Понятие и сущность исправительных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ и определить порядок его исполнения.
В процессе данной работы нужно решить следующие задачи:
изложить историю развития наказания в виде исправительных работ;
определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ;
охарактеризовать правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ;
рассмотреть порядок исполнения наказания в виде исправительных работ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Понятие и сущность исправительных работ
1.2 Изменения в порядке исполнения исправительных работ
2 ПРИМИНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1 Назначение наказания в виде исправительных работ, места отбывания и характеристика лиц, осужденных к ним
2.2 Последствия злостного уклонения от отбывания наказания виде исправительных работ.
3ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Исправительные работы.docx

— 74.39 Кб (Скачать файл)

Налагаемые запреты могут  выражаться в следующем: осужденному  может быть запрещено уходить из дома в определенное время; покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; пребывать в определенных местах района (города); осужденный может быть обязан до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

Запрещение ухода в вечернее время может быть применено к лицу, замеченному в вечернее время в нетрезвом состоянии в общественных местах. Покидать место жительства в выходные дни и в период отпуска может быть запрещено тому, кто допускает прогулы, уезжает в рабочее время на охоту, на рыбную ловлю. Осужденный может быть лишен права посещать пивные, места, пользующиеся плохой репутацией, и т.д.

Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев. Если этого оказывается недостаточно - запрет может быть продлен еще на срок до шести месяцев и т.д., но в пределах срока наказания, отбываемого данным осужденным. Следует признать ошибочным утверждение, что инспекция может продлить этот срок каждый раз до шести месяцев в пределах максимального срока отбывания исправительных работ, который в соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ установлен в 2 года. Если согласиться с этим мнением, то дополнительные обязанности могут быть сохранены и после отбытия наказания, например, если оно назначено на срок в один год. Такое положение нельзя признать допустимым, ибо обязанности и запреты являются компонентами наказания и не могут налагаться, когда наказание уже отбыто, независимо от поведения осужденного и желательности в интересах его исправления сохранения обязанностей и запретов.

 

    1. Последствия злостного уклонения от отбывания наказания

виде исправительных работ.

 

Действующее российское законодательство не раскрывает понятия "уклонение" (при этом законодатель использует данный термин во многих отраслях права); и что, несмотря на длительную историю научных изысканий, до сих пор остается дискуссионным вопрос о понятии уклонения (злостного уклонения) от отбывания наказания. Автором отстаивается идея о том, что неоднозначно толкуемое понятие приводит к трудностям правоприменения и в результате - к нарушению прав, свобод и законных интересов личности. Для обеспечения унификации норм уголовного права на основе междисциплинарного рассмотрения признака "злостность" и этимологии термина "уклонение" дано понятие "злостное уклонение от отбывания наказания".

Имеющиеся в действительности случаи злостного уклонения от отбывания  наказания в целом оцениваются  учеными-юристами как уголовно-противоправные; законодательный же вариант решения  рассматриваемой проблемы - как неудачный, требующий совершенствования; что  уклонение от отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, рассматривается законодателем  как противоправное поведение (запрещается  УК), влекущее применение принудительных мер воздействия - наказания (однако, как справедливо указывается  В.П. Коняхиным, в суррогатном виде), а также разделяет позицию (И.А. Тарханов), согласно которой злостное уклонение от отбывания наказания  есть особая по своей функции разновидность  ответственности осужденного в  уголовном праве (а та, в свою очередь, - составная часть и разновидность  юридической ответственности).

Анализируя понятие уклонения (злостного  уклонения) от отбывания наказания, автор приходит к заключению, что  поведение субъекта может быть квалифицировано  судом как уклонение от отбывания  наказания при наличии следующих  основных условий: наказание, которого стремится избежать осужденный, должно быть возложено на него приговором суда или иным судебным актом;  у  осужденного должна быть реальная возможность  это наказание претерпеть, т.е. должны отсутствовать уважительные причины  неисполнения; и, наконец,  осужденный должен умышленно не исполнять возложенную на него приговором суда обязанность претерпеть негативные последствия, связанные с применением к нему уголовного наказания. Для признания такого уклонения злостным необходимо также, чтобы нарушение было повторным (т.е. после вынесения соответствующим органом предупреждения в письменной форме) либо однократным, но грубым (тяжким, серьезным). Сказанное не лишает судебные органы права в указанных рамках самостоятельно определить, что понимается под этим признаком в конкретном уголовном деле; оно является оценочным, поскольку содержание таких понятий, как уважительные причины, серьезное, грубое или существенное нарушение, не раскрываются в законе, а устанавливаются научной теорией либо судебной практикой.

Как известно, определенная часть осужденных вследствие прогулов, увольнений и по другим причинам отбывает назначенный срок исправительных работ  в течение более длительного  срока, чем это указано в приговоре. Это значит, что лицо, осужденное к 2 годам исправительных работ, может  фактически отбывать их два с половиной, три года и т.д. В этом случае и  запреты могут быть сохранены  до полного отбытия наказания.

В случае злостного уклонения  от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может  заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы  из расчета один день ограничения  свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня  исправительных работ или один день лишения свободы за три дня  исправительных работ (ч.4 ст. 50 УК РФ).

Злостно уклоняющимся от исправительных работ признается (в соответствии со ст. 46 УИК РФ) осужденный:

  1. допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после того, как он был предупрежден в письменной форме за любое из нарушений (непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока, неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин, прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др.);
  2. скрывшийся с места жительства, если местонахождение его неизвестно.

Такой осужденный объявляется  в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на 30 суток. Суд вместе с тем по совокупности обстоятельств дела самостоятельно решает, имело ли место, уклонение, было ли оно злостным и должно ли быть наказание в виде исправительных работ заменено другим, а если должно, то каким.

Таким образом, основными правоограничениями осужденных к наказанию в виде исправительных работ являются удержания с заработка, запрет на изменение места работы и уменьшение срока отпуска. В отличие от ранее действовавшего законодательства понятие такого нарушения дано в ст. 46 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, который к числу нарушении относит:

а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости  в течение того же срока;

б) неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в) нарушение установленных  настоящим Кодексом и возложенных  на осужденного обязанностей и запретов;

г) прогул или появление  па работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

К осужденному, допустившему подобные нарушения порядка и  условий отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция может применить взыскание  в виде предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ  другим видом наказания. Помимо этого  уголовно-исполнительная инспекция  вправе усилить применяемые к  осужденному запреты. Наконец, ряд  осужденных получают дисциплинарные взыскания  по месту работы за прогулы, другие нарушения трудовой дисциплины и  т.п. За нарушение общественного  порядка к осужденным применяются  административные взыскания так  же как и ко всем иным гражданам.

Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает последствия злостного  уклонения от отбывания исправительных работ, то есть повторного нарушения  порядка и условии отбывания  наказания после объявления предупреждения в письменной форме за любое из указанных нарушений. Кроме того, злостно уклоняющимся считается  осужденный, скрывшийся с постоянного  места жительства, если его местонахождение  неизвестно. Такое лицо объявляется  в розыск и может быть задержано  с санкции прокурора на срок до 30 суток.

По поводу осужденных, злостно  уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция  направляет в суд представление  о замене этого наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

В случае злостного уклонения  от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может  заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы  из расчета один день ограничения  свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

Злостно уклоняющимся от отбывания  исправительных работ, согласно ч. 3 ст. 46 УИК РФ, признается осужденный, допустивший  повторное нарушение порядка  и условий отбывания наказания  после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из следующих нарушений: непоступление  без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции; уклонение от постановки на учет в органах службы занятости  в течение 15 дней; неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; нарушение установленных УИК  РФ и возложенных на осужденного  обязанностей и запретов; прогул, появление  на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также скрывшийся с места  жительства осужденный, местонахождение  которого неизвестно.

 

 

 

 

3ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

В современных условиях развития нашего общества, на пути построения правового  государства в России, все большее  значение в борьбе с преступностью  отводится мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.

В нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления, содержатся (либо утверждаются) перечни юридических лиц (любых форм собственности) и индивидуальных предпринимателей2, к которым осужденные могут быть направлены для заключения трудовых договоров в целях отбывания наказаний в виде исправительных работ3. В некоторых случаях подобные перечни содержат указание, что осужденные могут также направляться к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости и самостоятельно4. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике принятия таких нормативных правовых актов оказаться в подобном списке может любой работодатель, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Указанные нормативные правовые акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 Уголовно-исполнительного  кодекса РФ (далее — УИК РФ) и п. 60 Инструкции «О порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового  характера без изоляции от общества», утвержденной Приказом Министерства юстиции  РФ от 12.04.2005 № 38: исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права, в пределах своей компетенции  в соответствии с ТК РФ, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК РФ.

Принимая такие акты, органы местного самоуправления не во всех случаях  согласуют с работодателями возможность  их включения в перечни юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым направляются осужденные на исправительные работы. В свою очередь, уголовно-исполнительные инспекции  не всегда предварительно согласуют  с работодателями направление к  ним осужденных на исправительные работы (в том числе когда конкретный перечень работодателей не был определен  в нормативном акте органа местного самоуправления либо когда такой  акт допускал расширение круга потенциальных  работодателей).

Возникают следующие вопросы. Вправе ли орган местного самоуправления без  согласия работодателя включать его  в нормативный акт, устанавливающий  перечень мест отбывания наказания  в виде исправительных работ? Может  ли работодатель обжаловать такой акт  в суде? Обязан ли работодатель заключать  трудовой договор с любым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у работодателя есть свободная вакансия, на занятие которой  осужденный согласен и которой соответствует  по своим деловым качествам? Вправе ли работодатель отказаться от заключения договора? Кроме того, не вполне ясен и подлежит обсуждению вопрос о соответствии таких актов ТК РФ, другим федеральным  законам и иным нормативным правовым актам РФ.

Обжалование нормативных правовых актов, содержащих перечни работодателей, к которым могут быть направлены осужденные к исправительным работам  для отбывания наказания

Право юридических и физических лиц на обжалование нормативных  правовых актов (в том числе нормативных  правовых актов органов местного самоуправления, утверждающих перечни  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым могут  быть направлены осужденные к исправительным работам для отбывания наказания) и порядок такого обжалования  предусмотрены главой 24 ГПК РФ. В  соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ юридические  лица и индивидуальные предприниматели, считающие, что нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные  Конституцией РФ, законами и другими  нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Информация о работе Понятие и сущность исправительных работ