Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 17:21, курсовая работа
В настоящее время борьба с преступностью несовершеннолетних выступила на первый план. СМИ, правоохранительные органы, общественные организации вещают о небывалом росте такого вида преступности. Многие юристы, ученные выдвигают эту проблему на первое место, разрабатывают методики, рекомендации по борьбе с подростковыми правонарушениями. Об этом свидетельствует и великое множество работ теоретиков, практиков, посвященных этому явлению. В сфере вышесказанного такая категория преступлений как преступления против несовершеннолетних остается в тени. Хотя необходимо помнить, что защита детей является первым шагом на пути предупреждения, совершаемых ими противоправных деяний.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Концептуальные аспекты понятия и содержания уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних ………….…………...6
1.1 История развития законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних……………………………………………………………………...6
1.2 Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних, согласно действующему уголовному законодательству………………………………………...12
2 Проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних 19
2.1 Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………………19
2.2 Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания, исчисления сроков и погашения судимости…………………………………………………………30
3 Пути совершенствования уголовно-правовых и иных мер борьбы с преступностью несовершеннолетних…………………………………………………………………….36
Заключение...……………………………………………………………………………..44
Глоссарий………………………………………………………………………………...48
Список использованной литературы 49
Законодатель идет по пути искусственного уменьшения роли лишения свободы как вида наказания, применяемого к несовершеннолетним. В ч.6 ст.88 УК РФ содержится положение, согласно которому наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
Данное положение ведет к тому, что суды в ряде случаев лишаются возможности назначать самое распространенное и единственно возможное наказание. Ограничивая возможность применения лишения свободы в отношении данной группы несовершеннолетних, законодатель исключает возможность применения к ним института условного осуждения, которая выступала наиболее адекватной мерой воздействия на эту категорию преступников.
Единственно возможной реакцией государства на таких лиц остаются принудительные меры воспитательного воздействия, правовая природа и содержание которых не совсем ясны. Исходя из вышеизложенного, следует отказаться от положения Уголовного кодекса, содержащего запрет на назначения наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним осужденным, совершившим в возрасте от 14 до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.
Предлагаем ввести систему заменяющих наказаний, к которым следует отнести: возложение обязанности загладить причиненный вред и помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Кроме того, при назначении
наказания в первую очередь акцент
должен ставиться на перевоспитание
несовершеннолетних. И это целесообразно,
так как усилением
Особое место при
создании системы ювенальной юстиции
заняли бы специализированные суды по
делам семьи и
Социальная потребность в создании ювенальной юстиции связана, прежде всего, с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания несовершеннолетних, путем защиты их прав и законных интересов, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществить их воспитание, обучение, подготовку к труду, охрану здоровья. Не менее важна и другая задача ювенальной юстиции – корректировка нравственно-психологического развития личности несовершеннолетнего, совершившего преступление. Это может быть достигнуто, путем применения к нему справедливого правового решения, при соблюдении его конституционных прав на образование, охрану здоровья и другое, даже если к нему применены меры правового воздействия.
Но в российском законодательстве до сих пор отсутствует понятие ювенальной юстиции и закона «О ювенальной юстиции РФ». Принятие такого закона дало бы возможность поднять качество рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних, повысить уровень проводимой профилактической работы, использовать гражданско-правовые средства в борьбе с детской беспризорностью, в решении проблем раннего предупреждения преступлений и ориентировать правосудие, прежде всего на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Дальнейшее совершенствование института уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, практики его применения – одна из актуальных задач поиска наиболее целесообразных, отвечающих требованиям нашего общества на современном этапе развития эффективных средств борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Проанализировав в данной
работе особенности уголовной
ответственности
Уголовная ответственность
В соответствии с ч.2 ст.87 УК РФ к несовершеннолетним,
совершившим преступления, могут быть
применены меры воспитательного воздействия
либо им может быть назначено наказание,
а при освобождении от наказания судом
несовершеннолетние могут быть также
помещены в специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа. Уголовный
кодекс не предусматривает специальных
видов уголовных наказаний, применяемых
только к несовершеннолетним. Из всех
видов наказаний, предусмотренных ст.44
УК РФ, к несовершеннолетним могут применяться
лишь штраф, лишение права заниматься
определенной деятельностью, обязательные
работы, исправительные работы, арест
и лишение свободы на определенный срок
(ч.1 ст.88 УК РФ).
Однако, следует отметить, что некоторые виды наказаний, предусмотренные УК РФ по отношению к несовершеннолетним, не применяются на практике уже продолжительное время. Например, штрафы не назначаются из-за того, что у них нет самостоятельного дохода, аресты - в связи с отсутствием арестных домов, не применяются до сих пор и обязательные работы. В результате суд вынужден лишать свободы несовершеннолетних преступников или применять условное осуждение, которое, как показывает практика, рано или поздно все равно приводит этих лиц к реальной изоляции от общества. Арест, как и наказание в виде лишения свободы, тоже является строгой изоляцией от общества, но при этом его срок гораздо меньше почти любого, назначаемого судом, срока лишения свободы. Поэтому полагаем, что данная мера применительно к несовершеннолетним предпочтительнее. На наш взгляд, скорейшее введение в действие названных наказаний благотворно скажется на исправлении и перевоспитании несовершеннолетних преступников.В УК РФ указывается, что при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления, низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.Исходя из принципов гуманизма, значения индивидуализации ответственности и экономии уголовной репрессии, в действующем уголовном законодательстве сохранен институт освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением к ним принудительных мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. В настоящее время такое освобождение от уголовной ответственности может быть применено в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Возрастные особенности несовершеннолетних, специфика совершаемых ими преступлений ставят перед необходимостью разрабатывать такие меры наказания, в которых акценты смещаются с карательных на воспитательные и предупредительные аспекты. Невысокая эффективность лишения свободы побуждает избегать в отношении несовершеннолетних наказаний, связанных с изоляцией от общества, и предусматривать в законе наказания, с помощью которых несовершеннолетние отвлекались бы от криминогенной среды и приобщались к общественно полезному труду.
Однако, несмотря на постоянное внесение изменений, и поправок в Уголовной кодекс РФ преступность несовершеннолетних не уменьшается, а, наоборот, с каждый годом увеличивается, а также уменьшается возрастной ценз несовершеннолетних преступников.
Содержание многих наказаний, их применение не соответствует правовому положению несовершеннолетних и не отражает их специфики, в силу чего данные наказания не применяются. По данным статистики самым востребованным» видом наказания традиционно выступает лишение свободы.
Это обусловлено, прежде всего, наличием объективных и субъективных препятствий к назначению несовершеннолетним иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы.
Кроме того, анализ судебной практики показал, что у судей нет четких правил при выборе вида, размера и срока наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Суды при назначении наказания несовершеннолетним применяют ту же схему, что и в отношении взрослых лиц.
Исходя из вышеизложенного,
назрела острая необходимость в
разработке комплексного подхода к
несовершеннолетним субъектам уголовно-правовых
отношений в институте
Основная цель вышеуказанных мер - обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего, его благополучия и безопасности, а также безопасности общества от его будущих правонарушений, которые необходимо предупредить. Успех деятельности государства и общества в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних может быть обеспечен лишь при наличии национального согласия, консолидации всех политических сил, религии и всех ветвей власти. Только такой подход позволит выработать, а главное - реализовать на практике единые и достаточно эффективные в существующих условиях принципы государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних.
Дальнейшее совершенствование
института уголовной
№ |
Понятие |
Определение |
Несовершеннолетние |
еще не сформировавшиеся в полной
степени молодые юноши и | |
Принцип справедливости |
(ст.6 УК РФ) означает, что наказание лицу, совершившему преступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. | |
Предупреждение |
(ч.1 ст.91 УК). Эта мера заключается
в разъяснении несовершеннолетн | |
Специальные лечебно-воспитательные учреждения |
специальные (вспомогательные) школы-интернаты и лечебные учреждения для умственно отсталых детей, либо для детей, перенесших тяжкие заболевания, которые отразились на их развитии, либо для детей, страдающих общими физическими или психическими недостатками. | |
Специальное учебно-воспитательное учреждение (СПТУ) |
воспитательная работа в СПТУ сочетает общее политехническое обучение с производительным трудом. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой общеобразовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалификацию в объеме училищ системы профессионально-технического обучения. | |
Условное осуждение |
применяют к совершеннолетним и близким к достижению совершеннолетия лицам, совершившим преступление до достижения совершеннолетия, если, назначив наказание в виде лишения свободы или исправительных работ, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания. | |
Судимость |
уголовно-правовая характеристика личности преступника. | |
Ранняя профилактика |
ее задачами являются вовлечение родителей в педагогическое воспитание; устройство детей по мере необходимости в интернаты, группы продленного дня; направление детей на лечение и т. п. | |
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних |
осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; | |
Лишение свободы несовершеннолетних |
изоляция осужденного от общества
путем его помещения в |
Нормативные акты: | |
1 |
Минимальные стандартные
правила Организации |
2 |
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25 декабря 1993 года. |
3 |
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996 года. – № 25. – Ст. 2954. |
4 |
Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.) // Собрании законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198. |
5 |
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. |
6 |
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3177. |
Монографии, статьи в журналах | |
7 |
Аликперов Х.Д. Освобождение
от уголовной ответственности |
8 |
Боровиков В.Б. Вина и
уголовная ответственность |
9 |
Бриллиантов А. Изменения законодательства о наказании // Российская юстиция. - 2004. - № 5.- С. 32-42. |
10 |
Ибрагимова А.М. Проблемы реализации мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних // Современное право. - 2005. - № 6. – С. 30-33. |
11 |
Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 768 с. |
12 |
Калинин С.И. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности или наказания / С.И. Калинин // Юрист, 2003. - № 8. - С. 33-34. |
13 |
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко - М., 2006. - 698 с. |
14 |
Меркушов Д. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция, 2000. - № 6. – с. 17-21 |
15 |
Наумов А. В. Уголовное право. Курс лекций. – М.: Изд-во Бек,1999 . – 267 с. |
16 |
О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения [Текст] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. - № 16 (83). - С. 22-30 |
17 |
Огонесян С.М., Мухартов А.А., Матросов П.И. Основные направления в государственной политике в сфере обеспечения безопасности несовершеннолетних от преступных посягательств // Российская юстиция, 2004. - № 4. - С.12-14. |
18 |
Панкратов В.В. Программа
борьбы с преступностью |
19 |
Российский статистический ежегодник. 2005: Статистический сборник / Госкомстат России. – М.: 2006. |
20 |
Симаков Г.Ф. Уголовное право Российской Федерации. – М.: Инфра-М., 2001. – 543 с. |
21 |
Трунов И.Л., Айвар Л.К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. – 2005. - № 10. – С. 41-44. |
22 |
Уголовное право. Общая часть. / Под ред. В.Н. Петрошева. – М.: Изд-во ПРИОР, 1999. – 544 с. |
23 |
Хамитов К.А. Надежно ли уголовный закон защищает несовершеннолетних? // Законность, 2005 - №1. – С.4-6. |
24 |
Яковлев С. Криминология: Учебник / С. Яковлев – М.: Изд. Московского университета, 2006. – 516 с. |
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних