Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:29, дипломная работа
Организация Объединенных Наций впервые провела общемировое исследование, собрав воедино сведения об убийствах, которые совершены в разных странах. Доклад "Глобальное исследование убийств - 2011" подготовлен Управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODC - United Nations Office on Drugs and Crime). Это первое подобное глобальное исследование, поэтому сравнить полученные результаты с показателями по предыдущим годам не всегда получается. Однако некоторые выводы сделать уже можно, и они вызывают большую тревогу у отечественных и зарубежных криминологов .
Введение………………………….………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика преступности в зарубежных странах….6
Глава 2. Современная зарубежная криминологическая наука и практика воздействия на преступность
2.1 Противостояние преступности в Америке: опыт США, Канады, Мек-сики……………………………………………………………………………….23
2.2 Системы воздействия на преступность в государствах Азии и в Ав-стра-лии………………………………………………………………………………35
2.3 Особенности систем воздействия на преступность в иных государ-ствах Азиатско-тихоокеанского регио-на………………………………………….50
Заключе-ние…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы……………………………………….58
Приложения………………………………………………………………….61
Для этого периода характерно ужесточение карательной политики, усиление полицейских сил, интерес к рекомендациям криминологов значительно снизился, эксперименты в области воздействия на преступность стали встречаться в штыки, криминологические исследования в значительной мере были свернуты (например в 1984 г. в Бельгии был закрыт научный центр по изучению преступности несовершеннолетних). Возник опасный феномен отчуждения между наукой и практикой: практики не желали воспринимать выводы науки, а ряд криминологов отказались от ориентации на поиск эффективных мер воздействия на преступность.
Большинство западноевропейских политиков сделали ставки на жесткие меры, которые не требовали серьезной интеллектуальной проработки.' В этих условиях популярность возвратилась к классическим теориям общей и частной превенции. От исправительной пенитенциарной модели в ряде европейских стран стали отказываться в пользу жестко репрессивной. Тюрьму вновь стали рассматривать не как средство воспитания, а как орудие запугивания и изоляции общественно опасных элементов. Некоторые исследователи выделяют в странах Европы три вида политики по отношению к заключенным:
— жестко репрессивная политика запугивания;
— пенитенциарная политика с акцентом на исправление преступников;
— изоляционизм (политика, в которой главная ставка делается на то, чтобы отделить здоровую часть общества от общественно опасных элементов и не более). Неоклассицизм стал главенствующей теоретической концепцией, положенной в основу политики воздействия на преступность7.
Полиция, на материальное обеспечение которой общество тратило значительные средства, оказалась бессильной удержать натиск преступности, несмотря на многократное увеличение ее рядов. Весьма показателен в этом отношении пример Великобритании. После прихода в 1979 г. к власти М. Тетчер правительство во главу угла своей внутренней политики поставило борьбу с преступностью. Причем основной акцент был сделан на укрепление полицейских сил. Расчет строился на создании хорошо оснащенной полиции, наделенной повышенными властными полномочиями. Однако полицейский эксперимент "железной леди" оказался малоэффективным. Рост преступности остановить не удалось. На всем протяжении 80-х гг. расходы на полицию увеличились в три раза, но в то же время количество только зарегистрированных преступлений удвоилось. Полномочия полиции были значительно расширены, а раскрываемость преступлений снизилась. Более того, снизился традиционно высокий авторитет полиции в глазах общественности.
Горькие реалии вынудили политиков сделать вывод о том, что преступность — крепкий орешек, и избавиться от нее с помощью исключительно карательных мер, какими бы жесткими они ни были, невозможно. Национальные системы воздействия на преступность, многие элементы которых практически работали на холостых оборотах, обрели прежнюю значимость. Наряду с сохранением репрессивных мер вновь стали развиваться различные механизмы социального контроля и ранней превенции.
Серьезным изменениям была подвергнута полицейская деятельность. Реформирование полиции в Европе пошло в двух направлениях. В большинстве стран функции этой организации стали расширяться и изменяться. О том, что полиция должна в большей мере ориентироваться на потребности региональной общины, а полицейские — выполнять функции защитников, воспитателей и опекунов, много говорилось в 60-е и 70-е гг., были предприняты некоторые меры в этом направлении, однако резкое усиление карательной составляющей антикриминальной политики переориентировало развитие полицейских сил, которые взяли на вооружение жесткий стиль. В конце 80-х гг. изменение акцентов полицейской деятельности стало актуальной потребностью. Полицейские во многих западноевропейских странах стали заниматься воспитательной работой с несовершеннолетними, консультировать население по проблемам эффективной защиты от преступников, оперативно решать проблемы межличностных отношений, пресекая развитие конфликтов. Да и структура полицейских органов стала меняться в плане ориентации на решение социальных проблем. Например, на улаживание межэтнических конфликтов, которые нередко выливаются в крупномасштабные преступления. В этих целях в датской полиции были созданы специальные межэтнические отделения8.
Несмотря на осознание невозможности справиться с преступностью одними лишь карательными мерами, отказываться от них в большинстве европейских стран не спешат. Например, в Англии в начале 90-х гг. было проведено ужесточение уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Удвоились (до 2 лет) сроки максимальных наказаний для малолетних преступников. Для трудно исправимых подростков 12—14 лет стали создаваться центры перевоспитания. При создании таких центров во многом был учтен положительный опыт аналогичных учреждений Китая и Кубы. Ужесточилась и практика вынесения судебных приговоров, судьи чаще стали апеллировать к длительным срокам лишения свободы. Было ограничено право обвиняемого не отвечать на вопросы и право быть отпущенным под залог. При решении вопроса об освобождении под залог решающим стало мнение потерпевшего. Ужесточение уголовной репрессии прошло и в других европейских странах. Например, до 1978 г. в Нидерландах только 11% приговоров в качестве меры наказания предусматривали лишение свободы на срок более 6 месяцев (в Швеции — 17%, Германии — 70%). В настоящее время приговоров, предусматривающих лишение свободы на срок более года, в Нидерландах выносится 85% (в большинстве западноевропейских стран краткосрочных приговоров выносится не более 3%).3 Как видим, к рекомендациям Ф. Листа здесь прислушались. В Швеции количество заключенных возросло со 163 тыс. в 1988 г. до 167 тыс. в 1991 г.4 Во Франции в период с 1980 г. по 1992 г. количество заключенных возросло на 20%. Основной причиной роста количества заключенных явилось увеличение длительности сроков наказания. В 80—90-е гг. множество новых тюрем было построено в европейских странах. В Брюсселе в качестве идеологической поддержки решительных мер борьбы с преступностью международная общественность организовала так называемый Белый марш, одним из лозунгов которого был: "Мир опасен не из-за тех, кто причиняет зло, а из-за тех, кто позволяет им делать это".
Экономические, политические и социальные процессы сближения высокоразвитых зарубежных государств в 90-е годы не привели к существенному выравниванию уровня преступности в этих странах. Вклад каждой из стран семерки в так называемую общемировую цифру преступности неодинаков. Так, число преступлений, ежегодно совершаемых в США, больше, чем в ФРГ, Англии, Франции, Японии, вместе взятых.
Различна и динамика преступности в этих странах, ее коэффициенты. Наибольшие колебания преступности как в сторону роста, так и снижения имели место в Англии и США. Например, если в 80-е годы ежегодный рост преступности в Англии составлял около 5%, то в 90-е годы число преступлений в Англии ежегодно стало увеличиваться на 15%. Уровень преступности в Англии является самым высоким среди высокоразвитых государств и почти на 60% превышает соответствующий показатель США9.
Относительно стабильным, с тенденциями незначительного роста, уровень преступности был в Японии.
В общем, ежегодные темпы роста или снижения преступности в высокоразвитых зарубежных государствах, как правило, не превышают 2-4%. Этот показатель западными криминологами расценивается положительно, поскольку незначительные колебания уровня преступности позволяют без принятия разного рода чрезвычайных мер планомерно реализовывать долгосрочные и текущие профилактические программы.
Много общих черт в структуре преступности высокоразвитых стран. Преобладают здесь преступления против собственности. Их удельный вес в общей структуре преступности колеблется от 70% в ФРГ до 90% в Японии. Правда, динамика этих преступлений не везде одинакова. В США и Англии более быстрыми темпами растет доля насильственных преступлений при снижении имущественных, в Японии и ФРГ уменьшается удельный вес насильственных преступлений и увеличивается доля имущественных.
Практически повсеместно
в структуре имущественных
Доля насильственных преступлений была наименьшей в Японии - 1,8% в общей структуре преступности и самой высокой в США - 11%. В европейских странах наиболее высокие показатели насильственной преступности фиксируются в Англии - 5% в общей структуре преступности. Среди этих преступлений 72% составляют насильственные действия в отношении личности, 17% - ограбления, 11% - половые преступления; 90% насильственных преступлений против личности в Англии - это незначительные телесные повреждения, нанесенные в драках. Число убийств в Англии не превышает 700 человек, что в 35 раз меньше, чем в США, и во столько же раз больше, чем в Японии. Наиболее криминогенные группы населения в высокоразвитых зарубежных странах - иностранные рабочие10.
В 90-е годы произошли существенные изменения количественных и качественных характеристик преступности в ФРГ. В основном эти изменения были обусловлены объединением Западной и Восточной Германии. В ФРГ ежегодно совершается около 5,5 млн. преступлений, 10% из них приходится на восточные земли. Коэффициент преступности в восточных землях приближается к 4000, в западных землях этот показатель составляет 6600. За годы после объединения уровень преступности в западных землях возрастал на 3-4% в год, а в восточных землях число преступлений почти утроилось. Особенно заметно выросло число тяжких преступлений, разбойных нападений. В 1992-1993 гг. ситуация с преступностью в ФРГ несколько стабилизировалась. Преступность в восточных землях приобретает черты все большего сходства с преступностью в западных землях.
Менее оптимистичны прогнозы в отношении преступности иностранцев. В ФРГ ими совершается свыше 25% всех преступлений: 35% всех разбоев, изнасилований и ограблений, 30% -убийств, столько же краж при отягчающих обстоятельствах. Треть иностранцев - турок - занимаются в ФРГ наркобизнесом.
В отличие от западных земель, в восточных преступления чаще совершаются не иностранцами, а против иностранцев. Проявление неприязни к иностранцам со стороны восточных немцев нередко сопряжено с антисемитизмом. По данным криминологических исследований, многие немцы считают, что у них не было бы серьезных проблем с преступностью, не будь в стране такого большого количества рабочих из Турции, польских туристов, незаконно проникших в страну вьетнамцев, и мозамбикцев11.
Что касается граждан, прибывших в Германию из России и других бывших республик СССР, то они создали крупные мафиозные группировки, занимающиеся торговлей оружием и наркотиками, рэкетом, наемными убийствами. Мафиозные организации из России владеют несколькими подставными фирмами, занимающимися незаконной торговлей.
Оценивая перспективы изменений преступности в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, многие западные криминологи рассчитывают на лучшее. Это связывается, прежде всего, с тем, что в последние годы стабилизировался, а в ряде стран даже снизился уровень преступности несовершеннолетних. Благоприятно сказывается на состоянии уровня преступности процесс постоянного ужесточения наказания в отношении лиц, совершающих насильственные преступления, тяжкие имущественные преступления. Разрабатываются меры по контролю за въездом из стран с нестабильной экономической и политической ситуацией. Много внимания уделяется повышению уровня технического оснащения полиции, активно внедряются в практику электронные системы защиты имущества граждан, все большей поддержкой стало пользоваться развитие частных правоохранительных служб. Например, в США число сотрудников в частных полицейских службах сравнялось с числом полицейских в федеральных и штатных полицейских органах.
В ряде высокоразвитых стран улучшаются показатели раскрываемости преступлений, причем приоритеты отдаются совершенствованию работы по раскрытию тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан. Это, в свою очередь, способствует росту авторитета правоохранительных органов среди населения, которое проявляет большую активность и готовность к сотрудничеству с полицией.
Интеграционные процессы в Западной Европе поставили на повестку дня вопрос об унификации уголовной политики на базе извлечения из опыта каждой страны положительных аспектов. 19 октября 1992 г. Совет Европы принял рекомендации по вынесению приговоров. В соответствии с этими рекомендациями срок лишения свободы должен зависеть от типа преступления. Альтернативные санкции не должны быть слишком широки во избежание судейского произвола. В то же время европейские ученые признали, что сформулировать четкие универсальные принципы назначения наказания им пока не удается — проблема оказалась слишком сложной12. Кстати, интеграционные процессы в Западной Европе скорее отрицательно сказались на криминальной ситуации в большинстве стран. Объединение европейских стран в единый союз и предельное упрощение межгосударственных перемещений во многом упростило совершение преступлений и уход преступников от ответственности. Кроме того, это способствовало своеобразному переливу преступности из одних государств в другие. Например 42% преступлений в Швейцарии в 1991 г. было совершено иностранцами.
В связи с бурным развитием науки и техники на использование технических новинок в борьбе с преступностью в ряде западных стран были возложены особые надежды. Например, в 1992 г. на нескольких автодорогах Лондона было установлено 40 скрытых телекамер, которые автоматически фиксировали транспортные средства, превышающие установленную скорость движения, записывая на пленку скорость, время и номерной знак автомобиля нарушителя. Положительный эффект этой технической новации был настолько велик, что полицейское управление заказало еще 260 таких телекамер. Помимо телекамер, в Великобритании используются и автоматические фотоаппараты, которые могут сделать за несколько секунд две фотографии автомобиля, превышающего допустимую скорость. Фотоснимки используют как доказательство правонарушения в ходе полицейского дознания.3 Практику дистанционного наблюдения взяли на вооружение и представители криминальной полиции. Когда в английском городке Эрдрай в 1992 г. установили десять видеокамер, число преступлений сократилось на 75%, а раскрываемость возросла вдвое и составила 70%13.
Достаточно интересным
является новое архитектурное