Правовая регламентация преступлений в сфере компьютерной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – комплексный анализ проблем и особенностей правового регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере.
Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:
- исследовать нормативно-правовую основу регулирования отношений в сфере компьютерной информации;
- проанализировать международный и зарубежный опыт уголовно-правового регулирования отношений в сфере компьютерной информации;
- дать уголовно-правовую характеристику отдельных составов преступлений в сфере компьютерной информации;
- выявить проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации;
- определить пути совершенствования законодательства в сфере уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Правовая регламентация преступлений в сфере компьютерной информации 8
1.1. Нормативно-правовая основа регулирования отношений в сфере компьютерной информации 8
1.2. Международный и зарубежный опыт уголовно-правового регулирования отношений в сфере компьютерной информации 21
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений в сфере компьютерной информации 33
2.1. Неправомерный доступ к компьютерной информации 33
2.2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ 43
2.3. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 47
Глава 3. Проблемы правового регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации и пути их преодоления 51
3.1. Проблемы квалификации преступлений в сфере компьютерной информации 51
3.2. Пути совершенствования законодательства в сфере уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации 63
Заключение 70
Список нормативных актов и литературы (источников) 73

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР-2.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что государства  заключали договоры, предусматривающие  совместные меры борьбы с преступлениями, в случаях, когда преступления могли  затрагивать интересы нескольких государств, как, например, трансграничная перевозка  наркотиков либо порнографических материалов, либо совершались в отношении объектов, правовой режим которых установлен международным правом, например, в отношении стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.

Компьютерные преступления могут  затрагивать интересы нескольких государств, если происходит незаконный доступ к базам данных, находящимся в другом государстве, с целью получения информации, которая законодательством соответствующего государства отнесена к государственной тайне либо конфиденциальной информации, хищение денежных средств со счета в банке другого государства с использованием электронной карты либо кодов доступа. Кроме того, принятие договоров ВОИС об авторском праве и об исполнениях и фонограммах от 20 декабря 1996 г. связано с установлением единого правового режима для информации, имеющей литературную и художественную ценность. Представляется, что нарушения авторских и смежных прав, повлекшие значительные убытки их обладателю, могут быть предусмотрены в качестве преступлений международного характера в многостороннем договоре. Конкретный размер убытков, причинение которых должно рассматриваться как преступление, также может быть указан в договоре.

Возможно, развитие технологий электронных  коммуникаций потребует пересмотра ряда действующих договоров. Например, ст. 1 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. содержит положение о преступлении, заключающемся в осуществлении контроля над воздушным судном любым лицом на борту судна, а подп. "d" п. 1 ст. 1 Конвенции от 23 сентября 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, указывает на противоправность действий такого лица, совершенных посредством вмешательства в эксплуатацию аэронавигацинного оборудования. Но договоры не предусматривают возможность того, что лицо может контролировать воздушное судно, оснащенное электронными приборами, либо вмешиваться в эксплуатацию аэронавигационного оборудования, не находясь непосредственно на борту, а изменяя программное обеспечение бортовой электроники и манипулируя информацией с другого компьютера. Представляется актуальным пересмотр договоров, содержащих меры борьбы с преступлениями против безопасности воздухоплавания и морского судоходства, с тем чтобы учесть в их содержании возможность пресечения противоправного использования компьютерных технологий.

Кроме того, с развитием технологий электронных коммуникаций должна развиваться  и адекватная правовая защита культурных ценностей, особенно находящихся в  электронных архивах. С совершенствованием программного обеспечения возможна ситуация, когда компьютерные произведения приобретут значительную ценность как объекты культурного наследия. Соответствующие ценности могут использоваться за рубежом без их перемещения за границу, в обход ограничений, установленных государством с целью охраны своего национального достояния48.

Наряду с появлением норм материального  права, унифицирующих составов компьютерных преступлений, не менее сложными представляются проблемы создания процессуальных норм, обеспечивающих единство мер по пресечению, расследованию и судебному преследованию компьютерных преступлений. Независимо от степени общественной опасности каждого отдельного преступления технология их совершения существенно сходна. С использованием одного и того же компьютера одно и то же лицо может совершать как международные преступления, так и преступления международного характера.

В настоящее время государствами  разработаны различные системы  мер борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. В отношении международных преступлений полномочия по расследованию и судопроизводству осуществляется международными судебными органами.

Уголовное преследование в отношении  преступлений международного характера  традиционно осуществляется органами отдельных государств, но другие государства оказывают необходимую правовую помощь.

Единый способ совершения компьютерных преступлений обусловливает необходимость  единства мер борьбы с различными их категориями.

Следует отметить, что сотрудничество государств в борьбе с компьютерными преступлениями входит в качестве составного компонента в уже созданную систему международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое осуществляется прежде всего в соответствии с основными принципами международного права. Действие основных принципов международного права в сфере борьбы с преступностью ранее анализировалось в правовой доктрине49.

В области борьбы с компьютерными  преступлениями будут действовать  и специальные принципы международного права, зафиксированные в Перечне принципов, являющемся приложением 1 к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1991 г. A/RES/46/152 "Создание эффективной программы ООН по предупреждению преступлений и уголовному правосудию". В частности, к таким принципам относятся:

принцип, в соответствии с которым  гуманное и эффективное уголовное  правосудие должно быть инструментом равенства, конструктивных социальных преобразований и социальной справедливости, охраны основных ценностей и неотъемлемых прав человека;

принцип, в соответствии с которым  уменьшение уровня преступности зависит  от улучшения условий жизни населения;

принцип, в соответствии с которым  растущая интернационализация преступности должна порождать новые и соответствующие  меры борьбы и другие принципы.

В настоящее время на универсальном  уровне разработана система мер  общего характера по усилению эффективности  уголовного правосудия. Программа ООН  по предупреждению преступлений и уголовному правосудию предусматривает положения  о сотрудничестве государств в решении проблем борьбы с национальной и транснациональной преступностью, в том числе их изучение на национальном, региональном и глобальном уровнях, регулярные международные обзоры принятых мер, распространение информации и обучение персонала. Кроме того, создается функциональная Комиссия Экономического и Социального Совета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию, уполномоченная создавать рабочие группы для решения конкретных вопросов и назначать специальных докладчиков. При этом полномочия ранее созданного ЭКОСОС Комитета по предотвращению и контролю за преступностью прекращаются. В качестве консультационного органа программы учреждены периодически проводящиеся конгрессы ООН по предотвращению преступлений и наказанию преступников. Сотрудничество государств в борьбе с общей уголовной преступностью обеспечивается вследствие деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпол), действующей на основании Устава 1956 г.

Сотрудничество государств по вопросам уголовного процесса осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи, применяемых в отношении различных видов преступлений.

Конкретные меры борьбы с компьютерными  преступлениями, которые в полной мере соответствуют существующему  уровню компьютерной преступности, в настоящее время предусмотрены только в процессуальном праве отдельных государств. В частности, в 1968 г. Конгрессом США был принят Объединенный закон о контроле над преступностью и обеспечением безопасности на улицах, который предусматривал внесение изменений в раздел 18 Свода законов США. В указанный раздел была включена глава 119, содержащая положения о возможности электронного наблюдения на основании судебного решения, выданного на срок не более 30 дней; о допустимости электронного наблюдения, если один из участников коммуникации согласен на это; о наблюдении без решения в неотложных случаях, но с условием получения решения не позднее 48 часов. Возможность электронного прослушивания частных коммуникаций по компьютерным сетям предусмотрена датским Законом об организации правосудия 1985 г. Согласно изменениям, внесенным в уголовно-процессуальный кодекс ФРГ в 1989 г., возможно установление электронного наблюдения за общедоступными телекоммуникационными сетями50.

Компьютерная преступность в условиях функционирования глобальных компьютерных сетей приобретает транснациональный характер, вследствие чего меры борьбы с ней должны предусматриваться не только в национальном законодательстве.

Наиболее полно интересы государств в борьбе с компьютерными преступлениями могут быть обеспечены вследствие создания системы международного контроля за передачей информации в компьютерных сетях и расследования правонарушений, связанных с использованием глобальных компьютерных сетей и отдельных компьютеров, имеющих трансграничные последствия. При этом должны соблюдаться специальные принципы международного обмена информацией, и в первую очередь принцип свободного, широкого и сбалансированного распространения информации. Система международного контроля и расследования может быть создана только при условии использования средств, которые не будут препятствовать свободному распространению правомерной информации и создавать условия для неправомерного доступа к информации, затрагивающей права человека.

Контроль за содержанием информации, расследование наиболее сложных либо затрагивающих интересы двух и более государств преступлений, координация деятельности национальных органов по расследованию компьютерных преступлений должны осуществляться в рамках международной организации.

Возможно, контроль за содержанием  электронных данных и расследование  будет входить в функции Интерпола. Но в таком случае нельзя не учитывать, что Интерпол координирует сотрудничество национальных органов уголовной  полиции, борьба с международными преступлениями непосредственно в ее компетенцию не входит. Видимо, для координации сотрудничества государств в борьбе с международными компьютерными преступления и компьютерными преступлениями международного характера будет создана единая международная организация.

Создание международной организации  по борьбе с компьютерными преступлениями будет способствовать эффективности  межгосударственного сотрудничества в данной области. В частности, государства, не обладающие высококвалифицированными кадрами и развитыми системами коммуникаций, смогут обращаться к ней за помощью. Даже государства, которые обладают всем необходимым для расследования компьютерных преступлений, нуждаются в информационном обеспечении своей деятельности, получении данных об опыте других государств. Для расследования в рамках такой организации могут быть переданы преступления, затрагивающие интересы множества государств и требующие совместных усилий по их раскрытию.

Особое значение для деятельности организации в случае ее создания будет иметь возможность использования современных технических средств для раскрытия преступлений. Техническое сотрудничество государств указано в качестве важнейшего приоритета Программы ООН по предупреждению преступлений и уголовному правосудию в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 23 декабря 1994 г. A/RES/49/158, от 15 февраля 1996 г. A/RES/50/146, от 28 января 1997 г. A/RES/51/63, от 4 февраля 1998 г. A/RES/52/90, от 20 января 1999 г. A/RES/53/114 "Совершенствование Программы ООН по предупреждению преступлений и уголовному правосудию, в особенности ее положений о техническом сотрудничестве"51.

Кроме того, при заключении договора об учреждении соответствующей организации  государствам следует не только детально урегулировать меры технического сотрудничества в борьбе с международной преступностью, но и предусмотреть достаточно полные и четкие положения о взаимодействии международной организации с национальными органами, в компетенцию которых входит расследование компьютерных преступлений.

Таким образом, борьба с компьютерной преступностью связана как с использованием традиционных средств, применяемых государствами (в рамках существующих международных организаций, а также на основе двусторонних договоров о правовой помощи и многосторонних договоров по вопросам борьбы с отдельными видами правонарушений и оказанию правовой помощи по уголовным делам), так и с созданием новых, более эффективных средств.

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика отдельных составов преступлений в сфере компьютерной информации

2.1. Неправомерный доступ к компьютерной информации

 

Общественная опасность преступлений в сфере компьютерной информации состоит в том, что неправомерный  доступ к информации, повлекший ее уничтожение, блокирование, модификацию, копирование, нарушение работы ЭВМ, их систем и сетей, может нарушить деятельность различных систем автоматизированного контроля и управления объектами жизнеобеспечения, энергетики, обороны, транспорта, повлечь не только значительный материальный ущерб, но и причинение вреда здоровью людей, их гибель.

Преступность в сфере высоких  технологий (киберпреступность) является серьезной угрозой национальной безопасности РФ. Она приобрела характер транснациональной организованной преступности, о чем отмечено в  Бангкокской декларации по результатам XI Конгресса ООН 2005 г. В Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации (Будапешт, 2001 г., с Дополнительным протоколом, в котором Россия не участвует), не только государства - члены Совета Европы, но и другие признали необходимость проведения в приоритетном порядке общей политики в сфере уголовного права, нацеленной на защиту общества от преступности в сфере компьютерной информации52.

Информация о работе Правовая регламентация преступлений в сфере компьютерной информации