Понятие и основные приоритеты концепции правовой политики РК в сфере исполнения уголовных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Исергепова УИС проблемы.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

3. Во всех регионах создать  специализированные центры социальной  адаптации лиц, освободившихся из  мест лишения свободы при местных  исполнительных органах.

4. Принять Постановление правительства  РК, направленное на социальное  обеспечение отбывших уголовное  наказание инвалидов и престарелых, не имеющих родственников, создавать  общественные фонды помощи таким  лицам.

5. В целях совершенствования  правового регулирования борьбы с рецидивной преступностью в сфере исполнения уголовного наказания и предупреждения новых преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, принять региональные программы «О профилактике рецидивных преступлений», в котором в качестве составной части следует предусмотреть осуществление социального контроля и воспитательно-профилактической работы с лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

6. Сосредоточить усилия сотрудников  исправительных учреждений на  необходимости дифференцированного воспитательного воздействия на осужденных, акцентируя внимание на выявлении субъективных причин, которые приводят данного человека к совершению преступления и которые могут вновь после освобождения породить противоправное поведение.

7. Добиваться от сотрудников УИС более профессионального подхода в работе с осужденными на основе владения приемами и навыками педагогического воздействия на этих лиц, с целью умелого использования данных о психологии личности.

8. Учреждением УИС добиваться  введение в практику единых критериев оценки исправления осужденного, с тем, чтобы прогресс его ресоциализации выражался в позитивных изменениях взглядов, убеждений и поведения. По нашему убеждению, исследованные проблемы могут быть разрешены и при осуществлении предложенных мер, конечно, при максимальных усилиях государственных органов и общественности.

Активизация работы по профилактике преступлений связана с решением новых проблем, которые встают и перед органами, ведущими борьбу с преступностью, и перед всей прогрессивной общественностью.[42,-С. 170; 43, -С. 75, 44, - С100-104] Одной из таких проблем является ресоциализация и социальная адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Анализ причин и условий, способствующих совершению повторных преступлений, показывает, что ресоциализация лица, освобожденного из мест лишения свободы, зависит, в частности, от устойчивости положительных установок, приобретаемых им под воздействием системы морально-политического воспитания в период отбытия наказания. На закрепление положительных установок в свою очередь влияет не только уровень организации воспитательной работы с осужденными, но и то, насколько сильное воздействие на них оказало пребывание в местах лишения свободы. Наиболее важно именно последнее. Поэтому при решении проблемы социальной адаптации важно учитывать условия отбывания наказания. И. П. Павлов писал: «Недаром мы живем, переделываем отношения, а все прошлое мы помним, и оно дает себя знать. Все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются с прошлым, образуя настоящее».[ 45,-С. 496]

Сосредоточимся в настоящем сообщении лишь на установлении условий ресоциализации лиц, освобожденных от наказания.[46,- С.124; 47, -С. 130-131] Условия изоляции вырабатывают у осужденного относительно устойчивый способ поведения, хотя и не всегда соответствующий поведению в среде обычной. И. X. Головченко и П. П. Михайленко справедливо утверждают в этой связи, что «...лицо, вернувшееся после отбытия наказания на свободу, в течение определенного времени находится в состоянии своеобразной адаптации. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, серьезно отличающимся от тех. в которых он находился в местах лишения свободы, подчиняясь строгим правилам режима».[ 48,-С. 63.]

Опыт работы по перевоспитанию осужденных свидетельствует, что период ресоциализации связан с внутренней перестройкой личности. Степень такой перестройки зависит от стойкости прежней антиобщественной установки личности. У некоторых осужденных после освобождения отрицательная антиобщественная установка остается господствующей. Это может свидетельствовать об отсутствии у таких лиц психологической, нравственной и практической подготовки к жизни на свободе. Деятельность исправительных учреждений определена уголовно-исполнительным законодательством, а процесс исправления и перевоспитания осужденных основан на принципах педагогики и психологии.[ 49, -С.14]

Изоляция правонарушителя от общества преследует цель предупреждения совершения, как им, так и другими лицами преступлений, исправления и перевоспитания, искоренения отрицательных, антиобщественных установок. «Но само лишение свободы, — пишет А. В. Дулов, — порождает целый комплекс отрицательных психологических состояний, которые могут (при определенных условиях) закрепиться в стойкие качества личности осужденного». [50, -С.340] А это может служить серьезным препятствием для успешной ресоциализации освобожденных.

К условиям, препятствующим закреплению отрицательных качеств личности осужденного, можно отнести следующие.

Сохранение социальных связей. Сохранение этих связей зависит, в частности, от количества судимостей, срока наказания, вида совершенного преступления. Установлено, что из осужденных за хулиганство впервые (на срок не менее трех лет) к моменту освобождения утратили связи с семьей 47%, в то время как из числа осужденных за различного рода хищения (на срок от трех до пяти лет) — только 23%. Значительно дольше поддерживают социальные связи впервые осужденные. Например, из осужденных впервые к лишению свободы на срок до трех лет к моменту освобождения 34% в той или иной форме поддерживали связи с прежними трудовыми коллективами, а из числа осуждавшихся к лишению свободы неоднократно (от двух до четырех раз) такие связи после отбытия трех лет лишения свободы сохранили только 1,3%.

Прекращение связи с прежним трудовым коллективом на адаптацию освобожденных сказывается отрицательно. Так, 78% осужденных, к моменту освобождения поддерживавших связи с прежним трудовым коллективом, вернулись в эти коллективы. Из числа тех, кто не поддерживал связей, — только 31 %.[Исследования Академии КУИС МВД РК]

Таким образом, важное условие социальной адаптации — работа по закреплению результатов исправления и перевоспитания после освобождения от наказания. Процесс перехода на путь честной трудовой жизни в условиях свободы многогранен и динамичен. Особенно важно в этот период проведение с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, воспитательной работы, цель которой — оказать практическую помощь в адаптации. В условиях кризисных явлений в экономике и политической сфере, падения жизненного уровня основной массы населения и расслоения общества на бедных и богатых, снижения нравственных устоев подрастающего поколения и иных категорий людей осуществляется противоречиво, у отдельных граждан формируются ценностные ориентации, обусловливающие антиобщественные и преступные формы поведения, что является питательной средой для криминогенной обстановки в стране.

Необходимо судебной практике осуществлять поэтапный переход от применения лишения свободы к альтернативным видам наказаний к лицам, совершившим впервые преступления небольшой либо средней тяжести и по неосторожности. Для этого следует совершенствовать нормы в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, направленные на эффективность процесса ресоциализации осужденных.

2.3 Сближение казахстанской  и международной систем исполнения  наказаний

 

Исследование темы настоящего параграфа стоит на стыке многих наук: международного, уголовного, административного, трудового, уголовно-исполнительного права и т.п. все они косвенно влияют на систему исполнения наказаний. Например, трудовое право влияет на вопросы организации труда осужденных в том числе и к мерам наказания не связанных с лишением свободы.

Правовая политика государства в условиях глобализации имеет все возрастающий международно-правовой аспект. В Концепции правовой политики РК на период с 2010 по 2020 годы говорится, что в целом систему исполнения уголовных наказаний следует и дальше приближать к общепризнанным международным стандартам. [2] . Будут вводиться международные стандарты оценки нормативных правовых актов, что позволит более полно учитывать интересы граждан, общества и государства, обеспечивать эффективность, экономичность и рациональность норм права.

Требуют дальнейшей проработки вопросы участия государства в гражданско-правовых отношениях и отказа от иммунитета в сфере частно-правовых отношений при сохранении иммунитета государства в области осуществления им публичных функций, что соответствует международным требованиям. Важным также является приведение уголовного закона в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном. Речь, в частности, идет не только о декриминализации, но и об обратном процессе - о криминализации определенных видов правонарушений, а также о введении уголовной ответственности юридических лиц за некоторые категории преступлений, в том числе за экологические, экономические и коррупционные преступления.

Таким образом, в целях сближения казахстанской и международных систем исполнения наказаний, уголовная политика государства должна быть направлена на:

1) дальнейшую декриминализацию  правонарушений, не представляющих  большой общественной опасности, с переводом их в категорию  административных правонарушений  и усилением административной  ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация);

2) усиление уголовной ответственности  за преступления, посягающие на  несовершеннолетних, их права и  законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений;

3) расширение сферы применения  уголовных наказаний, не связанных  с лишением свободы, в том числе  исключение из отдельных санкций  наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы;

4) определение штрафа как одного  из эффективных видов уголовных  наказаний и возможности расширения  его применения;

5) установление соразмерности наказаний  в санкциях статей Уголовного  кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания;

6) внедрение альтернативных уголовному  наказанию мер государственного  принуждения;

7) совершенствование институтов  освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Интеграция Республики Казахстан в международное сообщество, декларация приоритета общечеловеческих ценностей и закрепление их в Конституции РК потребовали нового подхода к организации и содержанию социальной политики государства. Известно, что казахстанская государственная социальная политика включает, наряду с другими направлениями, цели и задачи социальной политики в отношении осужденных к различным видам наказаний. Эти проблемы являются составной частью уголовно-исполнительной политики нашего государства.

Несмотря на то, что РК не может и не должна копировать модели уголовно-исполнительной политики других стран в отношении осужденных, мировой опыт в этой области - один из важнейших источников новых немаловажных идей. Обмен опытом в социальной сфере исполнения наказаний является неотъемлемой частью международного пенитенциарного

сотрудничества, в том числе и в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы.

     История международного пенитенциарного сотрудничества охватывает довольно длительный период. Еще в XVIII веке стали появляться первые получившие общественное звучание идеи о возможности и необходимости обмена информацией по вопросам пенитенциарной политики и практики в межгосударственных масштабах. Этому способствовало широкое распространение в мире концепций английских основоположников пенитенциарной науки Д.Говарда и И.Бентама, прогресс пенитенциарной системы США. С середины XIX века необходимость в международном сотрудничестве в пенитенциарной области стала столь велика, что не могла не обрести определенные организационные формы.

Одной из них стали проведенные по инициативе общественности благотворительные международные тюремные конгрессы, организованные частными лицами. В 1846 году во Франкфурте состоялся первый международный тюремный конгресс, целью которого было ознакомление с национальными и международными пенитенциарными проблемами. На втором тюремном конгрессе, проходившем в 1847 г. в Брюсселе, был образован Тюремный комитет действия с местом пребывания в Париже. В 1857 году во Франции состоялся третий тюремный конгресс, где предметно обсуждался ряд пенитенциарных проблем и пути их решения.[ 51-С.27 - 32.]

В числе других были рассмотрены социальные аспекты исполнения уголовных наказаний. Однако необходимо отметить, что на всех трех конгрессах превалировал благотворительный характер намечаемых мер. Осознание государственного участия в решении пенитенциарных проблем на международном уровне, в том числе в области социальной политики в отношении осужденных к лишению свободы, привело к объединению усилий правительств ряда стран. Под эгидой межправительственной комиссии (1872 г. - комиссия представителей государств, с 1878 г. - международная пенитенциарная комиссия, затем Международная уголовная и пенитенциарная комиссия) было проведено еще двенадцать тюремных конгрессов - в Лондоне (1872 г.), Стокгольме (1878 г.), Риме (1885 г.), Петербурге (1890 г.), Париже (1895 г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште (1905 г.), Вашингтоне (1910 г.), Лондоне (1925 г.), Праге (1930 г.), Берлине (1936 г.), Гааге (1950 г.) [52, -С3.].

На этих двенадцати конгрессах был принят ряд международных актов по совершенствованию пенитенциарного дела - резолюций, носивших для государств рекомендательный характер. Принятые документы позволили ускорить прогресс в пенитенциарной сфере и стандартизировать отдельные аспекты ее функционирования. Особый интерес представляют обсуждение социальных проблем пенитенциарной политики и практики, в том числе участия общественности в ресоциализации преступников, и рекомендации создать во всех местах заключения наблюдательно-попечительские органы.

Информация о работе Понятие и основные приоритеты концепции правовой политики РК в сфере исполнения уголовных наказаний