Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:25, курсовая работа
Цель этой работы - определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ и определить порядок его исполнения.
В процессе данной работы нужно решить следующие задачи:
изложить историю развития наказания в виде исправительных работ;
определить правовые условия назначения наказания в виде исправительных работ;
охарактеризовать правоограничения осужденных к наказанию в виде исправительных работ;
рассмотреть порядок исполнения наказания в виде исправительных работ.
ВВЕДЕНИЕ
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Понятие и сущность исправительных работ
1.2 Изменения в порядке исполнения исправительных работ
2 ПРИМИНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
2.1 Назначение наказания в виде исправительных работ, места отбывания и характеристика лиц, осужденных к ним
2.2 Последствия злостного уклонения от отбывания наказания виде исправительных работ.
3ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Налагаемые запреты могут выражаться в следующем: осужденному может быть запрещено уходить из дома в определенное время; покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска; пребывать в определенных местах района (города); осужденный может быть обязан до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.
Запрещение ухода в вечернее время может быть применено к лицу, замеченному в вечернее время в нетрезвом состоянии в общественных местах. Покидать место жительства в выходные дни и в период отпуска может быть запрещено тому, кто допускает прогулы, уезжает в рабочее время на охоту, на рыбную ловлю. Осужденный может быть лишен права посещать пивные, места, пользующиеся плохой репутацией, и т.д.
Перечисленные обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев. Если этого оказывается недостаточно - запрет может быть продлен еще на срок до шести месяцев и т.д., но в пределах срока наказания, отбываемого данным осужденным. Следует признать ошибочным утверждение, что инспекция может продлить этот срок каждый раз до шести месяцев в пределах максимального срока отбывания исправительных работ, который в соответствии с ч. 1 ст. 50 УК РФ установлен в 2 года. Если согласиться с этим мнением, то дополнительные обязанности могут быть сохранены и после отбытия наказания, например, если оно назначено на срок в один год. Такое положение нельзя признать допустимым, ибо обязанности и запреты являются компонентами наказания и не могут налагаться, когда наказание уже отбыто, независимо от поведения осужденного и желательности в интересах его исправления сохранения обязанностей и запретов.
виде исправительных работ.
Действующее российское законодательство не раскрывает понятия "уклонение" (при этом законодатель использует данный термин во многих отраслях права); и что, несмотря на длительную историю научных изысканий, до сих пор остается дискуссионным вопрос о понятии уклонения (злостного уклонения) от отбывания наказания. Автором отстаивается идея о том, что неоднозначно толкуемое понятие приводит к трудностям правоприменения и в результате - к нарушению прав, свобод и законных интересов личности. Для обеспечения унификации норм уголовного права на основе междисциплинарного рассмотрения признака "злостность" и этимологии термина "уклонение" дано понятие "злостное уклонение от отбывания наказания".
Имеющиеся в действительности случаи
злостного уклонения от отбывания
наказания в целом оцениваются
учеными-юристами как уголовно-противоправные;
законодательный же вариант решения
рассматриваемой проблемы - как неудачный,
требующий совершенствования; что
уклонение от отбывания наказаний,
не связанных с изоляцией от общества,
рассматривается законодателем
как противоправное поведение (запрещается
УК), влекущее применение принудительных
мер воздействия - наказания (однако,
как справедливо указывается
В.П. Коняхиным, в суррогатном виде),
а также разделяет позицию (И.А.
Тарханов), согласно которой злостное
уклонение от отбывания наказания
есть особая по своей функции разновидность
ответственности осужденного в
уголовном праве (а та, в свою очередь,
- составная часть и
Анализируя понятие уклонения (злостного
уклонения) от отбывания наказания,
автор приходит к заключению, что
поведение субъекта может быть квалифицировано
судом как уклонение от отбывания
наказания при наличии
Как известно, определенная часть осужденных вследствие прогулов, увольнений и по другим причинам отбывает назначенный срок исправительных работ в течение более длительного срока, чем это указано в приговоре. Это значит, что лицо, осужденное к 2 годам исправительных работ, может фактически отбывать их два с половиной, три года и т.д. В этом случае и запреты могут быть сохранены до полного отбытия наказания.
В случае злостного уклонения
от отбывания наказания лицом, осужденным
к исправительным работам, суд может
заменить неотбытое наказание
Злостно уклоняющимся от исправительных работ признается (в соответствии со ст. 46 УИК РФ) осужденный:
Такой осужденный объявляется в розыск и может быть задержан с санкции прокурора на 30 суток. Суд вместе с тем по совокупности обстоятельств дела самостоятельно решает, имело ли место, уклонение, было ли оно злостным и должно ли быть наказание в виде исправительных работ заменено другим, а если должно, то каким.
Таким образом, основными правоограничениями осужденных к наказанию в виде исправительных работ являются удержания с заработка, запрет на изменение места работы и уменьшение срока отпуска. В отличие от ранее действовавшего законодательства понятие такого нарушения дано в ст. 46 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, который к числу нарушении относит:
а) непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции либо уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение того же срока;
б) неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;
в) нарушение установленных настоящим Кодексом и возложенных на осужденного обязанностей и запретов;
г) прогул или появление па работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
К осужденному, допустившему
подобные нарушения порядка и
условий отбывания наказания, уголовно-исполнительная
инспекция может применить
Уголовно-исполнительный кодекс
предусматривает последствия
По поводу осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене этого наказания ограничением свободы, арестом или лишением свободы.
В случае злостного уклонения
от отбывания наказания лицом, осужденным
к исправительным работам, суд может
заменить неотбытое наказание
Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ, согласно ч. 3 ст. 46 УИК РФ, признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из следующих нарушений: непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции; уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение 15 дней; неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; нарушение установленных УИК РФ и возложенных на осужденного обязанностей и запретов; прогул, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.
3ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В современных условиях развития нашего общества, на пути построения правового государства в России, все большее значение в борьбе с преступностью отводится мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.
В нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления, содержатся (либо утверждаются) перечни юридических лиц (любых форм собственности) и индивидуальных предпринимателей2, к которым осужденные могут быть направлены для заключения трудовых договоров в целях отбывания наказаний в виде исправительных работ3. В некоторых случаях подобные перечни содержат указание, что осужденные могут также направляться к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости и самостоятельно4. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике принятия таких нормативных правовых актов оказаться в подобном списке может любой работодатель, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Указанные нормативные правовые акты
принимаются органами местного самоуправления
согласно ст. 39 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ (далее — УИК РФ)
и п. 60 Инструкции «О порядке исполнения
наказаний и мер уголовно-
Право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК РФ.
Принимая такие акты, органы местного
самоуправления не во всех случаях
согласуют с работодателями возможность
их включения в перечни
Возникают следующие вопросы. Вправе ли орган местного самоуправления без согласия работодателя включать его в нормативный акт, устанавливающий перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ? Может ли работодатель обжаловать такой акт в суде? Обязан ли работодатель заключать трудовой договор с любым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у работодателя есть свободная вакансия, на занятие которой осужденный согласен и которой соответствует по своим деловым качествам? Вправе ли работодатель отказаться от заключения договора? Кроме того, не вполне ясен и подлежит обсуждению вопрос о соответствии таких актов ТК РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.
Обжалование нормативных правовых актов, содержащих перечни работодателей, к которым могут быть направлены осужденные к исправительным работам для отбывания наказания
Право юридических и физических
лиц на обжалование нормативных
правовых актов (в том числе нормативных
правовых актов органов местного
самоуправления, утверждающих перечни
юридических лиц и