Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время борьба с преступностью несовершеннолетних выступила на первый план. СМИ, правоохранительные органы, общественные организации вещают о небывалом росте такого вида преступности. Многие юристы, ученные выдвигают эту проблему на первое место, разрабатывают методики, рекомендации по борьбе с подростковыми правонарушениями. Об этом свидетельствует и великое множество работ теоретиков, практиков, посвященных этому явлению. В сфере вышесказанного такая категория преступлений как преступления против несовершеннолетних остается в тени. Хотя необходимо помнить, что защита детей является первым шагом на пути предупреждения, совершаемых ими противоправных деяний.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Концептуальные аспекты понятия и содержания уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних ………….…………...6
1.1 История развития законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних……………………………………………………………………...6
1.2 Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних, согласно действующему уголовному законодательству………………………………………...12
2 Проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних 19
2.1 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………………19
2.2 Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков и погашения судимости…………………………………………………………30
3 Пути совершенствования уголовно-правовых и иных мер борьбы с преступностью несовершеннолетних…………………………………………………………………….36
Заключение...……………………………………………………………………………..44
Глоссарий………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Тулинова С.Н.- курсовая работа -уголовное право.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку за преступления, предусмотренные ст. 353, 356, 357 и 358 УК, уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста, то и на лиц, совершивших указанные преступления в несовершеннолетнем возрасте, сроки давности привлечения к уголовной ответственности и исполнения обвинительного приговора не должны распространяться.

К несовершеннолетним, как и к  взрослым преступникам, могут применяться  амнистия и помилование.

Судимость - уголовно-правовая  характеристика личности преступника. Особенности  личности несовершеннолетнего поэтому учитываются  в применении этого института. Возраст от 14 до 21 года - это возраст социальной адаптации лица, которая требует от несовершеннолетнего значительных усилий. С другой стороны, естественные возрастные потребности несовершеннолетнего достаточно велики, в ряде случаев выше потребностей взрослого человека (потребность самоутверждения, желание существовать в разумном и справедливом обществе), возможности же реализации потребностей у несовершеннолетнего весьма ограниченны, что часто приводит несовершеннолетнего к "бунту против общества" и принятых в обществе порядков и норм, способствует совершению преступлений. Кроме того, несовершеннолетние  ввиду своей психической незрелости не могут отвечать за совершенное преступление в равной мере с взрослыми преступниками. Социализация лица (приобретение профессии и материальной независимости, создание семьи) приводит очень быстро к изменению отношения молодого человека к обществу, более или менее полному принятию социальных норм. Высокая динамика изменения личности несовершеннолетнего и требование справедливого соотношения преступления и его правовых последствий предполагают существование специальных норм, регламентирующих судимость несовершеннолетних.

В соответствии с частью четвертой  статьи 18 УК РФ судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений. Статья 95 предусматривает сокращенные  сроки погашения судимости для лиц, совершивших преступление до достижения возраста 18 лет1:

  • один год после отбытия лишения свободы за преступления небольшой или средней тяжести;
  • три года после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление

К несовершеннолетним применяются  предусмотренные статье 86 УК общие  положения о судимости  (части первая и шестая статьи 86), положения о несудимости лиц, освобожденных от наказания (часть вторая статьи 86), о погашении судимости в отношении лиц, условно осуждённых,- по истечении испытательного срока  ( пункт "а" части третьей), и в отношении лиц,  осужденных к более мягким наказаниям, чем лишение свободы - по истечении одного года после отбытия наказания ( пункт "б" части третьей),  о погашении судимости при условно-досрочном освобождении ( часть четвертая) и о снятии судимости ( часть пятая статьи 86 УК РФ.). Но применение данных статей возможно только при примерном поведении и честном отношении к труду несовершеннолетнего.

Таким образом, освобождение несовершеннолетнего от наказания  с применением принудительных мер  воспитательного воздействия должно осуществляться таким образом, чтобы у подростка не возникло чувство безнаказанности за совершенное преступление. Органы правосудия в обоснование решения о применении указанных институтов ссылаются на такие обстоятельства, как совершение подростком преступления впервые, признание себя виновным и чистосердечное раскаяние, положительная характеристика, ненормальные условия в семье, неблагоприятное окружение, второстепенная роль подростка в преступлении и др.

3 глава основной части

     

 

 

 

 

 

 

  3 Пути  совершенствования уголовно-правовых  и иных 

мер борьбы с  преступностью несовершеннолетних 

 

На основе анализа  норм действующего уголовного законодательства, можно сделать вывод, что система наказаний несовершеннолетних построена по «остаточному принципу», т.е. путем ограничения перечня наказаний и их максимальных размеров по сравнению со взрослыми.

Представляется, что данный принцип не отражает особенностей и  специфики несовершеннолетних субъектов уголовной ответственности. Признание несовершеннолетних в качестве самостоятельных субъектов в уголовно-правовых отношениях, особенностей содержания целей наказания свидетельствует о необходимости существования и особой системы наказаний несовершеннолетних, которая должна отражать специфику несовершеннолетнего возраста.

Система наказаний несовершеннолетних должна быть ориентирована на достижение цели восстановления социальной справедливости в отношении несовершеннолетних, т.е. быть самостоятельной, а не «производной» от системы наказаний, содержащейся в ст.44 УК РФ.

Построение системы  наказаний в целом, в отношении  несовершеннолетних, в частности, должно основываться на ряде принципов и  подчиняться определенным закономерностям, обеспечивающим их связь с другими институтами уголовного права.

К принципам построения системы наказаний несовершеннолетних следует относить, во-первых, необходимость  учета социально-правового статуса  несовершеннолетних при построения системы наказаний несовершеннолетних, определения их видов и размеров. Система наказаний несовершеннолетних должна быть ориентирована на их правовое положение, и исходить из тех прав, свобод, которые принадлежат несовершеннолетним как самостоятельным субъектам правовых отношений. Объем правоограничений, заложенный в том или ином виде наказаний будет зависеть от тех прав и обязанностей, которые принадлежат несовершеннолетним и которые подвергаются лишению или ограничению. Именно правовой статус несовершеннолетних определяет пределы государственного воздействия.  Во-вторых, необходим дифференцированный подход к различным возрастным группам несовершеннолетних. Речь идет о дифференциации наказания несовершеннолетних. Представляется, что дифференциация наказания является частью более широкого понятия дифференциации уголовной ответственности. Наказание, выступая одной из форм реализации уголовной ответственности, также должно быть подвержено градации и разделению в зависимости от различных обстоятельств в рамках своей формы и объемов.

Следует отметить, что в качестве основных способов и средств достижения целей наказания рассматривают психическое принуждение (угроза, устрашение), убеждение (воспитание) и физическое лишение возможности совершать преступления. Таким образом, все наказания, входящие в систему отличаются друг от друга по соотношению этих элементов в его содержании.

Представляется, что для  несовершеннолетних приоритетной формой воздействия должно выступать убеждение. Содержание каждого из наказаний, входящих в систему должно включать в себя убеждение, как необходимый элемент принудительного воздействия на несовершеннолетних.

Штраф, как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, по своей сущности является принудительным ограничением имущественных прав несовершеннолетнего лица.

Штраф в соответствии с ч.2 ст.88 УК РФ, может быть применен вне зависимости от наличия дохода или имущества у несовершеннолетнего  и по решению суда может быть взыскан  с родителей или иных законных представителей с их согласия. Таким  образом, бремя ответственности переносится на родителей или лиц их заменяющих, что противоречит принципу личной ответственности и лишает данный вид наказания карательного и исправительного содержания. Действующая редакция ч.2 ст.88 УК РФ искусственно перекладывается бремя имущественного взыскания на родителей.

Фактически несовершеннолетний не испытывает никаких имущественных  лишений и ограничений. Перенос  уплаты штрафа на родителей или законных представителей несовершеннолетнего  приведет к формированию у несовершеннолетнего осужденного чувства безнаказанности и безответственности. Теряют свое уголовно-правовое и криминологическое значение цель восстановление социальной справедливости и исправление осужденного.

Кроме того, такое решение  вопроса приведет к тому, что материальное положение родителей или законных представителей будет положено в основу дифференциации наказания несовершеннолетних, что противоречит принципам построения системы наказаний несовершеннолетних.

Представляется, что если несовершеннолетний обладает имуществом, имеет источники дохода, то он сам должен претерпевать лишения и ограничения имущественного характера.

Исходя из вышеизложенного, следует вернуться к первоначальной редакции статьи, и указать, что штраф  несовершеннолетнему должен назначаться  с учетом его материального положения, наличием имущества, заработной платы, стипендии, иных доходов. К иным доходам, в соответствии с положениями гражданского законодательства следует относить доходы от ценных бумаг, проценты, получаемые по банковским вкладам, доходы от осуществления авторских и смежных прав и иной интеллектуальной деятельности.

Следующий вид наказания, применяемый к несовершеннолетним - лишение права заниматься определенной деятельностью, сущность которого состоит  в запрете заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Уголовный кодекс РФ не содержит положений, отражающих специфику данного вида наказаний в отношении несовершеннолетних.

Назначая данный вид  наказания несовершеннолетнему, суд  должен учитывать особенности его  правового статуса. Выступать в  качестве субъекта трудовых отношений  он может, по общему правилу с 16 лет, в исключительных с 15 либо 14 лет. Самостоятельным субъектом гражданско-правовых отношений, с согласия родителей, усыновителей, попечителей, либо по решению суда несовершеннолетний может быть признан с 16 лет (ст.27 ГК РФ). Таким образом, данный вид наказания может применяться только к лицам, достигшим возраста 16 лет.

Обязательные работы, которые в соответствии со ст.49 УК РФ «заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или  учебы время бесплатных общественно  полезных работ», ориентированы на принуждение к выполнению работ в интересах общества. К общественно полезным работам следует относить работы по благоустройству населенных пунктов, ремонту зданий, сооружений, строительству, уборке территорий и иные работы, не требующие специальных познаний, навыков, квалификации.

Данный вид наказания  представляется наиболее приемлемым для  несовершеннолетних, так как способствует исправлению через приобщение к  труду. Общественно полезный труд в  соответствии со ст.9 УИК РФ4 является одним из основных средств исправления. Обязательные работы как вид наказания наиболее полно отвечает целям наказаний несовершеннолетних, объединяя в себе элементы принуждения и воспитания. Оптимальное соотношение карательного и воспитательного воздействия обеспечит достижение целей наказания.

Карательная сторона  наказания в виде обязательных работ  заключается в обязательности труда, лишении осужденного права на материальное вознаграждение и ограничение  его права на отдых. Воспитательный аспект этого наказания заключается  в приобщении к труду и социальной адаптации несовершеннолетнего. Кроме того, обязательные работы обеспечивают занятость несовершеннолетних в свободное от работы и учебы время.

Устанавливая различие в максимальном количестве часов  работы в день для различных возрастов, обеспечивается дифференцированный подход к различным возрастным группам при назначении наказания.

Исправительные работы представляется целесообразным назначать  несовершеннолетнему, достигшему возраста 16 лет с удержанием из заработной платы осужденного от пяти до десяти процентов. При этом, возможность назначения данного вида наказания не нужно связывать с таким условием, как отсутствие постоянного места работы. Исправительные работы предлагается назначать как несовершеннолетним, имеющим постоянное место работы, которые там и будут отбываться, так и несовершеннолетним, не имеющим постоянного места работы.

В такой редакции исправительные работы более соответствуют целям  наказаний несовершеннолетних. Карательный  момент связывается с имущественными ограничениями, воспитательное содержание сводиться к обязательности труда и влиянию трудового коллектива на процесс исправления.

Арест заключается в  содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Сущностью  данного вида наказания является лишение свободы на непродолжительный срок, для несовершеннолетних от одного до четырех месяцев.

Арест рассматривается  как связующее звено между  условным осуждением и реальным лишением свободы. Своеобразная «шоковая терапия» в отношении лиц, для которых  требуется непродолжительный период, в течение которого он может осознать всю сущность карательного воздействия уголовно-правового механизма. Для несовершеннолетних в силу их повышенной эмоциональности, впечатлительности, легкой внушаемости этот вид наказания будет эффективным средством достижения цели специального предупреждения.

Краткосрочное содержание в условиях строгой изоляции от общества будет наглядным примером и демонстрацией  карательного потенциала наказания  как последствие совершенного преступления. Кроме того, благодаря условиям содержания (условия общего режима в тюрьме), сводится к минимуму негативное влияние несовершеннолетних осужденных друг на друга.

Представляется, что арест  для несовершеннолетних должен стать  альтернативой лишению свободы.

Лишение свободы несовершеннолетних заключается в изоляции осужденного от общества путем его помещения в воспитательную колонию.

Это самый строгий  вид наказания, применяемый к  несовершеннолетним.

Лишение свободы представляет собой наиболее суровую меру государственного принуждения, назначаемую несовершеннолетним лишь в исключительных случаях. Следует отметить, что лишение свободы зачастую остается, единственны средством уголовно-правового воздействия на несовершеннолетнего по причине отсутствия альтернативных мер уголовно-правового и воспитательного характера. Кроме того, реальное исполнение лишения свободы применяется лишь в отношении каждого четвертого из несовершеннолетних преступников, к остальным применяется условное осуждение.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних