Правовое регулирование конфискации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

В нашей курсовой работе мы выделили следующие задачи:
– история развития законодательства о конфискации;
– понятие общей характеристики конфискации имущества, т.е. понятие, виды, правовое регулирование;
– соотношение конфискации имущества в уголовном праве с другими отраслями права.

Содержание

Введение……………………………………………..…………………….....3
Глава I. Сущность, понятие, виды, применение конфискации имущества……………………………………………………………...….…………5
1.1 Понятие сущности конфискации…………………………………..…8
1.2 Признаки и виды конфискации………………………………………9
1.3 Применение конфискации……………………………………………11
Глава II. Конфискация в Российской Федерации и других странах: история, проблемы, перспективы………………………….……………17
2.1 История………………………………………………………………….17
2.2 Проблемы……………………………………………………………….21
2.3 Перспективы……………………………………………………………25
Глава III. Правовое регулирование конфискации…………………..26
3.1 Содержание конфискации…………………………………………...26
3.2 Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве…………………………………………………………………………29
3.3 Судебное применение конфискации………………………………32
Заключение…………………………………………………………….……37
Список нормативно-правовых актов, судебной практики и специальной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

КОНФИСКАЦИЯ-1.docx

— 61.64 Кб (Скачать файл)

По нашему мнению нецелесообразно  возвращать конфискацию имущества  как вид наказания в уголовное  законодательство. Во-первых, мы знаем, что как мера уголовной ответственности, конфискация имущества влечет за собой вполне неблагоприятные последствия для осужденного и для членов его семьи. Родственники осужденного лишаться многих материальных благ и возможностей наследовать нажитое имущество законным путем. Да и сами осужденные после отбывания наказания обычно встречаются со всякого рода материальными трудностями. Так что конфискация усугубляет им неблагоприятное материальное положение и как, показывает практика, может привести к совершению других преступных деяний. Во-вторых, следующая причина - конфискация имущества, по сути, приводит к умалению целей наказания, предусмотренных статьей 43 Уголовного Кодекса РФ. И не всегда возможно исправление осужденного, так как на практике конфискация имущества, законно нажитого воспринимается осужденным как унижение со стороны государства его и его семьи достоинства. Не всегда лишение физического лица собственности справедливо – бывают случаи, когда мера несоразмерна по сравнению с совершенными преступлениями. Приведем пример – вымогательство является уголовным преступлением, которое совершается группой лиц по предварительному сговору и неоднократно. В статье 163 Уголовного Кодекса РФ «Вымогательство» предусматривается формальный состав преступления и здесь наказание в виде конфискации является достаточно строгим для правонарушителя. В-третьих, конфискация нарушает принципы справедливости. Это указано в статье 6 УК РФ – наказание должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В-четвертых, обратное возвращение конфискации вполне серьезно может привести к росту коррупции среди судебных приставов. Они могут получать взятки от родственников осужденного для сохранения имущества осужденного. По мнению некоторых юристов, существование конфискации как вида наказания противоречит принципам уголовному права. В статье 5 УК РФ (принцип вины) сказано о том, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия или бездействия и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина, а объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается».10 Как правило, если конфискуют имущество, в отношении которого не доказано, действительно ли оно приобретено в результате преступных деяний, то получается так, что наказание устанавливается за невиновное деяние. Но хочется отметить, что если конфискуют имущество, которое нажито в результате преступных действий, то принципы уголовного права не нарушаются. Лицо совершило преступление и теперь терпит последствия не совсем благоприятные именно в связи совершенным им деянием.

2.2 Проблемы.

Исследую проблемы связанные  с конфискацией, мы обратили внимание на Федеральный Закон от 27 июля 2006 года за №153-Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятие Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального Закона «О противодействии терроризму».11 Этим Законом были внесены некоторые изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В данном Федеральном Законе предусматривается изложение раздела VI Уголовного Кодекса Российской Федерации в следующей редакции: «Раздел VI.Иные меры уголовно-правового характера» и дополнение данного раздела главой 15.1 под следующим названием: глава 15.1 «Конфискация имущества». То есть, законодатель возвращает понятие «конфискация» в уголовное законодательство, но не как вид наказания, а как меру уголовно-правового характера. Раздел VI задумывали посвятить лицам, совершившим деяния в состоянии невнимательности, предусмотренным статьями Особенной части Уголовного Кодекса; лицом у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, в результате чего невозможно назначить или исполнить наказание; так же лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, включены нормы, посвященные совершившими преступления в состоянии вменяемости.

Что подразумевает законодатель под конфискацией? Мы уже знаем, что  согласно Федеральному Закону №153-ФЗ, конфискация имущества – это  принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей Особенной части Уголовного Кодекса; денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; денег, ценностей и иного имущества, использованных или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или преступления; орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. «Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая составляет стоимости приобщенных имущества и доходов от него».

Если конфискация определенного  предмета на момент принятия судом  решения о конфискации данного  предмета невозможна вследствие его  использования, продажи или иной причине, суд выносит решение  о конфискации денежной суммы, которая  соответствует стоимости данного  предмета. Отметим что был рассмотрен законопроект №28601-и «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального Закона «О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального Закона «О противодействии терроризму», на основе которого был принят Закон №153-ФЗ. Этот законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы Совета Федерации. В нем главными интересами выступали интересы потерпевшего. В законопроекте указано, что при решении вопроса о возмещении ущерба, который был причинен потерпевшему и только потом имущество может быть обращено в доход государства. Есть небольшие отличия Федерального Закона от законопроекта. Сопоставляя тексты законопроекта от Федерального Закона, мы увидим, что в Законе предусмотрены более низкий уровень защиты прав и свобод физических и юридических лиц, а высокий уровень защиты обеспечивается законным владельцам, но не всех потерпевших.

Можно увидеть еще один довольно большой недостаток законопроекта. В нем конкретно не установлен адресат закона критерия. Не совсем понятно, почему законодатели не указали  в перечне статей статью, посвященную  незаконной банковской деятельности, так как в результате этой деятельности преступники также могут получать огромные доходы и финансировать  террористические организации.12

Отметим, что в подпункте  «а», пункта 1 статьи 104.1 установлен закрытый перечень статей, согласно которым  можно применять наказание виновному  в виде конфискации. Но, всё же, есть возможность на то, что толкования этой статьи будут расширены. Например, в подпункте «б» пункта 2 статьи 104.1 сказано о том, что является имуществом, подлежащим конфискации: деньги, ценности и иное имущество, которое имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены, или преобразованы». Смущение вызывает такой вопрос: о каких преступлениях идет речь, о тех, что указаны в подпункте «а» и любых других, которые установлены в Особой Части Уголовного Кодекса Российской Федерации?13

Возникает еще один важный вопрос. Мы знаем, что конфискованное имущество переходит в собственность государства. Кто и как будет распоряжаться этим имуществом? Из практики мы знаем, что обычно конфискованное имущество идет в таможенные органы, и они продают это имущество по более низким ценам по сравнению с рыночными. Приведем пример: лицо получило какое-либо имущество в результате преступного деяния и вложило его акции компании. Лицо является вполне добросовестным акционером, но при этом акционерное общество не знает каким путем были приобретены акции. Через некоторое время (год, два) лицо привлекается к уголовной ответственности. Чаще всего это происходит по инициативе рейдеров. И у него конфискуют эти акции. Далее конфискованные акции продаются по заниженной цене, и обычно их покупают сами рейдеры. То есть можно сказать, что согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 104.1 может проводиться большое количество корпоративных захватов.

Очень интересным вопросом является то, каким образом происходит распределение средств полученных в результате реализации конфискованного  имущества. Согласно пункту 4 статьи 8 Международной  Конвенции о борьбе с финансированием  терроризма, каждое государство участник должно рассмотреть возможность  создания механизмов, с помощью которых  средства от конфискации использовались бы для выплаты компенсаций жертвам тех преступлений, которые указаны в подпункте «а» или «б» пункта 1 статьи 2 Конвенции или членам их семей. В нашей стране пока механизм распределения средств от реализации конфискованного имущества не предусмотрен.14

2.3 Перспективы

Рассматривая проблему конфискации  имущества, хотим отметить то, что  западные юристы постепенно отказываются от имущественных наказаний, имеющих  конфискационный характер. Ученые юристы отмечали, что штрафы, связанные  с конфискацией имущества: представляют собой нарушение принципов вины, определенности; вторгаются в право  собственности, нарушают начало определения наказания по объему и прочее».

Произойдут ли изменения  в обеспечении правопорядка и  развитии экономики России с введением  норм о конфискации имущества  в Уголовный Кодекс РФ покажет  время.

 

Глава III. Правовое регулирование конфискации.

3.1 Содержание конфискации.

Установленный законом механизм конфискации является средством  реализации государственной политики. В условиях современного мира изъятие  законно нажитого и не используемого  в преступлении имущества, шло бы вразрез с основными принципами частной собственности. Это бы подорвало  доверие народа к государству  как к защитнику имущественных  прав, находящихся в основе развития благосостояния всякого благоустроенного общества. Без существования собственников, которые могут свободно и уверенно распоряжаться своим имуществом в своей стране, наверное трудно достичь благосостояния общества.

В России на данный момент стараются  создать благоприятный экономический  климат, в результате чего капиталы в Россию возвращаются, а не только «бегут». За последние несколько  лет вырос размер иностранных  инвестиций в российскую экономику. Возможно, именно этот факт лег в  основу изъятия из законодательства норм о конфискации имущества  как наказания.

Некоторые авторы считают, что  понятие «конфискация» в ст. 104.1 УК не изменилось, если сравнивать с раннее существовавшим в ст. 52 УК до её исключения. И, на их взгляд, конфискация до сих пор выступает карательной мерой, а его перемещение в другую главу всего лишь формальностью.

Проанализировав доступные  нормативные определения этого  понятия, выяснили, что во всех случаях  суть конфискации проявляется в  изъятии (лишении, отчуждении) и объектом такого изъятия выступает имущество (вещи, предметы). А виды отбираемого  имущества, основание и процедура  конфискации, орган или должностное  лицо, принимавшее решение о её применении и дальнейшая судьба конфискованного  имущества являются переменными  величинами. В разном понимании конфискации  отличается характер отбираемого имущества. При конфискации-наказании имущество, которое осужденным нажито и не использовано в преступном деянии, а при применении «новой» конфискации отчуждается  имущество, нажитое преступным путем или использованное в преступных целях.

Хочется отметить, что конфискацию  не следует рассматривать, как меру, возмещающую материальный ущерб  потерпевшему. Восстановление материального  ущерба потерпевшему происходит при  возвращении ему имущества, основания  и порядок которого урегулированы  гражданским законодательством.

Парламент РФ включает в  себя представителей различных политических сил. Поэтому закрепленный механизм конфискации является компромиссом между сторонниками полной конфискации  всего имущества и сторонниками изъятия лишь того имущества, которое  получено преступным путем.

Рассматривая так называемую «новую» конфискацию, мы видим, что  имущество, полученное преступным путем  и доходы от его использования, подлежит передачи законному владельцу, и  поэтому в отношении имущества, которое получено в результате грабежа, разбоя, мошенничества и других форм хищения, надлежит поступать соответствующим образом.

У похищенного имущества  всегда есть законный владелец и поэтому  хищение имущества, не принадлежащего никому невозможно. А действия с  имуществом, не имеющим собственника или владельца, нельзя назвать хищением. Такое имущество отчуждается  в пользу государства с формулировкой  «бесхозное» (ст. 225 ГК).15 И тем более непонятным становиться, что же имели ввиду авторы, говоря о «другой форме хищения».

Другое дело – отбирание  незаконно перемещаемых через таможенную границу товаров (ст. 188 УК). Товары, которые перемещаются через таможенную границу РФ, могут находиться только в законном владении физических или юридических лиц и при выполнении всех условий, которые предписаны законом. Если требования и условия ввоза вывоза товаров не будут соблюдаться, то это называется контрабандой. Наверное, можно было бы более четко изложить в пункте «а» части 1 ст. 104.1. Уголовного Кодекса РФ то, что конфискации подлежит имущество, полученное в результате совершения преступлений и являющиеся предметом контрабанды. Как мы думаем, под уголовно-наказуемой контрабандой понимается всего лишь нарушение правил перемещения товаров. Если нарушился запрет на ввоз-вывоз товаров в целях безопасности; здесь применяется санкция виде конфискации этого товара. А если же нарушение правил перевозки товаров повлияло только на уплату таможенных платежей или на их снижение, то это будут преступные деяния, ответственность за которые предусмотрена в ст. 194 УК РФ.

Что касается драгоценных  металлов и камней, то это предметы, запрещенные к обращению. Они  подлежат изъятию на основании пункта 2 части 3 ст. 81 УПК РФ.

В юридической литературе можно встретить мнение о том, что недостатком существующего  механизма конфискации является то, что он якобы не позволяет конфисковать имущество в тех случаях, когда очевидно, что имущество нажито преступным путем, но формальных доказательств нет. Ведь в юридической практике самое главное – чтобы были доказательства преступления. И конфискация, как принудительная мера, применяться может лишь при существовании и на основании соответствующих доказательств. Словосочетание, которое применяется в определении конфискации «имущество, полученное в результате совершенного преступления», обозначает то, что это имущество приобретено, произведено, добыто, взято при совершении преступления. К такому имуществу относятся деньги, ценности и иное имущество в любом виде и форме – вещи, безналичные деньги (вклады), право на имущество, являющееся предметом преступления или иным элементом состава совершенного преступления.

Информация о работе Правовое регулирование конфискации