Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 16:31, дипломная работа
Целью исследования является изучение темы "Особенности преступлений, совершаемых по неосторожности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, уровень, структуру, динамику неосторожной преступности;
- осуществить криминологическую характеристику лиц совершающих неосторожные преступления;
- установить причины и условия неосторожных преступлений;
- выработать меры предупреждения неосторожных преступлений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………..…. 3
ГЛАВА I. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ………….…………………...………. 6
1.1.Понятие, уровень, структура, динамика неосторожной преступности………………………………………………………………….…. 6
2..2.Криминологическая характеристика лиц совершающих неосторожные преступления ………………………………… ………………………...…..….19
ГЛАВА II. ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА………………………………………………….. ….…… 27
2.1.Причины и условия неосторожных преступлений………….………..….. 27
2.2.Предупреждение неосторожных преступлений…………………..………50
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЫТОВОЙ, ДОЛЖНОСТНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
3.1. Особенности бытовой неосторожной преступности…………………..
3.2. Особенности должностной неосторожной преступности…………….
3.3. Особенности технической неосторожной преступности………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…...…………………………………… 64
БИБЛИОГРАФИЯ……………….………….…..……………………
Возрастная характеристика потерпевших выглядит следующим образом: до 16 лет — одна шестая погибших.
Наибольшая доля погибших приходится на возрастную категорию пешеходов и пассажиров в возрасте от 41 до 65 лет. Затем следует группа в возрасте от 16 до 40 лет.
Как видно, лишается жизни в результате дорожно-транспортных преступлений в основном население в молодом и трудоспособном возрасте.
Структура преступности, с одной стороны, — это показатель ее общественной опасности, а с другой — основа для системы целенаправленной профилактики.
В городах и населенных пунктах и на внегородских дорогах преступность различается так: в 2004— 2006г. соответственно — 59,3 и 40,7%.23
Пик дорожно-транспортных преступлений приходится на апрель и сентябрь, в часах суток — на 17—19 и 22—24 ч.
В апреле происходит массовый выезд на трассы водителей индивидуального транспорта: автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов.
Сентябрь — месяц возвращения из отпусков автолюбителей и интенсификации сельскохозяйственных перевозок.
По уровню производственного травматизма со смертельным исходом (на 1000 работающих) показатели неосторожной преступности в ПМР не отстают от других индустриально развивающихся стран.
В 2007 г. от травм на производстве пострадало 214 человек; 5 погибли, материальный ущерб составил 56 тыс. руб. При этом на частных предприятиях производственный травматизм в 2,5 раза выше, чем на государственных.24
Громадную опасность для жизни и здоровья приднестровцев, среды их обитания заключают в себе неосторожные экологические преступления.
Почти 50% населения республики вынуждено пользоваться питьевой водой, не отвечающей гигиеническим требованиям. Треть жителей страны постоянно подвергается вредным воздействиям загрязнения воздуха, воды, почвы, шумовых или электромагнитных источников.
Трудноразрешимые экологические проблемы городов и районов Приднестровья связаны с чрезвычайной насыщенностью транспортом (автотранспорт дает до 50% всех загрязнений атмосферного воздуха и шума), с несовершенством системы канализации, с деградацией городской и пригородной растительности.
Специфическим показателем, характеризующим неосторожную преступность, является уровень виктимности.
Для неосторожной преступности в целом показатель виктимности составляет около 20%.
В некоторых видах неосторожных преступлений этот показатель значительно выше, например, в автотранспортных, в преступно - неосторожных действиях, приводящих к производственному травматизму, и т.д.25
I.2.Криминологическая
Лица, совершающие неосторожные преступления, исходя из характера их антисоциальной направленности ценностных ориентаций, могут быть выделены в самостоятельную группу при криминологической классификации преступников.26
Демографическая, социально - ролевая и психологическая характеристика неосторожных преступников весьма близка к усредненной характеристике соответствующих возрастных популяций населения в целом, а также контингентов, выделенных в его среде по профессиональному признаку.
В то же время достоверно выявляются особенности ценностных ориентации и других психологических свойств личности.
Криминологическая характеристика личности неосторожных преступников следующая27:
1.Социально-демографическая.
По полу: преобладают мужчины, женщины составляют менее 2%.
Смертность от ДТП по вине мужчин в 5-6 раз выше, чем по вине женщин.
По возрасту: от 18 до 24 лет.
Ощутимое снижение доли правонарушителей характерно для водителей от 40 лет и старше.
По уровню образования: большинство преступников имеют неполное среднее образование, меньше всего среди них лиц с высшим образованием.
2.Социально-ролевая. Большое значение имеет профессиональная подготовка и водительский стаж.
Наибольшее количество преступлений приходится на лиц, имеющих водительский стаж от 1 до 2 лет (32-34%) и соответственно не имеющих достаточного профессионального опыта.
Среди нарушителей довольно высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной ответственности (80%), уголовной ответственности (12%).
Характерно распределение лиц, для которых ДТП оказались повторными, в зависимости от рода их занятий: рабочие — 9,7%, фермеры — 5,3%, служащие — 5,8%, пенсионеры — 3,7%, иные занятия — 15%. Удельный вес группы неработающих правонарушителей — 3,3%, на нее приходится около 33% ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.28
Одним из важнейших показателей социальной позиции нарушителей правил дорожного движения являются цели и мотивы совершаемых преступлений. Большинство из них приходится на лихачество (73%); стремление проявить неоправданную удаль, смелость, силу (65%).
Значительному количеству неосторожных преступников свойственно пренебрежительное отношение к правилам безопасности и другим правовым нормам (42%); легкомысленное стремление любым способом быстрее окончить работу (35-40%).
3.Нравственно-психологические
характеристики неосторожных
Выявление негативных свойств личности позволяет определить лежащие в их основе социальные потребности, ценностные ориентации для надлежащей организации профилактической деятельности.
Анализ нравственно-психологических свойств осужденных за дорожно-транспортные преступления показал следующее: беспечность, легкомыслие стали причиной преступлений у 64% осужденных; излишняя самоуверенность — у 90%; неумение, правильно оценить ситуацию — у 43%; явная неосторожность — у 4,4%.29
Большинство лиц, совершивших неосторожные преступления, имеют положительную (либо нейтральную) социально – нравственную ориентацию личности (87%), что можно расценивать как показатель их невысокой общественной опасности. Наряду с этим имеются лица (9%), характеризующиеся антисоциальной направленностью.
Изучение
дел о неосторожных
Традиционно выделяют два типа личности неосторожных преступников: у одних в поведенческих решениях превалирует самонадеянное легкомыслие, у других — небрежность.
Первому типу присущи такие личностные свойства, как авторитарность, самоуверенность, безапелляционность, бравада.
У лиц, совершающих неосторожные преступления по небрежности, одно из ведущих свойств — стремление минимизировать интеллектуальные, волевые и физические усилия в соответствующем виде деятельности (интеллектуальная, эмоциональная и физическая лень).
В УК ПМР уточнена эмоционально - волевая характеристика небрежности: лицо при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть общественно опасные последствия.31
У определенной части неосторожных преступников превалирует неадекватная самооценка (завышенная) при принятии на себя определенных профессиональных или иных обязанностей, связанных с соблюдением норм безопасности.
Их «преступная ошибка» связана не с пренебрежительно-осознанным отношением к своей и окружающей безопасности в конкретной ситуации, а с самим принятием на себя функций, которые они не могут полноценно осуществлять из-за своих психофизиологических особенностей или профессионального опыта и знаний.
Следует заметить, что 75% всех неосторожных преступлений совершаются по самонадеянности.
По существу механизм самонадеянного поведения близок к умышленному, поскольку виновным осознается сам факт нарушения норм предосторожности.
Дефекты правовых установок и ориентации лиц, совершивших неосторожные преступления, проявляются и в мотивах, и в целях поведения, причем значимы мотивы и цели, как использования транспортных средств, так и нарушения Правил безопасности движения.32
В самонадеянности проявляется определенное волевое отношение виновного к охраняемым уголовным законом чужим интересам, свойственное всякой неосторожности и заключающееся в отсутствии должной осмотрительности, заботы об этих интересах.
Не желая и сознательно не допуская наступления преступных последствий, виновный в то же время не проявляет должной внимательности при оценке ситуации, оценить которую он имеет возможность, и самонадеянно, без достаточных к тому оснований преувеличивает роль факторов, способных предотвратить последствия.33
Что касается небрежности это — единственный вид вины, при котором отсутствует предвидение общественно опасных последствий.
При этом возможны три варианта психологического отношения виновного к своему действию или бездействию:
а) субъект сознает, что он нарушает определенные правила предосторожности;
б) совершая деяние, носящее сознательный волевой характер, субъект не сознает, что нарушает правила предосторожности;
в) само деяние лишено сознательного волевого контроля.
Сознательное нарушение правил предосторожности в первом варианте сближает интеллектуальный момент небрежности с интеллектуальным моментом легкомыслия, но при небрежности виновный считает отступление от норм предосторожности настолько несущественным, что не предвидит даже абстрактной возможности наступления вредных последствий.
Волевой момент небрежности обозначен в законе указанием на проявленное виновным отсутствие необходимой внимательности и предусмотрительности.
Ранее в законодательстве этот признак небрежности выявлялся путем толкования закона. Прямое указание на него в УК является достоинством новой формулировки.34
Показательно, что в значительной части случаев неосторожные преступления совершаются в нетрезвом виде, например, свыше трети неосторожных убийств.
В ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии погибает почти пятая часть от всех погибших в дорожных происшествиях.35
Сюда же примыкают и случаи совершения неосторожных преступлений в связи с неполным знанием правил безопасного поведения в профессиональной или бытовой сфере из-за пренебрежения к необходимости их изучения, а также случаи, когда неосторожное преступное поведение связано с недостатком опыта или знаний, необходимых для управления источником повышенной опасности, производства работ, требующих особой предосторожности.
Характеризуя личностные особенности неосторожных преступников, надо подчеркнуть два момента.
Во-первых, искажение ценностных ориентации в отличие от личности умышленных преступников никогда не достигает уровня и интенсивности, свойственных глобальной криминальной направленности. Они касаются лишь некоторых психологических отклонений.
Около 80—85% этих лиц имеют в целом положительную трудовую и бытовую характеристику.
Во-вторых, отрицательные стереотипы поведения обычно привязаны к определенным видам обязанностей по соблюдению норм безопасности и носят локальный характер.
Распространенность пьянства и наркомании в среде неосторожных преступников примерно соответствует величине аналогичного показателя для преступности в целом.
Из общего количества транспортных преступлений до 20—30% совершаются в состоянии опьянения.
Так, например, в России из 30 тыс. человек, погибших в 1996 г. вследствие ДТП по вине нетрезвых водителей, погибло 6,5 тыс. человек.
Как сообщалось, за 10 месяцев 2010 года в России произошло 164 000 ДТП, в результате которых более 21 000 человек погибли.
Еще 206 500 человек пострадали в автоавариях с начала 2010 года.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал - полковник милиции Виктор Кирьянов подчеркнул, что «очень часто водители совершают нарушения преднамеренно, надеясь на извечное русское "авось".
А результат один – страшные трагедии и загубленные человеческие жизни.
По вине водителей, согласно данным статистики, происходит более 85% от общего числа автоаварий.
Нередко водители садятся за руль пьяными, превышают скорость, едут на запрещающий сигнал светофора, нарушают правила проезда перекрестков, выезжают на полосу встречного движения в местах, где это запрещено дорожной разметкой и знаками", - отметил Кирьянов.36
За весь 2010 год в России произошло 199431 ДТП, в которых погибли или пострадали люди. В результате по всей стране за год погибли 26567 человек.
По вине пьяных водителей произошло 11845 происшествий. В результате ДТП с участием пьяных водителей погибли 1954 человек.
В общей сложности, по вине пьяных водителей в России произошло почти 12 тысяч ДТП.37
В России за первые два месяца 2011 года выросла смертность на дорогах.
За январь-февраль 2011 года в России в ДТП погибли 2 662 человека. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост на 1,1%. Было зарегистрировано 21 037 ДТП.
Информация о работе Особенности преступлений, совершаемых по неосторожности