Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:21, курсовая работа
В настоящее время борьба с преступностью несовершеннолетних выступила на первый план. СМИ, правоохранительные органы, общественные организации вещают о небывалом росте такого вида преступности. Многие юристы, ученные выдвигают эту проблему на первое место, разрабатывают методики, рекомендации по борьбе с подростковыми правонарушениями. Об этом свидетельствует и великое множество работ теоретиков, практиков, посвященных этому явлению. В сфере вышесказанного такая категория преступлений как преступления против несовершеннолетних остается в тени. Хотя необходимо помнить, что защита детей является первым шагом на пути предупреждения, совершаемых ими противоправных деяний.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Концептуальные аспекты понятия и содержания уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних ………….…………...6
1.1 История развития законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних……………………………………………………………………...6
1.2 Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних, согласно действующему уголовному законодательству………………………………………...12
2 Проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних 19
2.1 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………………19
2.2 Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков и погашения судимости…………………………………………………………30
3 Пути совершенствования уголовно-правовых и иных мер борьбы с преступностью несовершеннолетних…………………………………………………………………….36
Заключение...……………………………………………………………………………..44
Глоссарий………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы 49
Поскольку за преступления, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и 358 УК, уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста, то и на лиц, совершивших указанные преступления в несовершеннолетнем возрасте, сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора не должны распространяться.
К несовершеннолетним, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.
Судимость - уголовно-правовая характеристика личности преступника. Особенности личности несовершеннолетнего поэтому учитываются в применении этого института. Возраст от 14 до 21 года - это возраст социальной адаптации лица, которая требует от несовершеннолетнего значительных усилий. С другой стороны, естественные возрастные потребности несовершеннолетнего достаточно велики, в ряде случаев выше потребностей взрослого человека (потребность самоутверждения, желание существовать в разумном и справедливом обществе), возможности же реализации потребностей у несовершеннолетнего весьма ограниченны, что часто приводит несовершеннолетнего к "бунту против общества" и принятых в обществе порядков и норм, способствует совершению преступлений. Кроме того, несовершеннолетние ввиду своей психической незрелости не могут отвечать за совершенное преступление в равной мере с взрослыми преступниками. Социализация лица (приобретение профессии и материальной независимости, создание семьи) приводит очень быстро к изменению отношения молодого человека к обществу, более или менее полному принятию социальных норм. Высокая динамика изменения личности несовершеннолетнего и требование справедливого соотношения преступления и его правовых последствий предполагают существование специальных норм, регламентирующих судимость несовершеннолетних.
В соответствии с частью четвертой статьи 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений. Статья 95 предусматривает сокращенные сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения возраста 18 лет1:
К несовершеннолетним применяются предусмотренные статье 86 УК общие положения о судимости (части первая и шестая статьи 86), положения о несудимости лиц, освобожденных от наказания (часть вторая статьи 86), о погашении судимости в отношении лиц, условно осуждённых,- по истечении испытательного срока ( пункт "а" части третьей), и в отношении лиц, осужденных к более мягким наказаниям, чем лишение свободы - по истечении одного года после отбытия наказания ( пункт "б" части третьей), о погашении судимости при условно-досрочном освобождении ( часть четвертая) и о снятии судимости ( часть пятая статьи 86 УК РФ.). Но применение данных статей возможно только при примерном поведении и честном отношении к труду несовершеннолетнего.
Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия должно осуществляться таким образом, чтобы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное преступление. Органы правосудия в обоснование решения о применении указанных институтов ссылаются на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание себя виновным и чистосердечное раскаяние, положительная характеристика, ненормальные условия в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в преступлении и др.
На основе анализа норм действующего уголовного законодательства, можно сделать вывод, что система наказаний несовершеннолетних построена по «остаточному принципу», т.е. путем ограничения перечня наказаний и их максимальных размеров по сравнению со взрослыми.
Представляется, что данный принцип не отражает особенностей и специфики несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности. Признание несовершеннолетних в качестве самостоятельных субъектов в уголовно-правовых отношениях, особенностей содержания целей наказания свидетельствует о необходимости существования и особой системы наказаний несовершеннолетних, которая должна отражать специфику несовершеннолетнего возраста.
Система наказаний несовершеннолетних
должна быть ориентирована на достижение
цели восстановления социальной справедливости
в отношении
Построение системы наказаний в целом, в отношении несовершеннолетних, в частности, должно основываться на ряде принципов и подчиняться определенным закономерностям, обеспечивающим их связь с другими институтами уголовного права.
К принципам построения
системы наказаний
Следует отметить, что в качестве основных способов и средств достижения целей наказания рассматривают психическое принуждение (угроза, устрашение), убеждение (воспитание) и физическое лишение возможности совершать преступления. Таким образом, все наказания, входящие в систему отличаются друг от друга по соотношению этих элементов в его содержании.
Представляется, что для несовершеннолетних приоритетной формой воздействия должно выступать убеждение. Содержание каждого из наказаний, входящих в систему должно включать в себя убеждение, как необходимый элемент принудительного воздействия на несовершеннолетних.
Штраф, как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, по своей сущности является принудительным ограничением имущественных прав несовершеннолетнего лица.
Штраф в соответствии
с ч.2 ст.88 УК РФ, может быть применен
вне зависимости от наличия дохода
или имущества у
Фактически несовершеннолетний не испытывает никаких имущественных лишений и ограничений. Перенос уплаты штрафа на родителей или законных представителей несовершеннолетнего приведет к формированию у несовершеннолетнего осужденного чувства безнаказанности и безответственности. Теряют свое уголовно-правовое и криминологическое значение цель восстановление социальной справедливости и исправление осужденного.
Кроме того, такое решение вопроса приведет к тому, что материальное положение родителей или законных представителей будет положено в основу дифференциации наказания несовершеннолетних, что противоречит принципам построения системы наказаний несовершеннолетних.
Представляется, что если несовершеннолетний обладает имуществом, имеет источники дохода, то он сам должен претерпевать лишения и ограничения имущественного характера.
Исходя из вышеизложенного,
следует вернуться к
Следующий вид наказания,
применяемый к
Назначая данный вид наказания несовершеннолетнему, суд должен учитывать особенности его правового статуса. Выступать в качестве субъекта трудовых отношений он может, по общему правилу с 16 лет, в исключительных с 15 либо 14 лет. Самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений, с согласия родителей, усыновителей, попечителей, либо по решению суда несовершеннолетний может быть признан с 16 лет (ст.27 ГК РФ). Таким образом, данный вид наказания может применяться только к лицам, достигшим возраста 16 лет.
Обязательные работы, которые в соответствии со ст.49 УК РФ «заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ», ориентированы на принуждение к выполнению работ в интересах общества. К общественно полезным работам следует относить работы по благоустройству населенных пунктов, ремонту зданий, сооружений, строительству, уборке территорий и иные работы, не требующие специальных познаний, навыков, квалификации.
Данный вид наказания представляется наиболее приемлемым для несовершеннолетних, так как способствует исправлению через приобщение к труду. Общественно полезный труд в соответствии со ст.9 УИК РФ4 является одним из основных средств исправления. Обязательные работы как вид наказания наиболее полно отвечает целям наказаний несовершеннолетних, объединяя в себе элементы принуждения и воспитания. Оптимальное соотношение карательного и воспитательного воздействия обеспечит достижение целей наказания.
Карательная сторона наказания в виде обязательных работ заключается в обязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение и ограничение его права на отдых. Воспитательный аспект этого наказания заключается в приобщении к труду и социальной адаптации несовершеннолетнего. Кроме того, обязательные работы обеспечивают занятость несовершеннолетних в свободное от работы и учебы время.
Устанавливая различие в максимальном количестве часов работы в день для различных возрастов, обеспечивается дифференцированный подход к различным возрастным группам при назначении наказания.
Исправительные работы представляется целесообразным назначать несовершеннолетнему, достигшему возраста 16 лет с удержанием из заработной платы осужденного от пяти до десяти процентов. При этом, возможность назначения данного вида наказания не нужно связывать с таким условием, как отсутствие постоянного места работы. Исправительные работы предлагается назначать как несовершеннолетним, имеющим постоянное место работы, которые там и будут отбываться, так и несовершеннолетним, не имеющим постоянного места работы.
В такой редакции исправительные работы более соответствуют целям наказаний несовершеннолетних. Карательный момент связывается с имущественными ограничениями, воспитательное содержание сводиться к обязательности труда и влиянию трудового коллектива на процесс исправления.
Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Сущностью данного вида наказания является лишение свободы на непродолжительный срок, для несовершеннолетних от одного до четырех месяцев.
Арест рассматривается как связующее звено между условным осуждением и реальным лишением свободы. Своеобразная «шоковая терапия» в отношении лиц, для которых требуется непродолжительный период, в течение которого он может осознать всю сущность карательного воздействия уголовно-правового механизма. Для несовершеннолетних в силу их повышенной эмоциональности, впечатлительности, легкой внушаемости этот вид наказания будет эффективным средством достижения цели специального предупреждения.
Краткосрочное содержание в условиях строгой изоляции от общества будет наглядным примером и демонстрацией карательного потенциала наказания как последствие совершенного преступления. Кроме того, благодаря условиям содержания (условия общего режима в тюрьме), сводится к минимуму негативное влияние несовершеннолетних осужденных друг на друга.
Представляется, что арест для несовершеннолетних должен стать альтернативой лишению свободы.
Лишение свободы несовершеннолетних заключается в изоляции осужденного от общества путем его помещения в воспитательную колонию.
Это самый строгий вид наказания, применяемый к несовершеннолетним.
Лишение свободы представляет собой наиболее суровую меру государственного принуждения, назначаемую несовершеннолетним лишь в исключительных случаях. Следует отметить, что лишение свободы зачастую остается, единственны средством уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего по причине отсутствия альтернативных мер уголовно-правового и воспитательного характера. Кроме того, реальное исполнение лишения свободы применяется лишь в отношении каждого четвертого из несовершеннолетних преступников, к остальным применяется условное осуждение.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних