Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:46, курсовая работа
Объектом дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-исполнительных правоотношений, регулируемые нормами уголовного и уголовно-исполнительного права в процессе совершенствования правовой политики в уголовно-исполнительной системе.
Предметом исследования составляют нормы законодательства, и правоприменительная деятельность подразделений уголовно-исполнительной системы, а также организационно-правовые аспекты, направленные на реализацию основных приоритетов Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года.
Однако очевидно, что тенденции унификации казахстанского законодательства посредством модельных актов не получили детального изучения и систематизации. Модельный законодательный акт до сих пор не имеет нормативного и единого общепризнанного научного определения, не выявлен правовой характер и юридическое значение, место и роль типовых актов, не выработан механизм их имплементации в национальное законодательство, не дана оценка положительных и отрицательных свойств модельного законодательства как средства унификации правовых норм.
В этой связи большое внимание в исследовании уделяется практике применения модельных норм. Во многом благодаря типовым актам удалось смягчить социальные и экономические последствия распада СССР, обеспечить правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества. Посредством модельных актов происходит регулирование экономических, социальных проблем, вопросов сотрудничества в уголовно-исполнительной сфере, защиты прав осужденных в Республике Казахстан. В совокупности с другими правовыми средствами модельные акты стали полезным инструментом для решения ряда конкретных задач. Подобные тенденции наблюдаются не только в странах Содружества независимых государств. Особый интерес представляет рассмотрение данных правовых актов в Соединенных Штатах Америки, где они служат основным средством унификации и гармонизации законодательства. Углубление международного партнерства, развитие интеграционных связей способствует расширению границ применения единообразных норм в рамках как международных организаций и институтов, так и в рамках узкопрофильных объединений.
Как представляется, в дальнейшем модельное законодательство будет использоваться как в рамках общей теории государства и права так и в сфере организации исполнения уголовных наказаний, в том числе и не связанных с лишением свободы
Системный анализ роли и значения типовых актов способен помочь получить правильные ответы на многие важные практические вопросы правотворчества и правоприменения, поэтому очевидно, что необходим комплексный, научный подход к проблемам правового регулирования посредством рекомендательных норм, каковыми являются модельные правовые нормы. В исследовании охватывается изучение теоретических проблем модельного законотворчества как самостоятельной правовой категории, основных задач, принципов и элементов этой категории и обусловлена правовая характеристика по различным проблемам унификации посредством единообразных норм. Особая значимость исследования состоит в возможности применения его отдельных положений и идей в процессе разработки модельных и типовых актов в комиссиях и комитетах территориальных и центральных органов государственной власти.
Степень специальных исследований, посвященных модельному законодательству, в отечественной науке еще не проводилось. Модельные акты пока не в полной мере охвачены влиянием исследователей. Это обстоятельство признают казахстанские и российские правоведы.[ 58, -С.7-13.]. Лишь некоторые аспекты модельного законодательства и его механизмы правоприменения рассматривались, как правило, в общих работах по теории государства и права, отраслевым юридическим наукам отечественных специалистов: Бошно СВ., Васильева А.В., Дмитриевой Г.К., Ильина И.А., Кашкина С.Ю., Котелевской И.В., Лукаршука И.И., Тихомирова Ю.А., Юртаевой Е.К.
Модельные нормы в уголовно-исполнительной системе - это правовые нормы, содержащиеся в модельном акте, они имеют только диспозицию и гипотезу, санкции в них могут быть и не предусмотрены. Санкции содержатся в имплементированных нормах, принятых на основании и с учетом модельных норм. Модельные нормы образуют структурированные системы для решения определенной проблемы правового регулирования, а рост массы модельных законов сопровождается отраслевой дифференциацией, и являются основным источником сближения казахстанской международной систем исполнения наказаний.
Согласно постановлению межпарламентской Ассамблеи СНГ использование модельных законодательных актов в целом или отдельных их положений парламентами государств - участников Межпарламентской Ассамблеи может осуществляться в следующих формах:
- разработка и принятие
на их основе парламентами
этих государств внутригосударс
- внесение изменений и дополнений
в нормативно-правовые акты государств
- участников Межпарламентской
Комитеты (комиссии) парламентов государств - участников Межпарламентской Ассамблеи рассматривают поступившие модельные законодательные акты в соответствии с внутренними регламентами. [59)
Правовой дуализм модельных законов проявляется в том, что, с одной стороны, модельный закон - это некий эталон, к которому должен стремиться законодатель в будущем, а с другой - подобный акт является компромиссным решением участников правового регулирования. Реформа права, осуществляемая во многих странах мира, а также в рамках международных организаций, затрагивает глубинные пласты правовой действительности, правового регулирования и правового сознания, освоение таких новых форм права, как модельное законодательство. Эволюционирование модельного законодательства проявляется в расширении границ применения модельных норм, увеличении законодательного массива, появлении дифференцированных отраслевых систем. [59- 203 с.]
Приближение уголовно-исполнительной системы к международным стандартам определены стратегическим направлением Министерства, поскольку в данных сферах все еще остаются неразрешенные проблемы, негативно влияющие на ее эффективность. В целях повышения эффективности деятельности УИС Стратегическим планом МЮ РК предусмотрен ряд мероприятий, направленных на улучшение условий содержания осужденных, а также организация для них общеобразовательного и профессионального обучения. Кроме того, предусмотрены мероприятия, направленные на социальную адаптацию и ресоциализацию лица, полностью или частично отбывшего наказание, в гражданское общество.
Таким образом, модельный закон в сфере исполнения уголовных наказаний - это акт рекомендательного характера, выполняющий нормативно-консолидирующую роль в законодательстве и дающий нормативную ориентацию для последующего уголовно-исполнительного законодательства. Основной функцией модельного акта является определение вектора развития общего и отраслевого правового регулирования, рекомендательный характер модельного закона может быть разным по характеру восприятия адресатами (более или менее авторитетный); представляется, что смысл модельной рекомендации состоит в том, чтобы она была воплощена в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан.
За время существования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными они оказали и оказывают заметное влияние на практику в РК, соглашаясь с их основными положениями, однако, осуществлялась работа по усовершенствованию практики их применения с учетом современных условий и требований.
Дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного права связано с повышением качества законов - закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.
Заключение
В дипломной работе предпринятые попытки рассмотрения сложных проблем реформирования уголовно-исполнительной политики на современном этапе, позволили прейти к определенным теоретическим обобщениям и выводам и выработать ряд предложений и рекомендации по основным ее приоритетам.
Обосновано понятие «правовая политика в уголовно-исполнительной системе», что предопределяется факторами как объективного, так и субъективного свойства. Наиболее целесообразно использование этого выражения для обозначения стратегии деятельности подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере правового регулирования. По своей природе правовая политика в уголовно-исполнительной системе представляет собой деятельность его подразделений в сфере правового регулирования. Специфика этой деятельности состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей стратегического характера, то есть идей, определяющих направления развития системы в целом. В основе исследуемой правовой политики лежит правовая идеология.
По нашему мнению одно из направлений гумманизации должен стать путь по расширению института административной преюдиции. То есть по преступлениям небольшой тяжести и не представляющей большой общественной опасности и совершенных в первый раз следует привлекать к административной ответственности, что позволит минимизировать вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции. Но это следует делать поэтапно и последовательно, чтобы не возникало в обществе мнения о безнаказанности за уголовно наказуемые деяния.
Следующим путем должно стать направление о полной декриминализации отдельных норм УК РК с переводом их в разряд административных правонарушений. В основном это должно касаться несовершеннолетних и лиц, впервые совершивших преступления средней тяжести.
Также снизить уголовную наказуемость может усовершенствованный институт «деятельного раскаяния». Также должно учитывать мнение потерпевшего при привлечении гражданина к уголовной ответственности. В большинстве случаев потерпевший заинтересован не в лишении свободы преступника, а в том, чтобы ему был возмещен материальный и моральный ущерб, так как из мест лишения свободы осужденный возместить ущерб не может, да и незаинтересован.
Наряду с изменениями в Уголовном кодексе важны системные изменения в уголовно-исполнительной системе. Условия содержания в колониях в настоящее время не приемлемы для цивилизованного существования, начиная от бытовых и заканчивая жестоким и унижающим обращением с заключенными, у которых отсутствует реальный доступ к подаче жалоб. Подобное отношение не делает из человека гражданина, который ощущает на себе гуманность уголовной политики. Заключенные вряд ли будут иметь истинное желание исправиться в этих условиях. Важно предпринять комплекс мер: правовых, социальных, экономических, политических, общественных, которые бы показали результат – реальную гуманизацию.
Одним из способов сближения отечественного и международного законодательства, являются модельные законы. Модельный закон в сфере исполнения уголовных наказаний - это акт рекомендательного характера, выполняющий нормативно-консолидирующую роль в законодательстве и дающий нормативную ориентацию для последующего уголовно-исполнительного законодательства. Основной функцией модельного акта является определение вектора развития общего и отраслевого правового регулирования, рекомендательный характер модельного закона может быть разным по характеру восприятия адресатами (более или менее авторитетный); представляется, что смысл модельной рекомендации состоит в том, чтобы она была воплощена в уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан.
В дипломной работе подробно рассмотрены вопросы совершенстования деятельности подразделений УИС, исполняющих уголовные наказания не связанные с изоляцией от общества. С целью повышения позитивного имиджа сотрудника УИИ следует:
расширить функции уголовно-исполнительных инспекций по ведению контроля за поведением лиц, условно-освобожденных от наказания в виде лишения свободы, оказания правовой помощи;
повысить самостоятельность и укрепить юридический статус уголовно-исполнительных инспекций в рамках действующего законодательства;
разработать методику криминологического прогнозирования поведения осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества с целью дифференциации профилактического воздействия на эту категорию осужденных;
организовать реализацию положения уголовно-исполнительного законодательства по исполнению наказания в виде ограничения свободы;
укрепить материально-техническую базу уголовно-исполнительных инспекций;
усовершенствовать систему информационного обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций, в том числе путем создания локальных компьютерных сетей, взаимосвязанных с органами внутренних дел;
создать надлежащие условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций;
разработать систему взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и местных исполнительных органов, а также с общественными организациями;
на законодательном уровне предусмотреть возможность содержания районных инспекций, наравне с республиканской и за счет местного бюджета.
Дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительного права связано с повышением качества законов - закон, ограничивающий конституционные права и свободы, должен соответствовать требованиям юридической точности и предсказуемости последствий, то есть его нормы должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных критериях, позволяющих со всей определенностью отличать правомерное поведение от противоправного, исключая возможность произвольной интерпретации положений закона.
1 Использованы протокола кафедр УИП и ОИН (ОР и РД, уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии), а также результаты и рекомендации круглых столов за 2007-2012годы.