Преступность в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:29, дипломная работа

Краткое описание

Организация Объединенных Наций впервые провела общемировое исследование, собрав воедино сведения об убийствах, которые совершены в разных странах. Доклад "Глобальное исследование убийств - 2011" подготовлен Управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODC - United Nations Office on Drugs and Crime). Это первое подобное глобальное исследование, поэтому сравнить полученные результаты с показателями по предыдущим годам не всегда получается. Однако некоторые выводы сделать уже можно, и они вызывают большую тревогу у отечественных и зарубежных криминологов .

Содержание

Введение………………………….………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика преступности в зарубежных странах….6
Глава 2. Современная зарубежная криминологическая наука и практика воздействия на преступность
2.1 Противостояние преступности в Америке: опыт США, Канады, Мек-сики……………………………………………………………………………….23
2.2 Системы воздействия на преступность в государствах Азии и в Ав-стра-лии………………………………………………………………………………35
2.3 Особенности систем воздействия на преступность в иных государ-ствах Азиатско-тихоокеанского регио-на………………………………………….50
Заключе-ние…………………………………………………………………..55
Список использованной литературы……………………………………….58
Приложения………………………………………………………………….61

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Преступность в зарубежных странах.doc

— 557.00 Кб (Скачать файл)

Психологи установили, что высотные дома нередко оказываются источниками депрессии горожан. Городские жилища, в которых концентрируется огромное количество людей (в одном доме подчас можно поселить жителей нескольких деревень), меняют стиль отношений между ними. Такой тип жилищ продуцирует эмоциональную разобщенность людей, способствует развитию безличных, холодных контактов между людьми. В этом мире (который стали называть каменными джунглями), несмотря на многолюдность, человек начинает чувствовать себя одиноким и беззащитным. По данным виктимологических исследований, в различных странах мира в среднем 45% потерпевших становятся жертвами преступлений около дома, 37% — вдали от дома, но в закрытых, недоступных визуальному наблюдению окружающих местах.' Местная община — коллектив соседей, которые готовы оказывать поддержку друг другу, чьим мнением люди могли бы дорожить и взаимоотношения с которыми (одобрение-осуждение) могли бы оказаться эффективным механизмом социального контроля — практически нежизнеспособна в каменных джунглях. Исследования криминологов архитектурного направления установили, что нередко образование общины соседей зависит от того, огорожен ли жилой массив забором, имеется ли непроходной двор. В замкнутых жилых зонах люди привыкают друг к другу, и появление там чужака не проходит незамеченным. Преступники стараются избегать таких жилых комплексов14.

Дальнейшее развитие получило виктимологическое направление  воздействия на преступность. В конце 80-х гг. в ряде стран Европы обсуждался вопрос о наделении потерпевшего правом прекращать судебное преследование преступника в случае примирения с обидчиком. Эти идеи выдвинули криминологи-интеракционисты. Однако они не были реализованы в Европе, поскольку результаты аналогичного эксперимента в США и Канаде не дали положительного результата: совершив одно преступление, преступники нередко вновь подвергали жертву угрозам насилия, требуя примирения и прекращения уголовного дела.

Виктимологи разработали  концепции пассивной и активной защиты. К пассивной защите стали  относить использование бронированных автомобилей, строительство Домов, похожих на крепость, наем телохранителей, которые служат живым щитом, ношение бронежилетов и т. п. Под активной понимали самозащиту и защиту, осуществляемую другими людьми (пресечение нападения). Виктимологи рекомендуют делать свою жизнь менее прогнозируемой — это может затруднить подготовку нападения.

Ориентация граждан  на то, что их безопасность во многом находится в их собственных руках, способствовала развитию общественной инициативы: люди стали объединяться для взаимной поддержки в противодействии преступности. В начале 80-х, когда была сильна надежда на то, что с преступностью удастся справиться профессионалам, если их будет много и если их надлежащим образом экипировать и обучить, практика показала, что расширение полицейских штатов не принесло ожидаемого результата. Надежды на их вездесущесть и оперативность также оказались сильно преувеличенными. И тогда начали возрождаться общественные структуры воздействия на преступность.

В Дании, Франции, Нидерландах, Швеции, Великобритании и Германии возникли общественные советы по предупреждению преступлений. Главным директором Шведского совета по предупреждению преступности стал известный ученый, криминолог Свенсон Бу. Правление этих советов, как правило, возглавляют авторитетные политики. Например, в германской земле Шлезвиг-Голылтейн в правление вошли министр внутренних дел, министр культуры, министр юстиции и министр по социальной защите. В задачу этих советов входит уточнение картины преступности за счет выявления латентного криминала и вскрытие ее причин, носящих локальный характер, — тех факторов, на которые можно эффективно воздействовать на местном Уровне.

В Австрии, Бельгии, Ирландии, Италии и Швейцарии функционируют  специальные комиссии по координации полицейских и административных мероприятий, направленных на предупреждение преступлений15.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в странах Восточной  Европы проходил интенсивный процесс криминализации населения. Например, в Венгрии в 1980 г. регистрировалось всего 130 тыс. преступлений, а в 1991 г. — почти полмиллиона (практически четырехкратный рост).2 Причину столь резкого роста преступности Йозеф Вай усматривает в социальной несправедливости, социальной дезорганизации, ошибочной идеологии, недостатке знаний о том, как надо воздействовать на преступность, генетических и психических отклонениях у некоторой части населения, отрицательной отягощенности алкоголизмом и наркоманией, недостатках функционирования системы правового регулирования, принуждения исполнения законов и предупреждения преступлений.

Экономические, политические и социальные процессы сближения  высокоразвитых зарубежных государств в 90-е –00-е годы XI века не привели к существенному выравниванию уровня преступности в этих странах. Вклад каждой из стран семерки в так называемую общемировую цифру преступности неодинаков. Так, число преступлений, ежегодно совершаемых в США, больше, чем в ФРГ, Англии, Франции, Японии, вместе взятых.

Различна и динамика преступности в этих странах, ее коэффициенты. Наибольшие колебания преступности как в сторону роста, так и снижения имели место в Англии и США. Например, если в 90-е годы ежегодный рост преступности в Англии составлял около 5%, то в ХI веке число преступлений в Англии ежегодно стало увеличиваться на 15%. Уровень преступности в Англии является самым высоким среди высокоразвитых государств и почти на 60% превышает соответствующий показатель США16.

За последнее десятилетие  почти во всех западных странах сформированы специальные государственные, а чаще - государственно-общественные структуры смешанного типа, которые ориентированы на исследования проблем профилактики преступности, разработку различных программ, внедрение их в жизнь.

Так, например, в Швейцарии  созданный в законодательном  порядке Национальный совет с помощью специалистов осуществляет профилактический мониторинг, проводит анализ, прогнозирование тенденций преступности, лоббирует моральную и материальную поддержку исследований, разработку целевых профилактических программ в городах и муниципальных образованиях.

Во Франции аналогичные  функции выполняет Совет городов, во главе которого стоит премьер-министр страны. Кроме того, функционируют более 700 муниципальных советов по профилактике преступности, в которых сотрудничают руководители системы правосудия, служб жилищного развития и социальных услуг, образования и культуры, полиции.

Представляет интерес  и опыт Нидерландов, а также Англии и Уэльса, где наряду с крупными скоординированными мероприятиями национального масштаба, например, созданием британского Комитета по вопросам предотвращения и обнаружения преступлений, многое делается на уровне муниципалитетов. Так, при Управлении лондонской полиции действует служба предупреждения, которая занимается консультированием населения и компаний по вопросам имущественной безопасности. Консультации даются в различной форме: от устных рекомендаций по конкретным ситуациям до письменных разработок концептуальных программ. Например, владельцев автомобилей обучают способам предупреждения угонов17.

В Японии в настоящее время действует разветвленная сеть различных общественных движений профилактического профиля. Самая заметная из них - Ассоциация по предупреждению преступности. Повсеместно действуют комитеты по связи полиции со школами, промышленными корпорациями.

Обзор зарубежного опыта профилактики показывает, что западные государства существенно переориентировали свой профилактический вектор в сторону постоянного сотрудничества с общественными организациями и населением, подняли планку заинтересованности и ответственности правительств и всех государственных органов в обеспечении безопасности граждан, которая и в таких условиях нередко дает сбой.

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная зарубежная криминологическая наука и практика воздействия на преступность

2.1 Состояние и профилактика преступности в Северной и Южной

Америке

 

Характер противостояния преступности в различных странах  Америки достаточно разнообразен, так  же как разнообразны национальные традиции и экономическое положение государств, расположенных в этом регионе.

Соединенные Штаты Америки располагают наиболее богатым опытом в области борьбы с преступностью. Уровень преступности в этой стране один из самых высоких в мире (достаточно отметить, что от преступлений в США погибло значительно больше людей, чем от войн). Высокий уровень экономического развития позволил государственным деятелям США активно внедрять в практику противостояния общества и преступности самые различные рекомендации криминологов.

Правоохранительная деятельность в Соединенных Штатах лежит, в первую очередь, на ответственности местных органов полиции и ведомствах шерифа, государственная полиция обеспечивает более широкий спектр услуг. Федеральные ведомства, такие как Федеральное бюро расследований (ФБР) и Служба судебных исполнителей имеют специализированные обязанности. На федеральном уровне и почти в каждом штате юриспруденция оперирует  общей законодательной системой. Государственные суды разбирают большую часть уголовных дел; федеральные суды обрабатывают определенные преступления, связанные с заявлением государства18.

Среди развитых стран  Соединенные Штаты Америки имеют  уровень выше среднего по насильственным преступлениям, и, в частности, высок уровень вооруженных грабежей и убийств. В 2007 году на 100 тыс. человек приходилось 5,6 убийств, что в три раза превышает этот показатель в соседней Канаде. Этот показатель, который в период с 1991 до 1999 гг. сократился на 42%, сейчас остается неизменным. Право на ношение оружие является темой для политических дебатов.

Соединенные Штаты имеют  высокий уровень по общему числу заключенных в мире. В начале 2008 года были заключены более чем 2,3 млн. человек. Это примерно в семь раз больше, чем в 1980 году. Афроамериканские мужчины в шесть раз чаще попадают в тюрьму, чем белые мужчины, и в три раза чаще – чем испаноязычные.  В 2006 году осужденных в США было в три раза больше, чем в Польше, тоже имеющей высокий показатель (Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). У страны такой высокий уровень осужденных в основном благодаря приговорам и политике борьбы с наркотиками.

Отмененная в большинстве  западных стран, в Соединенных Штатах разрешена высшая мера наказания для некоторых федеральных и военных преступлений. С 1976 года, когда Верховный суд восстановил смертную казнь после четырехлетнего моратория, были совершены около 1000 казней. В 2006 году по количеству казней в мире страна заняла шестое место, после Китая, Ирана, Пакистана, Ирака и Судана. В 2007 году Нью-Джерси стал первым штатом, отменившим смертную казнь в законодательном порядке, в 2009 году к нему присоединился штат Нью-Мексико19.

В 70-е гг. в США проходили  те же процессы, что в Западной Европе: социальное реформирование в целях устранения общественных противоречий и уменьшения уровня социальной дезорганизации, а также крупномасштабное экспериментирование в области пенитенциарии. Американской особенностью этих процессов было то, что социальное реформирование проводилось более осторожно, чем в Европе, а реформы в области уголовно-исполнительной системы были более радикальными. Неопределенные приговоры прочно вошли в судебную практику этой страны: вопрос о том, сколько реально должен находиться за решеткой преступник, решала комиссия клиницистов и тюремной администрации.1 В США были созданы учреждения дифференциации исправительного воздействия и обеспечения раздельного содержания заключенных различной степени криминальной пораженности. Процесс классификации заключенных до начала отбытия ими срока тюремного заключения осуществлялся на основе использования следующих форм: классификационных учреждений при тюрьмах, классификационных комиссий, приемо-отборочных центров, групп по классификации осужденных при органах юстиции. Сотрудники квалификационных комиссий при тюрьмах проводят оценку личности каждого поступившего осужденного и разрабатывают рекомендации для индивидуальных воспитательных программ. В состав комиссии входят социологи, преподаватели, воспитатели, работники специальных служб, врачи. Комиссия определяет режим содержания заключенных, прикрепляет их к общеобразовательной или профессионально-технической программе обучения, решает вопрос о месте работы в исправительном учреждении20.

В 80-е гг. президент  Рейган свернул значительную часть  социальных реформ. Крупномасштабные криминологические эксперименты также были прекращены. Ставка в борьбе с преступностью была сделана на полицейские силы. Очень значительные материальные средства были ассигнованы на расширение их рядов и улучшение технической оснащенности. Карательная практика ужесточилась. Началось строительство новых тюрем. Законодательно полиции и ФБР были предоставлены достаточно широкие права в борьбе с социальным злом. Это почувствовали не только преступники США, но и многих стран мира: от Колумбии до Гонконга (госдепартамент заключил ряд международных договоров, в соответствии с которыми спецслужбы США стали проводить операции по уничтожению транснациональных мафиозных групп во многих странах мира). Для борьбы с преступностью при 'проведении широкомасштабных операций активно использовались вооруженные силы. Многие военные структуры (от береговой охраны до центра медицинской разведки вооруженных сил США) внесли существенный вклад в воздействие на преступность в американском обществе. И это дало положительный результат.

Жесткие меры вначале  стабилизировали преступность, а  затем ее уровень начал снижаться. В 1981 г. статистика ФБР показала тринадцатимиллионный уровень тяжкой преступности (коэффициент на 100 тыс. населения составил 5800). В 1982 г. преступность сократилась на 3%.2. А статистика 1983 г. была еще более обнадеживающей: вновь сокращение, и весьма значительное — 7%. В 1984 г. в США было зарегистрировано 11,8 млн. тяжких преступлений (на 2% меньше, чем в предыдущем году). Это был уже настоящий успех. Обуздание преступности имело огромный общественный резонанс, президент Рейган приобрел колоссальную популярность и был переизбран на второй срок. В США и за рубежом люди увидели, что с криминальным монстром можно справиться.

Правда, тенденцию к  снижению криминала не удалось закрепить, через несколько лет кривая преступности вновь поползла вверх. В 1985 г. количество преступлений, зарегистрированных в США, возросло на 5% (а в южных штатах рост составил, как и в 70-е, 9%). Более того, в развитии преступности наметились драматические тенденции: в результате того, что развитию механизмов социального контроля в период упования на силу полицейской дубинки уделялось недостаточно внимания, по Америке прокатилась волна насилия21.

К концу 80-х — началу 90-х гг. стало вполне очевидно, что  исключительно полицейскими и карательными мерами навести порядок в стране не удается.

Серьезным изменениям была подвергнута полицейская деятельность. Многочисленные комиссии, проверявшие  деятельность полицейского ведомства США, констатировали, что эта структура, образуя свою собственную субкультуру, изолировалась от населения и не в состоянии контролировать развитие криминальной обстановки в стране. Новая стратегия получила название общественной полицейской деятельности (community policing), или политики ориентации на общины. Основой ее стала формула: главной задачей полиции является активная деятельность по предупреждению преступлений, а не реагирование на звонки о происшествиях. Свою работу американская полиция по примеру японских коллег сконцентрировала в микрорайонах. Главный акцент стал делаться на демонстрацию присутствия в жилых районах. К числу ключевых элементов стратегии полицейской деятельности также можно отнести:

Информация о работе Преступность в зарубежных странах