой  репутации, если иное не предусмотрено  законодательными актами. Гражданин, в  том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что  решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд [26, c.78].

Важность  принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной  власти и общества о состоянии  законности и правопорядка в стране, повышению правосознания населения  и, в конечном счете, укреплению законности. Последнее имеет важное значение для самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность  информации о работе прокуратуры  по конкретным уголовным и гражданским  делам, размещение материалов о преступлениях  и правонарушениях в средствах  массовой информации способствуют недопущению  нарушений законности в работе самой  прокуратуры.

Реализация  принципа гласности обеспечивается созданием в Генеральной прокуратуре  структурного подразделения — управления правового обеспечения информации и общественных связей, отвечающего  за связь со средствами массовой информации, организующего эту работу на местах [28, c.45].

Следует упомянуть о принципе обязательности исполнения требований прокурора. Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том  числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая  прокурором, предоставляется безвозмездно [28, c. 145].

Основные  положения, характеризующие данный принцип организации и деятельности прокуратуры, заключается в том, что:

1) требования  прокурора должны вытекать из  его надзорных полномочий;

2) исполнение  требований прокурора не может  быть связано с каким либо условиями и осуществляется в сроки, указанные в законе либо согласованные с прокурором;

3) запрашиваемая  информация (статистические данные, справки, документы и их копии)  представляются прокурору и следователю  безвозмездно;

4) неисполнение  требований прокурора и следователя,  а также уклонение от явки  по их вызову влечет ответственность  по ст. 24.6 КоАП.

Подводя итог вышесказанному можно сделать  вывод, что принципы организации  и деятельности прокуратуры Республики Беларусь - это закрепленные в Конституции  Республики Беларусь, Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» и других правовых актах требования, которые определяют основные задачи в деятельности прокуратур, полномочия прокуроров, а также содержание правовых средств и методов при осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве [12, c. 78].

Принципы  организации и деятельности прокуратуры  Республики Беларусь являются важнейшими исходными положениями, соблюдение которых позволяет прокуратуре  успешно выполнять стоящие перед  прокуратурой задачи по осуществлению  надзора за точным и единообразным  исполнением законов в государстве.

Деятельность  прокуратуры Республики Беларусь основывается на таких принципах, как принцип  законности, единства и централизации, равенство всех граждан перед  законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры  осуществляют свои функции в строгом  соответствии с действующим законодательством.

Принципы  единства и централизации предполагает, что все органы прокуратуры составляют единую систему на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору.

Принцип независимости предполагает наличие  собственной компетенции органов  прокуратуры, в осуществление которой  недопустимо вмешательство, воздействии  иных государственных органов [22, c. 56].

Принцип гласности обязывает прокурорских работников действует гласно и открыто  в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов  граждан и организаций, а также  законодательства о защите государственных  секретов и иной охраняемой законом  тайны.

 

 

3 МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВОРГАНОВ

3.1 Специфика деятельности органов прокуратуры

 

Место прокуратуры в системе  органов имеет ключевое значение для определения правового статуса  прокуратуры, ее организационного построения, форм и способов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно  к тому, влекут ли они понижение  роли прокуратуры или наоборот непомерно  расширяют ее полномочия, чреваты  опасными последствиями, как для  функционирования правоохранительной системы, так и для общества в  целом. Именно в этой области теоретические  построения должны, прежде всего, основываться на глубоком познании социальной практики, исключать возможность применения метода проб и ошибок.

Прокуратура Республики Беларусь – это система  органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление  особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным  исполнением нормативных правовых актов [6, c. 78].

Прокурорский  надзор – основная функция органов  прокуратуры, определяющая их предназначение, роль и место в механизме государства.

Прокуратура принимает меры к устранению любых  нарушений законов, от кого бы эти  нарушения не исходили. Вместе с  тем прокуратура своей деятельностью  способствует взаимодействию разделенных  ветвей власти, их функционированию как  единой государственной власти, поскольку  все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности. Без законности не может быть сильной, успешно выполняющей  свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым [29, c. 69].

Характеризуя  деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику.

  1. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Это законодательное установление подчеркивает отличие прокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности, связанной с исполнением требований законов иными государственными органами (налоговых инспекций, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.). В отличие от контрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры.
  2. Ограниченность, «усеченностъ» полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Так, прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив, она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов. Отдельные процессуальные решения прокурора, включая выдачу санкций на заключение лица под стражу, на продление срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, подконтрольны суду и могут быть отменены или изменены судом. Окончательные решения по протестам на незаконные акты исполнительно-распорядительной власти и должностных лиц принимаются не прокурорами, а соответствующими властными структурами и судами. Протесты прокурора на решения судов по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях рассматривают вышестоящие суды и принимают по ним решения. Таким образом, основное правомочие прокурора – выявить нарушение закона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного [15, c. 59].

Информация о работе Органы прокуратуры в системе государственной власти