Правовая регламентация преступлений в сфере компьютерной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексный анализ проблем и особенностей правового регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
- исследовать нормативно-правовую основу регулирования отношений в сфере компьютерной информации;
- проанализировать международный и зарубежный опыт уголовно-правового регулирования отношений в сфере компьютерной информации;
- дать уголовно-правовую характеристику отдельных составов преступлений в сфере компьютерной информации;
- выявить проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации;
- определить пути совершенствования законодательства в сфере уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Правовая регламентация преступлений в сфере компьютерной информации 8
1.1. Нормативно-правовая основа регулирования отношений в сфере компьютерной информации 8
1.2. Международный и зарубежный опыт уголовно-правового регулирования отношений в сфере компьютерной информации 21
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений в сфере компьютерной информации 33
2.1. Неправомерный доступ к компьютерной информации 33
2.2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ 43
2.3. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 47
Глава 3. Проблемы правового регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации и пути их преодоления 51
3.1. Проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации 51
3.2. Пути совершенствования законодательства в сфере уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации 63
Заключение 70
Список нормативных актов и литературы (источников) 73

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-2.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Диспозиция ст. 272 УК РФ требует  установления, каким нормативным  актом обеспечивается правовая защита соответствующей компьютерной информации. Круг таких законодательных актов достаточно широк. Это Конституция Российской Федерации, Уголовный, Гражданский, Налоговый, Трудовой кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об электронной цифровой подписи», «О государственной тайне», «О связи», «О средствах массовой информации», «О рекламе», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О банках и банковской деятельности» и др. Ю.Т. Гульбин справедливо отмечает, что если информация не является объектом охраны одного из этих актов, то, как правило, она становится объектом охраны другого. Неохраняемой же информации практически нет36.

В соответствии с определением Гостехкомиссии России под доступом к информации понимается ознакомление с ней, а  также ее обработка, в частности, копирование, модификация или уничтожение37. Некоторые авторы (С.А. Пашин38, А.Н. Попов39 и др.) обращают внимание на то, что доступ к компьютерной информации осуществляется с использованием программно-технических средств ЭВМ. По мнению автора, такое замечание излишне, поскольку, во-первых, этого не требует диспозиция ст. 272 УК РФ, а во-вторых, как правило, иными способами осуществить такой доступ просто невозможно.

1.2. Международный  и зарубежный опыт уголовно-правового  регулирования отношений в сфере  компьютерной информации

 

Развитие научно-технического прогресса  в XX в., обусловившее появление научно-технических достижений глобального значения, связано с новыми проблемами, затрагивающими интересы не только отдельных лиц и государств, но и международного сообщества в целом. Появление новых научно-технических объектов как результат извечного и постоянного стремления человечества к познанию окружающего мира относится, несомненно, к прогрессивным явлениям, но использование этих объектов может повлечь как позитивные, так и негативные последствия, так как неразрывно связано с рядом этических, политических и правовых проблем ответственности государств и индивидов. Что касается международного права, то в эпоху НТР проблема ответственности приобрела новое звучание, а сам институт ответственности становится интегральной частью любого международного правоотношения, зримо или незримо присутствуя в нем.

С распространением производства компьютеров  в 50-х гг. XX в. и появлением технологий электронных коммуникаций в 70-х гг. преодоление негативных последствий  использования новых технических  достижений постепенно трансформировалось из проблемы, разрешаемой в пределах отдельных государств, в проблему межгосударственного сотрудничества.

В связи с развитием компьютерной техники образовался целый ряд  новых областей сотрудничества государств, в том числе по вопросам правовой охраны программного обеспечения и баз данных, информации при ее использовании в компьютерных сетях, а также содействия процессу информатизации, обмена компьютерными технологиями. Наиболее важными представляются области сотрудничества, связанные с предупреждением и пресечением правонарушений, препятствующих правомерному использованию компьютеров и компьютерных сетей. При этом большую степень общественной опасности в сравнении с гражданско-правовыми и административными правонарушениями имеют преступления, при совершении которых компьютерная техника выступает объектом либо средством преступного посягательства.

Для анализа проблем межгосударственного  сотрудничества по борьбе с компьютерными  преступлениями первостепенное значение имеет определение компьютерного  преступления как международно-правовой категории40.

В настоящее время термин "компьютерные преступления" (computer crime, computer-related crime) используется в ряде международно-правовых документов. Проблема преступлений данного  вида рассматривалась как на региональном, так и на универсальном уровне. Первая попытка разработки понятия компьютерного преступления была предпринята в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. С 1983 по 1985 г. созданный для рассмотрения указанной проблемы (ad hoc) комитет ОЭСР обсудил возможность международной гармонизации уголовного законодательства отдельных государств с целью борьбы с экономическими компьютерными преступлениями. В 1986 г. комитетом был предложен единый список действий, которые должны рассматриваться как компьютерные преступления в законодательстве государств-членов. В список включены ввод, уничтожение, изменение, изъятие компьютерных данных, совершенные умышленно с намерением совершить незаконный перевод денежных средств и иных ценностей, аналогичные действия с целью совершить подделку данных, воспрепятствование функционированию компьютерных систем, а также нарушения исключительных прав обладателей компьютерных программ с целью коммерческого использования, незаконное "прослушивание" компьютерных сетей и вмешательство в функционирование оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности компьютерных систем41.

С 1985 г. по 1989 г. над проблемой компьютерных преступлений работал Отдельный  комитет экспертов по компьютерным преступлениям Совета Европы. По итогам работы комитета Совет Европы принял рекомендацию N R(89)9 от 13 сентября 1989 г., содержание которой во многом сходно с документом комитета ОЭСР. При этом на региональном уровне не было разработано общее понятие компьютерного преступления, предложены только перечни действий, которые следует рассматривать как компьютерные преступления.

На универсальном уровне понятие  компьютерного преступления также  не определено, но проблема этих преступлений стала предметом обсуждения в  специально созданной рабочей группе десятого Конгресса ООН по предотвращению преступлений и наказанию правонарушителей, который состоялся с 10 по 17 апреля 2000 г. (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 января 1999 г. A/RES/53/110).

В то же время не существует международных  договоров, которые предусматривали бы меры борьбы государств с компьютерными преступлениями и правила об ответственности за их совершение. На первый взгляд, если государства не заключили соответствующие договоры, то преступления, связанные с использованием компьютеров, не могут носить международный характер.

Вместе с тем из анализа ряда действующих многосторонних договоров  следует, что с использованием компьютерной техники могут совершаться не только некоторые преступления международного характера, но и международные преступления42.

Под международным преступлением  понимается деяние, возникающее в  результате нарушения государством международного обязательства, столь  основополагающего для жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение международным сообществом рассматривается как преступление. При использовании глобальных компьютерных систем будут действовать положения ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. об осуждении государствами-участниками всякой пропаганды, основанной на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающейся оправдать или поощрять расовую дискриминацию в какой бы то ни было форме. Кроме того, пункт "с" ст. 3 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. содержит запрет на прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, которое может быть осуществлено с использованием технологий электронных коммуникаций. Более того, компьютерные сети могут быть использованы для подготовки и координации совершения других международных преступлений, а компьютеры, управляющие военными объектами, могут непосредственно служить средством агрессии. Представляется вполне обоснованным отнесение международных преступлений, связанных с использованием компьютерной техники, к особой группе компьютерных преступлений.

С использованием компьютеров может  быть совершен и ряд преступлений международного характера - деяний, предусмотренных международными договорами и посягающих на нормальные отношения между государствами, наносящих ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, а также организациям и гражданам, наказуемых либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо нормам национального законодательства в соответствии с этими договорами. В частности, противоправным является распространение по компьютерным сетям порнографических предметов, анонсирование или оглашение каким бы то ни было путем (в целях поощрения оборота или торговли порнографическими предметами), что какое-либо лицо занимается их распространением или торговлей, а также способов их получения, что следует из положений ст. 1 Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.

Кроме того, согласно ст. 36 Единой конвенции  о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. предложение с коммерческими  целями наркотических средств является преступлением. Положения ст. 3 Венской  конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. содержит положение об обязанности государств признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству предложение с целью продажи, организацию и руководство правонарушений, связанных с наркотическими или психотропными веществами. Предложение с целью продажи, организация распространения наркотиков могут быть совершены с использованием компьютерных сетей43.

По компьютерным сетям может  быть передана и угроза нападения на официальное помещение, жилище, транспортное средство, а также на само лицо, пользующееся международной защитой, что является противоправным согласно ст. 2 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.

Следует отметить, что в настоящее  время глобальный характер приобрели  различные способы мошенничества  с использованием компьютеров, в  частности в банковских сетях, распространение  программного обеспечения и баз данных без получения необходимых лицензий от лица, обладающего правами на соответствующие объекты интеллектуальной собственности, и другие правонарушения, связанные с функционированием компьютеров. Не могут не вызывать опасений за состояние международного мира и безопасности периодически появляющиеся в печати сообщения о "взломе" хакерами баз данных и программного обеспечения Пентагона44.

В целях эффективной борьбы с  неправомерным использованием компьютерной техники компьютерные преступления не должны пониматься в узком смысле, как они понимаются в актах ОЭСР и Совета Европы, предусматривающих достаточно ограниченный перечень компьютерных преступлений, непосредственно связанных с нарушением нормального функционирования компьютеров. Для определения понятия компьютерных преступлений в первую очередь следует учитывать способ их совершения.

Таким образом, к компьютерным следует  отнести все преступления, совершаемые  с использованием отдельных компьютеров  либо технологий электронных коммуникаций.

В 2000 году американские ученые провели  глобальное исследование уголовного законодательства 52 стран и пришли к выводу, что в тех странах, в которых предусмотрены преступления, совершаемые в «информационном пространстве» (cyberspace), можно несколько видов таких преступлений, объединенных в четыре категории:

1. преступления, связанные с информацией,  включая ее перехват, модификацию и кражу;

2. преступления, связанные с компьютерными  сетями, включая вмешательство в их работу и саботаж;

3. преступления, связанные с доступом, включая хакерство и распространение вирусов;

4. преступления, связанные с использованием  компьютеров, включая оказание помощи и соучастие в преступлении, компьютерное мошенничество и компьютерный подлог45.

Принимая во внимание результаты научных исследований и законодательную практику различных государств, а также международного сообщества, к числу компьютерных преступлений можно отнести преступления в сфере компьютерной информации и преступления, совершаемые с использованием информационных технологий.

В зависимости от объекта и предмета посягательства все компьютерные преступления, предусмотренные как в российском, так и зарубежном уголовном праве, можно разделить на две группы:

1. Преступления в сфере компьютерной  информации. Предметом в таких преступлениях выступает компьютерная информация, как, например, в деяниях, предусмотренных статьями 272-274 УК РФ, статьями 361-363 УК Украины, §1030 (а)(1) Свода Законов США «Несанкционированный доступ к информации с ограниченным доступом, касающейся национальной безопасности, международных отношений, атомной энергетики», статьей 478.1 УК Австралии «Несанкционированный доступ или модификация охраняемой компьютерной информации или программы» и рядом других46.

2. Преступления, где компьютерная информация является орудием или средством совершения другого преступления. Эти составы преступлений находятся в других главах уголовных кодексов, к примеру, в статье 212 УК Республики Беларусь «Хищение путем использования компьютерной техники»; §1030(а)(7) Свода Законов США «Вымогательство, угрозы причинения вреда с использованием компьютера»; статье 206(1)(е) УК Канады «Использование компьютерных данных и технологий в целях извлечения прибыли путем создания финансовых пирамид» и других47.

Применительно к УК РФ, ответственность за преступления этой группы должна наступать по иным статьям Кодекса в соответствии с их родовым и непосредственным объектами. Однако такие деяния в необходимых случаях могут квалифицироваться по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями 272-274 УК РФ.

Не исключено, что с развитием  компьютерных сетей государства  будут согласовывать новые нормы, содержащие меры по борьбе с правонарушениями, связанными с использованием компьютеров, и круг преступлений международного характера расширится.

Информация о работе Правовая регламентация преступлений в сфере компьютерной информации